Программа развития творческих способностей детей
рабочая программа по музыке (старшая группа) на тему
программа
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Программа развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
« Северный проект»
Музыкальный руководитель
МБДОУ ЦРР № 7 «Остров сокровищ»
Васильева Наталия Петровна
Занятие1
Вводное занятие
Цель: формировать представления о кукольном театре, о различных театральных профессиях, о приемах кукловождения.
- Ознакомление детей с видами и жанрами театрального искусства
- Чтение сказки И. Мигалкина «Куоска уонна кутуйах»
- Подвижная игра « Кто по мостику прошел?»
Цель: развивать пантомимику, умение передавать выразительный образ в движении.
Ребенок должен загадать какой-нибудь образ (человек, животное, птица, растение и т.д.), пройти по воображаемому мостику и постараться передать этот образ в движении. Остальные дети должны угадать, кто по мостику прошел.
4. Дидактическая игра «Узнай по голосу».
Цель: развивать речевую память и фонематический слух детей.
Занятие2
Малые фольклорные формы народов Севера.
Цель: Развивать способность слушать малые формы поэтического фольклора, ознакомить детей о жанровых особенностях народов Севера, назначении загадок, пословиц, поговорок.
- Творческая игра «Герои любимых сказок», распределение ролей по сказке «Куоска уонна кутуйах».
Цель: установление лексико-грамматических отношений между членами предложения; формирование связности и четкости высказываний, актуализация накопленного словаря, учить составлять рассказ о персонаже сказки.
- Инсценировка сказки «Куоска уонна кутуйах» (Куклы из перчаток).
Цель: Развивать умение передавать образ сказочных героев.
- Игра «Маски»
Цель: Развитие воображения, наблюдательности, сообразительности, выразительности движений.
Описание игры: На одного ребенка, который стоит перед остальными детьми, надевают маску животного, но он не знает какого. Чтобы догадаться, чья эта маска, ребенок предлагает кому-либо из детей изобразить это животное. Если животное будет угадано, водящим становится ребенок, который его изображал.
- Загадки,пословицы народов Севера
Занятие 3
- Чтение и пересказ народной сказки «Куобах тымныйбыт»
Цель: Учить пересказывать художественное произведение.
Знакомить с художественным произведением, обратить внимание на национальный колорит. Развивать грамматический строй речи.
- Игра «Бесконечная история»
Цель: Развивать воображение, учить придумывать различные варианты продолжения сказки.
Воспитатель предлагает поиграть в сказку, напоминает о сказке «Лисичка со скалочкой».
Задание: Придумайте: «Что могла найти лисичка по дорожке? И что могло с ней приключиться?»
Изготовление атрибутов к сказке «Куобах тымныйбыт».
Цель: Развитие общей моторики, развитие мелкой моторики, по ходу работа над выразительностью.
- Упражнение «Раздумье»
«Мальчик собирал в лесу грибы и заблудился. Наконец он вышел на большую дорогу. Но в какую сторону идти?»
Выразительные движения: ребенок стоит, руки сложены на груди или одна рука на груди поддерживает другую руку, на которую опирается подбородок.
Занятие 4
- Кукольный театр «Куобах тымныйбыт» (Игрушки-попрыгунчики)
Цель: формировать представления о кукольном театре,о приемах кукловождения, развивать дикцию, интонирование, правильное дыхание.
- Музыкально-дидактическая игра «Кто как идет» (муз. Г.Левкодимова)
Цель: Развивать ритмический слух у детей, упражнять детей в восприятии и различении акцента на примере животных Северного края. Учить передавать в движениях, жестах повадки животных.
- Колыбельная для Хомани. Беседа
Цель: Сформировать системное представление о фольклоре,обрядами и традициями народов крайнего севера.
- «Хоровод сказочных героев»
Цель: развитие выразительности движений, раскованности, групповой сплоченности.
Описание игры: Дети, двигаясь по кругу, подражают ребенку, который находится в центре и изображает какого-либо сказочного героя, выбранного им по собственному желанию или по подсказке педагога
Занятие 5
- Чтение рассказа «Икки ийэ уонна кыыс» (С.Данилова), дидактическая игра «Узнай по голосу».
Цель: Знакомить с новым произведением художественной литературы. Развивать фонематический слух детей.
- Рисование эпизода из рассказа «Икки ийэ уонна кыыс», пересказ по рисункам.
Цель: развитие речевой памяти.
- Беседа - «Какой персонаж сказки вам понравился? Почему?». Репетиция сказки, обучение навыкам кукловождения.
Цель: развивать монологическую речь.
- Этюд «Азбука настроения»
Цель: учить выражать свои эмоции.
