Диагностика в ДОУ (по программе "Ладушки")
учебно-методическое пособие по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Ситникова Наталья Петровна

Начинающие музыкальные руководители ДОУ зачастую испытывают трудности в определении исходного уровня музыкальных способностей детей. Данный материал  - им в помощь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika.docx15.85 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Диагностика в ДОУ

Для правильной организации процесса музыкального образования и воспитания детей, нужно знать исходный уровень их музыкальных способностей. Для этого проводится диагностирование. Оно осуществляется в процессе музыкальных занятий, во время которых музыкальный руководитель с помощью воспитателя фиксирует уровень двигательных и певческих навыков детей, их интерес к слушанию музыки, чувство ритма. Специальных занятий с целью диагностики проводить не нужно. Этот процесс должен проходить в естественных для детей условиях - на музыкальных занятиях. В рамках программы «Ладушки» диагностика проводится по четырем основным параметрам:

1. Движение.

2. Чувство ритма.

3. Слушание музыки.

4. Пение.

Этих параметров диагностирования вполне достаточно для детей дошкольного возраста.

Начинать диагностирование детей второй младшей группы можно с первых занятий, детей постарше - после нескольких занятий. Дети не должны чувствовать, что за ними наблюдают, поэтому пометки следует делать в их отсутствие. Все параметры переходят из одной возрастной группы в другую и усложняются.

1-я младшая группа

Диагностика не проводится. Первый год посещения ребенком дошкольного учреждения нужно считать адаптационным периодом.

2-я младшая группа

Основной параметр - проявление активности.

1-е полугодие

1. Движение: двигается ли с детьми, принимает ли участие в играх и плясках.

2. Подпевание: принимает ли участие.

3. Чувство ритма: хлопает ли в ладоши, принимает ли участие в дидактических играх, берет ли музыкальные инструменты сам, принимает ли их из рук воспитателя, пытается ли на них играть.

2-е полугодие

1. Движение: принимает ли участие в играх, плясках, ритмично ли двигается.

2. Подпевание: принимает ли участие.

3. Чувство ритма: ритмично ли хлопает в ладоши, принимает ли участие в дидактических играх, узнает ли некоторые инструменты, ритмично ли на них играет.

4. Слушание музыки: узнает ли музыкальные произведения, может ли подобрать к ним картинку или игрушку.

Средняя группа

1-е полугодие

1. Движение: двигается ли ритмично.

 2.Чувство ритма:

а) активно принимает участие в дидактических играх;

б) ритмично хлопает в ладоши;

в) играет на музыкальных инструментах.

3. Слушание музыки:

а) узнает знакомые произведения;

б) различает жанры.

4. Пение:

а) эмоционально исполняет песни;

б) активно подпевает и поет;

в) узнает песню по вступлению.

2-е полугодие

1. Движение:

а) двигается ритмично;

б) чувствует начало и окончание музыки;

в) умеет проявлять фантазию;

г) выполняет движения эмоционально и выразительно.

2. Чувство ритма:

а) активно принимает участие в играх;

б) ритмично хлопает в ладоши;

в) ритмично играет на музыкальных инструментах.

3. Слушание музыки:

а) различает жанры;

б) умеет определять характер музыки (темп, динамику, тембр);

в) эмоционально откликается на музыку.

4. Пение:

а) эмоционально исполняет песни;

б) активно подпевает и поет;

и) узнает песню по любому фрагменту.

Старшая группа

I Движение:

а) двигается ритмично, чувствует смену частей музыки,

б) проявляет творчество (придумывает свои движения);

в) выполняет движения эмоционально.

2. Чувство ритма:

а) правильно и ритмично прохлопывает ритмические формулы;

б) умеет их составлять, проговаривать, играть на музыкальных инструментах.

3. Слушание музыки:

а) эмоционально воспринимает музыку (выражает свое отношение словами);

б) проявляет стремление передать в движении характер музыкального произведения;

в) различает двухчастную форму;

г) различает трехчастную форму;

д) отображает свое отношение к музыке в изобразительной деятельности;

е) способен придумать сюжет к музыкальному произведению.

4. Пение:

а) эмоционально и выразительно исполняет песни;

б) придумывает движения для обыгрывания песен;

в) узнает песни по любому фрагменту;

г) проявляет желание солировать.

Подготовительная группа

1. Движение:

а) двигается ритмично, чувствует смену частей музыки;

б) проявляет творчество;

в) выполняет движения эмоционально;

г) ориентируется в пространстве;

д) выражает желание выступать самостоятельно.

2. Чувство ритма:

а) правильно и ритмично прохлопывает усложненные ритмические формулы;

б) умеет их составлять, проигрывать на музыкальных инструментах;


в) умеет держать ритм в двухголосии.

3. Слушание музыки:

а) Эмоционально воспринимает музыку (выражает свое отношение словами); умеет самостоятельно придумать небольшой сюжет;

б) проявляет стремление передать в движении характер музыкального произведения;

в) различает двухчастную форму;

г) различает трехчастную форму;

д) отображает свое отношение к музыке в изобразительной деятельности;

е) способен самостоятельно придумать небольшой сюжет к музыкальному произведению;

ж) проявляет желание музицировать.

4. Пение:

а) эмоционально исполняет песни;

б) способен инсценировать песню;

в) проявляет желание солировать;

г) узнает песни по любому фрагменту;

д) имеет любимые песни.

Процесс диагностирования не должен носить формальный характер. Это необходимо, прежде всего, для того, чтобы педагог смог выявить уровень музыкальных способностей каждого ребенка и по возможности развить их. Каждый ребенок индивидуален, и подходить к оценке его возможностей нужно бережно и разумно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методики психологической диагностики: диагностика личностных особенностей ребёнка, диагностика эмоционального состояния, диагностика отношений с окружающими людьми.

Данный материал собран в помощь психологам работающим в образовательных учреждениях. Ничего сложного нет в том чтобы самостоятельно подобрать диагностические методики. Но на это порой уходит время, ко...

Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора (на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е. Струниной)

Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора (на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е. Струниной)1.Отгадай загадку:Хвост с узорами,Сапог...

Диагностика в детском саду Диагностика в дошкольном возрасте. Диагностика развития ребенка.

Диагностика в дошкольном возрасте. Диагностика развития ребенка. Проводимая диагностика в детском саду. В чем ее необходимость, особенность и значимость?Диагностика детей в детском саду нужна. Диагнос...

Диагностика познавательной сферы Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко "Экспресс - диагностика в детском саду"

Дошкольное детство — очень короткий отрезок в  жизни че­ловека, всего первые семь лет, однако он имеет непреходящее значение. Это период, когда ребенок развивается как никогда бурно и с...

ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.Диагностика состояния высших психических функций детей предшкольного возраста.

Определение школьной зрелости. Была отобрана методика Марковской “Нейропсихологическая диагностика нарушений ВПФ у детей”, методика Керн-Йерасека “Исследование вербального мышле...

Диагностика речевого развития: вопросы дифференциальной диагностики безречевых детей.

Дифференциальная диагностика – это распознание различий в сходных состояниях на основе выделения общих и отличительных (самых существенных) показателей в нарушении психического и речевого р...

Диагностика познавательной сферы Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко "Экспресс - диагностика в детском саду"

Данное пособие представляет собой комплект материалов для экспресс-диагностики развития психических процессов у детей дошкольного возраста. Пособие предназначено для психологов, работающих в детских д...