ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ВОКАЛЬНО - ХОРОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Марченко Оксана Петровна

Пение - один из самых любимых детьми видов музы­кальной деятельности. Благодаря слову песня доступнее детям по содержанию, чем любой музыкальный жанр. Хоровое пение объединяет детей, создает условия для их эмоционального музыкального общения. Текст песен помогает ребенку понять содержание музыки, делая ее менее абстрактной, а музыкальный образ более конкретным. Само исполнение песен является своеобразной эмоциональной реакцией ребенка на окружающее, выражением его настроения.

Новейшие научные исследования в области музыкальной педагогики и опыт работы многих дошкольных учреждений, а также исторический опыт свидетельствуют, что вокальное воспитание оказывает влияние на всестороннее развитие личности ребёнка. Ведь воспитание слуха и голоса сказывается на формировании речи, а речь, как известно, является материальной основой мышления. Кроме того, планомерное вокальное воспитание оказывает благоприятное влияние и на физическое здоровье детей, пение не только доставляет поющему удовольствие, но также упражняет и развивает его слух, дыхательную систему, а она тесно связана с сердечно-сосудистой системой, следовательно, он, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, укрепляет своё здоровье.

ЦЕЛЬ: Формирование эстетической культуры и развитие творческого потенциала ребёнка посредством приобщения к вокальному искусству.

ЗАДАЧИ:

1.Формировать устойчивый интерес и любовь к пению, создавая условия для высоконравственного личностного и интеллектуального развития старших дошкольников.

2. Научить ребенка выразительному, искреннему исполнению понятных ему несложных песен, формируя естественное звучание голоса.

3.Расширять певческий диапазон.

4.Формировать возможности голосового аппарата детей, формируя естественное звучание голоса, умение петь без напряжения, лёгким звуком, относительно свободно артикулируя, правильно распределяя дыхание.

5.Развить музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, умение петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него.

6.Развивать музыкальный слух, умение слышать правильное и неправильное пение, высоту звуков, их длительность, направление движения мелодии, слышать себя во время пения, замечать и исправлять ошибки.

7.Создавать комфортный психологический климат, благоприятную ситуацию успеха.

8.Приобщать к концертной деятельности (участие в концертах для родителей, конкурсах и фестивалях детского творчества).

Этапы педагогической технологии

1этап. Обогащаем музыкально-слуховой опыт детей, знакомим их с детским народным песенным репертуаром, песнями композиторов классиков, с репертуаром дошкольной классики и детскими песнями современных авторов.

2этап. Проводим цикл занятий по вокально- хоровому пению.

3этап. Проводим индивидуальную работу с детьми в зависимости от особенностей развития их музыкальных способностей и интереса к пению.

4этап. Организуем консультации для родителей с целью разъяснения значимости музыкально-звуковой среды для ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_kartushina-kaplunova.docx225.3 КБ

Предварительный просмотр:

                ТЕХНОЛОГИЯ

РАЗВИТИЯ ВОКАЛЬНО - ХОРОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

Похожее изображение

Авторы:

М.Ю.Картушина "Вокально хоровая работа в детском саду"

При подготовке материалов технологии были использованы публикации Интернет – ресурсов. Благодарю авторов за предоставленный полезный материал.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

               Процесс реорганизаци всей системы образования предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиск новых, более эффективных психолого - педагогических подходов к педагогическому процессу.

             Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.

              Содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, направленные на активизацию познавательного развития ребёнка.

              Педагогу необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов в воспитании и развитии детей, методов, способов, приёмов обучени, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамических изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях.

Детство – период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры и общечеловеческих ценностей. Поэтому необходимо развитие ребенка во всех видах деятельности: игровой, театрализованной, музыкальной. Музыка вызывает у детей разные чувства: радость, удивление, восхищение, праздничную приподнятость, или лёгкую печаль.

Музыкальное искусство, отражая жизнь во всём её многообразии, расширяет кругозор ребёнка, обогащает его духовный мир.

Большой потенциал познавательного развития детей заключен в пении. Процесс пения помогает ребенку приобрести определенные навыки в развитии голоса, способствует формированию личности, развитию музыкального вкуса, содействует укреплению здоровья (развивает дыхательные мышцы, благотворно влияет на нервную систему), помогает устранению дефектов речи. В пении происходит общее развитие ребенка – формируются его высшие психические функции, развивается речь.

Пение - один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря слову песня доступнее детям по содержанию, чем любой музыкальный жанр. Хоровое пение объединяет детей, создает условия для их эмоционального музыкального общения. Текст песен помогает ребенку понять содержание музыки, делая ее менее абстрактной, а музыкальный образ более конкретным. Само исполнение песен является своеобразной эмоциональной реакцией ребенка на окружающее, выражением его настроения.

        

АКТУАЛЬНОСТЬ

Немецкий музыковед Курт Закс,                                                                                                          живший в прошлом веке,                                                                                                     говорил, что музыка начинается с пения.

Похожее изображение                                              Если ваша душа поёт, пойте.

Наталья Княжинская

             Пение - наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Дети поют с удовольствием, что способствует развитию у них активного восприятия музыки, умение искренне, глубоко выражать свои переживания.

              Известно, что пение является показателем духовного здоровья нации. Россия издавна славилась своими хоровыми традициями. Русская песня уникальна по своему мелодическому и гармоническому складу. Она отличается от песен других народов своей многогранностью, полифоничностью, многоголосием.

               Ещё несколько десятилетий назад жизнь малыша с самого раннего детства сопровождалась песней. Сначала это были пестушки, потешки, колыбельные, которые ему пели мама и бабушка. затем вместе с товарищами во время игр он выкрикивал-напевал заклички, дразнилки, приговорки. подрастая ребёнок приобщался к труду, и в его жизнь входили взрослые песни- трудовые, обрядовые, лирические, шуточные.

              Но, с течением времени жизненный уклад людей кардинально изменился, и как результат прервалась цепочка непосредственной передачи песенного наследия народа. В современном мире отношение к культурным традициям прошлого совсем иное. родители, а зачастую и педагоги не придают должного внимания эстетическому развитию ребёнка. Всё реже в домах звучит классическая музыка, а русские народные песни отсутствуют в репертуаре современных жителей России. Ребёнок постоянно находится в окружении агрессивного музыкального фона.

              "Всё начинается с детства". Нам всем хорошо известны эти слова В.Сухомлинского. с детского сада и нужно развивать ребёнка эмоционально. Один из самых мощных средств воздействия на духовную сферу человека является музыка. Самым доступным действием эстетического воспитания является пение.

                 Пение - удивительное искусство. Оно развивает не только музыкальный слух, но и эмоциональную отзывчивость, внимание, память, мышление. Кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную, активизирует слуховые и речевые способности. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи.

             Исполнение песен помогает ребёнке выразить свои чувства дошкольника. Хоровое пение даёт возможность испытать единение с товарищами. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. Существенное различие заключается в методах и приёмах. Вся дошкольная педагогика, в том числе и музыкальная, опирается на игровую методику, которая позволяет достигнуть хороших результатов в обучении.

Новейшие научные исследования в области музыкальной педагогики и опыт работы многих дошкольных учреждений, а также исторический опыт свидетельствуют, что вокальное воспитание оказывает влияние на всестороннее развитие личности ребёнка. Ведь воспитание слуха и голоса сказывается на формировании речи, а речь, как известно, является материальной основой мышления. Кроме того, планомерное вокальное воспитание оказывает благоприятное влияние и на физическое здоровье детей, пение не только доставляет поющему удовольствие, но также упражняет и развивает его слух, дыхательную систему, а она тесно связана с сердечно-сосудистой системой, следовательно, он, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, укрепляет своё здоровье.