Детям, сидящим за столом, раздается набор из шести карточек, на каждом из которых изображен персонаж с разным эмоциональным состоянием. Детей просят по сигналу ведущего поднять карточку, на которой персонаж удивлен, обижен, радуется и т.д. Можно также попросить детей рассказать случаи из своей жизни, когда они испытывали такие же чувства.
Занятие 6
- Дидактическая игра «Угадай сказку»
Цель: развивать связную речь, поддерживать интерес к художественной литературе.
- Выставка рисунков домашнего задания «Мой любимый персонаж» (коллективный разбор, анализ рисунков)
- Этюды на выражение различных эмоций: «Потерялся», «Испугался», «Сердитый», «Радостный», «Робкий ребенок» и т.д.
4.Упражнения для мимики лица «Соленый чай»
«Бабушка потеряла очки и поэтому не заметила, что насыпала в сахарницу вместо сахара мелкую соль.
Внук захотел пить. Он налил себе в чашку чай и, не глядя, положил в него две ложки сахарного песка, помешал и сделал первый глоток. До чего же противно стало у него во рту!»
Выразительные движения: голова наклонена назад, брови нахмурены, глаза сощурены, верхняя губа подтягивается к носу, нос сморщен – ребенок выглядит так, словно он подавился.
5.Упражнение «Удивление»
«Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл, кошки там не было... Из чемодана выпрыгнула собака».
Мимика: рот раскрыт, брови и верхние веки приподняты.
Рекомендации по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
- Работая с детьми над инсценировками, педагог не преследует цель обучать именно актерскому мастерству. Важно создать на занятиях ненапряженную, радостную обстановку, которая будет располагать детей к творческой игре и свободной речи. Участие в инсценировках дает возможность перевоплощаться в различные образы и побуждает говорить свободно и выразительно, действовать раскованно.
- Не забывайте хвалить ребенка даже за самый незначительный успех, старайтесь вселить в него уверенность, в то же время ненавязчиво приучайте его к старательности, терпению.
- Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка, избегайте критиковать первые опыты – как бы ни были они неудачны. Относитесь к ним с теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит.
- Любые инсценировки должны разворачиваться в присутствии зрителей. Это вызывает у детей определенную ответственность, желание лучше сыграть свою роль, четко говорить.
- Деятельность должна сменяться отдыхом, утомление от нахождения в статичной позе снимается чередованием видов деятельности;
- Каждое задание должно заканчиваться полезным и по возможности осязаемым результатом;
- Подготовительная работа необходима для того, чтобы ознакомить детей с содержанием выбранного для спектакля текста. Педагог передает текст (если он не велик) в лицах. Если же он большой, то только какую-то определенную часть. Дети вслед за педагогом повторяют только слова действующих лиц. Затем в вопросно-ответной беседе выявляется, какие свойства характера присущи каждому персонажу, каковы должны быть его манера речи, мимика, жесты, походка. Такая подготовка настраивает детей на творческий лад.
- Для инсценировок необходимо подобрать и изготовить определенные атрибуты. Это могут быть маски персонажей, костюмы, которые дети делают вместе с взрослыми, или некоторые детали к костюму. Все это не просто ручной труд, но и повод для разговора. Во время работы педагог просит каждого ребенка рассказать о том, как он изготовляет ту или иную поделку.
- Распределяя роли в игре-драматизации, педагог должен учитывать, какая речевая нагрузка возможна для детей в определенный период работы. Важно дать ребенку возможность выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы он мог, перевоплощаясь, отвлечься от речевого дефекта, обрести веру в себя. Не имеет значения, какую роль исполняет ребенок – робкого зайца или находчивую Машу. Важно, что он создает образ с несвойственными ему самому чертами, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступать в речь, справляясь с волнением.
- Заучивание роли прекрасно тренирует произвольную память. Как известно совершенствование произвольной памяти у дошкольников тесно связано с постановкой перед ними специальных задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала. Множество таких задач естественно возникает в игровой деятельности. Особенно, если ребенку интересно то, что необходимо запомнить, в данном случае его роль – образ выбранного героя. Но можно обойтись и без заучивания ролей детьми, если предложить, например, вылепить фигурки персонажей так, чтобы можно было с их помощью разыграть сказку по памяти.
- По ходу самой игры педагог, замечая бедность выразительных средств у кого-то из играющих, напоминает о чувствах, настроении героя в данной ситуации, указывает на допущенные неточности. Вопросы, советы, напоминания приучают ребенка следить за своим игровым поведением, действовать согласованно с партнерами, ярче изображать роль, используя движения рук, головы, туловища, мимику, речевые выразительные средства.
