Инновационные технологии в вокально-хоровой работе с дошкольниками
статья по музыке на тему

Немич Людмила Алексеевна

Новые методы и технологии по развитию голоса у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novye_tehnologii_v_vokalno-horovoy_rabote.docx23.89 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Инновационные технологии в вокально-хоровой работе

с дошкольниками

Пение – один из самых любимых видов деятельности. В нём заключён большой потенциал эмоционального, музыкального и познавательного развития. Музыкальный образ песни, благодаря словесному тексту, становится понятным и близким детям. Это развивает у них эмоциональную отзывчивость на музыку – главную составляющую музыкальности. В пении, как ни в каком другом виде музыкальной деятельности быстро развивается звуковысотный слух, тембровый, динамический, музыкальное мышление и память. Кроме того, в пении происходит и общее развитие ребёнка.

Поскольку пение – это психофизиологический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организовано. Правильный режим голосообразования является результатом специальной работы по постановке певческого голоса.

Постановка певческого голоса – самая тонкая и сложная, требующая владение педагогом своим собственным  певческим голосом, чтобы красиво и правильно показывать песни детям.

Голоса детей делятся на три природных типа: высокие, средние и низкие, каждый из которых характеризуется тембровой окраской и  общим звуковысотным и примарным диапазоном звучания. Учёт в вокальной работе типов певческих голосов детей приводит к более высоким результатам в их вокальном и общем музыкальном образовании. Педагог индивидуально с каждым ребёнком определяет его примарный диапазон, прислушиваясь к его естественному речевому голосу. По подгруппам поются и распевки, и песни. Целенаправленную работу по постановке певческого голоса нужно начинать с укрепления его примарного диапазона. И распевки, и песни на начальном этапе обучения должны не превышать терции, в крайнем случае – кварты. Затем голос развивают вниз и только потом вверх. Задача охраны детского голоса является главной. Пение должно быть удобным, доставлять детям удовольствие. Прежде всего нужно исключить форсирование звучания голоса, нужно петь звонко, легко, средним по силе звуком. Ребёнок в дошкольном детстве может овладеть элементами резонансной техники пения (Морозов В.П. Искусство резонансного пения, 2002).

Начинать вокальные занятия необходимо с формирования «певческой стойки». Ноги почти - на ширине плеч, носки чуть развёрнуты в стороны, голова держится прямо, шея не напряжена. Постоянно проводится работа над певческим дыханием. В певческом дыхании выделяется три основных звена: вдох, сохранение вдоха на протяжении всей музыкальной фразы, выдох с резонированием звука и поддержкой снизу столба дыхания. Детям можно объяснить: «Вдыхаем носиком, как будто нюхаем цветок», вдыхаем с удовольствием, на полуулыбке, как бы надувая «резиновый круг в нижней части лёгких. Дети ставят руки по бокам на нижние рёбра, контролируя место вдоха. Важно не поднимать плечи. Следующий момент – сохранение вдоха на протяжении всей музыкальной фразы. Состояние  радостного удивления помогает сохранить ощущение вздоха. Чтобы вдох «не упал» и воздушный столб имел опору, его надо поддержать. Делается это прямой мышцей живота, которая подтягивается в направлении вверх. Это движение возникает непроизвольно, когда дети имитируют лай собачки: «Ав-ав». Затем короткое «Ав» переходит в длинное «А-а-а-а-в». «Столб дыхания» - непрерывно льющаяся струя воздуха – направляется вверх, «за зубки» - и попадает в верхние резонаторы. Так организуется «высокая позиция» звука, благодаря которой певческий звук приобретает звонкость. Нахождение «места резонирования» - один из трудных моментов постановки певческого голоса. Упражнение закрытым ртом на звук «М», как и упражнение «Колокол» («Бом, бом»), во время которых возникает ощущение вибрации губ и «маски», помогает найти это «место». Детям можно объяснить и необходимость «пролива звука», постоянно льющегося дыхания. Этому помогает упражнение с перышком, которая подвешивается на ниточке к палочке. Ещё один важный момент - это артикуляция. Важно, чтобы ребёнок понимал смысл произносимых слов. Детей всегда необходимо распевать. Распевки «разогревают» певческий аппарат, чаще всего это небольшие песенки и попевки с мелодической линией идущей сверху вниз, поскольку при этом легче сохраняется «высокая позиция» звучания. Наряду с кантиленными распевками могут быть и весёлые стаккатированные упражнения. Важно сформировать у детей эталон прекрасного пения. Для этого нужно на занятиях давать слушать записи выдающихся певцов.

