Развитие эмоциональной сферы посредством восприятия классической музыки
статья по музыке (младшая, средняя группа) на тему

Суфьянова Валерия Валерьяновна

В своей работе я столкнулась с проблемой эмоционального развития детей дошкольного возраста. Решение проблемы я нашла в использовании классической музыки.  Ведь музыка играет огромную роль в обогащении эмоционального опыта ребенка, а именно классическая, поскольку классика считается образцом музыки, она универсальна и подходит для людей любого возраста и социального положения. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие эмоциональной сферы посредством восприятия классической музыки

В своей работе я столкнулась с проблемой эмоционального развития детей дошкольного возраста. Проблема развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста не нова, но она по-прежнему актуальна. 

Актуальность данной темы может быть представлена следующими аспектами:

- кардинальные экономические, политические, социальные преобразования и процесс глобализации оказывают на современного дошкольника большое влияние и подвергают серьёзным эмоциональным испытаниям, что или тормозит развитие эмоционального мира дошкольника, или искажает этот процесс;

-  наблюдения за детьми дошкольного возраста в игре и повседневной деятельности показывают, что дети часто неадекватно выражают свои эмоции (злость, страх, удивление, стыд, радость, грусть), не умеют правильно оценивать эмоции других детей, что является существенным барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений и умении конструктивно общаться.

Решение проблемы я нашла в использовании классической музыки.  Ведь музыка играет огромную роль в обогащении эмоционального опыта ребенка, а именно классическая, поскольку классика считается образцом музыки, она универсальна и подходит для людей любого возраста и социального положения. Классическая музыка - основа музыкальной культуры.

Чтобы выявить эффективность использования классической музыки, с помощью соответствующих методик, представленных на слайде, был проведен анализ актуального уровня развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста по следующим параметрам:

- уровень развития эмоциональной сферы;

- уровень развития эмоциональной отзывчивости на музыку;

- оценка умения распознавать и сравнивать эмоции.

Анализ результатов выявил ряд проблем, требующих поиска оптимальных путей их решения, а именно:

- у большинства воспитанников преобладает низкий уровень развития эмоциональной сферы;

- дети не умеют сравнивать эмоции;

- музыкальные произведения не вызывают соответствующего эмоционального отклика;

- эмоциональные реакции не всегда адекватны настроению музыкальных произведений;

- интерес к музыке неглубок и неустойчив.

Для развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста и приобщения к классической музыке была создана и реализована программа по музыкальному развитию детей «Музыкальные шедевры».

Данная программа составлена с учётом целей и задач парциальной программы музыкального развития детей дошкольного возраста «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой. Программа ориентирована на детей младшего и среднего возраста.

Целью программы является формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

Занятия проводились один раз в неделю. Все виды занятий применялись и варьировались в зависимости от возраста и уровня музыкального развития ребенка.

На занятиях применялись следующие методы и приемы музыкальной деятельности:

- метод контрастных сопоставлений произведений позволял заинтересовать детей, активизировал проявления эмоциональной отзывчивости, художественно-образного мышления, воображения;

- метод уподобления характеру звучания музыки предполагает активизацию разнообразных творческих действий, направленных на осознание музыкального образа. Применяются различные виды уподобления звучанию музыки:

- моторно-двигательное уподобление эмоционально-образному содержанию музыки побуждает детей к «экспериментированию», передаче характера музыки в каждый момент ее звучания и является наиболее универсальным и действенным средством развития эмоциональной отзывчивости, музыкального мышления, творческого воображения детей;

  - тактильное уподобление помогает детям ощутить эмоциональную отзывчивость музыки, прочувствовать ее и связать слуховые впечатления с тактильным;

- словесное уподобление – эмоционально-выразительные пояснения характера музыки, сравнения, метафоры, слова-образы, характеризующие смену настроений, поэзия, сказочная сюжетная форма занятий;

- вокальное уподобление в виде тихого выразительного напевания педагогом мелодии во время звучания произведений и подпевания отдельных интонаций;

- мимическое уподобление характеру звучания музыки крайне важно для ребенка, так как служит своеобразным ориентиром в процессе восприятия музыки;

- темброво-инструментальное уподобление характеру звучания музыки применяется в виде оркестровки, выбора выразительного тембра инструмента, соответствующего эмоциональному содержанию музыкального образа;

- интонационное уподобление характеру звучания музыки. Выразительная интонация пояснений, сходня с переданными в музыке настроениями, является для ребенка эмоциональным ориентиром, усиливающим его переживания, способствует пониманию значений слов, осознанию выразительного смысла музыкального языка;

- цветовое уподобление применяется для закрепления представлений о характере музыки, выявления реакций на изменение настроений, осознания формы, развития «словаря эмоций» детей;

- полихудожественное уподобление позволяет ребенку осознать выразительную роль средств языка искусств – живописи, художественного слова, театра, пантомимы, балета.

