Консультация для педагогов «Особенности работы музыкального руководителя с детьми расстройства аутистического спектора".
консультация

Как известно, дети с аутизмом не готовы к усвоению не только общеообразовательных программ, но и к усвоению новых жизненно значимых социальных навыков на разных возрастных этапах развития. Поэтому музыкальная деятельность с такими детьми в детском саду в основном направлена на коррекцию отклонений и на формирование недостающих функций в разных сферах: эмоциональной, поведенческой, когнитивной. Для осуществления такого музыкального воспитания нужны новые пути и способы педагогического воздействия, а также специально организованное образовательное пространство, которое может обеспечить «вливание» в детский коллектив и реализацию права ребенка-аутиста на наследование культурного опыта. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл autisty2.docx26.82 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Особенности работы музыкального руководителя с детьми РАС

Слайд 1

Здравствуйте, в нашем современном мире мы сейчас наблюдаем такую тенденцию как увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья.  Наш детский сад посещают дети не только  с тяжелыми  нарушениями речи, и задержкой психического развития, но и дети с райстройством  аутистического спектора

Для того чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья стал личностью и востребованной и нужной обществу, необходима коррекция  его  развитие психических функций, эмоционально-волевой, двигательной и социальной сфер.

Слайд 2

Сегодня, я хочу рассказать вам о своем опыте работы с детьми расстройства аутистического спектора.

Слайд 3

Особенности развития детей с РАС заключается в отсутствии потребности контактов с окружающими, слабость эмоционального реагирования, отгораживание от внешнего мира.

 Слайд4

 Основные задачи музыкальной терапии заключается в стимуляции речи иобщения, получение эмоционального отклики на музыкальную деятельность.

 Слайд 5

Проявление РАС в дошкольном возрасте

Развитие детей с РАС отличается от других ребят. У них отмечаются нарушения в следующих сферах:

  • Коммуникации. Дети очень необщительны. Не играет с другими детьми, не любит, когда в его игре хотят принять участие окружающие. Они никак не реагируют, когда к ним обращаются с просьбой или просто зовут. Они могут принимать участие в играх с детьми, но с трудом понимают правила, эмоционально не реагируют и не понимают эмоций других малышей
  • Речевая сфера.. Кроме того, что маленькие аутисты не обращают внимания на речь взрослых, фразовая речь у них появляется в период от 1 года до 3 лет, но она напоминает комментирование. Характерно наличие эхолалий (непроизвольных повторений за людьми. Характерной речевой особенностью является то, что малыши не используют местоимение "я": о себе они говорят во втором и третьем лице.
  • Моторика -. Дети могут неверно оценивать расстояние до предмета, что может быть причиной моторной неловкости. Могут ходить на цыпочках, из-за возможных проблем с координацией ребята с трудом учатся ходить по лестнице. Отмечаются трудности в манипуляциях с маленькими предметами, невозможность кататься на велосипеде.
  • Отмечается хорошее развитие механической памяти, но плохое понимание содержания сказок, стихов. Что касается интеллектуальной деятельности, то некоторые малыши-аутисты могут иметь очень высокий для своего возраста интеллект, даже быть одарёнными в какой-то области. В любом случае процесс обучения у них нецеленаправлен, отмечается нарушением концентрации внимания.

 Слайд 5

Даже у такого  ребёнка от рождения есть музыкальные способности. Но для детей с РАС музыка, как правило, имеет сверхценный интерес и оказывается иногда единственно возможной для них «линией связи» с окружающим миром в течение долгого времени. Одна из возможных причин такой притягательности музыки – это отсутствие необходимости использовать речь, столь трудную для большинства детей с аутизмом. Другая причина заключается в том, что музыка – это тропинка в мир чувств и эмоций, которые, как представляется на первый взгляд, чужды детям с аутизмом. Часто аутичные дети оказываются очень музыкальными, у них развит музыкальный слух и чувство ритма, они могут долгое время завороженно слушать красивую музыку и сами извлекают из музыкальных инструментов приятные звуки. Поэтому программа занятий с детьми с аутизмом обязательно предполагает музыкальную деятельность. Занятия музыкой с «особенными» детьми – это очень эмоциональный вид работы, и дети включаются в него с удовольствием, в такой форме они готовы выполнять даже те действия, на которые не способны на других занятиях.

Длайд 6

Музыкальные занятия позволяют решать различные задачи, ведь на них часто легче, чем на других занятиях, происходит установление контакта ребенка с педагогом.

Цели и содержание коррекционных занятий формулируются исходя из индивидуальных физических, психических и умственных возможностей детей, а основные элементы занятий направлены на решение не музыкальных задач, а значимых для развития проблем.

Слайд 7

  Особая специфика моих музыкальных занятий состоит в следующем:

занятия проводятся 2 раза в неделю по 10–15 минут, в зависимости от настроения и состояния детей. На данном этапе оптимальное время занятия 15 минут, по опыту более 15 минут нашим детям пока тяжеловато.

один и тот же музыкальный материал используется многократно, чтобы каждый ребёнок в своём индивидуальном темпе мог его постепенно усваивать, и по возможности присоединяться к исполнению вместе с педагогом.

музыкальный руководитель – ключевая фигура на занятии, на него ориентируются все присутствующие и дети и взрослые. Он организовывает ход занятия, предлагает задания, даёт инструкции, следит за выполнением правил. Тьюторы и воспитатели являются равноправными участниками занятия, и вместе с детьми выполняют все задания. По мере расширения возможностей детей, в перспективе мы надеемся, что объём оказываемой им помощи взрослыми будет уменьшаться.

