«Игра на детских музыкальных инструментах как ресурс развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»
методическая разработка по музыке на тему

Андронова Елена Александровна

Музыка является одним из средств художественного, нравственного и эстетического воспитания детей. Сила музыкального воздействия на человека неоспорима. Воспринимая музыку, ребёнок глубже чувствует и осознаёт окружающий его мир. Музыка вносит в жизнь ребёнка радостные переживания, развивает фантазию, творческие способности. Дети слушают музыку, двигаясь под неё, пляшут, играют, поют, подпевают.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте.
Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие личности дошкольника: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.
Музыкальная деятельность включает в себя: восприятие музыки, посильное детям исполнительство, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения.

Одним из интересных видов деятельности для детей всегда являлась игра на детских музыкальных инструментах.

Игра на музыкальных инструментах - расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к занятиям музыкой, способствует развитию   музыкальной  памяти, внимания, помогает преодолению излишней   застенчивости, скованности, расширяет музыкальное  воспитание ребёнка. 

Для многих детей игра на музыкальных  инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное  средство не только индивидуального эмоционального  развития, но и развития мышления, творческой  инициативы, сознательных отношений между детьми,  поэтому этой работе в  ДОУ уделяется большое внимание.Музыка является одним из средств художественного, нравственного и эстетического воспитания детей. Сила музыкального воздействия на человека неоспорима. Воспринимая музыку, ребёнок глубже чувствует и осознаёт окружающий его мир. Музыка вносит в жизнь ребёнка радостные переживания, развивает фантазию, творческие способности. Дети слушают музыку, двигаясь под неё, пляшут, играют, поют, подпевают.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте.
Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие личности дошкольника: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.
Музыкальная деятельность включает в себя: восприятие музыки, посильное детям исполнительство, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения.

Одним из интересных видов деятельности для детей всегда являлась игра на детских музыкальных инструментах.

Игра на музыкальных инструментах - расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к занятиям музыкой, способствует развитию   музыкальной  памяти, внимания, помогает преодолению излишней   застенчивости, скованности, расширяет музыкальное  воспитание ребёнка. 

Для многих детей игра на музыкальных  инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное  средство не только индивидуального эмоционального  развития, но и развития мышления, творческой  инициативы, сознательных отношений между детьми,  поэтому этой работе в  ДОУ уделяется большое внимание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_22igra_na_dmi22.docx24.12 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Игра на детских музыкальных инструментах как ресурс развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

"Цветы, музыка и дети составляют лучшее украшение жизни"

П.И.Чайковский

План:

1. Актуальность проблемы.

2 Теоретическое обоснование педагогического опыта.

3. Технология педагогического опыта:

3.1.Цель. Задачи.

3.2. Формы и методы работы

3.3. Система развития навыков игры на музыкальных инструментах.

  • знакомство с музыкальными инструментами
  • обучение приёмам звукоизвлечения
  • игра  в  ансамбле
  • инструментальная импровизация  в соответствии с заданным

содержанием

3.4 Формирование исполнительского  репертуара.

3.5.  Развитие музыкального творчества.

4. Создание  условий для развития инструментальных навыков у детей дошкольного возраста.

5.   Взаимодействие с родителями.

6.   Результативность и перспективы работы.

7.   Список литературы.

8. Приложение.

    Актуальность

Музыка является одним из средств художественного, нравственного и эстетического воспитания детей. Сила музыкального воздействия на человека неоспорима. Воспринимая музыку, ребёнок глубже чувствует и осознаёт окружающий его мир. Музыка вносит в жизнь ребёнка радостные переживания, развивает фантазию, творческие способности. Дети слушают музыку, двигаясь под неё, пляшут, играют, поют, подпевают.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте.
Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие личности дошкольника: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.
Музыкальная деятельность включает в себя: восприятие музыки, посильное детям исполнительство, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения.

Одним из интересных видов деятельности для детей всегда являлась игра на детских музыкальных инструментах.

Игра на музыкальных инструментах - расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к занятиям музыкой, способствует развитию   музыкальной  памяти, внимания, помогает преодолению излишней   застенчивости, скованности, расширяет музыкальное  воспитание ребёнка.