А какие замечательные возможности для эстетического развития детей таятся в разнообразных коллективных формах работы по музыкальному воспитанию – пение в хоре; участие в утренниках, развлечениях, концертах. Но самое важное, пожалуй, это то, что пение является наиболее доступной и демократичной формой национального русского исполнительства и активно вовлекает поющих в творческий процесс.

Поэтому, в дошкольном учреждении оно рассматривается как самое действенное средство, способствующее воспитанию вкусов детей, формированию основ их музыкальной культуры.

            В процессе изучения вокала дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства.

ЦЕЛЬ: Формирование эстетической культуры и развитие творческого потенциала ребёнка посредством приобщения к вокальному искусству.

ЗАДАЧИ:

1.Формировать устойчивый интерес и любовь к пению, создавая условия для высоконравственного личностного и интеллектуального развития старших дошкольников.

2. Научить ребенка выразительному, искреннему исполнению понятных ему несложных песен, формируя естественное звучание голоса.

3.Расширять певческий диапазон.

4.Формировать возможности голосового аппарата детей, формируя естественное звучание голоса, умение петь без напряжения, лёгким звуком, относительно свободно артикулируя, правильно распределяя дыхание.

5.Развить музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, умение петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него.

6.Развивать музыкальный слух, умение слышать правильное и неправильное пение, высоту звуков, их длительность, направление движения мелодии, слышать себя во время пения, замечать и исправлять ошибки.

7.Создавать комфортный психологический климат, благоприятную ситуацию успеха.

8.Приобщать к концертной деятельности (участие в концертах для родителей, конкурсах и фестивалях детского творчества).

Этапы педагогической технологии

1этап. Обогащаем музыкально-слуховой опыт детей, знакомим их с детским народным песенным репертуаром, песнями композиторов классиков, с репертуаром дошкольной классики и детскими песнями современных авторов.

2этап. Проводим цикл занятий по вокально- хоровому пению.

3этап. Проводим индивидуальную работу с детьми в зависимости от особенностей развития их музыкальных способностей и интереса к пению.

4этап. Организуем консультации для родителей с целью разъяснения значимости музыкально-звуковой среды для ребенка.

Условия реализации технологии

Формирование певческих навыков – один из наиболее сложных и важных разделов музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Обучая детей вокалу, необходимо учитывать что голосовой аппарат ребёнка хрупкий, нежный, непрерывно растёт в соответствии с развитием всего организма ребёнка. Поэтому необходимо не только владеть методикой обучения пению, но и беречь голос ребёнка. Системная работа позволяет учесть физиологические и вокальные особенности каждого ребёнка, поэтому приоритетным в работе считаю индивидуально-дифференцированный подход к способностям каждого ребёнка.

1. Музыкальный руководитель планирует и реализует работу по развитию вокально - хоровых навыков детей 5-7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных вокально - хоровых способностей. Изучает индивидуальных певческие особенности детей. Помогает педагогам в подборе музыкально - песенного репертуара для организации режимных моментов и проведения занятий.

При обучении малышей вокалу, необходимо учитывать, что голосовой аппарат ребёнка хрупкий, нежный, непрерывно растёт в соответствии с развитием всего организма ребёнка. Поэтому необходимо не только владеть методикой обучения пению, но и особое внимание уделяется охране детского голоса. Этому содействует продуманный подбор музыкального репертуара, соответствующего певческим возрастным возможностям детей и продуманное обучение пению, в соответствии в возрастной возможностью диапазона (5-6 лет "ре-си"; 6-7 лет "до 1октавы- ре 2октавы)

Системная работа позволяет учесть физиологические и вокальные особенности каждого ребёнка, поэтому приоритетным в работе считаю индивидуально-дифференцированный подход к способностям каждого ребёнка

2. В работе с детьми необходимо руководствоваться следующими принципами:

- воспитывающего обучения: музыкальный руководитель в процессе обучения детей пению одновременно воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и искусстве, вызывает отрицательное отношение к дурному, обогащает духовный мир ребенка. У детей развивается внимание, воображение, мышление и речь.

- доступности: содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков, приемы обучения и усвоение их детьми соответствуют возрасту и уровню музыкального развития детей каждой возрастной группы.

- последовательности и систематичности: в начале года даются более легкие задания, чем в конце года; постепенно переходят от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому.

- наглядности: в процессе обучения пению главную роль играет так называемая звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений. Другие органы чувств: зрение, мышечное чувство дополняют и усиливают слуховое восприятие. Основной прием наглядности – это образец исполнения песни педагогом.

- сознательности: сознательность тесно связана с умственной, волевой активностью детей, с их заинтересованностью песенным репертуаром. Немаловажное значение для умственной активности детей имеет речь взрослого, наличие разнообразных интонаций в его голосе, выразительная мимика, яркое и художественное исполнение песни.

- прочности: выученные детьми песни через некоторое время забываются, если их систематически не повторять: вокальные умения утрачиваются, если дети долго не упражняются в пении. Чтобы повторение песен не наскучило детям, надо разнообразить этот процесс, внося элементы нового. Закрепление песенного репертуара должно быть не просто механическим повторением, а сознательным его воспроизведением.

- доброжелательности и открытости.

3. Важным условием становится подготовка детей к концертной деятельности, умению петь коллективно и индивидуально, эмоционально, в соответствии с содержанием и характером песни.

Работа с родителями.

1. Разучивание текстов песен родителями с детьми;

3. Концерты для родителей.

Обеспечение реализации технологии

Технические средства обучения

1.Синтезатор.

2. Музыкальный центр.

3. Компьютер.

4.Мультимедийное оборудование.

5. Микрофоны.

6. Музыкальные инструменты.

Учебно – наглядные пособия.

1.Иллюстрации.

2. Игрушки.

3. Дидактичекие игры.

4. Детские музыкальные инструменты.

5. Фонограммы песен (плюс и минус)

6. Презентации.

7.Видеозаписи

Основные вокально- хоровые навыки

1.Певческая установка.

2.Работа над дыханием.

3.Работа над звукообразованием.

4.Работа над звуковедением

5.Работа над интонацией.

6.Работа над развитием ладового чувства.

7.Работа над артикуляцией и дикцией.

8.Работа над расширением диапазона.

9.Работа над динамикой.

10.Работа над ритмом.

11.Работа над темпом.

12.Работа над выразительность.

1.Певческая установка - это положение, которое должен принять вокалист перед началом пения. При ознакомлении с певческой постановкой корпуса педагог может использовать разные приемы: песня, стихотворение, упражнение. При ознакомлении с певческой установкой автор предлагает педагогу спеть песенку Л. Абелян "Петь приятно и удобно" Напомнить детям об осанке поможет песенка: "Сидит дед"

2.Работа над дыханием. Дыхание - один из основополагающих факторов голосообразования. Певческое дыхание требует волевых усилий. Наиболее целесообразен грудобрюшное дыхание, при котором грудная клетка при вдохе остается спокойной, нижние ребра раздвигаются, диафрагма опускается, живот немного выдается вперед. Выдох в пении происходит за счет работ мышц брюшного пресса.

Упражнения для развития дыхания:

- звуковые ("пузырь", "котенок и шар", "Две собаки", "Комар", "Муха", "Жук", "пчёлка"

- незвуковые ("пузырь", "пушинка", "осенние листочки")

- произнесение скороговорок на одном дыхании, шепотом;

- дыхательные упражнения под музыку.

