"Театрализованная деятельность в развитии детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО."
проект по музыке по теме

Забродская Наталья Евгеньевна
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное                                 учреждение Центр развития ребенка «Умка»

Проектная работа

Театрализованная деятельность в развитии детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО".

                                                       Автор: Забродская Н.Е.

                                                             Музыкальный руководитель

                               Новый Уренгой

                                       2018г

                                             Введение

  Актуальность: Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве - одно из основных условий нормального развития и в дальнейшем становление его как личности. Неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение между людьми. Часто видно, как бывает трудно даже умным и талантливым людям выразить свои мысли. А непонимание другого человека часто становится причиной страха, отчуждённости, враждебности. Поэтому хорошо развитая речь играет немаловажную роль в процессе коммуникации.

Одним из понятных и доступных средств развития речевых навыков является театрализованная деятельность. Воспитательные           возможности           театрализованной деятельности огромны: её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы ребёнка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, музыку. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно для ребенка активизируется его словарь, совершенствуется звуковая культура речи.

 Театрализованные игры сохраняют непосредственность детской игры, поэтому так любимы детьми. Театрализованная деятельность позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные также с:

- художественным образованием и воспитанием детей;

- формированием эстетического вкуса;

- нравственным воспитанием;

- воспитанием     воли,     развитием     памяти,     воображения, инициативности, фантазии;

- созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости решением конфликтных ситуаций через игру.

Актуальность выбранной темы также обусловлена тем фактом, что с самого рождения ребенок включается в систему социальных связей и приобретает определенный социальный опыт, который усваивается на протяжении всего детства и является доминирующей стороной в развитии личности. Характер взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками изменяется и усложняется на протяжении всей жизни, приобретая форму то непосредственного эмоционального контакта, то контакта в процессе совместной деятельности, то речевого общения. Насколько успешно в процессе своего развития ребенок усвоит необходимые умения и навыки эффективного общения и взаимодействия с другими людьми, настолько благоприятной будет его адаптация в обществе. Сформированность коммуникативных способностей будет предопределять характер межличностных отношений и социальную позицию личности, как в детстве, так и во взрослой жизни. Чем раньше будут выявлены трудности во взаимодействии с другими людьми, тем больше шансов помочь ребенку в усвоении иных, более продуктивных способов общения и взаимодействия с окружающими.

Следует также отметить тот факт, что театрализованная деятельность заключается в многообразных коммуникативных умениях и навыках. В процессе театрализованной деятельности в форме игры происходит глубокое эмоционально-действенное освоение сказочного мира, формируется умение общаться, развиваются коммуникативные навыки.

Таким образом, целью работы является разработка проекта по театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

В соответствии с поставленной целью был решён ряд задач:

1. Дано теоретическое обоснование проекта.

2. Охарактеризована особенность театральной деятельности.

3. Описаны особенности формирования коммуникативных умений и навыков в онтогенезе

4. Раскрыта сущность театрализованной деятельности

5. Рассмотрено влияние театрализованной деятельности на развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста

6. Указана система работы

7. Разработан и внедрен в работу с детьми проект по развивающей направленности на основе театрализованных игр и этюдов

8. Проанализирована динамика развития уровня развития речи и коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста

Объект работы: дети дошкольного возраста

Предмет работы: развитие детей дошкольного возраста посредством использования театрализованной деятельности.

Гипотеза работы заключается в том, что при использовании разнообразных театрализованных игр и этюдов происходит развитие выразительности речи, коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста.

Этапы реализации проекта.

I этап – организационный

Цели:

− изучение и анализ методической литературы по данной проблеме;

− определение целей и задач;

− накопление и обоснование собственного опыта;

Формы работы: самообразование; самоанализ; изучение и выбор театрализованных игр и этюдов, соответствующих возможностям их применения на музыкальных занятиях

Содержание работы:

− Подбор основных источников информации: нормативных документов, методической литературы, Интернетресурсов.

II этап – диагностический

Цели:

− выявление уровня развития выразительности речи и коммуникативных способностей  у детей дошкольного возраста.

Форма работы: мониторинг детей при участии заместителя заведующего по УВР и логопеда

Содержание работы: Подбор диагностического инструментария: методик и протоколов исследования, стимульного материала.

III этап – практический

Цель: разработка методической основы для реализации проекта.

Формы работы: музыкальные занятия с использованием театрализованных игр и этюдов; самообразование.

Содержание работы: разработка перспективного планирования с детьми, родителями и педагогами; внедрение в работу театрализованных игр и этюдов; практическая работа с детьми; составление картотеки театрализованных игр и упражнений; сборников практических материалов по театрализованной деятельности; мастерклассы; семинарыпрактикумы; консультации.

