Программа развития творческих способностей детей
рабочая программа по музыке (старшая группа) на тему

Васильева Наталия Петровна

программа

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Программа развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

                              « Северный проект»

                                                    Музыкальный руководитель

                                                               МБДОУ ЦРР  № 7 «Остров сокровищ»

                                                Васильева Наталия Петровна

          Занятие1

Вводное занятие

Цель: формировать представления о кукольном театре, о различных театральных профессиях, о приемах кукловождения.

  1. Ознакомление детей с видами и жанрами театрального искусства
  2. Чтение сказки И. Мигалкина «Куоска уонна кутуйах»
  3. Подвижная игра « Кто по мостику прошел?»

Цель: развивать пантомимику, умение передавать выразительный образ в движении.

Ребенок должен загадать какой-нибудь образ (человек, животное, птица, растение и  т.д.), пройти по воображаемому мостику и постараться передать этот образ в движении. Остальные дети должны угадать, кто по мостику прошел.

4.   Дидактическая игра «Узнай по голосу».

Цель: развивать речевую память и фонематический слух детей.

Занятие2

Малые фольклорные формы народов Севера.

Цель: Развивать способность слушать малые формы поэтического фольклора, ознакомить детей о жанровых особенностях народов Севера, назначении загадок, пословиц, поговорок.

  1. Творческая игра «Герои любимых сказок», распределение ролей по сказке «Куоска уонна кутуйах».

Цель: установление лексико-грамматических отношений между членами предложения; формирование связности и четкости высказываний, актуализация накопленного словаря, учить составлять рассказ о персонаже сказки.

  1. Инсценировка сказки «Куоска уонна кутуйах» (Куклы из перчаток).

Цель: Развивать умение передавать образ сказочных героев.

  1. Игра «Маски»        

Цель: Развитие воображения, наблюдательности, сообразительности, выразительности движений.

Описание игры: На одного ребенка, который стоит перед остальными детьми, надевают маску животного, но он не знает какого. Чтобы догадаться, чья эта маска, ребенок предлагает кому-либо из детей изобразить это животное. Если животное будет угадано, водящим становится ребенок, который его изображал.

  1. Загадки,пословицы народов Севера

Занятие 3

  1.  Чтение и пересказ народной сказки «Куобах тымныйбыт»

Цель: Учить пересказывать художественное произведение.

Знакомить с художественным произведением, обратить внимание на национальный колорит. Развивать грамматический строй речи.

  1. Игра «Бесконечная история»

Цель: Развивать воображение, учить придумывать различные варианты продолжения сказки.

Воспитатель предлагает поиграть в сказку, напоминает о сказке «Лисичка со скалочкой».

Задание: Придумайте: «Что могла найти лисичка по дорожке? И что могло с ней приключиться?»

Изготовление атрибутов к сказке «Куобах тымныйбыт».

Цель: Развитие общей моторики, развитие мелкой моторики, по ходу работа над выразительностью.

  1. Упражнение «Раздумье»

«Мальчик собирал в лесу грибы и заблудился. Наконец он вышел на большую дорогу. Но в какую сторону идти?»

Выразительные движения: ребенок стоит, руки сложены на груди или одна рука на груди поддерживает другую руку, на которую опирается подбородок.

 Занятие 4

  1. Кукольный театр «Куобах тымныйбыт» (Игрушки-попрыгунчики)

Цель: формировать представления о кукольном театре,о приемах кукловождения, развивать дикцию, интонирование, правильное дыхание.

  1. Музыкально-дидактическая игра «Кто как идет» (муз. Г.Левкодимова)

Цель: Развивать ритмический слух у детей, упражнять детей в восприятии и различении акцента на примере животных Северного края. Учить передавать в движениях, жестах повадки животных.

  1. Колыбельная для Хомани. Беседа

Цель: Сформировать системное представление о фольклоре,обрядами и традициями народов крайнего севера.

  1. «Хоровод сказочных героев»

Цель: развитие выразительности движений, раскованности, групповой сплоченности.

Описание игры: Дети, двигаясь по кругу, подражают ребенку, который находится в центре и изображает какого-либо сказочного героя, выбранного им по собственному желанию или по подсказке педагога

Занятие 5

  1. Чтение рассказа «Икки ийэ уонна кыыс» (С.Данилова), дидактическая игра «Узнай по голосу».

Цель: Знакомить с новым произведением художественной литературы. Развивать фонематический слух детей.

  1. Рисование эпизода из рассказа «Икки ийэ уонна кыыс», пересказ по рисункам.

Цель: развитие речевой памяти.

  1. Беседа - «Какой персонаж сказки вам понравился? Почему?». Репетиция сказки, обучение навыкам кукловождения.