Для многих детей игра на музыкальных  инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное  средство не только индивидуального эмоционального  развития, но и развития мышления, творческой  инициативы, сознательных отношений между детьми,  поэтому этой работе в  ДОУ уделяется большое внимание.

 Далеко не сразу и не все дети могут правильно и хорошо двигаться под музыку, петь, объяснять свои впечатления о прослушанной музыке, поэтому игра на доступных детям музыкальных инструментах в некоторой степени компенсирует их вынужденную бездеятельность.

Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах уже в 20-е годы прошлого столетия стал известный деятель и педагог Н.А.Метлов.  Ему  принадлежит идея организации детского оркестра (сначала шумового, потом смешанного).Совместно с Н.А. Метловым  в 20 – 40 –е гг. прошлого столетия работали известные педагоги: Т.С.Бабаджан, Ю.А. Двоскина, М.А. Румер и другие. Впоследствии разработкой вопросов этой методики занималась Н.А. Ветлугина и ее ученики (К. Линкявичус, В.В. Ищук и другие).

В современной дошкольной педагогике накоплен немалый положительный опыт использования музыкальных инструментов в работе с детьми с целью активизации музыкального развития.  Это и методика Карла Орфа,   программы:  «Играем в оркестре по слуху» М. Трубниковой, Т. Тютюнниковой, «Оркестр в детском саду» Л. Меркуловой;«Камертон» Э.П.Костиной.

Проанализировав разнообразные программы и технологии музыкального образования, а также изучив опыт работы других педагогов-музыкантов, я систематизировала материал по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах, подобрала материал и выстроила перспективу обучения с использованием различных методов и приемов, способствующих  лучшему освоению игры на инструментах.

Профессиональная заинтересованность в развитии музыкальности детей дошкольного возраста позволила определить цель работы:

Цель: развитие музыкальных способностей ребёнка дошкольного возрастав процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах.

Цель: Создание условий для развития музыкальных способностей и саморазвития ребёнка дошкольного возраста посредством  игры на детских  музыкальных инструментах.  

Для достижения цели, были поставлены следующие задачи:

  1. Развивать устойчивый интерес к музыкально- исполнительской деятельности.
  2. Последовательно знакомить и обучать детей правилам игры на музыкальных инструментах: мелодических, ударных, щипковых, духовых.
  3. Развивать исполнительские навыки игры на детских музыкальных инструментах.
  4. Развивать тонкость и чуткость тембрового слуха, фантазию и изобретательность в звукотворчестве, ассоциативное мышление и воображение.
  5. Побуждать детей к импровизации в самостоятельной музыкальной деятельности.
  6. Создавать условия для совместной музыкально-исполнительской деятельности детей и взрослых.
  7. Обогащать предметно – развивающую среду групп и музыкального зала пособиями и дидактическим материалом для развития творческой активности детей в  музыкальной  деятельности.

Ожидаемые результаты

В ходе работы планируем получить следующие результаты:

  • дети  смогут сами извлекать звуки из музыкальных инструментов;
  • музицирование будет способствовать развитию музыкальной памяти,внимания, фантазии, творческих способностей;
  • сопоставление звучания разных музыкальных инструментов, разовьет         мышление, аналитические способности дошкольников;
  • в процессе игры на музыкальных инструментах разовьется  мелкая    мускулатура и  моторика пальцев рук;
  • дети научаться чище и выразительнее петь, улучшится качество музыкально-ритмических движений, дети будут чётче воспроизводить ритм;
  •  в процессе игры на музыкальных инструментах будет формироваться эмоционально-волевая сфера;
  • весь комплекс приёмов приобщения детей к музицированию будет служить хорошей подготовкой к будущему обучению в школе.

Исходя из выше сказанного определили содержание, формы и методы работы.

Обучение дошкольников игре на музыкальных инструментах осуществляю через различные организационные формы:

• фронтальные и подгрупповые занятия;

 • тематические занятия;

 • развлечения, праздники;

 • театрализованные игры с музыкальным сопровождением;

 • музыкально-дидактические игры;

 • индивидуальная работа с детьми.

