Программа вокального кружка "Незабудки"
рабочая программа по развитию речи (старшая, подготовительная группа) по теме

Жаркова Анна Викторовна

Программа вокального кружка "Незабудки" разработана не только для эстетического развития детей и раскрытия таланта, но и для совершенствования речевого аппарата детей логопедической группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vokalnogo_kruzhka_.docx44.57 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение

детский сад №51 г. Улан-Удэ

Рабочая программа вокального кружка

«Незабудки»

Для детей 5 – 7 лет

на  2016-2018 учебный год.

 Музыкальный руководитель:

                                                                              Жаркова А. В.                          

                                       

                                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Улан-Удэ

2016г

Содержание:

1. Пояснительная записка………………………………………………….....3

2. Структура программы………………………………………………..........5

3. Структура занятия…………………………………..…………………......7

4. Перспективный план………………………………………….…………...8

5. Предполагаемый результат……………………………………………….12

 6. Список литературы ………………………………………………………12

 

 

 

Дополнительная образовательная программа вокального кружка «Незабудки»

Пояснительная записка.

Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического, психологического и нравственного здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Также у детей дошкольного возраста активно развиваются творческие способности. Дети  с огромным удовольствием проявляют свои таланты в различных сферах, но особенно им нравится петь.

  Пение наиболее доступное средство музыкального воспитания детей. Через песню ребенок передает свои эмоции, чувства. Часто можно наблюдать, как мальчик, шагая по комнате, напевает маршевую мелодию, девочка, играя с куклой, убаюкивает ее колыбельной песней. Пение всё время присутствует в жизни ребёнка: заполняет его досуг, помогает организовать творческие и сюжетные игры. Особенно это заметно на музыкальных занятиях: игру на инструменте, динамичный танец и даже хоровод дети сопровождают пением. Нельзя забывать о пользе пения в целом. Пение помогает развитию дыхания, речи, укрепляет голосовой аппарат. Давно замечено учеными, что люди, которые активно или профессионально занимаются пением, меньше подвержены простудным заболеваниям.

На сегодняшний день логопедическая практика показывает динамику увеличения количества детей с нарушениями речи, что приводит  к необходимости системного внедрения здоровьесберегающих технологий, в том числе и на музыкальных занятиях. Известно, что пение способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает четкому произношению отдельных звуков и слогов.

Наблюдая за детьми в ДОУ, я заметила, что одних музыкальных занятий не достаточно для полного раскрытия личности ребенка. Поэтому была  разработана дополнительной программа  направленная не только на развитие у воспитанников ДОУ вокальных данных, но и на коррекцию и развитие речевого  голоса.

Новизна программы заключается в том, что  обучение проходит как под музыкальное сопровождение, так и под профессиональные фонограммы и в репертуар  кружка входит музыкальные материалы по различным направлениям: эстрадное пение, классика, народное пение. Кроме индивидуальных занятий по постановке певческого голоса, большое внимание уделяется пению в ансамбле, дуэтах, квартетах и т.д. Так же на музыкальных занятиях вокального кружка четко просматривается этнокультурный компонент. Этнокультурный компонент обеспечивает включение ребенка в диалог с полиэтническим окружением, позволяет выявить в народных культурах не только национально особенное и уникальное, но и общее, универсальное. Иными словами, этнокультурный компонент обуславливает знание других национальных культур, что очень важно в нашем регионе. Также новизна программы заключается в том, что особое внимание на занятиях отводится работе  по развитию речи и дыхания воспитанников. В образовательном процессе программы преобладают игровые технологии.

       Актуальность  программы "Незабудки"  заключается в художественно-эстетическом развитии обучающихся, приобщении их как к классической  народной  музыки, так и к  эстрадной музыке, раскрытии в детях разносторонних способностей, в преодолении зажатости и неуверенности в себе.

    Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия вокалом развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей. Прививают любовь к родному краю.

 Цель данной программы 

– эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами вокального искусства, становление речевого дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции.

 Задачи:

- Формирование интереса к вокальному искусству.