Цель: развивать монологическую речь.

  1. Этюд «Азбука настроения»

Цель: учить выражать свои эмоции.

Детям, сидящим за столом, раздается набор из шести карточек, на каждом из которых изображен персонаж с разным эмоциональным состоянием. Детей просят по сигналу ведущего поднять карточку, на которой персонаж удивлен, обижен, радуется и т.д. Можно также попросить детей рассказать случаи из своей жизни, когда они испытывали такие же чувства.

Занятие 6

  1. Дидактическая игра «Угадай сказку»

Цель: развивать связную речь, поддерживать интерес к художественной литературе.

  1. Выставка рисунков домашнего задания «Мой любимый персонаж» (коллективный разбор, анализ рисунков)
  2. Этюды на выражение различных эмоций: «Потерялся», «Испугался», «Сердитый», «Радостный», «Робкий ребенок» и т.д.

4.Упражнения для мимики лица «Соленый чай»

«Бабушка потеряла очки и поэтому не заметила, что насыпала в сахарницу вместо сахара мелкую соль.

Внук захотел пить. Он налил себе в чашку чай и, не глядя, положил в него две ложки сахарного песка, помешал и сделал первый глоток. До чего же противно стало у него во рту!»

Выразительные движения: голова наклонена назад, брови нахмурены, глаза сощурены, верхняя губа подтягивается к носу, нос сморщен – ребенок выглядит так, словно он подавился.

5.Упражнение «Удивление»

«Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл, кошки там не было... Из чемодана выпрыгнула собака».

Мимика: рот раскрыт, брови и верхние веки приподняты.

Рекомендации по развитию творческих способностей  детей старшего дошкольного возраста.

  1. Работая с детьми над инсценировками, педагог не преследует цель обучать именно актерскому мастерству. Важно создать на занятиях ненапряженную, радостную обстановку, которая будет располагать детей к творческой игре и свободной речи. Участие в инсценировках дает возможность перевоплощаться в различные образы и побуждает говорить свободно и выразительно, действовать раскованно.
  2. Не забывайте хвалить ребенка даже за самый незначительный успех, старайтесь вселить в него уверенность, в то же время ненавязчиво приучайте его к старательности, терпению.
  3. Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка, избегайте критиковать первые опыты – как бы ни были они неудачны. Относитесь к ним с теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит.
  4. Любые инсценировки должны разворачиваться в присутствии зрителей. Это вызывает у детей определенную ответственность, желание лучше сыграть свою роль, четко говорить.
  5. Деятельность должна сменяться отдыхом, утомление от нахождения                   в статичной позе снимается чередованием видов деятельности;
  6. Каждое задание должно заканчиваться полезным и по возможности осязаемым результатом;
  7. Подготовительная работа необходима для того, чтобы ознакомить детей с содержанием выбранного для спектакля текста. Педагог передает текст (если он не велик) в лицах. Если же он большой, то только какую-то определенную часть. Дети вслед за педагогом повторяют только слова действующих лиц. Затем в вопросно-ответной беседе выявляется, какие свойства характера присущи каждому персонажу, каковы должны быть его манера речи, мимика, жесты, походка. Такая подготовка настраивает детей на творческий лад.
  8. Для инсценировок необходимо подобрать и изготовить определенные атрибуты. Это могут быть маски персонажей, костюмы, которые дети делают вместе с взрослыми, или некоторые детали к костюму. Все это не просто ручной труд, но и повод для разговора. Во время работы педагог просит каждого ребенка рассказать о том, как он изготовляет ту или иную поделку.
  9. Распределяя роли в игре-драматизации, педагог должен учитывать, какая речевая нагрузка возможна для детей в определенный период работы. Важно дать ребенку возможность выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы он мог, перевоплощаясь, отвлечься от речевого дефекта, обрести веру в себя. Не имеет значения, какую роль исполняет ребенок – робкого зайца или находчивую Машу. Важно, что он создает образ     с несвойственными ему самому чертами, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступать в речь, справляясь с волнением.
  10. Заучивание роли прекрасно тренирует произвольную память. Как известно совершенствование произвольной памяти у дошкольников тесно связано с постановкой перед ними специальных задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала. Множество таких задач естественно возникает  в игровой деятельности. Особенно, если ребенку интересно то, что необходимо запомнить, в данном случае его роль – образ выбранного героя. Но можно обойтись и без заучивания ролей детьми, если предложить, например, вылепить фигурки персонажей так, чтобы можно было с их помощью разыграть сказку по памяти.
  11. По ходу самой игры педагог, замечая бедность выразительных средств        у кого-то из играющих, напоминает о чувствах, настроении героя в данной ситуации, указывает на допущенные неточности. Вопросы, советы, напоминания приучают ребенка следить за своим игровым поведением, действовать согласованно с партнерами, ярче изображать роль, используя движения рук, головы, туловища, мимику, речевые выразительные средства.
  12. Нужно предлагать участникам игр меняться ролями, чтобы каждый мог прочувствовать не только своего персонажа, выбранного согласно со своими внутренними симпатиями, но и других персонажей, с другими качествами, характерами и поведением, для того чтобы лучше понять и всесторонне оценить проблему, поставленную в произведении.

