Проект "Сказочные образы в музыке".
проект по музыке (старшая группа) на тему

Богачева Екатерина Анатольевна

Знакомство с произведениями классической музыки, с творчеством великих композиторов обогащает личность  ребенка, развивает его культурную, эмоциональную сферу, расширяет кругозор, раскрепощает, дает возможность выразить свои чувства, мысли, формирует умения выразить словами то, что ребенок почувствовал и пережил эмоционально. Понимание содержания музыки, музыкального языка, законов развития музыки делает этот проект познавательным, увлекательным  и чрезвычайно насыщенным новыми знаниями для детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt-viktorina._1947.docx31.24 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Проект «Сказочные образы в музыке»

Подготовила музыкальный руководитель

ГБОУ Школа №1947

Богачева Е.А.

Слушание, восприятие музыки - один из важнейших видов музыкальной деятельности в детском саду. Поэтому этому разделу музыкального воспитания детей я уделяю особое внимание.

Знакомство с произведениями классической музыки с творчеством великих композиторов обогащает личность ребенка, развивает его культурную, эмоциональную сферу, расширяет кругозор, раскрепощает, дает возможность выразить свои чувства, мысли, формирует умение выразить словами то, что ребенок почувствовал и пережил эмоционально.

Работая по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой в рамках ФГОС дошкольного образования, я в полной мере могу реализовать свою главную цель в разделе «Слушание музыки» - дать детям представление о том, что музыка -это особый вид искусства, обладающий своим языком и своими выразительными средствами, понимание которых позволяет проникать в содержание музыкального произведения, следить за развитием музыкальных образов.

Все дети очень любят слушать и читать сказки. Через сказочные образы, хитросплетения сюжета, волшебство ребенок начинает познавать мир. Он учится понимать, что такое «добро» и «зло», что они находятся в постоянном противоречии между собой. Ребенок приучается верить в то, что «добро» в сказке всегда торжествует, «зло» неизменно будет наказано.

Но насколько глубже становится восприятие сказочного сюжета, когда ребенок не просто слушает читаемое ему взрослым произведение, а пропускает через себя, сопереживает, эмоционально откликается на прекрасную музыку, которая по-своему воплощает тот же сюжет или отдельный сказочный образ.

Чтобы понять, как дети поняли то или иное музыкальное произведение, была выбрана такая форма, как викторина.

Викторина «Звучащие образы любимых сказок» была мной задумана, как итог большой совместной с воспитателями старших групп работы по изучению музыкальных произведений и отдельных фрагментов крупных сценических произведений русских и зарубежных композиторов, литературной основой которых стали такие сказки, как «Золушка», «Спящая красавица» Ш. Перро, «Щелкунчик» Т. Гоффмана, «Сказка о Царе Салтане» А.С.Пушкина, русские народные сказки, зарубежные сказки и легенды.

На музыкальных занятиях дети познакомились с такими шедеврами мировой музыки, как Вступление к балету «Спящая красавица» П.И.Чайковского, испанский танец (Шоколад) и русский танец Трипак из второго действия балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского, «Вальс и полночь» из балета «Золушка» С.С.  Прокофьева, «В пещере горного короля» Э.Грига из симфонической сюиты  Г.Ибсена «Пер Гюнт», «Баба-Яга» А.К. Лядова, «Полет шмеля из оперы «Сказка о Царе Салтане» Н.А.Римского-Корсакого.

Особое внимание я уделяла особенностям музыкального языка и разбору музыкально-выразительных средств (МВС). Понимание содержания музыки, законов ее развития, отличия комплексов МВС «добра» и «зла» сделало эти занятия увлекательными, познавательными и чрезвычайно насыщенными новыми знаниями и впечатлениями.

В свою очередь, воспитатели проделали большую работу по изучению литературного материала, обсуждению с детьми содержания сказок и закреплению знаний, полученных на музыкальных занятиях.

В викторине принимают участие 2 старшие группы. Каждая группа формирует свою команду из 6 человек. На столе каждой команды лежит колокольчик.