музыкально-коррекционные занятия строятся по принципу календарно–тематического планирования, с равномерным распределением психофизической нагрузки, и проводятся по следующей схеме:

Слайд 8

Приветствие. Каждое занятие начинается с приветствия. Приветствие – это обязательный ритуал на каждом занятии, можно сказать «пусковой механизм», с помощью которого концентрируется внимание и формируется готовность к общению. Ребёнок стучит по бубну и проговаривает своё имя по слогам с помощью взрослого. Затем передаёт бубен следующему ребёнку. Таким образом формируются основы диалогического общения и развиваются коммуникативные возможности детей. Приветствие является плавным переходом к следующему разделу занятия:

Слайд 9 Свободное движение. Включает в себя пространственные перестроения в процессе движения по залу и различные виды шагов. Развивает двигательную координацию, умение ориентироваться в игровом пространстве, формирует умение вступать в контакт. Здесь могут использоваться разнообразные формы движения, в том числе и за руки – змейка, паровозик, обход плоскостных фигур, со взрослыми, с одним взрослым ведущим. В нашем случае это пока обход фигур со взрослыми.

Слайд 10 Разминка. Задачами ритмической разминки являются внесение организованности, формирование навыков движения в коллективе, координации движений, осознание возможностей собственного тела. Базовый разминочный комплекс «Мы друг другу рады» построен на движении по кругу, движении в круг и из круга мелкими шагами, при этом акцент делается на то, что мы смотрим друг другу в глаза. Надо сказать, что движение за руки по кругу нашим детям очень нравится, они это делают с удовольствием. В дальнейшем планируется освоить вводную ходьбу по кругу, лёгкий бег, чередование ходьбы и бега, ходьбу на носочках - «идём как балерина» и на пяточках – «шагаем как медведь».

Слайд 11

Слушание музыки. Как правило, пассивное слушание музыки детям с ограниченными возможностями здоровья даётся с огромным трудом, а иногда и практически невозможно. Поэтому я провожу активное слушание с использованием музыкальных инструментов. Используются ксилофоны, бубенцы, колокольчики, маракасы и другие шумовые инструменты. Особенно нашим детям нравится, кода приходит кукольный герой. Например, появляется лисичка из домика и приносит диатонические колокольчики, да ещё исполняет пляску под весёлый аккомпанемент. Также я использую слушание музыки с подпеванием, поскольку содержание песен передаётся не только в тексте, но и в самой музыке, и не разговаривающим детям легче воспринимать не просто обращённую речь, а именно музыкальное произведение.

Слайд 12

Танцы, хороводы. Танцы и хороводы исполняются, стоя в кругу. Овладение навыками танца разбивается на 3 этапа: удивление, присоединение и самостоятельное исполнение. Первый этап – удивление, когда детям даётся возможность просто двигаться под музыку по кругу или смотреть на движения, которые исполняют взрослые. Мы сейчас уже осваиваем второй этап – присоединение, когда дети начинают повторять движения педагога, сопровождаемые его речевыми комментариями.

 Слайд 13

Игра на музыкальных инструментах самый любимый детьми. Осторожно использовать духовые инструменты.

 Сладй14

Коммуникативные игры, а также игры по правилам. Коммуникативные игры вырабатывают позитивное, доброжелательное отношение к окружающим с желанием и стремлением общаться. Игры по правилам направлены на развитие у детей произвольного внимания и произвольной деятельности, умения вступить в игру и соблюдать её правила. В игре ребёнок с нарушениями развития может найти понимание и поддержку, что позволит ему самому сделать шаг навстречу другим людям.

Прощание. Прощание – также обязательный ритуал, который заканчивает наши музыкально – коррекционные занятия и психологически готовит детей к переходу к другому виду деятельности. Происходит аналогично приветствию – музыкальный руководитель берёт бубен, простукивает и пропевает по слогам «До сви - да - ния!», затем присаживается напротив каждого ребёнка, устанавливает зрительный контакт, передаёт бубен ребёнку и ждёт его ответа.

В музыкальном воспитании детей с РАС я ставлю перед собой такие коррекционно-развивающие задачи и стараемся организовать работу таким образом, чтобы через развитие общей музыкальности детей максимально способствовать развитию каждого ребёнка, посещающего ресурсную группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы музыкального руководителя с детьми ОВЗ

Виды деятельности, методы и приёмы используемые в работе с детими ОВЗ на музыкальных занятиях музыкальным руководителем....

Выступление на региональном семинаре "Особенности работы музыкального руководителя с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста в группе комбинированной направленности" 27.02.2018

Занятия музыкой в любой форме вызывают у детей повышенный интерес и оказывают на них очень сильное эмоциональное воздействие.Это очень важно для их успешного развития, т. к. эмоции воздействуют на ощу...

Особенности работы музыкального руководителя с детьми с ОВЗ и инвалидами (в части разработки и реализации АОП)

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию....

Мастер-класс для педагогов "Особенности работы музыкального руководителя в условиях ведения инклюзивного подхода в образовании"

Важное место в развитии детей с ОВЗ занимают музыкальные занятия. На музыкальных занятиях в различных видах деятельности дети получают новые впечатления, знакомятся с миром звуков. Постепенно происход...

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С ДЕТЬМИ С ОВЗ.

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С ДЕТЬМИ С ОВЗ....

«Особенности работы музыкального руководителя с детьми с ОВЗ»

Занятия музыкой в любой форме вызывают у детей повышенный интерес и оказывают на них очень сильное эмоциональное воздействие.Это очень важно для их успешного развития, т. к. эмоции воздействуют на ощу...