Открытый урок «Культура и быт народов Севера»

Здравствуйте ребята!

Сегодня, ребята, мы отправляемся в путешествие в нашу тундру и лесотундру, где познакомимся ближе с разными народами, его культурой и их очень сложной работой-оленеводством. Тундра-это равнина, где восемь месяцев длится зима с сильнейшими морозами и буйными ветрами .Не все растения могут выдержать суровые условия севера, а растут только те, которые смогли приспособиться к долгой зиме и короткому лету. Но живет и трудится здесь сильный, выносливый народ: нипочем им полгода темной ночи, ни снег, ни вьюга, ни мороз.

Коренные жители тундры –эвены, эвенки, ханты, ненцы и другие. Главное их занятие – это оленеводство, рыболовство, охота. Живут они здесь с давних пор. Это очень смелые и сильные люди. Ведут они кочевой образ жизни.  В поисках корма для животных они кочуют с одного места на другое. Съедят олени корм, идут дальше, а за ними оленеводы. Там, где живут оленеводы называется стойбище. Живут в этих стойбищах они в чумах. Чум делают из оленьих шкур.

- Как вы думаете дети, почему они живут в чумах?

 Потому что его можно быстро разобрать и перевести на другое место. По середине стоит железная печь, а вокруг постели. В  верхней части чума оставляют дымовое отверстие. Оно необходимо для того, чтобы дым от печки не задерживался в чуме, а выходил на улицу.

- А каких животных Севера вы знаете? (Ответы детей)

Это и знаменитый белый медведь, белоснежный песец, заяц, полярный волк. Но больше всего там северных оленей. Севера издавна охотились на них. Но всегда к ним относились очень бережно.

Олень – это животное, которое кормит и одевает северян. Летом олени линяют, меняют густой и длинный мех на более короткий. Меняется и цвет шерсти. Она становится коричневатой или серовато-бурой.

Как вы думаете, почему это происходит? Ответы детей.

- правильно, зимой, среди бесконечных снежных просторов белый северный олень незаметен ни для меткого охотника ни для стаи хищных голодных волков. К тому же густой и пышный мех защищает зверя от мороза. Летом, когда стада оленей пасутся в тундре, они почти сливаются с болотными бурыми кочками. Такая окраска называется защитной. Кроме того, широкие копыта оленей помогают им не провалиться в снег или болото.

Посмотрите на это фото, что вы видите?

Эти длинные легкие сани называются нартами. Нартами управляет каюр, а также в нарты запрягают ездовых собак или оленей.

- Из чего сшита одежда? (Из меха)

Одежда Северян шьется из оленьего меха. Народы Севера очень талантливы. Они делают очень красивые изделия из меха. В долгую полярную ночь женщины расшивают одежду их оленьего меха. У эвенов и эвенков одежда расшита еще и красивым бисером. В тундре нет магазинов, поэтому игрушки родители для своих детей делают сами: для мальчиков – лодочки, фигурки оленей, нарты; для девочек – куколок из утиных носиков и такую же шьют одежду, какую носят сами (показ).

Ребята, как вы думаете, дети помогают родителям?

Девочки помогают маме в чуме по хозяйству, мальчики с папой ходят на рыбалку, вместе охотятся.

А играют дети в разные подвижные игры, где копируют своих родителей и учатся их профессии.

А какая у них профессия ребята?

Давайте мы с вами поиграем в игру! Она называется ловля оленей.

Выбирается трое пастухов, остальные дети – олени. Пастухи берутся за руки и стоят лицом к оленям. Олени бегают по залу, останавливаются, пьют воду или ищут ягель, снова бегают по залу. По сигналу пастухи пытаются поймать оленя, сомкнув руки (Поймать оленя в круг).

        Правила игры: ловить оленей можно только по сигналу. Олени не могут вырываться из круга (Игра проводится 2-3 раза).

У Северных народов свои песни и танцы, не похожие на русские народные. Коренные жители тундры вечерами у костра любили сочинять сказки. Сегодня я вам расскажу одну из сказок.