Командам предлагается на слух музыкальные произведения или его фрагмент и ответить на ряд вопросов по содержанию музыки и сказки. Та команда, которая первая угадала музыку, звонит в колокольчик. Ей предоставляется право ответить. Если данная команда затрудняется с ответом, то право ответа переадресуется второй команде.

Все ответы фиксируются жюри. В конце викторины ответы суммируются, побеждает так команда, которая набрала больше правильных ответов.

После ответов на предложенные вопросы, которые касаются знаний о музыкальном произведений, композиторе, содержании музыки, литературном источнике, участник команды должен выбрать атрибут, из заранее приготовленных, который соответствует содержанию  музыкального и литературного произведения (веер,  кастаньетта, кокошник, бубен, метла, костюм Бабы-Яги, волшебная палочка, костюм злой Феи, костюм Пчелы и туфелька Золушки).

Цель:

Приобщение детей дошкольного возраста к шедеврам мирового искусства: музыкального и литературного видов искусства.

Задачи:

1. Привить детям любовь и интерес к классической музыке. Развивать эмоциональную сферу ребенка, его способность к сопереживанию и самовыражению.

2. Развивать в детях способность анализировать услышанную музыку, умение следить за развитием музыкальных тем и музыкальных образов.

3. Научить на слух выделять музыкально-выразительного средства: мелодия, ритм, динамика, темп, фактура, тембр; уметь их сравнивать.

4. Расширить знания детей о композиторах, их творчестве.

5. Закреплять и развивать знания детей о симфоническом оркестре, особенностях отдельных инструментов.

6. Развивать интерес детей к сказкам различных авторов. Способствовать формированию эмоционального отношения к литературному произведению. Учить детей понимать скрытые мотивы поведения героев сказки.

7. Развивать речь ребенка, обогащать ее новыми понятиями, эпитетами, красочными речевыми оборотами.

8. Воспитывать в детях культуру слушателя, высокое нравственное отношение к культурному наследию.

Перспективное планирование занятий по проекту

Время проведения

Произведение и его автор

Образы

Музыкальная характеристика образа (МВС – музыкально-выразительные средства)

Октябрь 3,4 недели

Э.Григ «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт»

Тролли, совершающие ритуал в честь своего короля»

1.Все произведение построено на развитии одной музыкальной темы.

2.Развитие происходит за счет изменения темпа, динамики, тембрового звучания, смены регистров, от Solo к Tutti.

3.Мрачный характер музыки создает минорный лад, низкие оркестровые тембры (деревянные духовые – фагот, кларнет).

4.Принципы развития – варьирование (изменение).

Ноябрь

П.И. Чайковский – Балет «Щелкунчик», «Испанский танец» (Шоколад)  

«Шоколад» - гость на праздновании у феи Драже

1.Яркий мажор создает праздничное, восторженное, ликующее настроение.

2. Звучный яркий тембр трубы придает музыке темп и темперамент.

3. Звучание кастаньетт придает музыке испанский колорит.

4. Струнные инструменты придают музыке мягкость, напевность.

Ноябрь

Русский танец Трепак

Образ гостьи из России на празднике феи Драже

1. Мажорный лад создает ощущение праздника.

2. Стремительный темп (Presto) придает музыке удаль и задор.

3. Легкое звучание струнных и деревянных духовых инструментов придает музыке изящество, женственность.

4. Звучание бубна подчеркивает в музыке национальный колорит.

Декабрь

П.И. Чайковский – балет «Спящая красавица» вступление

Образы феи Карабос и феи Сирени (сравнительный анализ).

1. Тема феи Карабос лишена яркой напевной мелодии, вместо нее отдельные мотивы, возгласы.

2. Минор подчеркивает мрачный характер образа.

3. Очень громкая динамика вызывает чувство страха и ужаса.

4. Оркестр звучит tutti, нет Solo.

5. Быстрый темп не дает опомниться, сметает все на своем пути.

6. Оркестр звучит резко, кричаще, визжит и грохочет (много медных, ударных инструментов, струнные в высоком регистре).