При обучении детей стараюсь создать положительный эмоциональный климат на занятиях, использую разнообразные методические приемы, что в свою очередь, позволяет успешно осваивать практический материал.

Методы и приемы:

  1. Ассоциативная  аналогия звучания музыкального инструмента (ознакомление детей с выразительными возможностями каждого инструмента).
  2. Ритмические «оркестры» (выполнение ритмических заданий)
  3. Упражнение  «Музыкальное эхо» (освоение навыков  совместных или поочередных действий).
  4.  Задания для развития  ритмических речитативных интонаций голоса.
  5. Моделирование определенного ритма (выкладывание карточек из приложения к «Музыкальному букварю» на фланелеграфе).
  6. Разучивание мелодий несложных пьес, попевок.
  1. Использование  авторских карточек со схематической  последовательностью игры на инструментах с указанным темпом, динамикой, высотой звука, а так же карточек из приложения «Нотное лото» («Музыкальный букварь»).
  2. Упражнения  на сравнение звучания  различных и схожих групп инструментов, в виде музыкальных загадок.
  3. Использование музыкальных игрушек.
  4. Музыкально-дидактические игры.
  5. Выбор   из числа предложенных музыкальный инструмент, на котором можно изобразить пение птиц, шелест листьев, завывание ветра и т. д.; подобрать подходящие по тембру музыкальные инструменты на которых можно исполнить ту или иную пьесу, песню.

Основополагающим принципом в работе с детьми считаю принцип  систематичности и последовательности - «от простого к сложному». Существует прямая связь между простотой и возрастом детей: чем меньше ребёнок, тем проще ему нужен музыкальный инструмент. Одновременно существует связь иного рода: чем беднее музыкальный опыт ребёнка, чем ниже уровень его музыкальности, тем с более простых инструментов следует начать обучение.  

Система развития навыков игры на музыкальных инструментах.

  • знакомство с музыкальными инструментами

(Различие тембрового звучания )

  • обучение приёмам звукоизвлечения

(Воспроизведение несложного ритмического рисунка)

  • игра  в  ансамбле

(Импровизация вопросно-ответной интонации;

Импровизация окончания мелодии)

  • инструментальная импровизация  в соответствии с заданным

содержанием

(Слаженная игра в оркестре)

На начальном этапе первыми инструментами детей становятся ударные шумовые во всём их богатстве и разнообразии. Учимся узнавать и различать звуки бубна, погремушки, барабана, деревянных ложек, маракаса и др.  Каждый инструмент вношу, создавая игровую ситуацию. Постепенно у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость на знакомые детские музыкальные инструменты, появляется желание самостоятельно играть на них.

 Следующий этап – обучение детей игре на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд. Наиболее удобны для этого металлофон и ксилофон. Сначала ребята учатся правильно держать молоточек, с помощью которого извлекаются звуки.

 После того, как дети почувствовали, что звуки могут быть низкими и высокими, громкими и тихими, долгими и короткими, мы начинаем игру несложных песенок на одном звуке. С самого начала учу детей точно воспроизводить ритм. Для этого предлагаю прохлопать ритм, проиграть с помощью различных ударных инструментах (бубнов, ложек, музыкальных молоточков).

 После того, как дети научились передавать ритмический рисунок разных мелодий, построенных на одном звуке, мы переходим к разучиванию попевок, построенных на двух, а затем трёх и более звуках, с более усложнённым ритмическим рисунком. Разучивание начинаю с работы на бумажной клавиатуре, а потом предлагаю детям сыграть то же самое на металлофоне (или другом мелодическом инструменте).

 Работая над несложными песенками, мы формируем у детей навыки игры в ансамбле, учим играть с динамическими оттенками.

 На третьем этапе мы выбираем произведение для оркестровки. Ребята слушают музыкальное произведение в моём исполнении или аудиозаписи.

 Затем детям предлагаются инструменты, на которых можно оркестровать данное произведение. Все партии разучиваем индивидуально и только потом объединяем всех музыкантов в оркестр.

 Чтобы играть слаженно и согласованно, слышать не только свою игру, но и игру всех других ребят, требуется немало времени.

