Рабочая программа дополнительного образования детей «Ритмика»
рабочая программа по музыке (младшая, средняя группа) на тему

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma2.docx24.92 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Рабочая программа

дополнительного образования детей

 «Р И Т М И К А»

Возраст детей 3– 5 лет

Срок реализации программы: 1год

 

I.Пояснительная записка

Рабочая программа дополнительного образования детей «Ритмика»  разработана на основе программы «Ритмическая мозаика» автор Буренина А.И. Санкт Петербург ЛОИРО 2000г. Программа  имеет  художественную направленность. Программа  рассчитана на 1 год обучения, возраст детей 3 - 5 лет. Образовательная  программа «Ритмика» - модифицированная

 Актуальность программы.

         В основе программы «Ритмика» лежит идея использования музыкально-ритмических движений, как средства развития творческих  способностей ребенка. Музыкальные образы танцев, игр, плясок, расширяют у детей круг представлений о действительности воспитывают правильное отношение окружающему.

         Особенность программы – музыкальный материал должен быть доступным и интересным для всех детей, находить живой отклик у них и желание создать целостный образ при помощи движений. Непременное условие – использование классических произведений великих композиторов прошлого. Это формирует у ребенка прекрасный вкус, и он начинает постепенно понимать язык музыки.

         Очень важная составляющая –игры. Танцы–игры хорошо воспринимаются детьми, они активно слушают музыку и стараются двигаться выразительней. В игре проявляется вся сущность ребенка и его творчество. Поэтому особое значение в программе посвящено танцам-играм, сюжетным танцам.

В настоящее время существуют много ритмопластических направлений, и одно из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных – это танцевально–ритмическая гимнастика. Доступность этого вида основывается на простых общеразвивающих упражнениях. Эффективность – в ее разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы ребенка. Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в упражнения танцевально – ритмической гимнастики, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копированию действий человека и животных.

Целесообразность программы.

Содержание программы взаимосвязано с программами по физическому и музыкальному воспитанию в дошкольном учреждении.

Нетрадиционные виды упражнений представлены: игропластика, пальчиковой гимнастикой, игровым самомассажем, музыкально-подвижными играми и играми-путешествиями.

Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.

Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию.

        

         Цель программы: приобщение к движению под музыку всех детей, не только способных и одаренных в музыкальном и двигательном отношении, но и неловких, заторможенных, которым нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах.

Задачи программы

Обучающие:

1. научить детей ритмично двигаться  под музыку;

2.привить необходимые двигательные навыки;

 3.познакомить с современным  танцевальным   материалом  в соответствии с возрастными особенностями  детей.

 Воспитательные:

1. привить культуру общения между собой, в танцевальной паре, с окружающими;

2. воспитывать  творческую инициативу и способности к самовыражению в танцевальных движениях;

3. формировать  художественный  вкус и эстетическое развитие.

Развивающие:

 1. развить творческое воображение и фантазию,  способности к импровизации.

  2.развить способности воспринимать музыку, музыкальный  слух, чувство ритма, музыкальную память.

  3. развить двигательные качества и умения: ловкость, координацию движений,  гибкость,  выносливость, формировать правильную осанку, умение ориентироваться в пространстве;

  4. способствовать  развитию нравственно-коммуникативных качеств личности:  умения сопереживать другим людям и животным,  умение вести себя в группе во время движения, формировать культурные привычки в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

5 Развитие чувства ритма и музыкальности, моторико-двигательной и логической памяти.  

Особенности возрастной  группы детей.

Особенность программы  заключаются в том, что занятия проводятся с детьми  дошкольного возраста. Все учебные занятия проводятся в игровой форме. Возраст детской группы, на который рассчитана данная программа 3-5 лет.

Состав детей постоянный.

Вид детской группы – профильный (танцевальное творчество).

 Занятия проводятся:

- 2 раза в неделю по 20 минут (1 уч. час)- средний возраст;

- 2 раза в неделю по 15 минут- младший возраст.

Данная программа рассчитана на 1 год обучения.

Форма занятий:  групповая.

Ожидаемые результаты и способы их диагностики.

Разнообразные и увлекательные занятия дают возможность каждому  ребенку проявить свою индивидуальность, самостоятельность, способствуют гармоничному развитию личности.

        В процессе усвоения детьми образовательной программы у детей воспитываются такие качества как   аккуратность выполнения движений, самостоятельность, художественно-  эстетический  вкус, умение слышать взрослых.

После завершения  первого года  обучения по данной программе воспитанники  будут знать и уметь:

-узнавать знакомые мелодии песен и пьесы;

- уметь передавать в движении характер музыки и ее настроение;

-  передавать основные средства музыкальной выразительности: темп, динамику, ритм;

- самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары.

        Отслеживание достижения прогнозируемых результатов  производится через:

-открытые занятия для родителей;

-   наблюдения, беседы с детьми;

- участие  детей в праздничных мероприятиях.

 

III. Учебно- тематический план первого года обучения (средний возраст).

Разделы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Вводное занятие Знакомство с техникой безопасности

1 час

-

1 час

Работа над репертуаром

1 час

6 часа

7 часов

«Мир игрушек»

1 час

9 часов

10 часов

«Герои мультфильмов»

1 часа

7 часов

8 часов

«Природа и животные»

1 час

6 часов

7 часов

«Любимые песни»

1 час

7 часов

8 часов

«Музыкально-ритмические разминки»

1 час

7 часов

8 часов

«Музыкальные игры, спортивные танцы»

2 час

10 часов

12 часов

Повторение, диагностика

5 час

5 часов

Итого

9 часов

57 часов

66 часов

Учебно- тематический план первого года обучения (младший возраст).

Разделы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Вводное занятие Знакомство с техникой безопасности

1 час

-

1 час

Работа над репертуаром

1 час

6 час

7 часов

«Мир игрушек»

1 час

9 часов

10 часов

«Герои мультфильмов»

1 час

7 часов

8 часов

«Природа и животные»

1 час

6 часов

7 часов

«Любимые песни»

1 час

7 часов

8 часов

«Музыкально-ритмические разминки»

1 час

7 часов

8 часов

«Музыкальные игры, спортивные танцы»

2 часа

10 часов

12 часов

Повторение, диагностика

5 часов

5 часов

Итого

9 часов

57 часов

66 часов

IV.   Содержание программы первого года обучения.

  1. Вводное занятие Знакомство с техникой безопасности.

       Дети познакомятся как надо вести себя на занятии: двигаться в пространстве зала только с разрешения педагога, аккуратно пользоваться атрибутами (флажки, мячи, гимнастические палки, обручи), иметь соответствующую форму для занятий ритмикой (футболка, шорты, юбка для девочек, чешки).

      2.Работа над репертуаром.

                 Разработка репертуара - это бесконечный процесс, и для педагога важно не столько постоянное пополнение своего репертуарного багажа, сколько умение его самостоятельно разрабатывать ориентируясь на возможности конкретных детей, а также цель и задачи их развития. Целостный музыкальный образ передается разнообразными пластическими средствами, требующими как свободного владения телом, так и тонкого музыкального слуха, воображения и фантазии. Идя от простого к сложному, от детских песен к симфоническим произведениям композиторов – классиков (П. Чайковского, Э. Грига, Л. Бетховена, В. Моцарта, А. Вивальди, К. Сен-Санса и др.) ребенок приобщается к миру прекрасного, пропуская через себя музыку, обыгрывая своими движениями музыкальную ткань произведения. Обогащая слушательский опыт, дети знакомятся с песнями известных композиторов (В. Шаинский «Улыбка», «Вместе весело шагать», М. Дунаевский «Ветер перемен», «33 коровы», «Жил да был Брадобрей», И. Дунаевский «Марш веселых ребят», «Веселый ветер», «Капитан», а также некоторых доступных произведений композиторов классиков «Детский альбом» П. Чайковского, произведения М. Минкуса, М. Майкапара, Ф. Шуберта, Ф. Шопена).      