Жила была Лиса, она ленилась добывать себе пищу, поэтому и жила плохо, голодала. Однажды она сказала дочери:
— Обману-ка я ворона. Скажу, что замуж вышла, богато жить стала.
Дочь говорит:
— Не надо обманывать! Лучше попроси у него еды по-хорошему.
Не послушалась лиса. Взяла старую мокрую сетку для рыбы, в мешок затолкала, завязала, пошла к ворону. Ворон услышал, что кто-то идёт, спрашивает:
—Кто там?
А лиса отвечает:
— Это мы с мужем пришли. Ворон удивился:
— Смотрите-ка! Двоюродная сестрица замуж вышла. Пусть мужа покажет.

Лиса говорит:
— Муж не может при свете находиться. Его предки в темноте жили, и он темноту любит. Он как будто слепой — ничего не видит.
Тогда ворон говорит:
— Ну что ж, потушите светильники. Пусть заходят.
Когда лиса зашла, ворон спросил:
— Что будете есть? Лиса ответила:
— У нас пищи много. Ешьте сами. Пошла жена ворона в кладовую за едой, а лиса тихонечко за ней пробралась и стала еду в мешок складывать. Полный мешок наложила, завязала, в сени вынесла, в угол поставила.
А ворон всё удивляется:
— Вот ведь наконец-то двоюродная сестрица замуж вышла!
А лиса всё хвастает:
— У моего мужа много оленей. Два больших табуна. А у вас нет ли яиц? Мой муж очень любит яйца. В обмен обещаю вам оленьи шкуры. Вот они, шкуры, в мешке. Пощупай.
Ворон пощупал мешок. Действительно, там что-то мягкое, как оленьи шкуры. Обрадовался ворон: «Вот богатство — всем на одежду хватит».

Распрощалась она с вороном и его женой, в сенях мешок с пищей захватила, нагрузилась так, что едва до дому дошла. Дома сказала дочери, смеясь:
— Смотри-ка, ведь обманула я ворона. Он думает, я и вправду замуж вышла. И старую сеть за оленьи шкуры принял.
Тем временем ворон радовался, что так легко добыл оленьи шкуры. Пришёл их сын. Когда ему рассказали про шкуры, он сказал:
— А ну-ка, покажите своё богатство! Мать достала мешок, развязала, вытащила сетку, удивилась:
— Смотрите-ка — нет ничего! Только старая сетка!

Рассердился ворон, приказал:
— Двери в кладовой завесьте сеткой. Если лиса ещё придёт, пусть сама еду возьмёт. Сунет лапу в мешок и попадёт в капкан.

И правда, через некоторое время лиса опять пришла, снова врет:
— Вот мы с мужем опять пришли. Шкуры принесли.
Жена ворона притворилась больной, говорит:
— Ах, сегодня у меня голова болит. Не могу выйти.
Лиса говорит:
— Ну, тогда до свидания, мы торопимся.
А сама к кладовой пробралась, лапу в мешок сунула. Застряла лапа в мешке. Дёрнула лиса лапу, хотела убежать, но в сетке запуталась, закричала:
— Ой, что вы со мной делаете? А ворон говорит:
— Ты сама себе плохо сделала. Зачем нас обманула? Зачем вместо шкур старую сетку дала? Заплакала лиса, стала просить, чтобы её освободили, но никто её не выручил. Так ворон проучил воровку и обманщицу лису.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА. Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности в НОД.

ПРОГРАММА.Развитие творческих способностей детей средствами  театрализованной деятельности в НОД....

Программа "Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования"

Программа расчитана на детей 1,5-3 лет, срок реализации программы - 2 года. Программа направлена на формирование у детей навыков  изодеятельности, совершенствование наблюдательности, воспита...

Рабочая программа "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения технологии квиллинг"

Предлагаю вашему вниманию рабочую программу, с учетом регионального компонента растения Алтайского края. Данная программа соответствует основным требованиям ФГОС....

Программа «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования»

Программа по изобразительной деятельности расчитана на детей средних, старших и подготовительных групп.Нетрадиционные техники рисования, которые предложены детям для освоения подобраны по принципу: от...

Программа развития творческих способностей детей дошкольного возраста «Арт-дизайн»

Арт-дизайн – одна из линий развития современного дизайна. Основным качеством которого, составляют дизайнерские решения этого направления – это сильная художественная составляющая. В арт-ди...

Рабочая программа «Развитие творческих способностей детей средней группы средствами русского фольклора Сибирского региона»

Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста – актуальная проблема современной педагогики. Творческая личность всегда активна, способна к самостоятельности мышления и пре...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Развитие творческих способностей детей в условиях реализации ФГОС Нетрадиционная техника рисования. Для детей подготовительной группы Возраст детей с 6 до 7 лет

Цель программы:   развитие художественно-творческих способностей детей через освоение нетрадиционных техник изображения.Задачи программы.Развивать у детей коммуникативные, речевые, инте...