 Итог наших занятий - выступления оркестра на детских праздниках и развлечениях. Именно здесь дети учатся быть ответственными, внимательными, дисциплинированными. А если зрители – не только ребята, но ещё и любимые родители, то и радость от успеха чувствуется вдвойне.

        Формирование музыкального  репертуара.

Музыкальный репертуар для детских музыкальных инструментов должен отличаться художественными качествами и доступностью. Он составляется из произведении (или же их отрывков) классиков, современных композиторов и народной музыки, самых разнообразных по тематике, жанрам и индивидуальному почерку.

 Чувства дошкольников, вызываемые музыкой, нередко приобретают социальный характер. Ребенка волнует музыка, посвященная Родине, русские народные мелодии.

 В репертуар включаю и произведения, близкие интересам малышей. Это мир животных и птиц («Лошадка» М. Раухвергера, «Ворон», «Сорока-сорока», «Петушок» — русские народные), поэтические картины природы («Во поле береза стояла», «Дождик», «Солнышко» — русские народные песни).

Диапазоны мелодий должны быть небольшими, а сами мелодии построены на поступенных ходах или небольших интервалах с повторяющимися оборотами; фактура должна быть достаточно прозрачной, ритмические рисунки несложными (предпочтительны остинатные ритмы, т. е. многократно повторяющиеся ритмические обороты).

 Репертуар для игры на детских музыкальных инструментах можно условно разделить так:

  •  маленькие пьески для первоначальных упражнений; попевки, песенки, считалки для индивидуальной игры;
  •  пьесы, песни для коллективного исполнения.

 Обучение игре на музыкальных инструментах должно протекать в атмосфере особенно большой заинтересованности. Вот почему вначале ребят следует познакомить с оркестровым звучанием в исполнении взрослых, затем с характером звучания и выразительными возможностями каждого инструмента.

 Дети слушают, а потом и сами с удовольствием начинают воспроизводить в доступной им форме различные образы: гром, дождь и т. п. Это одновременно и самое элементарное освоение навыков игры, и знакомство с выразительностью звучания инструментов.

 С самого начала учу детей играть правильно, в первую очередь точно воспроизводить ритм. Вначале разучиваются ритмические прибаутки, пьесы, построенные на одном звуке,— так детям легче сосредоточить свое внимание на точном выполнении приемов игры. Это различные считалочки и несложные песенки. Их дети легко усваивают и могут играть самостоятельно.

Для индивидуального обучения целесообразно применять разнообразные попевки с поэтическим текстом. Это облегчает запоминание: ребята поют, подыгрывая себе на инструменте.

 Помогают обучению включенные в репертуар разнообразные русские народные попевки и песенки, например «Солнышко», «Дождик», «Ладушки», «Петушок».

 Подбор произведений для коллективного исполнения зависит от состава оркестра. Следует разучивать пьесы с четко выраженными музыкальными фразами и предложениями. Особенно важно это при смешанном составе оркестра, так как разные группы инструментов должны вступать каждый в свое время.

Дети,   играя   на   инструментах,  удовлетворяют  свои   индивидуальные запросы, интересы и привыкают действовать в коллективе согласованно. Весь комплекс приемов приобщения детей к занимательному и сложному музыкальному исполнительству хорошо готовит их к будущим занятиям в школе.

При разучивании произведения придерживаюсь такой последовательности занятий.

Занятие 1. Дети слушают пьесу в исполнении взрослого. Обращается внимание на светлое звучание мелодии, ее задорный, плясовой характер. Можно прочитать отрывок из произведения А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». После повторного исполнения педагогом пьесы детям предлагают подумать, какие инструменты лучше использовать для игры в оркестре в связи с характером музыки. Предложения детей обсуждаются. Выбирается один из вариантов. Педагог проигрывает мелодию на металлофоне.

Занятие 2. Педагог исполняет мелодию пьесы без фортепианного сопровождения. Дети прохлопывают ритмический рисунок мелодии. Затем разучивается партия треугольника. Одни исполняют ритмический рисунок на треугольниках, другие прихлопывают. Затем действия детей меняются. Перед разучиванием партии металлофона педагог сначала сам исполняет мелодию, которая затем разучивается по частям (1-й четырехтакт, затем 2-й четырехтакт).