ТЕМА ФЕИ СИРЕНИ

1. Светлый, чистый мажор.

2. Красивая, льющаяся мелодия, представленная в развитии.

3. Спокойный темп.

4. Много Solo (гобой, флейта, скрипки).

5. Спокойная динамика, форте звучит, как гимн, ликующе и торжественно.

6. Оркестр звучит мягко, кантеленно, много струнных, деревянных-духовых инструментов, медных только в конце сцены для торжественности.

Январь

А.К. Лядов «Баба-Яга»

Образ Бабы Яги

1. Господствующий минор передает суровый, злой нрав Бабы Яги.

2. Использование низких, глухих тембров оркестра (фагот, низкий кларнет) передает низкий, скрипучий голос Бабы Яги, её темную, мрачную сущность.

3. Использование ударных инструментов передает стук ее клюки или костяной ноги, ее хромающую походку подчеркивают акценты.

4. Контраст регистров (низкий и высокий) придает образу фантастические черты.

5. Темповые контрасты (медленно – быстро) делят произведение на эпизоды, которые выстраиваются в сюжетную линию.

Февраль, 1-2 недели

Н.А. Римский-Корсаков «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане»

Образ Гвидона, превратившегося в шмеля

1. Стремительный темп создает впечатление быстрого движения, полета.

2. Ровное звучание струнных инструментов создает эффект жужжания.

3. Ровная единообразная динамика создает ощущение монотонного жужжания.

4. Строение мелодии (мотивы хроматической гаммы), отсутствие широких интервалов так же создает эффект жужжания.

Февраль 3, 4 неделя

С. С. Прокофьев, балет «Золушка», «Вальс и полночь»

Образ Золушки на балу

1. Жанр вальса передает восторг, счастье героини, порывистость и пылкость ее чувств.

2. Бой часов – резкий контраст, вальс не закончен, удары часов вторгаются и обрывают вальс.

3. Использование ударных инструментов имитирует бой часов.

4. Мелодия будто разваливается на глазах, рушится  - это момент превращения прекрасного наряда Золушки в рваное платье.

5. Тема мечты в конце – надежда на счастье и любовь принца, которого Золушка встретила на балу. Светлый мажор и прекрасная мелодия парит в верхнем регистре у скрипок.

    Викторина «Звучащие образы любимых сказок».

 

1. П.И.Чайковский Балет «Щелкунчик» 2д. «Испанский танец» («Шоколад»).

-Назвать музыкальное произведение и композитора.

-Что такое балет?  (музыкальный спектакль, где артисты танцуют)

-В  царстве какой Феи происходит торжество? И кто живет в этом царстве? (В царстве Феи Драже, царство сластей).

-Из какой страны прибыл гость Шоколад? (из Испании)

-Звучит ли в этой музыке солирующий инструмент и как он называется? Что значит Solo , много или один? (Звучит труба, духовой инструмент)

-Какую музыкальную краску используют композитор для передачи яркого, праздничного, восторженного настроения? (мажор)

-Какой испанский национальный инструмент использует П.И.Чайковский? (кастаньетты)

-Эта музыка звучит в начале или в конце балета? Почему?

(Это праздник в честь победы Добра над Злом, Мышиный Король повержен, а герои счастливы вместе).

-Выбрать атрибуты, которые соответствуют этой музыке (Веер, кастаньетта).

2. Э. Григ «В пещере Горного Короля» из сюиты «Пер Гюнт».

-Назвать музыкальное произведение и композитора.

-В какой европейской стране жил Э.Григ (Норвегия)

-Какое событие представляет слушателю эта музыка? Что происходит в пещере Горного Короля? (торжество, праздник в честь Короля).

-Кто такие тролли и где они живут? (это злые гномы, они живут под землей)

-Как в музыке передан мрачный, злой характер троллей? Какая краска музыки господствует здесь? (минор, низкий регистр, отрывистое звучание, нет плавности).