- Формирование правильного дыхания у детей дошкольного возраста.

- Формирование певческой культуры (передавать характер и настроение мелодии естественным голосом, без напряжения),

Формировать навыки самостоятельного пения (соло) и пения без сопровождения. 

- Развитие интонирования.

 - Развитие умений различать звуки по высоте;

- Совершенствование вокально-хоровых навыков

 - Совершенствование чувства ритма, музыкальности

 

 

 

                                          

      Структура программы:

    Программа рассчитана на два года. На занятии проводится как коллективная, так и индивидуальная работа. Занятие в вокальном кружке проводится 1 раз в неделю, в музыкальном зале. Продолжительность занятий соответствует возрастным нормам детей.

В течение учебного года планируется ряд творческих показов: участие в концертных мероприятиях ДОУ, утренниках, конкурсных выступлениях.

Группа

Продолжительность

Количество в неделю

Количество

в год

Старшая группа

25 мин.

1

36

Подготовительная

к школе группа

30 мин.

1

36

 

Основные направления обучения детей пению:

1.Певческая установка и дыхание.

Петь можно сидя или стоя. Стоя дети распеваются, поют выученные произведения и концертную программу, сидя – поют при разучивании нового произведений.
Главная задача – это сохранить ровную осанку. Спина должна быть прямой, чтобы грудная клетка не давила на брюшную полость. При пении плечи не поднимаются, их нужно отвести назад, развернуть и слегка опустить.

В дошкольном возрасте у детей в процессе речевого развития одновременно формируется связная речь и речевое дыхание. Расход звука при речи, а в пении особенно, больше, чем при обычном жизненном дыхании. Ритм дыхания в пении также значительно отличается от обычного спокойного дыхания. При спокойном дыхании вдох почти равен выдоху. В пении вдох быстрее, а выдох значительно длиннее, так как он должен соответствовать длительности певческой фразы. Дыхание необходимо брать перед началом песни и между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы, не разрывать слова. Спокойное, естественное дыхание при пении создаст условия для «опертого» звука. Такой звук воспринимается на слух как красивый, полный и достаточно сильный.

2. Звуковедение, дикция.

Для достижения четкого, ясного произношения слов в соответствии с характером сочинений и короткого и одновременного произношения согласных в конце слов используются дикционные упражнения, скороговорки. Дикционные упражнения проводятся как с музыкальным сопровождением, так и без него. По возможности данные упражнения соединяются с движениями туловища, рук, ног, пальцев.

3. Вокальные упражнения-распевания.

Нужно помнить, что попевка всегда должна оставаться простой, легкой для разучивания. У попевок вспомогательная роль, время, отводимое на них, не должно превышать 1,5- 2 минуты. Обучение певческим навыкам с их помощью не нужно форсировать, оно должно идти постепенно, от занятия к занятию. Систематическое использование маленьких попевок помогают педагогу выровнять звучание голоса, добиться естественного легкого пения, расширить диапазон. Очень важно, чтобы упражнения имели игровой момент, ведь именно через игру дети лучше усваивают разучиваемый материал.

4. Строй и ансамбль.

Для достижения  строя и ансамбля в пении важны такие компоненты как: интонационная слаженность, ритмическое  и темповое единство.

 Для достижения чистоты интонирования применяется пение цепочкой по фразам. Этот прием помогает активизировать работу детей, следить за пением друг друга, вовремя продолжить песню  точно интонируя.

Ритмический ансамбль - это умение исполнителей одновременно начинать и заканчивать произведение и отдельные его части, одновременно и одинаково произносить слова, брать дыхание в указанных местах, вместе переходить к изменениям в темпе. В развитии этого навыка главная роль принадлежит двигательным компонентам, поэтому полезно с  детьми ритмично ходить под музыку, отхлопывать, отстукивать ритмический рисунок произведения

5.Работа над исполнением вокального произведения.

От способа ознакомления  с новым  вокальным  произведением  в  большинстве   случаев   зависит   степень   заинтересованности   детей этим произведением. Нельзя пользоваться каким-либо одним видом ознакомления, не учитывая в каждом отдельном случае характера данного произведения и  особенностей детей. 