Занятие 3. Продолжается разучивание партии металлофона. Дети исполняют первую часть пьесы (1-й и 2-й четырехтакты) и исполняется вся партитура. При повторном ее исполнении к металлофонам присоединяются треугольники.

Занятие 4. Каждая партия исполняется отдельно без сопровождения и с сопровождением.   Затем   исполняется   вся   партитура.   Внимание  детей   обращается на четкое исполнение ритмического рисунка.

Занятие   5. Каждая   партия   исполняется   отдельно   с   сопровождением,   затем исполняется вся партитура. Внимание детей обращается на выразительность исполнения. При повторном исполнении дети могут меняться инструментами.

           Создание условий    

Совершенно очевидна роль музыкального руководителя и воспитателя. Они должны не только владеть методикой руководства занятиями, но и уметь свободно играть на детских музыкальных инструментах, знать устройство и приемы игры на них.

Как правильно организовать и играть на музыкальных инструментах, исполнять, как индивидуально работать с ребёнком над решением той или иной задачей и многие другие вопросы обсуждаем с воспитателями еженедельно на встречах. Для них были подготовлены и проведены консультации: «Влияние игры на народных музыкальных инструментах на развитие музыкальных и творческих способностей», «Развитие чувства ритма при игре на музыкальных инструментах», а так же активная форма -  мастер-класс по изготовлению музыкальных игрушек.

В музыкальном зале создала небольшой музей, где представлены ударные, духовые, струнные, клавишно-язычковые музыкальные инструменты, которые стараюсь содержать в рабочем состоянии.

 Особое место отведено самодельным шумовым инструментам.

(Бумага, деревянные кубики, карандаши, коробочки, природные материалы, металлические баночки разных размеров, пуговицы, расчёски… И многое другое, из чего можно извлечь звуки!)

       В каждой группе имеется музыкальный уголок с необходимым набором детских музыкальных игрушек и инструментов. При его создании продумываю:

 • целесообразность размещения уголка, доступность для ребят;

 • разнообразие музыкальных инструментов;

 • учёт возрастных особенностей детей;

 • эстетическое оформление музыкального уголка и пособий.

     Взаимодействие с родителями.

Регулярно проводится работа с родителями  через печатную информацию, семинары-практикумы «Как раскрасить сказку музыкальными инструментами», «Как сделать своими руками игрушки-самоделки».  Особый эмоциональный отклик у родителей вызывают фотовыставки, где запечатлены дети, играющие в инструментальном ансамбле на празднике, на занятии, индивидуальных занятиях в группе, в театральных играх.

   Результативность и перспективы работы.

Анализируя проведённую работу, можно сказать, что игра на детских музыкальных инструментах помогает развивать музыкальные способности детей: тембровый, динамический, звуковысотный слух, чувство ритма, музыкальную память.

 Дети сами ориентируются в разнообразных приёмах игры, у них развивается слуховой контроль и умение исправлять неточности в своём исполнении. Многие ребята могут подбирать мелодии по слуху.

Музицирование повышает ответственность каждого ребёнка за правильность исполнения своей партии, помогает преодолеть неуверенность, робость, сплачивает детский коллектив.

 Игра на инструментах приносит всем детям удовлетворение в эмоциональном плане. На занятиях царит атмосфера увлечённости, подчас даже вдохновения.

 Некоторые ребята из подготовительной к школе группы, особо заинтересованные музицированием, стали посещать музыкальную школу и уже достигли определенных успехов в игре на музыкальном инструменте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материл из опыта работы "Игра на детских музыкальных инструментах как средство развития музыкальных способностей старших дошкольников"

Материл о музыке, музыкальных инструментах, композиторах. Построенный на слушание музыки, на играх, загадках, рассказах....

Консультация для родителей «Игра на детских музыкальных инструментах как средство развития музыкальных способностей детей».

Консультация для родителей о значении игры на детских музыкальных инструментах для развития творческих способностей детей....

ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет поддержку детской инициативы в различных видах детской деятельности.В процессе музыкального воспитания детей дош...

«ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

laquo;ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»...

ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ...

Игра на детских музыкальных инструментах как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Значение и роль игры на детских музыкальных инструментах для развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста...