Особенности работы музыкального руководителя с детьми ОВЗ
статья по музыке на тему

Виды деятельности, методы и приёмы используемые в работе с детими ОВЗ на музыкальных занятиях музыкальным руководителем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx25.12 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Особенности работы музыкального руководителя с детьми ОВЗ

музыкальный руководитель Баруздина О.Н.

В группе для детей с ОВЗ наряду с программой «Детство» используется программа «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Е. А. Екжановой, Е. А. Стребелевой.

Важное место в развитии детей с ОВЗ занимают музыкальные занятия. На музыкальных занятиях в различных видах деятельности дети получают новые впечатления, знакомятся с миром звуков. Постепенно происходит формирование адекватных реакций на звучание музыки, появляется желание самому извлекать звуки. На занятиях дети усваивают способы действия с предметами и музыкальными инструментами.

Музыка помогает детям с ОВЗ выйти из своего внутреннего мира. У них появляется эмоциональный отклик на музыку и желание взаимодействовать с окружающим миром. В процессе музыкальных занятий у детей развивается слуховое внимание и восприятие, ориентировка в пространстве, пластика тела. Музыкальные занятия способствуют воспитанию положительного эмоционального отношения к музыке, повышают настроение, предоставляет ребёнку богатые возможности для общения с взрослыми и со сверстниками.

Одним из основных направлений коррекционной работы проводимой на музыкальных занятиях является умение подражание действиям взрослого. Дети, подражая взрослому, учатся танцевать, извлекать звуки при помощи музыкальных инструментов, подпевать.

Музыкальные занятия проводятся два раза в неделю по 20 минут и включают в себя следующие направления:

  1. Слушание музыки;
  2. Пение;
  3. Музыкально-ритмические движения и танцы;
  4. Игра на музыкальных инструментах;
  5. Театральная деятельность и музыкальные игры.

Слушание музыки способствует развитию слухового внимания, активизирует эмоции, развивает интерес к окружающему миру звуков. Дети учатся узнавать знакомые мелодии.

Пение способствует активизации слухового внимания и речевого развития. Дети учатся пропевать слоги и целые слова вместе с педагогом.

Музыкально-ритмические движения и танцы способствуют эмоциональному и психическому развитию детей. В процессе освоения движений под музыку дети учатся ориентироваться на музыку как на особый сигнал к действию и движению. На занятиях поощряется проявление детьми самостоятельности в движениях под музыку, умение передавать простейшие ритмические движения: ходить по залу, не мешая друг другу, сходиться вместе и расходиться, двигаться по кругу по одному и парами, реагировать сменой движения на изменение характера музыки (маршевый, танцевальный, песенный, плясовой, спокойный), выполнять элементарные движения с предметами (платочками, погремушками), помахивать ими, вращать их, владеть простейшими танцевальными и образными движениями по показу взрослого, притопывать ногами, пружинить на двух ногах, вращать кистями рук, помахивать одной и двумя руками, легко прыгать на двух ногах, идти спокойным, мягким шагом, выполнять движения, соответствующие характеру и поведению персонажей (изображаемых людей и животных).

В процессе танцев у детей совершенствуется моторика, координация движений, развивается произвольность движений, невербальные коммуникативные способности, формируются и развиваются представления о связи музыки и движения.

Игра на музыкальных инструментах является составной частью музыкального занятия. В процессе совместной игры на музыкальных инструментах у детей развивается умение сотрудничать друг с другом, формируется чувство партнёрства и произвольная организация собственной деятельности. Этот вид занятий развивает у детей музыкальные способности, в первую очередь тембровый и мелодический слух, чувство музыкального ритма.

В данный раздел также включены музыкально-дидактические игры, в процессе которых у детей развиваются слуховое внимание и восприятие. Восприятие разнообразных серий звуков, различаются по высоте, длительности и силе звуков, различающихся по высоте, длительности и силе звучания, воспроизведенных в разном темпе на различных музыкальных инструментах или прослушанных в звукозаписи, активизирует умение детей дифференцировать звуковые характеристики и особенности воспринимаемых мелодий в разнообразных ситуациях.

Театрализованная деятельность вызывает у детей желание взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, закрепляет умение передавать движения, имитирующие повадки птиц и зверей, стимулирует образно-игровые проявления при использовании элементов костюмов персонажей.

Помимо этого один раз в неделю проводится логоритмическое занятие. Логоритмика – это комплекс упражнений, куда входят определённые звуки, слова, музыка, ритм и движения. С помощью развлекательного комплекса быстрее происходит речевое развитие и лучше развиваться мелкая и крупная моторика. Интерес представляет в этой области логоритмика Екатерины Железновой.

Каждое занятие направлено на развитие детей. Ребёнок совершенствует речь и учится ориентироваться в пространстве. Логоритмика для малышей – это комплексные занятия, куда входят музыка, движение и ритм. Прежде чем заниматься по этой методике, необходимо изучить виды упражнений:

  1. Интонационное и коррекционное произношение;
  2. Фонетическое (слуховое) восприятие;
  3. Артикуляционное упражнение;
  4. Песни без музыкального сопровождения;
  5. Игры на музыкальном инструменте;
  6. Регулировка мышечного тонуса;
  7. Упражнения, формирующие ориентир в пространстве.

На всех занятиях соблюдаются правила последовательности. Сначала изучаются слова или стишки. Затем постепенно усложняется занятие. После того как дети усвоили хорошо материал, необходимо его закрепить.

Примеры:

  1. Дует ветер сильно-сильно (машем ладошками на себя).

Закачалось дерево (подняли руки вверх и машем ими, всем телом помогаем).

Ветер дует меньше-меньше (медленно руки опускаем).

Дерево растёт всё больше (руки поднимите и потянитесь на носочках).

  1. Стук-стук (кулачком постучали по столу).

Кто там? (похлопали в ладошки).

Можно в гости к вам? (открываете двери понарошку).

Заходите, мы рады гостям (три раза похлопали в ладошки).

  1. Мы ехали-ехали (делаете вид, что скачете на лошади).

В гости к вам приехали (стучите как будто в двери).

Мы устали (сели на стульчик).

Сейчас мы отдохнём и опять гулять пойдём (весело замаршировали).

Основными методами и приёмами работы с детьми ОВЗ на музыкальных занятиях является:

  1. Наглядно-слуховой (исполнение педагогом песен, игра на музыкальном инструменте, использование аудио и видео записей);
  2. Зрительно-двигательный (показ игрушек и ярких картинок, раскрывающих содержание песен; показ взрослым действий, отражающих характер музыки; показ танцевальных движений);
  3. Совместные действия со взрослым;
  4. Подражание действиям взрослого;
  5. Жестовая инструкция;
  6. Собственные действия ребёнка по вербальной инструкции взрослого.

При проведении музыкальных занятий необходимо соблюдать ряд условий:

  1. Регулярность проведения занятий;
  2. Простоту и доступность для восприятия детьми музыкальных произведений, их яркость и жанровую определённость;
  3. Сочетание в рамках одного занятия различных методов работы педагога и видов деятельности детей;
  4. Повторяемость предложенного материала не только на музыкальных занятиях, но и на других видах занятий;
  5. Использование ярких дидактических пособий (игрушек, элементов костюмов, детских музыкальных инструментов и т.д.);
  6. Активное и эмоциональное участие взрослых (воспитателей, педагогов-дефектологов, родителе) в проведении музыкальных занятий, праздников, досуга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на региональном семинаре "Особенности работы музыкального руководителя с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста в группе комбинированной направленности" 27.02.2018

Занятия музыкой в любой форме вызывают у детей повышенный интерес и оказывают на них очень сильное эмоциональное воздействие.Это очень важно для их успешного развития, т. к. эмоции воздействуют на ощу...

Выступление на РМО музыкальных руководителей «Роль РППС в работе музыкального руководителя с детьми с ОВЗ» по теме: «Предметно-пространственная развивающая среда по музыкальному воспитанию детей в ДОУ»

Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования.  Поэтому музыкаль...

Особенности работы музыкального руководителя с детьми с ОВЗ и инвалидами (в части разработки и реализации АОП)

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию....

Особенности этико-эстетического направления воспитания детей с особыми образовательными потребностями (работа музыкального руководителя с детьми с ТНР и ЗПР в МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда»)

Особенности этико-эстетического направления воспитания детей с особыми образовательными потребностями (работа музыкального руководителя с детьми с ТНР и ЗПР в МБДОУ «Детский сад №28 «Надеж...

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С ДЕТЬМИ С ОВЗ.

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С ДЕТЬМИ С ОВЗ....

«Особенности работы музыкального руководителя с детьми с ОВЗ»

Занятия музыкой в любой форме вызывают у детей повышенный интерес и оказывают на них очень сильное эмоциональное воздействие.Это очень важно для их успешного развития, т. к. эмоции воздействуют на ощу...