3.Работа над звукообразованием -  извлечением певческого и речевого звука.

Упражнения над правильным звукообразованием:

- пение закрытым ртом,

- с приставленной к уху ладонью,

- упражнения на раскрепощение подбородка,

- песенки - попевки "Колокольчик", "Гуси» «Баран"

- музыкальные игры "кукушка"

- пособие "Поющие часы"

4.Работа над звуковедением - способ исполнения звуков при пении с той или иной степенью связанности или расчлененности.

Легато - в основе лежит связное пение, при котором гласные связаны между собой, а согласные звуки произносятся максимально быстро, не нарушая единого звукового потока.

Стаккато - в основном при воспроизведении череды легких коротких звуков, при этом каждый раз возобновляется атака, а голос при этом звучит легко, упруго, но не громко.

Нон легато – такой прием, при котором звуки разделяются кратковременной задержкой дыхания перед каждым звуком.

Маркато - более плотное исполнение легато, подчеркивающее звуки, требующая более четкого и решительного звука.

Для закрепления навыков звуковедения автор предлагает использовать работу с карточками и упражнения.

5.Работа над интонацией - степенью акустической точности воспроизведения мелодии при исполнении.

Приемы для чистоты интонирования:

- пение "а капелла" или в сопровождении металлофона;

- пропевание интонационно сложных элементов мелодии на звук "у";

- пение с солистами;

- узнавание попевок по графическому изображению мелодии с последующим пропеванием их ("Небо синее", "Василёк", "Ходит зайка по саду");

- использование дидактических пособий с движущимися деталями, показывающими высоту звука "Качели", "Листопад";

- использование картинок, основанных на ассоциациях ("Зимние забавы", "Тучка");

-использование наглядных пособий с целью поощрения за чистое пение ("Выгляни в окошко");

- показ движения мелодии рукой;

- выкладывание фрагментов мелодий, разучиваемых песен на нотном стане снежинками, капельками, листочками:

- использование игровых моментов (попевка "Лесенка" сопровождается движением игрушки по лесенке вверх или вниз);

- использование сказок, историй при распевании (попевка "Друзья");

- игры - повторялки "Мы - веселые ребята", "Попугаи", "Пой со мной";

- игра "Мелодическое эхо", при котором на металлофоне педагог играет небольшой мотив, а дети повторяют на слог "лё" или "лю".

6.Работа над развитием ладового чувства - системой взаимоотношений между устойчивыми и неустойчивыми звуками. Является организующим началом высотного соотношения звуков в музыке.

Упражнения на развитие ладового чувства:

- распевки, основанные на звуках тонического трезвучия и опевания тоники;

- попевки с окончанием фраз по звукам тонического трезвучия "Листики", музыкальное приветствие "Здравствуйте" и.т.д.

- упражнения на точное интонирование тонической терции "Кто как кричит?";

- наглядные пособия с движущимися деталями "Падают листики";

- использование музыкально - дидактических игр "Кузнечик", "Птички на проводах";

- песни - добавлялки, суть которых в допевании детьми слов, основанных на четкой тонической опоре. Например, "Маша и каша";

- певческая импровизация - очень эффективный метод развития ладового чувства и музыкально - слуховых представлений. Проводится в 4 этапа:

1 этап - начальный. Его задача научить ребенка не стесняться при пении и попадать в тонику (игра «Допой попевку», «Кошкин дом», «Не плачь», «Мороз»).

2 этап - импровизация целой фразы. Ребенок делает первые попытки сочинить фрагмент мелодии («Зайка, где бывал?», «Что ты хочешь, кисонька» и др.).

3 этап - требует от детей фантазии при сочинении ответов. Детям дается задание закончить музыкальную фразу, спетую педагогом. Сочиняя текст, ребенок ищет не рифму, а подходящее по смыслу.

4 этап - самый сложный. Ребенок должен придумать песенку на четверостишие или закончить песенку от лица героя. Например, «Ворона и осень», «Ежик и бычок»

7.Работа над артикуляцией и дикцией - активизации работы органов речи, их положением при произношении того или иного звука.

Этапы работы.

1 Утрированный показ артикуляции при начальном этапе.

2. Артикуляционная гимнастика, озвученная артикуляционная гимнастика (упражнения "Ручеек", "Мотоцикл" и др.).

3. Музыкальные пальчиковые игры "Мышки", "Неумеха" и др.

4. Проговаривание и пропевание скороговорок "Три сороки", "Щенок" , "От топота копыт".

5. Логопедические распевки "Шипящие звуки".

6. Вокальные упражнения на гласные "Плач", "Волк", "Заболели зубы".

7. Пневмопластические упражнения (по М. Лазареву) "На болоте".

8. Пение попевок на произнесение определенных слогов "Переполох".

9. Беззвучная активная артикуляция при мысленном пении с опорой на внешнее звучание.

10. Проговаривание слов песни нараспев на одной высоте «высоким» голосом с целью постановки речевого голоса.

8 Работа над расширением диапазона - звукового объема голоса от самого нижнего до самого верхнего звука:

- петь звукоряд вверх и вниз ровным по тембру голосом;

- на одном звуке в пределах примарной зоны,

- на двух звуках, расположенных рядом, которые нужно плавно соединять;

- упражнения на постепенно расширяющиеся скачки

9. Работа над динамикой -  динамическими оттенками пения мелодии песни, средствами выразительности. ("Игры с ладошками", "Крещендо на осенних листьях" (по Е. И. Юдиной), "Морской прилив и отлив", проговаривание потешек и пропевание песен в полярной динамике, пение попевок на активное пиано, пропевание попевок с подвижными нюансами "Села кошка на такси", игра "Эхо", ритмодекламация с подвижными динамическими оттенками (например, слушая «Марш деревянных солдатиков» Чайковского, проговаривать стих В. Лунина).

10.Работа над ритмом - соотношением длительностей звуков и их последовательности, т.е.ритмическим рисунком:

- прохлопывание ритма ладошками, ритмическими палочками;

- знавание попевок  по графическому изображению ритма или по отстукиванию ритма педагогом;

ритмический аккомпанемент;

-игры "Узнай песню по ритму"; "Зеваки и торопыги" (прохлопывание ритмического рисунка песни по «цепочке»). "Хлопки".

11.Работа над темпом - скоростью исполнения, выраженной в частоте чередования метрических долей:

- телесные игры "автобус" (пение раскачиваясь), коллективная игра на скорость движения "Поезд", исполнение попевок и песен с контрастным темпом "Карамель", пение с ритмическим аккомпанементом (под барабан, игра с воздушными шариками).

12. Работа над выразительностью - яркостью, эмоциональностью исполнения:

-этюды на звукоподражание;

-воссоздание особенностей речи героев сказок (голосом Кощея, Кикиморы, Буратино);

-произнесение звуков с разной интонацией,

-озвучивание картин (по Ю. Алиеву),

- проговаривание скороговорок с разным выражением (крик, новость, удивление и т.д.).

-речевая декламация стихотворений, допускающая модуляцию голоса по высоте (по методике Д. Е. Огороднова),

-мелодекламации и ритмодекламации;

-пение звукоподражаний с различным эмоциональным выражением,

-игра "Звериный концерт",

-пение по пиктограммам.

