Главные вкладки

    Методическая разработка Программы кружка дополнительного образования "Танцевальная ритмика"
    методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

    В Программе представлен материал проведения занятий ритмикой для детей- дошкольников 4-7 лет. Программа реализуется в течение двух лет. На занятиях  в игровой форме дети разучивают танцевальные движения, доступные их возрасту,знакомятся с элементами классического, современного и народного танца. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_kruzhka_tantsevalnaya_ritmika.docx41.3 КБ

    Предварительный просмотр:

                   

                                      Программа кружка

               «Танцевальная ритмика»

                    для дошкольников

             

                                          Составила Щербакова Н.Ю. музыкальный руководитель

                                                высшей категории ГБОУ школа №2101

                                               «Филёвский образовательный центр» площадка № 8

    Москва 2016г.

    Дополнительная общеобразовательная программа для детей дошкольного возраста по ритмическому движению «Развивающая ритмика» разработана в соответствии со статьей 2 пункта 9 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

    Образовательная программа дополнительного образования «Развивающая ритмика» имеет оздоровительную и развивающую направленность. Реализация данной программы способствует физическому, музыкально- ритмическому, эстетическому и в целом психическому развитию ребенка, а также социализации в обществе. Формирует художественный вкус и творческие способности.

    Данная программа разработана на основе программ: « Ритмическая мозаика» - программа по ритмической пластике для детей 3–7 лет А.И.Бурениной , «Коррекционная ритмика» М. А. Касициной, «Топ-хлоп малыши» Т. Сауко, А. Буренина «Танцевальная ритмика для детей» Т.И. Суворова; Программы модифицированы, адаптированы к условиям дополнительного образования детей в дошкольном учреждении.

    Данная программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 года № 06-184 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», а также в соответствии с требованиями СанПин.

    Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что обучение ритмическим движениям рассматривается как базисный этап, закладывающий «школу движений», развивающий психофизические качества, укрепляющий здоровье детей.

    Педагогическая значимость освоения данной программы обусловлена тем, что овладение ритмическим и ритмопластическим движением под музыку теснейшим образом связано с речевым, интеллектуальным, физическим, эмоциональным и нравственным развитием личности. 

    Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека.

    В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период.

    В последнее время в дошкольных учреждениях все чаще стали применять нетрадиционные средства физического воспитания детей: упражнения ритмической гимнастики, игрового стретчинга, танцев и другие. Наиболее популярной является ритмическая гимнастика, истоки которой берут свое начало в глубокой древности.

    В настоящее время существует много ритмопластических направлений, и одно из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных - это танцевально- ритмическая гимнастика.

    • Доступность этого вида основывается на простых обще- развивающих упражнениях.

    • Эффективность - в ее разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно- сосудистую, дыхательную и нервную систему человека.

    • Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в упражнения танцевально-ритмической гимнастики, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копированию действий человека и животных.

    ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ- содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами музыкально-ритмического движения.

    Достижение цели предполагает реализацию следующих задач:

    1. Укрепление здоровья.

    -способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата;

    -содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно- сосудистой и нервной систем организма;

    -формирование осанки, мышечного корсета;

    -содействовать профилактике плоскостопия.

    2. Развитие основных видов движений, серии движений, музыкально-ритмических движений, музыкальности.

    -нормализация мышечного тонуса;

    -развитие основных видов движений;

    -развитие точности, координации, плавности, переключаемости движений;

    -преодоление двигательного автоматизма движений;

    -формирование чувства музыкального темпа, размера, восприятия ритмического рисунка;

    -согласование движений с музыкой, словом;

    -изменение характера движения в соответствии с изменением контрастов звучания (громко-тихо, быстро-медленно, высоко-низко);

    3. Развитие психических функций, совершенствование психомоторики.

    -развитие мышечной силы, гибкости, выносливости, скоростно-силовых качеств;

    -формирование навыков выразительности, пластичности, грациозности танцевальных движений и танцев;

    -развитие мелкой моторики;

    -развитие быстроты и точности реакции на звуковые и вербальные сигналы;

    -развитие разных видов внимания, памяти, мышления;

    -развитие словесной регуляции действий на основе согласования слова и движения (слово управляет движением);

    -развитие умения реализовывать запрограммированные действия по условному сигналу.

