Беседа "Блин - символ Солнца"
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) на тему

Зозуля Полина Дмитриевна

Тест беседы со старшими дошкольниками. Беседа проводилась в рамках проекта "Как на Масляной неделе!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blin_-_simvol_solntsa.docx17.13 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Масленые беседы. Блин – символ Солнца».

Старшая группа.

Цель: Познакомить детей с традициями празднования Масленицы, с символикой праздника.

Задачи:

  • Знакомить детей с традициями русского народа — праздником Масленица;
  • Знакомить детей с праздничными символами;
  • Прививать уважение к традициям, обычаям и истории русского народа;
  • Развивать чувство ритма, ощущения танцевальных движений.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативная», «Познавательная», «Художественно-эстетическая» (раздел «Музыка»).

Используемый материал: иллюстрации к празднику Масленица с изображением народных гуляний; музыкальный репертуар: масленичные песни, заклички, хороводы.

Ход занятия:

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята! Праздник у нас в разгаре широкий, радостный, яркий. Что за праздник у нас?

Дети: Масленица!

Музыкальный руководитель: Верно всё. Масленица. А что на Масленицу на столах у нас круглое, вкусное, сытное?

Дети: Блины!

Музыкальный руководитель: Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

Во всю Масленицу пекут блины. Без них нет и Масленицы. Хозяйки пекли блины каждый день из гречневой или пшеничной муки. В первый день — блинища, во второй — блины, в третий — блинцы, в четвертый — блинчики, в пятый — блинки, в шестой — блиночки, в седьмой — царские блины. Но блины – не просто угощение. Они – древний символ возвращения к людям солнца и тепла. Народ предается масленичным удовольствиям, катаниям с гор на санках, кулачным потехам. Ребятишки, приготавливая к Масленице ледяные горы, поливая их водой. А потом ребятишки сбегали с гор и кричали: «Приехала Масленица!». Иногда дети лепили из снега бабу, которую называли Масленицей, сажали на санки и скатывали с горы со словами: «Здравствуй, широкая Масленица!». Во всю Масленицу пекут блины, оладьи. От этого и произошла поговорка: «Не житье, а масленица». Вот и наш черед настал песни масленичные петь! Вспомним одну из них. Она называется «Ой, блины, блины…».

Мы давно блинов не ели,

Мы блиночков захотели,

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

Моя старшая сестрица

Печь блины-то мастерица.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

Напекла она поесть

Сотен пять, а может шесть.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

Гости, будьте же здоровы,

Вот блины мои — готовы!

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

Музыкальный руководитель: А ещё к блинам подавали сметану, варенье, масло, мед, рыбу, икру, яйца. Блин хорош не один. Блин не клин, брюхо не расколет! Как на масленой неделе из трубы блины летели! Но блины – не просто вкусное лакомство. Для наших предков они являлись особым – ритуальным символом. Они изображали солнце, просыпающееся после долгой зимы, согревающее весь мир своими тёплыми лучиками. И вся Масленая неделя превращалась в хвалу Солнца и Весны. Водили хороводы, пели песни. В песнях говорилось об изобилии масла, сыра, творога. А какие мы с вами знаем игры на Масленицу?

Дети отвечают.

Музыкальный руководитель: Давайте теперь с вами поиграем. Нам нужно разделиться на две команды. Я каждой команде выдаю по сковороде, на подносе лежат блины, нужно брать по одному блину, положить их на сковороду, добежать до финиша, выложить блин на свое блюдо и вернуться обратно к своей команде и передать эстафету другому ребенку.

Эстафета.

Музыкальный руководитель: Блинов мы с вами напекли, но вот не знаю, хватит ли на всю неделю? Сколько длится по времени масленичная неделя?

Дети отвечают.

Музыкальный руководитель: А давайте вспомним все дни недели?

Дети отвечают.

Музыкальный руководитель: На Масленичной неделе у каждого дня было своё название и значение. Давайте узнаем их.

Презентация «Масляная неделя».

Музыкальный руководитель: А вы с какими начинками любите блины?

Дети отвечают.

Музыкальный руководитель: Давайте мы с вами тоже попробуем испечь блины, но для того, чтобы их испечь, что нужно сначала сделать?

Дети отвечают.

Музыкальный руководитель: Правильно, нужно замесить тесто. А из чего мы с вами будем месить тесто? Вы заметили, на столе лежат картинки, на них нарисовать предметы, вам нужно выбрать, те картинки, на которых нарисованы нужные нам ингредиенты для теста.

Дети делятся на подгруппы и выбирают нужные картинки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- конспект открытого занятия “Пасхальные яйца – символ весеннего Солнца!”

Цели:~       познакомить с мастерством миниатюрной росписи на поверхности яйца, с историей и особенностями этого древнего искусства;~       ...

Проект "Родные символы или неофициальные символы России как средство развития представлений о Родине у детей старшего дошкольного возраста ".

Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.[[{"...

"Символ-тест как символ самопроверки."

работа с системой « Символ-Тест»...

Конспект беседы «Блин – символ Солнца»

Цель: Познакомить детей с традициями празднования Масленицы, с символикой праздника.Задачи:Знакомить детей с традициями русского народа — праздником Масленица;Знакомить детей с праздничными симв...

Конспект НОД изобразительной деятельности по аппликации "Солнце - символ чувашского узора" в старшей группе

Ведущим орнаментом в чувашской вышивке является знак Солнца. Символ солнца – это источник жизни, пожелание добра, счастья дому, человеку, и расположен он всегда в центре узора. Солнце вышивалось...

ПРОЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ «В символах Россию открываю, в символах Россию познаю» Номинация: «Символика России» для детей 4-6 лет

Проект в старшей группе по патриотическому воспитанию ( символы государственности : флаг, герб, гимн)...

Методические рекомендации по изучению и использованию государственных символов РФ. Обновление содержания образовательной программы вопросами изучения государственных символов РФ.

Нравственно – патриотическое воспитание способствует тому, что у ребенка развиваются навыки взаимоотношений с взрослыми и сверстниками; развивается интерес к русским традициям и обычаям; появляе...