Виды певческой деятельности:

Пение для развития музыкального восприятия:

- слушание песен, не предназначенных для пения;

- слушание песен, предназначенных для последующего их исполнения;

-пение мелодий и упражнений для развития представлений о высоте, тембре, длительности, силе звуков (развитие сенсорных способностей)

Исполнение песен:

-пение с сопровождением и без него;

- пение с собственным сопровождением на детских музыкальных инструментах;

- пение для сопровождения движений (хороводы)

Пение в музыкально-образовательной деятельности:

- пение упражнений для приобретения певческих навыков и музыкальных знаний;

-  педагогический анализ песен

Песенное творчество:

- импровизация;

- сочинение мелодий к заданным текстам

Все виды певческой деятельности тесно связаны друг с другом, оказывают взаимное влияние.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

- открытые музыкальные занятия и занятия кружка "Колокольчики";                                                                                  - утренники и развлечения;

- концертная деятельность;                                                                    

 - участие в муниципальном конкурсе "Маленькие звёздочки".

Ожидаемые результаты

Дети: Положительная динамика в развитии интереса к пению. Становление избирательности, появление предпочтений в выборе песенного материала. Развитие певческих умений. Использование песенного материала в свободной самостоятельной деятельности.

Воспитанники ДОУ имеют опыт восприятия песен разного характера, проявляют устойчивый интерес к вокальному искусству.

Поют естественным голосом, протяжно.

Умеют правильно передавать мелодию в пределах си-ре2 октавы, чисто интонируют.

Различают звуки по высоте, слышат движение мелодии.

Точно воспроизводят и передают ритмический рисунок.

Умеют контролировать слухом качество пения. Выработана певческая установка.

Могут петь без музыкального сопровождения.

Дети ДОУ проявляют интерес к вокальному искусству.

Внятно произносят слова, понимая их смысл, правильно пропевают гласные в словах и правильно произносят окончания слов.

Могут петь без помощи руководителя.

Проявляют активность в песенном творчестве; поют дружно не отставая и не опережая друг друга.

Могут петь  под фонограмму сольно и в ансамблях

Эти результаты соответствуют целевым ориентирам возможных достижений ребенка.

Родители: Повышение интереса к музыкальной деятельности детей у родителей. Интерес к проблеме отбора песенного репертуара для ребенка

Педагоги: Понимание необходимости сотрудничества в решении общих задач музыкального развития детей. Возникновение интереса к проблеме музыкального воспитания детей. Творческий подход к проектированию музыкально-обогащенной развивающей среды.

Мониторинг компетентности дошкольников образовательной области "Музыка" раздел "Пение" вокально-хоровых способностей детей 5 - 7лет.

Сравнительный анализ (таблица)

Диагностика  музыкального развития детей 5-7 лет по разделу "Пение"

Показатели деятельности детей

Уровень в начале и в конце года

1

Петь песни в удобном диапазоне, в соответствии с возрастными особенностями

н

к

2

Исполнять песни выразительно и музыкально

н

к

3

Воспроизводить и петь чисто общее направление мелодии с аккомпанементом

н

к

4

Петь несложные песни без аккомпанемента

н

к

5

Правильно передавать мелодию песни, темповые и динамические изменения.

н

к

6

Правильно распределять дыхание при пении

н

к

7

Относительно свободно артикулировать при пении песен разной сложности

н

к

8

Петь индивидуально

н

к

9

Петь коллективно

н

к

10

Выполнять творческие задания

н

к

Итого: (в %)

н

к

Условные обозначения: навыки сформированы: 3 балла;

в стадии формирования 2 балла;

не сформированы 1 балл.

Оценка результатов

Практическая значимость программы прослеживается по нескольким направлениям. У детей успешно формируются музыкальные способности, улучшается тембр голоса, что содействует выразительности пения и речи, расширяется музыкальный кругозор, прививаются артистические навыки. Развиваются умственные способности, такие как, память, внимание, восприятие и многие другие. Занятия пением помогают укрепить здоровье дошкольников.

 Итог: Подводя итоги работы по развитию певческих навыков у дошкольников, мы можем говорить о том, что поставленная цель достигнута:

-дети любят петь,

-научились владеть своим голосом,

- понимают многие вокальные термины, дирижерские жесты,

- научились слышать и передавать в пении поступенное и скачкообразное движение мелодии,

- научились начинать петь после музыкального вступления и проигрыша, точно попадая на первый звук,

- научились слышать и оценивать правильное и неправильное пение.

Все это отчетливо прослеживается в результатах итоговой диагностики.

Анализируя конечный результат опыта работы можно увидеть уверенный рост уровня развития певческих навыков. Это подтверждается следующими фактами:

Планирование работы по развитию вокально-хоровых навыков

Октябрь.

Задачи:

1.Дать общее понятие о культуре певческого мастерства.

2.Познакомить с историей певческой культуры и  музыкальными жанрами, основами вокального искусства.

3.Формировать артикуляционный  аппарат и его составляющие. Процесс звукообразования и звуковедения.

4.Воспитывать коммуникативные качества, положительное отношение к сверстникам и старшим.                                          

Октябрь

Недели месяца

Тема

Программное содержание

Репертуар

1занятие

2занятие

3занятие

4занятие

1.Русская народная песня

Двигательные упражнения, речевая зарядка

Колыбельная песня

Русская народная колыбельная песня

Хороводные и игровые обрядовые песни

Познакомить детей с русским народным песенным творчеством,

Донести до сознания детей, что они являются носителями русской культуры.

Учить петь индивидуально.

Напомнить, как правильно брать дыхание, учить петь естественным звонким голосом

Формировать интерес к народным песням

Расширять знания детей с помощью народных песен

Объяснить детям, что такое семейно - бытовая песня, вспомнить потешки и прибаутки, рассказать о колыбельной песни.

Учить петь песни спокойного, напевного характера, распределять дыхание по музыкальным фразам и предложениям.

Дать первоначальные представления о народных традициях, о земледельческом календаре.

"Кукареку, Петушок" р.н.попевка; "Зайчата" р.н.м

"Пропой своё имя"

"Баю - баю"р.н.м.

Игра "Паучок"р.н.м.

"Баю - баю"р.н.м.

"Золотые серпы" р.н.п. ;"Заскочил козлик в огород" р.н.м.

Ноябрь.

Задачи :

5. Углубление и расширение знаний детей о жанрах народной музыки;

6. Развитие творческого отношения к произведениям народа;

7. Совершенствования умения перевоплощаться в героев произведений фольклора;

4.Воспитывать любовь к родному краю, к матери, готовность работать в коллективе, положительное отношение к окружающим.

Недели месяца

Тема

Программное содержание

Репертуар

1неделя

2неделя

3неделя

4неделя

Хороводные и игровые обрядовые песни

Хороводные и игровые обрядовые песни

Русские хороводные, обрядовые и игровые песни

Русские хороводные, обрядовые и игровые песни

Развивать творческое воображение и эмоциональное отношение к фольклору и поэтическому слову

Закрепить понятие хороводной и  обрядовой песни,

"Осень, осень"р.н.м. "Вышел козлик погулять"р.н.м.

"Зайчата"р.н.м.

"Со вьюном я хожу"р.н.м., "У медведя во бору"р.н.м.

.

 

Декабрь

Задачи:

1.Познакомить с основными видами дыхания. Роль дыхания в пении. Развитие слухового самоконтроля.

2.Познакомить с понятием кульминации в музыкальных произведениях. Познакомить со значением терминов «темп», «динамика», «лад».

3.Дать понятие о постановке голоса, певческой позиции, дикции, артикуляции.

Недели месяца

Тема

Программное содержание

Репертуар

1неделя

2неделя

3неделя

4неделя

Русская игровая  песня

Новогодние песни

Новогодние песни

Новогодние песни

Дать знания о том, что бывают хороводные игры, игры - шествия и шуточные песни.