3.«Мир игрушек»

             В этом разделе на занятиях дети знакомятся с различными композициями, в  которых отображается образ той или иной игрушки. Например, «Белочка», «Танец кукол», «Карусельные лошадки», «Неваляшки», «Танец солдатиков и куколок», «Плюшевый медвежонок». Детям предлагается проявить свою фантазию, творческое воображение. Используются имитационные движения – различные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, его настроение.   

      4. «Герои мультфильмов»

                   В этом разделе, дети знакомятся с ритмическими композициями, где главный   персонаж мультфильма отображается в пластике («Кот Леопольд», «Антошка», «Чебурашка», «Кузнечик», «Бабка – Ёжка», «Колыбельная медведицы»). У детей развивается умение чувствовать настроение музыки, понимать состояние образа в музыкальном произведении, и выражать это в пластике.

      5. «Природа и животные»

       Дети знакомятся с разнообразными ритмическими композициями, в которых передается красота природы и животного мира. Например, «Упражнение с осенними листьями», «Голубая вода», «Танец пингвинов», «Белка с орешками», «Солнышко и лучики», «Весна красна идет», «Танец с птичками» и т.д.. Дети учатся умению ориентироваться в пространстве зала, при помощи гибкости и пластичности движений передается образ животного (выполнение движений, характерных для данного животного), а также природных явлений (движение ветра, воды, игра солнечных лучиков и т.д.).    

      6. «Любимые песни»

         Дети выполняют ритмические движения под музыку любимых песен, таких как «Колобок», «Разноцветная игра» Б. Савельева, «Скрюченный чарльстон», сл. К. Чуковского, «Улыбка» В. Шаинского, «33 коровы» и т.д. Развивается эмоциональная сфера, умение выражать эмоции в движениях, а также чувствовать темп, динамику, ритм произведения.  

      7. «Музыкально-ритмические разминки»

                    В этом разделе содержатся упражнения, применяемые в начале занятия, В них присутствуют комплексы общеразвивающих упражнений, которые способствуют развитию гибкости и пластичности движений, формированию красивой осанки. Например разминки «Стирка», «Капельки», «Раз, два, три», «Веселый тренаж» и т.д.  

       8. «Спортивные танцы»

                    Дети знакомятся со спортивными танцами. Основные движения - ходьба, высокий шаг, бег, прыжковые движения, подскоки, движения со спортивными атрибутами (Мячи, обручи, флажки, ленты, гимнастические палки). Используются произведения «Упражнение с мячами и обручами» А. Лепина, танец «Буги-вуги», «Рок-н-ролл» Э. Пресли, «Полька с мячами» Шумана и т.д.  

     9. Диагностика.

                Параметры диагностики:

  1. Музыкальность (Способность к отражению в движении характера музыки)
  2. Эмоциональная сфера (Умение передавать в жестах и мимике, чувства, исходя из музыки – радость, удивление, тревогу, грусть, восторг)  
  3. Творческие проявления (Умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать свои движения).
  4. Внимание (Способность сосредоточиться на музыке и процессе движения)
  5. Память (Способность запоминать музыку и движения)
  6. Координация, ловкость движений (Точность движений, координация рук и ног при  выполнении упражнений, правильное сочетание движений рук и ног при ходьбе и в других общеразвивающих видах упражнений)
  7. Гибкость, пластичность (Мягкость, плавность и музыкальность движений рук, подвижность суставов, гибкость позвоночника, позволяющие выполнять различные несложные упражнения).

Диагностика проводится педагогом в начале и конце года по 5-балльной системе.      

         1) Развитие музыкальности:

- воспитание интереса к музыке в процессе совместных игр и движения под музыку;

- обогащение слушательского опыта – узнавание знакомых мелодий, песен и пьес;

- развитие умения передавать в движении характер музыки и ее настроение;

- развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп, динамику, ритм произведения.

       2) Развитие двигательных качеств и умений.