Музыкальный руководитель должен раскрыть художественный образ произведения, его настроение, характер. Это способствует эмоциональному восприятию песни детьми, формированию у них музыкально-эстетического вкуса. Перед разучиванием следует провести краткую беседу. Это поможет ребенку понять содержание произведения.  Можно  проводить   ознакомление  путем прослушивания вокального произведения в виде аудио и видео записей. Также музыкальный руководитель может сам исполнить вокальное произведение под «живое» сопровождение.  Также исполнение песни можно дополнить движениями, которые будут передавать смысл и настроение песни.

Методы и приемы работы с детьми.

1.   Показ педагога с пояснениями. Пояснения, сопровождающие показ музыкального руководителя, разъясняют смысл, содержание песни.

2.   Игровые приемы. Использование игр и образных упражнений делают вокальные занятия более интересными, повышают активность детей, развивают сообразительность.

3.  Беседа. Вопросы к детям активизируют мышление и речь детей.

4.  Оценка качества детского исполнения. Необходимо отметить все достоинства исполнения вокального произведения и деликатно  натолкнуть воспитанников на недостатки исполнения, такая оценка  помогает ребенку осознать и исправить свои ошибки.

Средства, необходимые для реализации программы:

  1. Технические средства: компьютер, фотоаппарат, видеокамера.
  2. Информационные средства: книги, аудиозаписи, нотный материал, дидактический материал.
  3. Музыкальные инструменты.

                    

                                                      Структура занятия.

1.Дыхательная гимнастика, гимнастика артикуляционного аппарата,  фонетические упражнения.

Для дошкольников характерны различные несовершенства речевого дыхания: слабый вдох и выдох, неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха, толчкообразный выдох и др. Для того чтобы научиться выговаривать многие согласные звуки, ребенок должен делать достаточно сильный выдох через рот, а гласные напротив нужно произносить на выдохе плавно, на распев. Это поможет сделать речь ребёнка более ясной и выразительной. Дыхательная гимнастика для детей полезна как одно из условий формирования правильной, красивой речи. Для лучшего усвоения речевого и певческого дыхания используются игровые упражнения.

На начальном этапе проводятся игры и упражнения без участия речи, например: « Задуй свечу» « Цветочек». Далее следуют дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале гласных  согласных звуков, например: «Вьюга», «Каша кипит». Следующий этап – дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале слогов, например: «Часики», «Петух».  На заключительном этапе проводятся игры и упражнения на материале слов, предложений и фраз, например: « Назови цветы».

 2.Распевание. Работая над вокальными навыками детей необходимо предварительно «распевать» воспитанников при помощи упражнений. Начинать распевание упражнений следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Для этого достаточно  10 минут. Время распевания может быть увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая  разминка перед началом работы над вокальным произведением является  таким важным средством, как и работа над дыханием для получения хорошего конечного результата.

3. Пауза. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1- 2 минуты. На этом этапе музыкальный руководитель может познакомить детей с новой песней. Рассказать историю песни, а также включить аудио запись песни  или исполнить ее самостоятельно под инструментальное сопровождение.

 4. Основная часть. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.

5.Заключительная часть. Концертное исполнение с движениями и мимикой, которые  раскрывают характер и эмоциональное  содержание вокального произведения.

 

Перспективный план

 

Примерное распределение материала по программе

вокального кружка «Незабудки».