Учить выразительно исполнять игровые песни и прибаутки

Формировать понятие "Праздничная песня", рассказать о Новогодних традициях.

Развивать умение петь эмоционально, радостно, весело, легко.

"Вышел козлик погулять"р.н.м.

"Вышел козлик погулять"р.н.м.

"Будьте добры"

"Будьте добры"

"Будьте добры"

Январь.

Задачи:

1.Дать понятие о форме построения песни.

2.Познакомить с различной манерой пения (академическая, бельканто, народная, эстрадная)

3.Учить выполнять простые ритмические упражнения, определять звучание сильной доли. Метризировать слова.

4.Познакомить с долгими и короткими звуками. Дать понятие о музыкальном размере, длительностях звуков.

5.Формировать культуру исполнения произведений, готовность работать в команде.

Недели месяца

Тема

Программное содержание

Репертуар

2неделя

3неделя

4неделя

Песни старинных русских праздников

Песни старинных русских праздников

Классические песни русских композиторов

Дать знания о Новогодних и святочных традициях русского народа, закличках, дразнилках, народных играх

Познакомить детей с песенным репертуаром П.И.Чайковского.

Учить петь песню легко, без напряжения.

"Сею - вею, повеваю"р.н.м

"Мой Лизочек" П.И.Чайковского

"У меня ль во садочке"р.н.м. обр.Н Римского - Корсакова

Февраль

Задачи:

-формировать устойчивый интерес к пению

-обучать певческим навыкам

-развивать вокальные навыки детей

-формировать голосовой аппарат

Недели месяца

Тема

Программное содержание

Репертуар

1неделя

2неделя

3неделя

4неделя

Патриотические песни

Патриотические песни

Песенка для мамы

Песенка для мамы

Воспитывать патриотические чувства через пение патриотических песен

Закрепить понятие патриотической песни

Прививать любовь к маме, семье.

Учить петь песню ласково, нежно, в соответствии с характером музыки.

"Моряцкая песенка"

"Моряцкая песенка"

"Мамина песенка"

"Мамина песенка"

Март

Задачи:

1.Закреплять навыки выразительного исполнения. Развивать способности к вокальной импровизации.
2. Выразительно исполнять песни с разным эмоционально-образным содержанием.

3.Привлекать использовать в исполнении песен воображение, перевоплощение и элементы сценической речи.

4.Воспитывать чувство коллективного удовлетворения от проделанной работы, готовности помочь, терпения, щедрости.

Недели месяца

Тема

Программное содержание

Репертуар

1неделя

2неделя

3неделя

4неделя

Весенние обрядовые песни и весенние заклички

Весенние обрядовые  песни, весенние попевки и  заклички.

Весенние хороводные и игровые  песни

Весенние хороводные и игровые песни

Помочь детям понять многообразие русских народных песен и русских традиций.

Доставлять детям радость от пения русских народных песен; пробуждать у них желание петь, играть и танцевать.

Продолжать формировать умение водить хороводы, выполнять движения, в соответствии с текстом.

Учить самостоятельно инсценировать хороводно - игровые песни

"Дождик"р.н.м.,

"Как у наших у ворот"р.н.м.

"Поёт, поёт соловушка"р.н.м.

"Жаворонки, прилетите" р.н.м.

"Жаворонки, прилетите" р.н.м.

"Как у наших у ворот"р.н.м.

"Как у наших у ворот"р.н.м.

"Поёт, поёт соловушка"р.н.м.

Апрель

Задачи:

1.Закреплять умение передавать эмоциональное настроение песни. Раскрывать образ с использованием выразительных движений. Двигательная импровизация.

2.Учить овладевать способами игрового воспроизведения действия. Умение разыгрывать сюжеты.

3.Развивать умение слышать тембровую окраску, развивать музыкальную память.

4.Воспитывать уверенность в себе, проявление индивидуальности, умение конкретно действовать в данной ситуации.

Недели месяца

Тема

Программное содержание

Репертуар

1неделя

2неделя

3неделя

4неделя

Песни дошкольной классики

Песни дошкольной классики

Песни дошкольной классики

Диагностика

Помочь детям полюбить дошкольные детские песни,

Самостоятельно и эмоционально исполнять знакомые детские песни.

Вызвать желание исполнять дошкольные песни для других детей

"Песня о Родине"

"Песня о Родине"

"Песня о Родине"

Май.

Задачи:

1.Дать значение понятий "хор", "солист".

2.Дать понятие о  смысле и результате репетиционной работы.

3.Закреплять умение импровизировать на фортепьяно, импровизировать на заданный сюжет. Развивать чувство самоконтроля.

4.Прививать  навык уверенно исполнять песню, навык сольного выступления, эмоционального раскрепощения. Соединять сценические движения с разучиваемой пеней.

5.Воспитывать чувство ответственности за себя и совместную работу в коллективе, эмоционально поощрять и поддерживать друг друга перед выступлением. Умение ставить цель и добиваться ее осуществления.

Недели месяца

Тема

Программное содержание

Репертуар

1неделя

2неделя

3неделя

4неделя

Песни патриотической направленности

Песни патриотической направленности

Современные детские песни

Современные детские песни

Рассказать о  празднике "День Победы", о его значении для нашей страны.

Прививать любовь к Родине, вызвать гордость за своих предков, их подвиги и победы.

Вызвать интерес к весёлой, задорной песни, учить петь радостно, легко.

Учить петь в соответствии с характером музыки

"День Победы"

"День Победы"

"Песенка цыплёнка"

"Песенка цыплёнка"

Август

Недели месяца

Тема

Программное содержание

Репертуар

1неделя

2неделя

3неделя

4неделя

Современные детские песни

Песни из мультфильмов

Песни из мультфильмов

Песни из мультфильмов

Вырабатывать умение петь эмоционально, легко, задорно, звонким, естественным голосом, пение с солистами.

Просмотр видеоматериалов  с отрывками из русских мультфильмов, вызвать желание петь песни героев мультиков.

Прививать любовь к песням из отечественных мультфильмов.

Познакомить детей с песнями Шаинского.

"Песенка цыплёнка"

"Улыбка" Шаинского

Из мультфильма "Крошка Енот"

"Настоящий друг" Савельева

"Улыбка" Шаинского

Методическое обеспечение

1. И.М.Каплунова, И.А.Новоскольцева "Ладушки. Как у наших у ворот" С.П."Композитор; 2003г.

2. И.П.Равчеева "Организация, проведение и формы музыкальных игр"; Волгоград "Учитель" 2014г.

3. М.А.Михайлова "Игры и упражнения для музыкального развития ребёнка"

4. Г.П.Фёдорова "На золотом крыльце сидели" С.Пб. "Детство - Пресс" 2006г.

5. С.И.Пушкина "Мы играем и поём" Москва "Школа - Пресса"2001г.

6. Т.А.Бударина, О.А.Маркеева "Знакомство детей с русским народным творчеством; С.- П "Детство - Пресс"1999г.

7. Н.Ветлугина "Музыкальный букварь"; Москва "Музыка" 1985г.
Необходимые условие реализации программы:

Материально-техническое обеспечение

1. Наличие специального кабинета (кабинет музыки).

2. Фортепиано.

3. Музыкальный центр, компьютер.

4. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».

5. Зеркало.

6. Шумовые инструменты (кубики, палочки, самодельные инструменты из бросового материала, русские народные музыкальные инструменты (ложки, свистульки, трещётки, коробочки и т.д. ).

7. Нотный материал, подборка репертуара.