    4. Развитие способности ориентироваться в пространстве.

    -развитие пространственной организации собственных движений, оптико-пространственной ориентировки в пределах зала через движение;

    -развитие пространственных представлений: понимание вербальных инструкций, отражающих пространственные отношения и выполнение действий на основе вербальной инструкции; способности к словесному выражению пространственных отношений (движение влево, вправо, назад, вперед, руки вверх, вниз и т. п.)

    5. Развитие творческих и созидательных способностей занимающихся.

    -развитие имитационно-подражательных выразительных движений под музыку;

    -формирование навыков самостоятельного выражения движений под музыку.

    6. Развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов личности.

    -формирование способности к пониманию различных эмоциональных состояний на основе восприятия невербальных стимулов (мимика, пластика и т. д.)

    -развитие произвольности при выполнении движений и действий;

    -развитие коммуникативных навыков посредством выполнения совместных действий и движений, танцев.

    ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 

    Возраст детей и срок реализации программы.

    Программа по ритмике рассчитана на три года обучения и направлена на всестороннее, гармоничное и целостное развитие личности детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет.

    В программе представлены различные разделы. Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.

    Программа рассчитана на 72 учебных часа в год, всего 216 часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут. С целью сохранения здоровья и исходя из программных требований продолжительность занятия соответствует возрасту детей.

    Структура занятия по ритмике –общепринятая. Каждое состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Каждое занятие –это единое целое, где все элементы взаимосвязаны между собой.

    Подготовительная часть занятия занимает 5-15 % общего времени. Задачи этой части сводятся к тому, чтобы подготовить организм ребенка к работе, создать психологический и эмоциональный настрой. В нее входят: гимнастика (строевые, разминочные упражнения, ритмические упражнения и задания.

    Основная часть занятия занимает 70-85% общего времени. В этой части решаются основные задачи, идет работа над развитием двигательных способностей. В этой части дается большой объем знаний, развивающих творческие способности детей. В нее входят: ритмические композиции, танцевальные шаги, танцы, этюды психогимнастики.

    Заключительная часть занятия длится от 3 до7% общего времени. Здесь используются упражнения на расслабление мышц, дыхательные, на растягивание мышц, пассивная релаксация, музыкально- подвижные игры.

    Занятия составлены согласно педагогическим принципам и по своему содержанию соответствуют возрастным особенностям и физическим возможностям детей, которые позволяют ребенку не только в увлекательной и игровой форме войти в мир музыки, ритма и движения, но и развивают умственные и физические способности, а также способствуют социальной адаптации ребенка.

    Обязательная одежда и обувь на занятии:

    Для девочек: юбочка шифоновая, чешки, белые носки.

    Для мальчиков: футболка, спортивные шорты, чешки, белые носки.

    ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО РИТМИКЕ

    1 год обучения (средняя группа)

    После первого года обучения занимающиеся дети знают о назначении отдельных упражнений ритмики. Желают двигаться, танцевать под музыку, передавать в движениях, пластике характер музыки, игровой образ. Умеют выполнять простейшие построения и перестроения, ритмично двигаться в различных музыкальных темпах и передавать хлопками и притопами простейший ритмический рисунок; ставить ногу на носок, пятку. Умеют выполнять танцевальные движения: прямой галоп, пружинка, кружение по одному и в парах, неавтоматизированный подскок. Умеют выполнять простейшие двигательные задания (творческие игры, используют разнообразные движения в импровизации под музыку этого года обучения.)

    2 год обучения (старшая группа)

    По окончании второго года обучения занимающиеся дети выразительно самостоятельно двигаются под музыку. Умеют передавать несложный ритмический рисунок хлопками и притопами. Умеют точно координировать движения с основными средствами музыкальной выразительности. Владеют навыками передвижения по залу. Приобретают «базу движений» в общеразвивающих и танцевальных упражнениях. Выполняют танцевальные движения и шаги: реверанс и поклон, перенос веса тела с одной ноги на другую, «ковырялочка», «самоварчик», распашонка». хороводный шаг, боковой галоп.