 

Первый год обучения

Репертуар

Кол-во часов

Русские народные песни (с музыкальным сопровождением)

6

Бурятские народные песни (с музыкальным сопровождением)

3

Детские эстрадные песни (с фортепианным сопровождением)

3

Детские эстрадные песни (под фонограмму)

3

Песни из мультфильмов (с фортепианным сопровождением)

3

Песни из мультфильмов (под фонограмму)

3

Упражнения и попевки

15

Всего

36

 

Второй год обучения

Репертуар

Кол-во часов

Русские  народные песни (с музыкальным сопровождением)

6

Бурятские народные песни (с музыкальным сопровождения)

3

Детские эстрадные песни (с фортепианным сопровождением)

3

Детские эстрадные песни (под фонограмму)

3

Песни из мультфильмов (с фортепианным сопровождением)

3

Песни из мультфильмов (под фонограмму)

3

Упражнения и попевки

15

Всего

36

 

 

 

 

Перспективный план работы

вокального ансамбля «Незабудки»

Первый год обучения

Виды деятельности

Программные задачи

Содержание занятий

Музыкальный материал

Часы

Дыхательная гимнастика

Научить делать глубокий вдох и длительный выдох

- научить экономно расходовать выдыхаемый воздух.

Упражнения на развитие речевого и певческого дыхания.

Упражнения на дыхание без участия речи, на материале гласных и согласных звуков.

36

Распевание

Научить слышать свой голос;

 - научить распевать слова.

Упражнения на подачу голоса и распевание гласных звуков.

Различные распевки на слоги. Распевки с закрытым ртом.

36

Разучивание и исполнение песен

Учить «чисто» интонировать мелодию в диапазоне  1 октавы;

 - узнавать вступление голоса после вступления и проигрыша

Знакомство с различными песнями и разбор их содержания; выучивание наизусть

Р.н.п. ««Как у наших у ворот»; Эстрадная песня«Виноватая тучка»  -  Давид Фёдорович Тухманов;
 «Песенка для мам»  А. Бабин; б.н.п. « Сагаалган»;

песня под музыкальное сопровождение « Хорошо у нас в саду - Герчик В. Пришельц А.".

36

Ритмические упражнения с движениями и словами

Развивать чувство метро - ритма, ритмический слух.

Картотека игр и упражнений

 «Фокус-покус» Т.Э.Тютюнникова;

«Колокольцы» Т.Э.Тютюнникова

« Заинька» р.н.п.

36

Исполнение песен

Развивать музыкальную память (учить наизусть); - групповое пение.

Исполнение выученных песен

Р.н.п. ««Как у наших у ворот»; Эстрадная песня«Виноватая тучка»  -  Давид Фёдорович Тухманов;
песня под музыкальное сопровождение «
Хорошо у нас в саду - Герчик В. Пришельц А.";

 «Песенка для мам»  А. Бабин

36

 

Второй год обучения

 

Виды деятельности

Программные задачи

Содержание занятий

Музыкальный материал

Часы

Дыхательная гимнастика

Научить делать глубокий вдох и длительный выдох

- научить экономно расходовать выдыхаемый воздух.

Упражнения на развитие речевого и певческого дыхания.

Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале слов. Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале слов, предложений и фраз.

36

Распевание

Развивать диапазон детского голоса; - учить брать дыхание после вступления и между музыкальными фразами.

Упражнения на развитие слуха и голоса.

«Заинька», «Чепуха», «Веселые барабаны», «Фунга алафья»,

 Т.Э.Тютюнникова.

36

Разучивание и исполнение песен.

Учить чисто интонировать мелодию в диапазоне «ре» 1 октавы, до «ре» 2; -- -учить вместе начинать и заканчивать песню; петь с муз. сопровождением и без него; выразительно исполнять песни с разным эмоционально - образным содержанием Петь без напряжения, протяжно, подвижно, легко, отрывисто.

Знакомство с новой песней, беседа по содержанию, разучивание мелодии и текста,  пение по фразам, пение мелодии на фразы, на слоги.

Б.н.п. «Сагаалган», эстрадная песня на бур. Языке «Бумбэгэмни», Марк Бернес  «Хотят ли русские войны», Марк Бернес  «Москвичи», Анна Петряшева «Шарики воздушные».

36

Ритмические и рече- ритмические игры и упражнения

Развивать чувство метро – ритма, - развивать ритмический слух.

Картотека игр и упражнений.

 « Сорок грошей», « Тутти-фрути рондо», «Оркестр», «Птички, кошки и собаки» Т.Э. Тютюнникова

36

Исполнение песен

Развивать музыкальную память, - учить сольному исполнению, - учить петь выразительно в разных темпах, меняя динамические оттенки.