IV этап – обобщающий

Цель: выявление результатов практической деятельности.

Формы работы: итоговый мониторинг детей: уровня развития выразительности речи и коммуникативных спообностей.

Содержание работы: анализ и обобщение итоговых результатов; разработка методических рекомендаций, практических пособий; уточнение и корректировка содержания и методического обеспечения.

Ожидаемые результаты

Дети:

− положительная динамика развития музыкальных и творческих способностей детей;

− повышение уровня общего эмоционального благополучия ребёнка;

− улучшение результатов диагностики развития выразительности речи и коммуникативных способностей;

Родители:

− повышение педагогической культуры родителей;

− родители становятся единомышленниками с педагогами ДОУ в решении проблем оздоровления детей.

Педагоги:

- активность во взаимодействии с родителями по вопросам развития выразительности речи;

- повышение уровня педагогической компетентности в области развития речи у детей.

Теоретическое обоснование

Особенности формирования коммуникативных умений и навыков в онтогенезе

Следует отметить, что по определению Л.И. Божович, общение – это сложная коммуникативная деятельность человека, субъектом и объектом которой является личность, включенная в общественные отношения.

Посредством общения люди устанавливают контакты друг с другом, обмениваются информацией, добиваются взаимного понимания, воздействуют друг на друга, побуждают совершать действия и поступки.

Таким образом, общение, по - мнению О.А. Белобрыкинойа, как социально-психологическое явление выполняет три основных функции:

1) коммуникативную, посредством которой устанавливаются контакты между субъектами,

2) перцептивную, обеспечивающую восприятие и осмысление полученной информации,

3) интерактивную – направленную на осуществление взаимодействия между субъектами при выполнении совместной деятельности.

Необходимо также дать определение коммуникативным способностям, без которых невозможно никакое общение.

Так, коммуникативные способности – это совокупность умений и навыков, обеспечивающих доброжелательное взаимодействие людей друг с другом, эффективное решение всевозможных задач общения.

Рассмотрению общих и частных проблем общения и межличностной коммуникации посвящены исследования Б.Г.Ананьева, Г.М.Андреевой, А.А.Бодалева, Т.Г. Визель, П.Я.Гальперина, А.Б.Добровича, А.В.Запорожца, И.А.Зимней, В.А.Кан-Калика, Я.Л.Коломинского, Е.С.Кузьминой, А.А.Леонтьева, М.И.Лисиной, Б.Ф.Ломова, А.В.Мудрика, Б.Д.Парыгина, А.В.Петровского, С.Л.Рубинштейна, В.А.Сластенина, В.Д.Ширшова и др. Ученые-психологи и педагоги признают развитие коммуникативных способностей одним из главных видов человеческой деятельности, наряду с трудом и учением.

По мнению вышеперечисленных ученых, в основе коммуникативных способностей лежат общепринятые нравственные требования к общению, неразрывно связанные с признанием неповторимости, ценности каждой личности: вежливость, корректность, тактичность, скромность, предупредительность.

По мнению Л. И. Божович человек с высоким уровнем коммуникативных способностей обладает:

•        эмпатией — умением видеть мир глазами других, понимать его также, как они;

•        доброжелательностью — уважением, симпатией, умением понимать людей, не одобряя их поступки, готовностью поддерживать других;

•        аутентичностью — способностью быть самим собой в контактах с другими людьми;

•        конкретностью — умением говорить о своих конкретных переживаниях, мнениях, действиях, готовностью отвечать однозначно на вопросы;

•        инициативностью — способностью «идти вперед», устанавливать контакты, готовностью браться за какие-то дела в ситуации, требующей активного вмешательства, а не просто ждать, когда другие начнут что-то делать;

•        непосредственностью — умением говорить и действовать напрямую;

•        открытостью — готовностью открывать другим свой внутренний мир и твердой убежденностью в том, что это способствует установлению здоровых и прочных отношений с окружающими, искренностью;

•        восприимчивостью — умением выражать свои чувства и готовностью принимать эмоциональную экспрессию со стороны других;

•        любознательностью — исследовательским отношением к собственной жизни и поведению, готовностью принимать от людей любую информацию о том, как они воспринимают тебя, но при этом быть автором самооценки.

Не менее важными, по мнению О.Я. Гойхмана, составляющими коммуникативных способностей являются знания, умения и навыки, относящиеся к речевой деятельности, т.е. культура речи.

Коммуникативные способности личности проявляются в его коммуникативной деятельности, т.е. в процессе общения.

Эффективность формирования коммуникативных способностей во многом зависит от знания норм, ценностей и установок, реализуемых в общении; отношения к человеку как субъекту общения; от сформированности навыков общения, которые должны строиться на принципах доверия, взаимопонимания, сотрудничества.