Библиографический список:

1. «Учите детей петь» М, «Просвещение» 1988 г.;

2. Программа «Певческая Школа» В. В. Емельянова;

3. «Народное пение» И. А. Ильина;

4. «Хоровое пение» Е.В. Жарова;

5. «Сольное пение» Р.А. Жданова

6. Огородников. "Методика обучения вокалу"

Консультация для педагогов

«Формирование певческих навыков у дошкольников»

Формирование певческих навыков – один из наиболее сложных и важных разделов музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

В современной практике широко используются вокальные упражнения педагога-музыканта и детского композитора Е.Н. Тиличеевой, которые помогают детям овладеть элементарными певческими навыками, достигать в пении непринуждённости и лёгкости звучания, правильного дыхания.

Моя музыкально-педагогическая деятельность в детском саду определяется педагогической идеей научить ребёнка петь хорошо, чётко, внятно, с любовью и настроением, а самое главное красиво, с большой самоотдачей, что мы и пытаемся реализовать в процессе занятий.

При обучении малышей вокалу, необходимо учитывать, что голосовой аппарат ребёнка хрупкий, нежный, непрерывно растёт в соответствии с развитием всего организма ребёнка. Поэтому необходимо не только владеть методикой обучения пению, но и особое внимание уделяется охране детского голоса. Этому содействует продуманный подбор музыкального репертуара, соответствующего певческим возрастным возможностям детей и продуманное обучение пению, в соответствии в возрастной возможностью диапазона (5-6 лет "ре-си"; 6-7 лет "до 1октавы- ре 2октавы)

Системная работа позволяет учесть физиологические и вокальные особенности каждого ребёнка, поэтому приоритетным в работе считаю индивидуально-дифференцированный подход к способностям каждого ребёнка

Формирование певческих навыков – один из наиболее сложных и важных разделов музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Обучая малышей вокалу, я учитывала, что голосовой аппарат ребёнка хрупкий, нежный, непрерывно растёт в соответствии с развитием всего организма ребёнка. Поэтому необходимо не только владеть методикой обучения пению, но и беречь голос ребёнка, мною были подобраны такие приёмы вокальной техники, которые наиболее эффективно способствовали развитию детского голоса. Системная работа позволяет учесть физиологические и вокальные особенности каждого ребёнка, поэтому приоритетным в работе считаю индивидуально-дифференцированный подход к способностям каждого ребёнка

Новейшие научные исследования в области музыкальной педагогики и опыт работы многих дошкольных учреждений, а также исторический опыт свидетельствуют, что вокальное воспитание оказывает влияние на всестороннее развитие личности ребёнка. Ведь воспитание слуха и голоса сказывается на формировании речи, а речь, как известно, является материальной основой мышления. Кроме того, планомерное вокальное воспитание оказывает благоприятное влияние и на физическое здоровье детей, пение не только доставляет поющему удовольствие, но также упражняет и развивает его слух, дыхательную систему, а она тесно связана с сердечно-сосудистой системой, следовательно, он, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, укрепляет своё здоровье.

А какие замечательные возможности для эстетического развития детей таятся в разнообразных коллективных формах работы по музыкальному воспитанию – пение в хоре; участие в утренниках, развлечениях, концертах. Но самое важное, пожалуй, это то, что пение является наиболее доступной и демократичной формой национального русского исполнительства и активно вовлекает поющих в творческий процесс.

Поэтому, в дошкольном учреждении оно рассматривается как самое действенное средство, способствующее воспитанию вкусов детей, формированию основ их музыкальной культуры.

Проведенный мониторинг развития певческих навыков детей дошкольного возраста показал недостаточное развитие певческих навыков. Формирование происходит стихийно и оказывается поверхностным и неполноценным. Поэтому было решено более подробно заняться этой проблемой, используя музыкально-дидактические игры и упражнения как на ОД, так и в досуговой теятельности в детском саду и дома.

Опираясь на современные методики и рекомендации известных педагогов, была выстроена собственная система формирования певческих навыков ребенка дошкольного возраста.

Для этого были систематизированы и адаптированы к уровню вокальных возможностей дошкольника вокальные упражнения Е.Тиличеевой, Н.Ветлугиной, М. Картушиной, О. Кацер,

Консультация для педагогов

«Использование технологии в работе с детьми с ОВЗ  (ТНР)»

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Нарушение речи преодолевается как педагогическими методами, включающими специальное обучение и коррекционно-воспитательное мероприятия, так и медицинскими средствами воздействия. Подразумевается не только медикаментозное лечение, что в некоторых случаях тоже может быть необходимо, но и некоторые нетрадиционные виды терапии, например, с помощью музыки и движения.

В конце ХIХ века начался этап экспериментально–физиологических исследований в этой области. Ученые доказали, что под действием музыки у ребёнка изменяется тонус мышц, ускоряются сердечные сокращения, снижается давление. Во время слушания музыки у детей меняется электрическая активность клеток мозга, улучшается память.

Именно музыка, музыкальное воспитание может оказать большую помощь в коррекционной работе. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр, при условии использования правильно подобранных приемов, положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.

Наряду с общими задачами музыкального воспитания выделяют и основные коррекционные задачи музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи:

1. Оздоровление психики: воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера.

2. Нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения.

3. Укрепление, тренировка двигательного аппарата: развитие равновесия, свободы движений, снятие излишнего мышечного напряжения, улучшение ориентировки в пространстве и координации движений.

4. Исправления ряда речевых недостатков: невнятного произношения, скороговорки, проглатывания окончания слова.

Музыкальное развитие ребёнка должно осуществляться естественно и непринужденно. Помочь детям почувствовать красоту и силу воздействия музыки – задача сложная. Но ещё сложнее осуществлять музыкальное обучение детей, имеющих речевые нарушения, коррекционную работу необходимо строить на следующих основных принципах:

-принцип личностной направленности педагога на создании оптимальных условий для музыкального развития;

-принцип тщательного отбора материала в соответствии с возрастными особенностями детей;

-принцип интеграции работы в различных направлениях воспитательной работы и видами музыкальной деятельности детей;

-принцип от простого к сложному;

-принцип максимального использования развивающего потенциала ребёнка в музыкальном развитии и коррекции речевых нарушений.

Методы и приемы музыкального воспитания, используемые при обучении пению детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

В пении, как и в других видах исполнительства, ребенок может активно проявлять свое отношение к музыке. Пение играет важную роль в музыкальном и личностном развитии. В пении дети проявляют активность, желание петь, испытывают удовольствие от коллективного хорового пения. Однако у них иногда отсутствует культура пения: большинство детей неточно интонируют, скандируют слова песни, поют громко, крикливо, не владеют в достаточной степени певческими навыками, поют невыразительно.

Пение очень полезно для детей, имеющих речевые нарушения, так как развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа речи, улучшает дикцию, координирует слух и голос. Пение помогает исправлять ряд недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончания слов, особенно твердых, а пение на слоги способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.

В работе над дикцией полезно проговаривать текст одними губами, в разных темпах, начиная с очень медленного. Это позволяет детям следить за правильностью положения губ и точнее запоминать и воспроизводить мелодию песни.

В работе над дыханием следует использовать показ или жест, помогающий вовремя взять дыхание. Можно предложить детям после вступления к песне «понюхать цветок» и сразу начать петь. Чтобы дети «не разрывали» слово, сравниваем показ правильного и неправильного исполнения.

Много внимания и усилий следует уделять работе над развитием чистоты интонирования мелодии. Ведется она в двух направлениях. С одной стороны – учить детей вслушиваться в мелодию, запоминать ее, а с другой – правильно воспроизводить ее, координируя голос со слухом.