    3 год обучения (подготовительная группа)

    После третьего года обучения занимающиеся дети умеют выполнять самостоятельно специальные упражнения для согласования движения с музыкой, владеют основами танцевального движения. Умеют самостоятельно исполнять ритмические танцы и комплексы упражнений под музыку. Выполняют танцевальные движения: шаг с носка, шаг с притопом, поскоки, присядка, «козлик», «гармошечка», «менялочки»,  русский народный поклон, элементы движений современных и классических танцев. Выразительно и ритмично исполняют движения с предметами, атрибутами. Способны к импровизации с использованием оригинальных и разнообразных движений, могут самостоятельно организовать музыкально-подвижные игры.

    МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

    В совершенстве овладеть огромным разнообразием движений, комбинаций и целых комплексов упражнений, входящих в программу, возможно лишь при условии правильной методики обучения.

    Основной метод, используемый на занятиях – игровой. Использование игровых упражнений, имитационных движений, сюжетно-творческие зарисовки усиливают эмоциональное восприятие музыки детьми и помогают полнее и всесторонне решать поставленные задачи.

     Пособия: нотный материал, иллюстрации, фонограммы.

    Музыкальные инструменты и игрушки: ложки, колокольчики, бубен, погремушки, самодельные и шумовые инструменты,

    Атрибуты: платочки цветные, ленты (по две на каждого ребёнка), флажки, палочки - «шумелки», обручи, мячи, «новогодний дождик», мишура, листочки…

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ.

    1. «Музыка и движение» С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина–М «Просвещение», 1984г.

    2. «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду» И. П. Раевская –М «Просвещение» 1991г.

    3. «Ритмическая мозайка» А. И. Буренина –С. Пб. ,2000г.

    4. «Танцы в детском саду» Н. Зарецкая, З. Роот, -М «Айрис Пресс», 2003г.

    5. «Коррекционная ритмика» М. А. Касицина, И. Г. Бородина,- М, «Гном и Д» 2005г.

    6. «Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика» - Т. Т. Ротерс–М «Просвещение» 1989 г.

    7. «Развитие эмоционально-двигательной сферы детей 4-7 лет» Е. В. Михеева, -Волгоград, «Учитель», 2014г.

    8. «Топ-хлоп малыши» Т. Сауко, А. Буренина- СПб. 2001г. 9. «Танцевальная ритмика для детей» Т.И. Суворова –аудио диски.

    Календарно – тематическое планирование

    занятий

    Наименование разделов и тем

    Кол-во часов, Календарные сроки изучения тем

    Репертуар

    Раздел 1.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    16

    17

    18

    Азбука музыкального движения. Элементы русской пляски.

    18

    Тема 1.1.

    Ориентировка в пространстве.

    Исходные положения.

    Основные движения под музыку: разные виды шага (бодрый, высокий, хороводный, шаг на носочках, мягкий, пружинящий)

    Музыкальные размеры 2/4, 4/4. Понятие о такте и затакте.

    3

    сентябрь

    «Марш» А.Петров, «Этюд» Т. Ломова, Ритмические упражнения с шумовыми инструментами.

    Тема 1.2.

    Основные движения под музыку: виды бега (лёгкий, на носочках, энергичный, стремительный).

    Определение музыкального размера. Восприятие сильной и слабой доли на слух, выполнение акцента в движениях: пружинки, пяточки, гармошка, распашонка.

    2

    сентябрь - октябрь

    «Нетерпеливые бегуны» С.Руднева, игра «В лесу», «Море волнуется», «Хлопай, топай», прохлопывание ритмических рисунков знакомых песен.

    Тема 1.3.

    Элементы русской пляски

    Ритм, ритмический рисунок.

    Ритмические упражнения с музыкальным заданием: (построение в круг (хоровод, хороводные перестроения) 2/4, в линию (шеренга), в колонну 4/4, квадрат 2/4, клин 4/4.

    2

    октябрь

    Игра «Угадай мелодию», «Поезд» Филиппенко,

    «Игра с бубном»,  «Наигрыши с ложками» Филиппенко, р.н.м.