-Как изменяется темп музыки в процессе ее развития? (ускоряется)

-Как меняется динамика? (усиливается от тихого звучания к очень громкому)

-Как меняется звуковысотное положение темы? (поднимается вверх)

-Сколько мелодий, которых можно запомнить и спеть исполнить и спеть использовался в этой музыке Э.Григ? (1)

-Выбрать атрибут, который соответствует этой музыке (шапка гнома)

Музыкальный антракт. Детям предлагается представить музыку Э.Грига «В пещере горного Короля» в виде пластической импровизации.  Передать походку, повадки троллей в движении под музыку.

3. П.И.Чайковский балет «Спящая красавица» Вступление. Звучит тема феи Карабос.

-Назвать музыкальное произведение и композитора.

-Образы каких двух героинь представлены в музыке вступления к балету? (фея Карабос, Фея Сирени)

-Что предсказали новорожденной принцессе эти две Феи?

Как звали принцессу? (Аврора)

-Музыка какой феи звучала сейчас?(Феи Карабос)

-Как в музыке передан характер Феи Карабос?

-Есть ли в музыке Карабос красивая мелодия?

-Музыка звучит тихо или громко? (ff)

-В каком темпе звучит музыка?(Allegro)

-Звучит весь оркестр или мы слышим солирующие инструменты ? (Tutti)

-Какая музыкальная краска господствует в этой теме? (минор)

-Какие инструменты оркестра выделяются? (медные духовые, ударные, струнные в высоком регистре)

-Что можно сказать о характере Карабос? (это злая, коварная фея)

-Почему злится Карабос?

Далее звучит тема Феи Сирени.

-А что можно сказать о Фее Сирени? Какая она в музыке?

-мелодия

-динамика

-темп

-лад

-оркестровые инструменты

-есть SOLO

-эта тема развивается или она неизменна? (развивается)

Это добрая Фея.

Музыкальный антракт. Дети исполняют «Песню о сказке» (муз. и сл. М.В. Сидоровой)

4. Н.А. Римский-Корсаков опера «Сказка о Царе Салтане», «Полет Шмеля».

-Узнать произведение и композитора.

-Что такое опера? (музыкальный спектакль, где артисты поют)

-Какой русский поэт написал «Сказку о Царе Салтане»? (А.С.Пушкин)

-Какие еще сказки А.С.Пушкина вы знаете?

-Какой герой «Сказки о Царе Салтане» превратился в Шмеля? (Гвидон)

-В каком темпе звучит музыка? (очень быстром), а почему? (шмель летит быстро)

-Как звучание оркестра передает жужжание Шмеля? Какие инструменты мы здесь слышим? (струнные, деревянно-духовые, флейта, кларнет)

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные средства создания и воссоздания нового образа посредством музыки

Эффективные средства создания и воссоздания нового образа посредством музыкиГде для детей польза, там же для нихдолжно быть и удовольствие.М. Монтень...

интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста "Сказочные образы в музыке"

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста " Сказочные образы в музыке". Интеграция образовательных областей: "Художественное творчество", "Коммуникация","Чтение художес...

« СКАЗОЧНЫЕ ОБРАЗЫ В МУЗЫКЕ И ПОЭЗИИ»

Ребята, я знаю, все вы любите сказки. А знаете, откуда произошло это слово?...

Интегрированная ННОД по художественно- эстетическому направлению "Сказочные образы в музыке"

Интегрированная ННОД  по художественно- эстетическому направлению "Сказочные образы в музыке"...

Образовательный проект "Классическая музыка в детском саду" - Сказочные образы в музыке Н.А. Римского-Корсакого

Знакомство дошкольников с классической музыкой в рамках образовательного проекта....

"Сказочные образы в музыке Э.Грига"

        В процессе НОД дети продолжают знакомиться с произведениями Э.Грига («Шествие гномов», «Танец эльфов», «В пещере горного короля»)...

Проектная деятельность "Сказочные образы в музыке Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» "

Проектная деятельность "Сказочные образы в музыке Н.А. Римского-Корсакова"...