В практике моей работы проблема развития певческого голоса детей проявилась, прежде всего, в том, что дошкольники незначительно использовали певческий потенциал. Как девочки, так и мальчики  затруднялись  петь в высоком или низком регистрах, «боялись выходить» за рамки диапазона, зачастую заменяли громкое пение на крик, а тихое – на шёпот. В силу несформированного до конца артикуляционного аппарата, часть звуков ребята пели искажённо, заменяя гласные и согласные близкими по звучанию, не вовлекая в двигательный  процесс ротоглоточный аппарат и мышцы лица. Излишняя трудность замечена  была при умении детей  правильно использовать  бесшумный вдох и протяжный долгий выдох.

Поэтому для выявления уровня сформированности показателей певческого голоса была разработана диагностика, позволяющая отслеживать динамику развития певческих навыков у дошкольников.

Были определены три уровня развития певческого голоса:

Высокий: ребёнок понимает и выполняет задание правильно, самостоятельно, используя известную технологию звукоизвлечения, голос имеет ярко выраженную тембровую окраску, активный артикуляционный аппарат, чисто интонирует, дыхание правильное, без шума.

Средний: ребёнок правильно понимает задание, действует по словесному указанию, голос имеет не ярко выраженную тембровую окраску (сип), речь внятная, артикуляционный аппарат средней активности, интонирует нечисто, дыхание правильное с помощью педагога.

Низкий:  Ребёнок затрудняется в выполнении задания с помощью педагога, речь невнятна, вялый артикуляционный аппарат, затрудняется в чистом интонировании мелодии, навык правильного дыхания отсутствует.

Сочетание музыки и слова помогают детям выразить свои чувства, переживания. На занятиях по развитию певческих навыков дошкольники участвовали в исполнительской деятельности, что помогло им глубже понять песню, при этом многократное повторение песни не понизило интерес к ней, а, наоборот, дало ей новую жизнь. Целенаправленная работа повысила интерес детей к музыкальным занятиям, песенному творчеству, а песня прочно вошла в жизнь детей.

Воспитанники нашего детского сада теперь поют не только на занятиях, но и в неформальной обстановке самостоятельно, принимают активное участие в концертах на разных уровнях. У них выработаны такие исполнительские качества, как уверенность, умение свободно держаться перед публикой, красиво исполнять песню, донося до слушателей характер и смысл песни.

Литература.

1.Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М., Издательство «Скрипторий 2003», 2010. – 176с.

  2. Методические издания по дополнительной образовательной услуге «Хор»:Кацер О.В., Игровая методика обучения детей пению. – С.-Петербург, «Музыкальная палитра», 2008. – 56с.

3. Струве Г.А. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио, - СПб.: Издательство «Лань».1999. – 64с.

4. Меньших И., С музыкой растем, играем и поем: сборник песен и игр для детей дошкольного возраста, - Ростов – на  - Дону: Феликс, 2007. – 57с.

5. Тарасова К.В., Диагностика музыкальных способностей  детей дошкольного возраста: методическое пособие для музыкальных руководителей детских садов, - М.,  центр «Гармония», 2002. – 35с.

6. Трубникова М.А., Музыкальные ступеньки: игры и развлечения с детскими музыкальными инструментами, - М., 1998.

Музыкально-дидактические игры

на развитие певческих навыков

1."Музыкальная лесенка"

2."Сколько нас поёт?"

3.Угадай, какая песенка"

4."Кто по лесу идёт?"

5.Музыкально-дидактическая игра"Где мои детки?

6.Набор картинок к песням

7.Какое настроение у тучки?

8. Образцы вокальной музыки русских, зарубежных композиторов, народное творчество.

9. Фонограммы песен плюс и минус

Концерты и выступления.

        Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей участников студии Песни с хореографическими движениями, или сюжетными действием должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцевальными движениями или актёрской игрой.

        Концертная программа режиссируется с учётом восприятия её слушателями, она должна быть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам.

        Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками – всё это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за себя.

Артикуляционная гимнастика перед пением

в подготовительной к школе группе

СЕНТЯБРЬ

Заборчик-улыбка-трубочка

Из зубов заборчик строй,

Губы широко открой.

А теперь смыкаем зубы

И в улыбке тянем губы.

Будем в трубы дуть стараться.

Губы в «улыбке», зубы смыкаются «трубочкой», «заборчик» - правая рука лежит на левой, так чтобы кончики пальцев касались локтя противоположной руки.

ОКТЯБРЬ

Желобок

Я послушный язычок Превращаю в желобок.

Узкий, узкий желобок,

По нему ручей течёт.

Язык лежит на нижней губе, кончик узкий, а боковые края загнуты в желобок. Ладони соединены, от кистей до кончиков мизинцев.

НОЯБРЬ

Грибок

Вырос гриб большой в лесу,

В садик гриб я принесу.

Раз, два, три, четыре, пять – 

Гриб мне надо удержать.

Язык присасывается к нёбу, рот широко открыт, чтобы растянулась уздечка языка. Одна рука стоит на столе, ладонь сжата в кулак. Вторая лежит на кулаке (шляпка).

ДЕКАБРЬ

Иголочка

Я иголку острую 

Для шитья готовлю.

Крепко я её держу,

Никого не уколю.

Рот приоткрыт, кончик языка узкий, губы не касаются языка, ладонь одной руки сжата в кулак, пальцы другой собраны в «пучок» и «воткнуты» в другую руку.

ЯНВАРЬ

Качели

Эх, раз, ещё раз.

Мы качаемся сейчас.

Вверх-вниз мы летим,

Тормозить мы не хотим.

Язык, не касаясь губ кончиком, производит движения вверх-вниз, руки ладонями вниз.

ФЕВРАЛЬ

Гармошка

На гармошке мы играем,

Рот пошире открываем.

Челюсть вверх, челюсть вниз,

Ты смотри, не ошибись.

Язык присасывается к нёбу, нижняя челюсть то опускается, то  поднимается, растягивая уздечку языка. Руки сжаты в «замок». Кисти отводятся в стороны, разжимая «замок» и возвращаются в исходное положение.

МАРТ

Барабан

В барабан мы бьём

Нашим язычком.

Громкий, громкий звук,

Слышен звонкий стук.

Язык ударяет по верхней стороне д-д-д. пальцы одной руки соединяются с пальцами другой на каждый удар языка.

АПРЕЛЬ

Часики

Мой весёлый язычок,

Словно маятник часов.

Вправо-влево, вправо-влево,

Он всегда ходить готов.

Узкий язычок отклоняется то вправо, то влево, касаясь уголков рта. Руки ладонями вниз, качаются вправо-влево.

МАЙ

Непослушный язычок

Провинился язычок,

Ничего сказать не смог.

Мы его похлопаем, 

Губками пошлёпаем.

Широкий язык лежит на нижней губе, а верхняя губа ударяет по нему: пя-пя-пя. Ладони рук ударяют по коленям.

ИЮНЬ

Чашечка

Мы чаёк горячий

Будем пить на даче.

Чашечку мы держим

Крепче, крепче, крепче.

Язык удерживает «чашечку», локоть левой руки на столе, ладонь сжата в кулак, правая лежит на кулаке (чашечка).

ИЮЛЬ

Лошадка

Скачем, скачем на лошадке,

Очень цокать нам приятно.

Ритм копыта отбивают, язычок им помогает.

Языком «присосаться» к нёбу и щёлкать им под хлопки ладоней.

Артикуляционная гимнастика перед пением

в старшей группе

СЕНТЯБРЬ

Улыбка-трубочка

Тянем губы мы к ушам,

Улыбнёмся малышам.