Рассмотрим как с возрастом изменяются коммуникативные умения и навыки у детей в свете концепции общения. В качестве основных параметров возьмем: содержание потребности в общении, мотивы и средства общения.

Анализ работ Л.С. Выготского, О.М. Дьяченко, М.И. Лисиной позволил нам сделать вывод о том, что процесс становления у детей первой функции речи, т. е. овладения речью как средством общения, в течение первых 7 лет жизни (от рождения и до поступления в школу) проходит три основных этапа.

На первом этапе ребенок еще не понимает речи окружающих взрослых и не умеет говорить сам, но здесь постепенно складываются условия, обеспечивающие овладение речью в последующем. Это довербальный этап. На втором этапе осуществляется переход от полного отсутствия речи к ее появлению. Ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые активные слова. Это этап возникновения речи. Третий этап охватывает все последующее время вплоть до 7 лет, когда ребенок овладевает речью и все более совершенно и разнообразно использует ее для общения с окружающими взрослыми. Это этап развития речевого общения.

Потребность в общении изменяется по содержанию в зависимости от характера совместной деятельности ребенка со взрослым. На каждом этапе развития потребность в общении конституируется как потребность в таком участии взрослого, которое необходимо и достаточно для решения ребенком основных, типичных для его возраста задач.

Различают четыре этапа развития потребности в общении ребенка со взрослым.

1 этап — потребность во внимании и доброжелательности взрослого. Это достаточное условие благополучия ребенка в .первом полугодии жизни.

2 этап — нужда в сотрудничестве или в соучастии взрослого. Такое содержание потребности в общении появляется у ребенка после овладения им произвольным хватанием.

3 этап — нужда в уважительном отношении взрослого. Она возникает на фоне познавательной деятельности детей, направленной на установление чувственно не воспринимаемых взаимосвязей в физическом мире. Дети стремятся к своеобразному «теоретическому» сотрудничеству со взрослым, выражающемуся в совместном обсуждении явлений и событий предметного мира. Только понимание взрослым важности для ребенка этих вопросов обеспечивает такое сотрудничество.

4 этап — потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого. Эта потребность возникает в связи с интересом детей к миру человеческих взаимоотношений и обусловлена овладением детьми правилами и нормами их отношений. Ребенок стремится добиться общности взглядов со взрослым. Это позволит малышу использовать их как руководство в своих поступках.

При переходе ребенка к новому этапу развития потребности в общении прежние содержания коммуникативной потребности не отпадают. Они выступают теперь как составные элементы нового, более сложного целого. Если процесс общения есть деятельность, а его единичные акты суть законченные действия (целостные акты, адресованные другому человеку и направленные на него как на свой объект), то каждый акт общения характеризуется целью, на достижение которой он направлен.

В возрасте от рождения до 7 лет у детей выделяются четыре формы общения со взрослым: ситуативно-личностное, ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное и внеситуативно-личностное.

Важным в проблеме формирования коммуникативных умений и навыков является вопрос о «начале» общения сверстников, т.е. о сроках его возникновения. Характерно, что разработка этого вопроса часто происходит в полемике с Ж. Пиаже. Если Ж. Пиаже указывал на то, что сверстник становится значимым фактором развития познавательного мышления лишь после восьми лет, а социализированный разговор между детьми появляется только после пяти лет, то современные исследования показывают, что целенаправленное социальное поведение возникает уже в 3 – 4 года и уже у двухлетних детей появляется интерес к другому ребенку и первые формы игрового взаимодействия.

Сущность театрализованной деятельности

Театрализованная игра - театральность - театр - этот ряд однокоренных слов указывает на родство театрализованных игр с театром. Театр - всеобъемлющий и синтетический вид деятельности, соединяющий в себе слово, образ, музыку, танец, изобразительное искусство. Он несет в себе особый, лишь ему одному присущий, познавательный элемент, свое особое видение мира, в отличие от других видов искусства. Театрализованная деятельность всегда носит в себе элементы театрального искусства.

Значение и специфика театрального искусства заключаются в одномоментности сопереживания, познавательности, эмоциональности, коммуникативности, живом воздействии художественного образа на личность.

Главное, театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде. Очень важен креативный принцип в обучении и воспитании, т.е. максимальная ориентация на творчество детей, на развитие психофизических ощущений, раскрепощение личности. Все театрализованные игры для малышей базируются на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития дошкольника. Учитывается психологическая комфортность, которая предполагает:

1) снятие, по возможности, всех стрессообразующих факторов;

2) раскрепощенность, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности;

3) развитие реальных мотивов: а) игра и обучение не должны быть из-под палки; 6) внутренние, личностные мотивы должны преобладать над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого; в) внутренние мотивы должны обязательно включать мотивацию успешности, продвижения вперед («У тебя получится, я уверена...»).