    «Ритмический танец» (Долли)

    Тема 1.4.

    Контрастные темпы.

    Происхождение и особенности русского хоровода.

    Положение рук в русской пляске.

    Построения и перестроения, орнаментальные хороводы.

    Хороводные шаги: переменный, тройной шаг.

     

    3

    ноябрь

    «Вейся, вейся, капуста» р.н.п.

    игра «Плетень»,

    Хороводная игра «Здравствуй, Осень» Витлин,

    Тема 1.5.

    Хороводные шаги: топающий (топотушки, перетопы), дробный шаг.

    Движение по линии танца, против хода, в колонне по диагонали, в шеренге взявшись за руки.

    Движение с ускорением, замедлением темп

    3

    ноябрь

    «Карусель», «Новогодние хороводы», «Певучий хоровод» Т.Ломова, «Танцуем сидя».

    «Мы пойдём налево, мы пойдём направо»

    Тема 1.6.

    Хороводные шаги: приставной шаг, шаг с притопом.

    Перепляс,

    Танцевальные комбинации русских танцев.

    3

    декабрь

    Упр: «Ручеёк», «Вертушка», «Волна»,

    перепляс «Стенка на стенку», Пляска «Бубенцы»

    Тема 1.7.

    Танцевальные импровизации.

    Выступление на Новогоднем утреннике.

    2

    декабрь

     «Как у наших у ворот» р.н.м., «Затейники» (пляска-импровизация) «Мы повесим шарики», «Научим танцевать Деда Мороза»

    Раздел 2.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    16

    17

    18

    Элементы ритмической гимнастики. Танцевальные движения.

    18

    Тема 2.1

    Выставление ноги на носок, на пятку с полуприседанием.

    Полуприсядка, «ковырялочка».

    Движение приставными шагами с носка, ходьба на полупальцах в колонне.

    3

    февраль

    «Калинка», «Ах, вы, сени», «Из-под дуба», «Полянка» р.н.п.

    Пляска парами «Брови»,

    Тенец «Елочки»

    Тема 2.2.

    Виды хлопков.

    Гимнастика для развития мышц и суставов плеч, рук, кистей, головы. Прыжки на 180* и обратно.

    2

    март

    Упр. «Твёрдые и мягкие руки», «Мельница»,  «Поющие руки» П.Чайковский «Шарманщик поёт»

    Тема 2.3.

    Образные движения.

    Развитие «мышечного чувства»: расслабление и напряжение мышц корпуса, рук и ног.

    3

    март

    Упр. «Кошка», «Собака», «Лебедь», «Пружина», «Скобка», «Ветер», «Лошадки» С.Руднева.

    Тема 2.4.

    Характерные движения.

    Упражнения на координацию движений: повороты головы с шагами, движение рук и головы с шагами и др.

    3

    апрель

    Игра «Отгадайте-ка ребята, кто пришёл к нам поиграть?», танец «Котов и кошечек», танец «Кукол и солдатиков»

    Тема 2.5.

    Парные пляски. Положения а парах.

    Кадрили.

    Упражнения на равновесие.

    2

    апрель

    «Русская пляска» (парами), игра «Смени пару», кадриль «Цветики-лютики», упр. «Ласточка», «Журавль», «Попрыгунчики» анг.н.п.

    Тема 2.6.

    Построения и перестроения группы:

    «Воротца», «Звёздочки», «Карусели».

    Упражнения: наклоны к ногам, упражнения на подвижность стопы и эластичность голеностопного сустава. Упражнения для выворотности ног.

    3

    май

    Хоровод «Змейка с воротцами» С.Руднева, упр. «Бабочка», «Лягушка», «Собака», «Березка», «Мост» «Рыбка», «Кораблик»

    Тема 2.7.

    Повторение и подведение итогов.

    Конкурс танцоров.

    Выступление на «Дне защиты детей»

    2

    май

    Упражнения: «Зеркало», «Кто лучше спляшет?»,

    игра «Пляши, да не зевай» Е.Трестман,

    Раздел 3.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    Элементы классического танца.

    14

    Тема 3.1.

    Основные позиции ног и рук в классическом танце.