А теперь сужаем губы,

Словно дуем, дуем в трубы.

Губы то в улыбке, то трубочкой. Все пальцы рук, кроме больших, сцеплены. Локти отведены в стороны (улыбка). Кисти рук соединяются, образуя из ладоней круг (трубочка).

ОКТЯБРЬ

Лопатка 

Язычок наш, как лопатка,

Очень ровный, очень гладкий.

А такой лопаткой

И копать приятно.

Широкий язык лежит на нижней губе, рот приоткрыт. Левая рука согнута, ладонь сжата в кулак, правая сверху ладонью вверх.

НОЯБРЬ

Горка 

Горка длинная у нас,

Мы прокатимся сейчас.

Ты на горке удержись,

Плавно, медленно катись.

Язык выгибается к нижним зубам, нижняя челюсть опущена. Ладонь одной руки сжата в кулак, кисть второй лежит на первой, а пальцами касается стола (горка).

ДЕКАБРЬ

Вкусное варенье

Мы сегодня ели 

Вкусное варенье.

А теперь по кругу

Мы оближем губы.

Язык по часовой стрелке облизывает сначала верхнюю, затем нижнюю губу. Ладони движутся сначала в правую сторону (вместе с языком), затем в левую.

ЯНВАРЬ

Грибок 

Язычком грибок держу,

Ни за что не положу.

А руками соберу грибочков

Много я в лесу.

Языком выполнять движение «грибок». Руки попеременно строят «грибок», язык присасывается к нёбу.

ФЕВРАЛЬ

Часики-качели

Вправо, влево язычок,

Словно маятник часов.

Вверх-вниз, вверх-вниз, 

На качелях удержись.

Язык влево-вправо, вверх-вниз. Также ладонями.

МАРТ

Иголочка 

Я иголкой острой шью,

Никого не уколю.

Я иголочку втыкаю,

Ей руками помогаю.

Языком выполнять движение «иголочка». У левой руки пальцы растопырены, правая сжата в кулак. Одним пальцем тыкать между пальцами левой руки.

 

АПРЕЛЬ

Блюдечко 

Крепче блюдечко держи, язычок не урони.

А руками помоги,

Есть всё время подноси.

Языком выполнять движение «блюдечко». Ладони в форме блюдечка попеременно подносятся ко рту.

МАЙ

Желобок

Я послушный язычок Превращаю в желобок.

Узкий, узкий желобок,

По нему ручей течёт.

Язык лежит на нижней губе, кончик узкий, а боковые края загнуты в желобок. Ладони соединены, от кистей до кончиков мизинцев.

ИЮНЬ

Непослушный язычок

Провинился язычок,

Ничего сказать не смог.

Мы его похлопаем, 

Губками пошлёпаем.

Широкий язык лежит на нижней губе, а верхняя губа ударяет по нему: пя-пя-пя. Ладони рук ударяют по коленям.

ИЮЛЬ

Чищу зубы

Чищу зубы чисто, чисто

И снаружи, и внутри.

Я хочу, чтоб всегда были

Белые они.

Языком проводят сначала по внешней поверхности зубов, а затем по внутренней. Ладонью правой руки проводим по внешней стороне руки, затем по внутренней.

Артикуляционная гимнастика перед пением

в средней группе

СЕНТЯБРЬ

Змеиный язычок 

Рот открыт, язык вытянут, как можно дальше вперёд. Медленно двигается вправо-влево, вверх-вниз.

ОКТЯБРЬ

Уколы 

Острым кончиком языка касаться попеременно внутренней стороны левой и правой щеки, стараясь сильно надавить.

НОЯБРЬ

Чей длиннее язычок?

Вытянуть язык, как можно дальше. Попытаться достать им до носа, подбородка, внешней стороны щёк. 

 

ДЕКАБРЬ

Лошадка 

Фыркать, как лошадка, губы дрожат.

ЯНВАРЬ

Едем на машине 

Заводим мотор машины: р-р-р. крутой поворот – звук усиливается, наскочили на кочку, проехали «лежащего полицейского», едем по шоссе. 

ФЕВРАЛЬ

Трубочка-улыбочка 

Вытянуть губы вперёд «трубочкой». Растянуть их в улыбке, не показывая зубы.

МАРТ

Весёлая дудочка 

Вытягивать вперёд сомкнутые губы и двигать ими по кругу вправо-влево.

 

АПРЕЛЬ

Послушные губки 

Обиделись (нижняя губа вниз). Улыбка. Нижняя губа на верхнюю взобралась, посмотрела, что там вдалеке и на место вернулась. 

Верхняя на нижнюю спустилась, посмотрела, что там внизу и на место вернулась.

МАЙ

Потерялся котёнок  

Произнести «мяу», широко открывая рот, поворачивая голову влево-вправо.

ИЮНЬ

Непослушная свечка

Сделать бесшумный вдох через нос, подуть тихонько (через улыбку) на воображаемую свечу. Свеча не гаснет. Сложить губы трубочкой и дунуть чуть сильнее. 

Анкета для родителей

Музыка в вашей семье

Фамилия, имя ребенка

_______________________________________________________________

Есть ли у вашего ребенка творческие способности? ________________________

Какие? ______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Есть ли в вашей домашней фонотеке детские песни, сказки?

_______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Есть ли у ребенка детские музыкальные инструменты? Какие?

______________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________

Как часто он их использует?

______________________________________________________________________________________________________________________________

Знаете ли вы колыбельные? Какие?  Поете ли вы их своему ребенку перед сном?_________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________

Посещаете ли вы с ребенком концерты? ___________________________________

Устраиваете ли вы дома праздники для своего ребенка? Какие? ______________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________

Слушаете ли вы с ребенком музыку? _______ Какую? ______________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________

На каких инструментах могут играть родители и окружающие ребенка родные?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Пожелания, просьбы по работе с вашим ребенком к музыкальному руководителю _______________________________________________________________

_______________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________

Похожее изображение

Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста

Пение – один из ведущих видов детского исполнительства.

Пение играет важную роль в музыкальном и личностном развитии ребенка.

В пении формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки.

В пении развиваются эстетические и нравственные представления, активизируются умственные способности, пение  положительно влияет на физическое развитие детей, улучшает детскую речь.

В процессе музыкальной певческой деятельности ведется работа по освоению и развитию основных певческих навыков.

Изображение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая технология "Развитие вокально-хоровых умений у детей дошкольного возраста"

Давно замечено, что в  детском исполнительстве особое место занимает пение. Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, муз...

Методическая разработка: "Планирование по развитию вокально - хоровых способностей у детей"

Методическая разработка: "Планирование по развитию вокально - хоровых способностей у детей"...

Перспективный план работы по развитию вокально-хоровых способностей с использованием современных образовательных технологий по здоровье сбережению и здоровье формированию

При составлении плана использованы следующие современные ииновационные технологии: игровое распевание (валеологические распевки), артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, игровой массаж, оз...

Дополнительная общеобразовательная программа «Капельки» по развитию вокально-хоровых способностей детей 4-7 лет

Дополнительная общеобразовательная программа «Капельки» по развитию вокально-хоровых способностей детей 4-7 лет...

«Использование современных игровых технологий в процессе развития вокально-хоровых навыков детей старшего дошкольного возраста»

Данная методическая разработка имеет три раздела: 1) "Игра" в педагогике (определение, задачи, классификации);2) Пение как вид деятельностпи на музыкальных занятиях в ДОУ;3) Игровые тех...

Статья :"ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ВОКАЛЬНО – ХОРОВЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ВОКАЛЬНО – ХОРОВЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...