- Нужно предлагать участникам игр меняться ролями, чтобы каждый мог прочувствовать не только своего персонажа, выбранного согласно со своими внутренними симпатиями, но и других персонажей, с другими качествами, характерами и поведением, для того чтобы лучше понять и всесторонне оценить проблему, поставленную в произведении.
Открытый урок «Культура и быт народов Севера»
Здравствуйте ребята!
Сегодня, ребята, мы отправляемся в путешествие в нашу тундру и лесотундру, где познакомимся ближе с разными народами, его культурой и их очень сложной работой-оленеводством. Тундра-это равнина, где восемь месяцев длится зима с сильнейшими морозами и буйными ветрами .Не все растения могут выдержать суровые условия севера, а растут только те, которые смогли приспособиться к долгой зиме и короткому лету. Но живет и трудится здесь сильный, выносливый народ: нипочем им полгода темной ночи, ни снег, ни вьюга, ни мороз.
Коренные жители тундры –эвены, эвенки, ханты, ненцы и другие. Главное их занятие – это оленеводство, рыболовство, охота. Живут они здесь с давних пор. Это очень смелые и сильные люди. Ведут они кочевой образ жизни. В поисках корма для животных они кочуют с одного места на другое. Съедят олени корм, идут дальше, а за ними оленеводы. Там, где живут оленеводы называется стойбище. Живут в этих стойбищах они в чумах. Чум делают из оленьих шкур.
- Как вы думаете дети, почему они живут в чумах?
Потому что его можно быстро разобрать и перевести на другое место. По середине стоит железная печь, а вокруг постели. В верхней части чума оставляют дымовое отверстие. Оно необходимо для того, чтобы дым от печки не задерживался в чуме, а выходил на улицу.
- А каких животных Севера вы знаете? (Ответы детей)
Это и знаменитый белый медведь, белоснежный песец, заяц, полярный волк. Но больше всего там северных оленей. Севера издавна охотились на них. Но всегда к ним относились очень бережно.
Олень – это животное, которое кормит и одевает северян. Летом олени линяют, меняют густой и длинный мех на более короткий. Меняется и цвет шерсти. Она становится коричневатой или серовато-бурой.
Как вы думаете, почему это происходит? Ответы детей.
- правильно, зимой, среди бесконечных снежных просторов белый северный олень незаметен ни для меткого охотника ни для стаи хищных голодных волков. К тому же густой и пышный мех защищает зверя от мороза. Летом, когда стада оленей пасутся в тундре, они почти сливаются с болотными бурыми кочками. Такая окраска называется защитной. Кроме того, широкие копыта оленей помогают им не провалиться в снег или болото.
Посмотрите на это фото, что вы видите?
Эти длинные легкие сани называются нартами. Нартами управляет каюр, а также в нарты запрягают ездовых собак или оленей.
- Из чего сшита одежда? (Из меха)
Одежда Северян шьется из оленьего меха. Народы Севера очень талантливы. Они делают очень красивые изделия из меха. В долгую полярную ночь женщины расшивают одежду их оленьего меха. У эвенов и эвенков одежда расшита еще и красивым бисером. В тундре нет магазинов, поэтому игрушки родители для своих детей делают сами: для мальчиков – лодочки, фигурки оленей, нарты; для девочек – куколок из утиных носиков и такую же шьют одежду, какую носят сами (показ).
Ребята, как вы думаете, дети помогают родителям?
Девочки помогают маме в чуме по хозяйству, мальчики с папой ходят на рыбалку, вместе охотятся.
А играют дети в разные подвижные игры, где копируют своих родителей и учатся их профессии.
А какая у них профессия ребята?
Давайте мы с вами поиграем в игру! Она называется ловля оленей.
Выбирается трое пастухов, остальные дети – олени. Пастухи берутся за руки и стоят лицом к оленям. Олени бегают по залу, останавливаются, пьют воду или ищут ягель, снова бегают по залу. По сигналу пастухи пытаются поймать оленя, сомкнув руки (Поймать оленя в круг).
Правила игры: ловить оленей можно только по сигналу. Олени не могут вырываться из круга (Игра проводится 2-3 раза).
У Северных народов свои песни и танцы, не похожие на русские народные. Коренные жители тундры вечерами у костра любили сочинять сказки. Сегодня я вам расскажу одну из сказок.
Жила была Лиса, она ленилась добывать себе пищу, поэтому и жила плохо, голодала. Однажды она сказала дочери:
— Обману-ка я ворона. Скажу, что замуж вышла, богато жить стала.
Дочь говорит:
— Не надо обманывать! Лучше попроси у него еды по-хорошему.
Не послушалась лиса. Взяла старую мокрую сетку для рыбы, в мешок затолкала, завязала, пошла к ворону. Ворон услышал, что кто-то идёт, спрашивает:
—Кто там?