    4

    сентябрь

    «Мелодия» Т.Ломова,

    «Полька» Штраус

    Тема 3.2.

    Музыкальный размер 3\4.

    Вальс, кружение «лодочкой». Менуэт, шаг менуэта. Перестроения в танце.

    Постановка корпуса, осанка.

    4

    октябрь

    «Вальс» Чайковского «Снежинки» С.Руднева, «Менуэт» П.Мориа

    Тема 3.3.

    Полонез. Шаг полонеза. Характерные перестроения.

    Упражнения для выработки осанки, выворотности, эластичности и крепости коленного и тазобедренного суставов.

    3

    ноябрь

    «Полонез» Б.Андреев, «Экосез», №5 А.Жилин.

    Тема 3. 4.

    Перестроения в колонны по два, по четыре.

    3

    ноябрь

    «Марш»  Шульгина

    «Пряничные гномики»

    Раздел 4.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    16

    17

    18

    19

    20

    21

    22

    Танцевальные движения и  современные танцы.

    22

    Тема 4.1.

    Первоначальные сведения по историческому танцу, происхождение и особенности эстрадных танцев.

    Движение в парах.

    Финский танец. Танго.

    Выступление на Новогоднем утреннике.

    4

    декабрь

    «Каждая пара пляшет по своему» Л.Генералова,

    «Финский танец». «Танго», Самбарита»

    Тема 4.2.

    Шаги польки.

    Галоп (прямой и боковой) в кругу по линии танца, в парах, лицом друг к другу.

    Поскоки на месте, кружение поскоками.

    4

    январь

    Полька «Добрый жук» Спаддавекиа, «Всадники и упряжки», «Берлинская полька», «Аннушка», «Галоп»  Дунаевского

    Тема 4.3.

    Лирические танцы.

    Построение двух концентрических кругов.

    2

    февраль

    Лирический танец «Кнопочки боянные»

    Тема 4.4.

    Музыкально – пространственные композиции.

    Сужение и расширение круга.

    4

    март

    «Флик - фляк», «Буги – вуги»

    Тема 4.5.

     Современные танцы.

    Перестроения группы: из круга врассыпную.

    3

    апрель

    Тренаж «Раз, два, три», танец «Бабка – Ёжка»

    Тема 4.6.

    Эстрадный танец.

    Танцевальные комбинации и перестроения в эстрадных танцах.

    3

    май

    «Кадриль»
    «Весеннее настроение»

    Тема 4.7. Повторение и подведение итогов.

    Выступление на «Выпускном» утреннике.

    2

    май

    «Праздничный вход». Кальман

    Полька «Сладкоежки»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка: "Программа деятельности кружка по ручному труду"

    Направление моей работы заключается в том, чтобы через продуктивную деятельность поближе познакомить детей с культурой нашего края, нашей Кубани....

    Методическая разработка: "Программа деятельности кружка по ручному труду"

    Направление моей работы заключается в том, чтобы через продуктивную деятельность поближе познакомить детей с культурой нашего края, нашей Кубани....

    Методическая разработка программы кружка "Чудеса фантазий".

    Занятия по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста играют важную роль в формировании личности ребенка. Все исследования, которые проводят учёные и психологи в этой сфере доказывают...

    Методическая разработка. Программа кружка "Сказки бумажной филиграни".

    Бумажная филигрань - что это?Цель и задачи кружка.формы и методы занятий.учебно-тематический план....

    Публикация методической разработки программы по дополнительному образованию «Легомастера» по направлению "Познавательное развитие"

    Развивать научно-технический и творческий по­тенциал личности дошкольника через обучение элементарным основам инженерно-технического конструирования и робототехники. Обучение основам конструирован...

    методическая разработка программы кружка «Юный финансист» для детей подготовительной к школе группы

    Рабочая программакружка по интересам«Юный финансист»для детей подготовительной к школе группы...

    Итоговая анкета для родителей кружка дополнительного образования (ритмика/ танцевальная студия)

    Уважаемые родители!Поделитесь, пожалуйста, вашим мнением о занятиях в кружке дополнительного образования «Танцевальная мозаика»/ «Маленькая страна»....