Предполагаемая подборка репертуара программы позволяла выстраивать занятия вокруг какой-либо темы, объединять их сюжетом, сказкой, игрой и облегчала их варьирование. Например, изучая тему «Весело-грустно» дети узнали, что музыка передает разное настроение людей, получили представления об оттенках чувств, настроений, научились передавать в движениях смену настроений. В теме «Черты характера человека» детям рассказывалось о том, что музыка может передавать не только настроение, но и черты характера человека, также учились различать средства музыкальной выразительности и передавали в движениях характер музыки, учились различать выразительные интонации музыки, сходные с речевыми. Изучались темы «Просьба, радость, печаль», где дети учились различать и определять словесно разные музыкальные настроения, в теме «Смелость-тревога» воспитанники учились различать характер музыкального произведения, изобразительность в музыке, связывать ее с характером пьесы, учились высказываться об эмоционально-образном содержании музыки. В теме «Нежность и забота» учились сравнивать пьесы с одинаковыми или похожими названиями, учились различать оттенки настроений в пьесах с похожими названиями. Также изучались темы: «Разные чувства», «Оттенки грусти», «Оттенки шутливого настроения», «Оттенки настроений в непрограммной музыке».

На занятиях дети переживали эмоциональные состояния, вербализовали собственные переживания, знакомились со словами, обозначающими различные эмоциональные состояния, благодаря чему у них развивалась способность к более глубокому пониманию себя и других людей, умение ориентироваться в эмоциональной реальности.

Использовались классические произведения, таких композиторов как: Бетховен, Кабалевский, Свиридов, Шуман, Чайковский, Гречанинов, Бах, Моцарт, Майкапар.

Об эффективности проведенной работы свидетельствует следующие результаты: воспитанники научились правильно распознавать и сравнивать эмоции, проявляют эмоциональную отзывчивость; у детей расширились знания о музыке. Эмоционально-двигательная активность адекватна характеру произведения, проявляется ярко, выразительно и разнообразно. Дети используют большое количество слов-определений выражающих настроение, характер произведения; у воспитанников присутствует ярко выраженная эмпатия в интонации голоса при перечислении настроений. Дети стали увереннее устанавливать связи между содержанием произведения, средствами выразительности и эмоциональным настроением, что свидетельствует о понимании основных художественных закономерностей.

Таким образом, исходя из полученных результатов, эффективность использования классической музыки дала положительные результаты развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему "Развитие эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста через восприятие классической музыки"

Данная исследовательская работа является результатом моих многолетних  поисков и исследований, направленных на выявление эффективных путей приобщения детей,  к музыкальному искусству начиная...

Программно-методическое пособие по развитию эмоциональной сферы посредством сенсорной комнаты

Пособие включает пояснительную записку, теметическое планирование и цикл сеансов в сенсорной комнате. Сеансы направлены на  снятие негативных эмоциональных состояний, развитие навыков саморе...

Образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группе по развитию музыкальных способностей через восприятие классической музыки под названием «Беседы в музыкальной гостиной»

Образовательная деятельность с детьми  подготовительной  к школе группе по развитию музыкальных способностей через восприятие  классической музыки под названием"Беседы в музыкально...

Формирование начал музыкальной культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством восприятия классической музыки

Формирование начал музыкальной культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством восприятия классической музыки...

Эстетическое развитие старших дошкольников через восприятие классической музыки

Для гармонического эстетического развития дошкольников необходима взаимосвязь с литературой и художественным искусством. Восприятие классической музыки может произойти через эмоции, но необходимо чтоб...

"Развитие эмоциональной сферы посредством театральной деятельности"

Презентация совместного с педагогом- психологом проекта в старшей группе...