Пение ранее выученных песен подгруппой и по одному, пение с движением, инсценирование песен.

Б.н.п. «Сагаалган», эстрадная песня на бур. Языке «Бумбэгэмни», Марк Бернес  «Хотят ли русские войны», Марк Бернес  «Москвичи», Анна Петряшева «Шарики воздушные».

36

 

 

 

Предполагаемый результат.

1. Проявление интереса к вокальному искусству

2. Умение петь естественным голосом, протяжно, четко выговаривая все слова в песни. Исполнять песни,  как на бурятском, так и на русском языке.

 3. Умение петь без помощи музыкального руководителя.

                                                      

                                                   ЛИТЕРАТУРА

1. Абелян Л.М. Как рыжик научился петь. - М.: « Советский композитор», 1989 г. – 33

2. Веселый каблучок. /Составитель Л. В. Кузьмичева. Мн.: «Беларусь», 2003 г. – 232 с. 3. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М.: « Музыка», 1989 г. - 112 с.

 4. Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн.: «Лексис», 2005 г. – 48 с.

 5. Гудимов В., Лосенян А., Ананьева О. Поющая азбука. М.: «ГНОМ- ПРЕСС», 2000 г. - 33 с.

6. Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста. - М.; 1963 г. – 175 с.

7. Каплунова И., Новоскольцева И. Весёлые нотки. - Санкт – Петербург «Невская нота», 2011 г. – 121 с.

8.Каплунова И., Новоскольцева И. Как у наших у ворот. – Санкт – Петербург: «Композитор», 2003 г. –

9.Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник шаров. – Санкт – Петербург: «Невская нота», 2011 г. – 106 с.

10. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». – Санкт-Петербург «Невская нота», , 2010 г. – 45 с.

11.Каплунова И., Новоскольцева И. Рождественские сказки. - Санкт- Петербург «Невская нота», , 2012 г. – 45 с.

 12.Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. - «Композитор», 2005 г. – 73 с.

13. Кудряшов А. Песни для детей //Настольная книга музыкального руководителя / вып. №7. – Ростов-на-Дону «Феникс». 2012 г.- 93 с.

14. Метлов Н.А. Вокальные возможности дошкольников // Дошкольное воспитание / вып. №11. - М.; 1940 г.- 123 с.

19. Мовшович А. Песенка по лесенке. - М.: « ГНОМ», 2000 г. – 64 с.

15. Музыкально-игровые этюды // Музыкальный руководитель / вып. №2. - М., 2004 г. – 76 с.

16.Под солнечным парусом или полет в другое измерение Составитель Тютюнникова Т.Э.. Издательство «Музыкальная палитра» Санкт-Петербург 2008 г- 68 с.

17. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет / Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. - М.: « Просвещение», 1987 г. – 144 с.

18.Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение» Составитель Т.Э.Тютюнникова.

19.Формирование правильного дыхания у детей дошкольного возраста Составитель И.В. Коробченко г. Гусиноозёрск издательство «Селенга – Медиа» 2015 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа вокальной группы "Веселые нотки" в детском саду.

Мною разработанна рабочая программа вокальной группы в детском саду....

Программа вокального кружка "Домисолька"

Программа вокального кружка....

Программа вокально-хореографического кружка «Улыбка»

Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)...

ПРОГРАММА вокального кружка "Капитошки"

Программа дорабатывается в процессе работы по ней, но пока вот такой вариант......

Программа вокального кружка «Звездочки».

Музыка начинается с пения… Курт Закс (немецкий музыковед)  Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, по...

Дополнительная образовательная программа вокального кружка "До-ми-соль-ка"

Дополнительная образовательная программа вокального кружка "До-ми-соль-ка", срок реализации 2 года....

Программа "Вокально-хоровое пение в ДОУ"

Программа «Вокально-хоровое пение в детском саду» имеет художественную направленность. Программа ориентирована на создании условий для культурного самоопределения, творческой самореализации личности р...