А лиса отвечает:
— Это мы с мужем пришли. Ворон удивился:
— Смотрите-ка! Двоюродная сестрица замуж вышла. Пусть мужа покажет.
Лиса говорит:
— Муж не может при свете находиться. Его предки в темноте жили, и он темноту любит. Он как будто слепой — ничего не видит.
Тогда ворон говорит:
— Ну что ж, потушите светильники. Пусть заходят.
Когда лиса зашла, ворон спросил:
— Что будете есть? Лиса ответила:
— У нас пищи много. Ешьте сами. Пошла жена ворона в кладовую за едой, а лиса тихонечко за ней пробралась и стала еду в мешок складывать. Полный мешок наложила, завязала, в сени вынесла, в угол поставила.
А ворон всё удивляется:
— Вот ведь наконец-то двоюродная сестрица замуж вышла!
А лиса всё хвастает:
— У моего мужа много оленей. Два больших табуна. А у вас нет ли яиц? Мой муж очень любит яйца. В обмен обещаю вам оленьи шкуры. Вот они, шкуры, в мешке. Пощупай.
Ворон пощупал мешок. Действительно, там что-то мягкое, как оленьи шкуры. Обрадовался ворон: «Вот богатство — всем на одежду хватит».
Распрощалась она с вороном и его женой, в сенях мешок с пищей захватила, нагрузилась так, что едва до дому дошла. Дома сказала дочери, смеясь:
— Смотри-ка, ведь обманула я ворона. Он думает, я и вправду замуж вышла. И старую сеть за оленьи шкуры принял.
Тем временем ворон радовался, что так легко добыл оленьи шкуры. Пришёл их сын. Когда ему рассказали про шкуры, он сказал:
— А ну-ка, покажите своё богатство! Мать достала мешок, развязала, вытащила сетку, удивилась:
— Смотрите-ка — нет ничего! Только старая сетка!
Рассердился ворон, приказал:
— Двери в кладовой завесьте сеткой. Если лиса ещё придёт, пусть сама еду возьмёт. Сунет лапу в мешок и попадёт в капкан.
И правда, через некоторое время лиса опять пришла, снова врет:
— Вот мы с мужем опять пришли. Шкуры принесли.
Жена ворона притворилась больной, говорит:
— Ах, сегодня у меня голова болит. Не могу выйти.
Лиса говорит:
— Ну, тогда до свидания, мы торопимся.
А сама к кладовой пробралась, лапу в мешок сунула. Застряла лапа в мешке. Дёрнула лиса лапу, хотела убежать, но в сетке запуталась, закричала:
— Ой, что вы со мной делаете? А ворон говорит:
— Ты сама себе плохо сделала. Зачем нас обманула? Зачем вместо шкур старую сетку дала? Заплакала лиса, стала просить, чтобы её освободили, но никто её не выручил. Так ворон проучил воровку и обманщицу лису.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/14/picture-270092-1389704821.jpg)
ПРОГРАММА. Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности в НОД.
ПРОГРАММА.Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности в НОД....
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/06/picture-436788-1575645732.jpg)
Программа "Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования"
Программа расчитана на детей 1,5-3 лет, срок реализации программы - 2 года. Программа направлена на формирование у детей навыков изодеятельности, совершенствование наблюдательности, воспита...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/10/picture-174602-1641817524.jpg)
Рабочая программа "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения технологии квиллинг"
Предлагаю вашему вниманию рабочую программу, с учетом регионального компонента растения Алтайского края. Данная программа соответствует основным требованиям ФГОС....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/20/picture-845991-1479653279.jpg)
Программа «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования»
Программа по изобразительной деятельности расчитана на детей средних, старших и подготовительных групп.Нетрадиционные техники рисования, которые предложены детям для освоения подобраны по принципу: от...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/23/picture-155215-1464015319.jpg)
Программа развития творческих способностей детей дошкольного возраста «Арт-дизайн»
Арт-дизайн – одна из линий развития современного дизайна. Основным качеством которого, составляют дизайнерские решения этого направления – это сильная художественная составляющая. В арт-ди...
Рабочая программа «Развитие творческих способностей детей средней группы средствами русского фольклора Сибирского региона»
Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста – актуальная проблема современной педагогики. Творческая личность всегда активна, способна к самостоятельности мышления и пре...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/15/picture-993716-1515986435.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Развитие творческих способностей детей в условиях реализации ФГОС Нетрадиционная техника рисования. Для детей подготовительной группы Возраст детей с 6 до 7 лет
Цель программы: развитие художественно-творческих способностей детей через освоение нетрадиционных техник изображения.Задачи программы.Развивать у детей коммуникативные, речевые, инте...