В процессе обучения пению необходимо использовать разнообразные игровые приёмы, которые стимулируют интерес к музыкальной деятельности, будят воображение, активизируют творческие проявления. Например: «Говорящий  металлофон», который благодарит детей – используя различные приёмы игры, «Музыкальный телефон», по которому можно спеть ласково для мамы. Распевки также лучше использовать с элементами игры.

Начинать освоение технологии голосообразования можно по программе «Фонопедический метод развития голоса» В.В. Емельянова. Первый уровень – развивающие голосовые игры - можно назвать голосовым музицированием по аналогии с направлением Орф-педагогики «Элементарное музицирование».

Целью первого уровня является домузыкальное освоение координации голосообразующих движений со слуховым восприятием фонетики и звуковысотности. Игры делятся на три цикла:

а) Артикуляционная гимнастик

б) Интонациооно-фонетические упражнения

в) Голосовые сигналы доречевой коммуникации

Оригинальна методика по освоению музыкальной грамотности – хоровое сольфеджио Г. Струве. В упражнениях хорового сольфеджио объединены три важных компонента: зрительный, слуховой, двигательный. Систематические упражнения с ручными знаками интенсивно развивают координацию между голосом и слухом.

Элементарное музицирование – система музыкального воспитания К.Орфа доступна ребёнку уже с 2-х лет. Названа система так потому, что в её основе лежит использование и комбинирование элементов музыки: крошечных ритмических и интонационных мотивов, тембров, игра темпом, динамикой. Самостоятельные действия с элементами музыки вовлекают дошкольника целостно и интенсивно, а успешные самостоятельные действия ведут к желанию общаться с музыкой ещё и ещё.! Радость, удовольствие, успех – психолого-биологический фундамент успешной педагогики. Пение нужно сопровождать пантомимой, звучащими жестами, игрой на детских музыкальных инструментах, звукоподражанием явлениям природы, животным. Таким образом музицирование ведёт к тому, чтобы дети начали элементарно импровизировать – то есть проявлять себя творчески.

Русская народная песня – это то, что вдохновляет на работу с детьми дошкольного возраста. Обилие гласных, простой ритмический рисунок, интересное содержание делают русские народные песни незаменимыми в работе над протяжным пением, хорошей дикцией. Яркий эмоциональный настрой, чёткое мелодическое, часто нисходящее движение позволит успешно решить задачу полноценного развития музыкального слуха. Но ещё более важно впитывание ребёнком самых характерных мелодических оборотов национальной музыкальной памяти. Дети с самых маленьких лет обогатят свою память такими оборотами, как трихордные в объёме кварты и квинты, мелодиями, созданными в малообъёмных ладах диапазоном в терцию. Кроме того, русская народная песня обладает огромной художественно – воспитательной ценностью: формирует художественный вкус ребенка, обогащает речь типично народными выражениями, эпитетами. В народной песне мы находим яркие поэтические образы, легко запоминающиеся мелодии, элементы игры, движения, театрализации, то есть всё то, что увлекает и захватывает ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование новых технологий в вокально-хоровой работе с дошкольным возрастом

Использование здоровьесберегающих технологий в вокально-хоровой работе со старшими дошкольниками....

«Инновационные технологии в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками согласно требованиям ФГОС ДО»

Потребности современного общества, отраженные во ФГОС ДО, диктуют   необходимость  всестороннего развития личности. Это возможно при использовании разнообразных подходов к воспитанию и ...

Педагогическая технология "Развитие вокально-хоровых умений у детей дошкольного возраста"

Давно замечено, что в  детском исполнительстве особое место занимает пение. Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, муз...

«Инновационные технологии, применяемые в коррекционной работе с дошкольниками в условиях ДОУ»

В статье рассматривается использование иннавационных образовательных технологий , применяемых в образовательном процессе детей дошкольного возраста . Описаны основные виды иновационных технологий , пр...

«Инновационные технологии в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками согласно требованиям ФГОС ДО»

Потребности современного общества, отраженные во ФГОС ДО, диктуют   необходимость  всестороннего развития личности. Это возможно при использовании разнообразных подходов к воспитанию и ...

Консультация для педагогов МДОУ " Использование инновационных технологий в вокально-хоровом пении"

Консультация для педагогов МДОУ " Использование инновационных технологий  в вокально-хоровом пении"...

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ВОКАЛЬНО - ХОРОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

Пение - один из самых любимых детьми видов музы­кальной деятельности. Благодаря слову песня доступнее детям по содержанию, чем любой музыкальный жанр. Хоровое пение объединяет детей, создает услов...