Рассмотрим компоненты театрализованной игры и специфику ее использования в работе по развитию дошкольников (И.Г.Вечканова). Прежде всего, это ее неоценимая роль в эстетическом развитии детей. В процессе восприятия художественного произведения у детей формируется особый вид познания в форме эмоциональных образов (Л.И.Божович, А.В.Запорожец, Я.3.Неверович).

В игре детей дошкольного возраста заместитель сохраняет сходство с моделируемым объектом по внешним признакам, для детей пяти-шести лет заместители становятся все более условными, символическими. В заданиях на замещение формируется умение применять «опредмечивающий» образ, т. е. ребенок находится на этапе построения общей идеи создания продукта воображения, который в шесть-семь лет строится способом «включения» в ситуацию, например, при сочинении сказок (И.Г.Вечканова). При использовании наглядной модели возможно формирование второго компонента процесса воображения - плана реализации идеи.. Д.Б.Эльконин указывает на «двойную» символизацию детской игры: при игровом употреблении предмета (при переносе действия на другой предмет, его переименовании) и при принятии на себя, выполнении роли взрослого или персонажа, предполагающей обобщенное воспроизведение последовательности действий, выражающих ее социальную суть Психологическое значение замещения в игре состоит в том, что в процессе его мысль ребенка отделяется от действия. Необходима отправная точка (предмет-заместитель), а в театрализованной игре - кукла или костюм. В этом заключается переходный характер игры, который делает ее промежуточным звеном между чисто ситуационной связанностью дошклольного возраста и мышлением, оторванным от «реальной ситуации» (Л. С.Выготский).

Система работы

 

Главными задачами развития личности ребёнка через элементы театральной деятельности у детей дошкольного  возраста являются:

-  обучение их игре с различными театральными элементами и видами театров;

-   расширение пассивного и активного словарей;

-   формирование коммуникативных умений.

Для решения данных задач необходимо создание предметно – развивающей среды. Сюда, в первую очередь входит создание в группе разнообразных видов театра, адаптированных для дошкольного  возраста:

1. Пальчиковый театр.

Игры с пальчиковыми куклами помогают малышу лучше управлять движениями собственных пальцев. Играя вместе со взрослыми, он овладевает ценными навыками общения. Разыгрывание различных ситуаций с куклами, которые ведут себя как люди, развивает воображение ребенка.

2. Театр кукол на столе.

Для детей 2-й младшей группы самый простой и доступный театр — это театр кукол на столе. Игрушки для него можно сшить из кусочков ткани, меха, кожи, поролона — они не должны быть большими. При изготовлении необходимо учитывать соотношение игрушек по размеру (кошка должна быть выше и больше мышки, но меньше собаки) и фактуре материала (всех кукол для конкретного спектакля шьют либо из ткани, либо из поролона). Забавных настольных актеров можно связать крючком или на спицах (чтобы они держали форму, их надевают на пластмассовые бутылочки или детские кегли). Для настольного театра подойдут «исполнители», вылепленные из глины по типу дымковской игрушки, а также деревянные, изготовленные по типу богородской игрушки. Интересные куклы получаются из бумажных конусов, цилиндров, коробочек различной высоты.

Для осуществления поставленных целей и задач мы создали следующие условия: наладили тесное взаимодействие с родителями с целью интеграции воспитания в детском саду с семейным воспитанием (родительские собрания,  стенды, консультации, совместные акции и праздники).

Важное место отдается сказочным персонажам, которые создают игровую мотивацию, вносят нетрадиционные материалы, активизируют внимание в процессе наблюдения за показом способа действий с ним, побуждают детей к творчеству. Система работы состоит из 3 блоков:



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Проектирование образовательной деятельности и взаимодействие инструктора по физкультуре с педагогами ДОУ по физическому развитию детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

Для того чтоб физкультурная деятельность прошла эффективно и для повышения качества образовательных услуг необходимы слаженные действия инструктора по физической культуре и воспитателя....

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ГМО воспитателей групп раннего и дошкольного возрастов по теме: "Социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО".

В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач именно социально-коммуникативно...

Актуальные проблемы развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Материал презентации  отражает уровень компетентности воспитателя в вопросах знания содержания образовательной программы ДОУ, а также  задачи, решаемые с детьми дошкольного возраста по образ...

«Актуальные проблемы развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

ull;Цель программы: создание условий для формирования базовой культуры личности ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения (организации).•Задачи:•- усвоение детьми норм и ц...

Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»

Данные методические рекомендации адресованы руководителям и педагогам дошкольных образовательных организаций, а также родителям детей дошкольного возраста.В сборник включены: актуальность, цели, подхо...