Основные:

- ходьба – бодрая, спокойная, на полу пальцах, на носках, топающим шагом; широким шагом, мелкими семенящими шагами;

- бег – легкий, ритмичный, передающий различный образ («бабочки», «птички» и т.д.);

- плясовые движения – простейшие элементы народных плясок (поочередное выставление ноги на пятку, притопывание одной ногой и др.);

- имитационные движения – движения, раскрывающие понятный детям образ (веселый или трусливый зайчик, хитрая лиса и др.).

      3)  Развитие умений ориентироваться в пространстве:

- самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары.

      4)  Развитие творческих способностей:

- воспитание потребности к самовыражению в движении под музыку;

- развитие воображения, фантазии, умение создать свой игровой образ.

      5)  Развитие и тренировка психических процессов

- развитие умения начинать и заканчивать движения вместе с музыкой;

- развитие умения выражать свои эмоции – радость грусть, страх например: «Зайчик испугался», «Мишка радуется меду» и т.д.;

- тренировка подвижности нервных процессов – умение изменять движения в соответствии с различным темпом, формой и ритмом музыки.

      6) Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности

- воспитание умения чувствовать настроение музыки и выражать это в пластике (например «грустный зайчик» - «веселый зайчик» и т.д.);

- воспитание умения вести себя в группе: пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и проводить ее на место.

V. Методическое  обеспечение.

         Для реализации образовательной программы необходимо иметь:

-помещение, отводимое для занятий, должно отвечать санитарно-гигиеническим требованиям: быть сухим, светлым, тёплым, с естественным доступом воздуха, хорошей вентиляцией, с площадью, достаточной для проведения занятий. Проветривание помещений происходит в перерыве между занятиями.

 

VI.Список литературы:

  1. А.И. Буренина «Ритмическая мозаика» Программа по ритмической пластике для детей.Санкт Петербург ЛОИРО 2000г.
  2. Т.Ф. Коренева «Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного возраста» в 2-х книгах. Москва. Гуманитарный издательский центр «Владос» 2001 год.  
  3. Т.И. Суворова «Танцуй малыш» в двух книгах Санкт Петербург издательство «Музыкальная палитра».
  4. Т.И. Суворова «Танцевальная ритмика для детей» в пяти книгах Санкт Петербург издательство «Музыкальная палитра» 2004-2007 годы.
  5. Т.И. Суворова «Танцевальная ритмика. Новогодний репертуар» Санкт Петербург издательство «Музыкальная палитра» 2009 год.
  6. Т.И. Суворова «Спортивные олимпийские танцы» в двух книгах Санкт Петербург издательство «Музыкальная палитра» 2008г.
  7. Ж.Е. Фирилева, Е.Т. Сайкина «Са-фи-дансе». Танцевально-игровая гимнастика для детей Санкт Петербург издательство «Детство - пресс» 2010 год.
  8. С.И. Бекина «Музыка и движение».
  9. З. Шукшина «Ритмика».
  10. И.М. Коротков «Подвижные игры для детей».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ №6 НА 2014 - 15 УЧЕБНЫЙ ГОД НА ОСНОВЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РабочаяПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ №6НА 2014 - 15 УЧЕБНЫЙ ГОД НА ОСНОВЕФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...

Консультация для педагогов "Интеграция физического и художественно-эстетического развития детей. Ритмика-одна из форм эстетического развития."

Одной из менее востребованных форм интеграции на сегоднящнний день является интеграция физического развития. Важно приобщать детей к  культуре и нет никакого противопоставления к какой культуре. ...

Рабочая программа образования детей 4- 5 лет, средняя группа 2023-2024

Составлена на основе Федеральной образовательной программы ДО...

Рабочая программа образования детей 5-7лет

1.Целевой раздел- цели и задачи,принципы реализации программы;2.Содержательный раздел -содержание образовательной деятельностив разновозрастной группе по образовательным областям в части формирования ...

Рабочая программа образования детей подготовительной к школе группы №12

Цель программы: разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических...

Рабочая программа образования детей 1 младшей группы в соответствии с ФОП ДО

Программа составлена на основе ООП дошкольной группы при МКОУ Бажинской ООШ....