Главные вкладки

    Методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме:
    Методическая разработка Программы кружка дополнительного образования "Танцевальная ритмика"

    В Программе представлен материал проведения занятий ритмикой для детей- дошкольников 4-7 лет. Программа реализуется в течение двух лет. На занятиях  в игровой форме дети разучивают танцевальные движения, доступные их возрасту,знакомятся с элементами классического, современного и народного танца. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_kruzhka_tantsevalnaya_ritmika.docx41.3 КБ

    Предварительный просмотр:

                   

                                      Программа кружка

               «Танцевальная ритмика»

                    для дошкольников

             

                                          Составила Щербакова Н.Ю. музыкальный руководитель

                                                высшей категории ГБОУ школа №2101

                                               «Филёвский образовательный центр» площадка № 8

    Москва 2016г.

    Дополнительная общеобразовательная программа для детей дошкольного возраста по ритмическому движению «Развивающая ритмика» разработана в соответствии со статьей 2 пункта 9 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

    Образовательная программа дополнительного образования «Развивающая ритмика» имеет оздоровительную и развивающую направленность. Реализация данной программы способствует физическому, музыкально- ритмическому, эстетическому и в целом психическому развитию ребенка, а также социализации в обществе. Формирует художественный вкус и творческие способности.

    Данная программа разработана на основе программ: « Ритмическая мозаика» - программа по ритмической пластике для детей 3–7 лет А.И.Бурениной , «Коррекционная ритмика» М. А. Касициной, «Топ-хлоп малыши» Т. Сауко, А. Буренина «Танцевальная ритмика для детей» Т.И. Суворова; Программы модифицированы, адаптированы к условиям дополнительного образования детей в дошкольном учреждении.

    Данная программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 года № 06-184 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», а также в соответствии с требованиями СанПин.

    Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что обучение ритмическим движениям рассматривается как базисный этап, закладывающий «школу движений», развивающий психофизические качества, укрепляющий здоровье детей.

    Педагогическая значимость освоения данной программы обусловлена тем, что овладение ритмическим и ритмопластическим движением под музыку теснейшим образом связано с речевым, интеллектуальным, физическим, эмоциональным и нравственным развитием личности. 

    Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека.

    В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период.

    В последнее время в дошкольных учреждениях все чаще стали применять нетрадиционные средства физического воспитания детей: упражнения ритмической гимнастики, игрового стретчинга, танцев и другие. Наиболее популярной является ритмическая гимнастика, истоки которой берут свое начало в глубокой древности.

    В настоящее время существует много ритмопластических направлений, и одно из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных - это танцевально- ритмическая гимнастика.

    • Доступность этого вида основывается на простых обще- развивающих упражнениях.

    • Эффективность - в ее разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно- сосудистую, дыхательную и нервную систему человека.

    • Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в упражнения танцевально-ритмической гимнастики, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копированию действий человека и животных.

    ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ- содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами музыкально-ритмического движения.

    Достижение цели предполагает реализацию следующих задач:

    1. Укрепление здоровья.

    -способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата;

    -содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно- сосудистой и нервной систем организма;

    -формирование осанки, мышечного корсета;

    -содействовать профилактике плоскостопия.

    2. Развитие основных видов движений, серии движений, музыкально-ритмических движений, музыкальности.

    -нормализация мышечного тонуса;

    -развитие основных видов движений;

    -развитие точности, координации, плавности, переключаемости движений;

    -преодоление двигательного автоматизма движений;

    -формирование чувства музыкального темпа, размера, восприятия ритмического рисунка;

    -согласование движений с музыкой, словом;

    -изменение характера движения в соответствии с изменением контрастов звучания (громко-тихо, быстро-медленно, высоко-низко);

    3. Развитие психических функций, совершенствование психомоторики.

    -развитие мышечной силы, гибкости, выносливости, скоростно-силовых качеств;

    -формирование навыков выразительности, пластичности, грациозности танцевальных движений и танцев;

    -развитие мелкой моторики;

    -развитие быстроты и точности реакции на звуковые и вербальные сигналы;

    -развитие разных видов внимания, памяти, мышления;

    -развитие словесной регуляции действий на основе согласования слова и движения (слово управляет движением);

    -развитие умения реализовывать запрограммированные действия по условному сигналу.

    4. Развитие способности ориентироваться в пространстве.

    -развитие пространственной организации собственных движений, оптико-пространственной ориентировки в пределах зала через движение;

    -развитие пространственных представлений: понимание вербальных инструкций, отражающих пространственные отношения и выполнение действий на основе вербальной инструкции; способности к словесному выражению пространственных отношений (движение влево, вправо, назад, вперед, руки вверх, вниз и т. п.)

    5. Развитие творческих и созидательных способностей занимающихся.

    -развитие имитационно-подражательных выразительных движений под музыку;

    -формирование навыков самостоятельного выражения движений под музыку.

    6. Развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов личности.

    -формирование способности к пониманию различных эмоциональных состояний на основе восприятия невербальных стимулов (мимика, пластика и т. д.)

    -развитие произвольности при выполнении движений и действий;

    -развитие коммуникативных навыков посредством выполнения совместных действий и движений, танцев.

    ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 

    Возраст детей и срок реализации программы.

    Программа по ритмике рассчитана на три года обучения и направлена на всестороннее, гармоничное и целостное развитие личности детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет.

    В программе представлены различные разделы. Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.

    Программа рассчитана на 72 учебных часа в год, всего 216 часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут. С целью сохранения здоровья и исходя из программных требований продолжительность занятия соответствует возрасту детей.

    Структура занятия по ритмике –общепринятая. Каждое состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Каждое занятие –это единое целое, где все элементы взаимосвязаны между собой.

    Подготовительная часть занятия занимает 5-15 % общего времени. Задачи этой части сводятся к тому, чтобы подготовить организм ребенка к работе, создать психологический и эмоциональный настрой. В нее входят: гимнастика (строевые, разминочные упражнения, ритмические упражнения и задания.

    Основная часть занятия занимает 70-85% общего времени. В этой части решаются основные задачи, идет работа над развитием двигательных способностей. В этой части дается большой объем знаний, развивающих творческие способности детей. В нее входят: ритмические композиции, танцевальные шаги, танцы, этюды психогимнастики.

    Заключительная часть занятия длится от 3 до7% общего времени. Здесь используются упражнения на расслабление мышц, дыхательные, на растягивание мышц, пассивная релаксация, музыкально- подвижные игры.

    Занятия составлены согласно педагогическим принципам и по своему содержанию соответствуют возрастным особенностям и физическим возможностям детей, которые позволяют ребенку не только в увлекательной и игровой форме войти в мир музыки, ритма и движения, но и развивают умственные и физические способности, а также способствуют социальной адаптации ребенка.

    Обязательная одежда и обувь на занятии:

    Для девочек: юбочка шифоновая, чешки, белые носки.

    Для мальчиков: футболка, спортивные шорты, чешки, белые носки.

    ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО РИТМИКЕ

    1 год обучения (средняя группа)

    После первого года обучения занимающиеся дети знают о назначении отдельных упражнений ритмики. Желают двигаться, танцевать под музыку, передавать в движениях, пластике характер музыки, игровой образ. Умеют выполнять простейшие построения и перестроения, ритмично двигаться в различных музыкальных темпах и передавать хлопками и притопами простейший ритмический рисунок; ставить ногу на носок, пятку. Умеют выполнять танцевальные движения: прямой галоп, пружинка, кружение по одному и в парах, неавтоматизированный подскок. Умеют выполнять простейшие двигательные задания (творческие игры, используют разнообразные движения в импровизации под музыку этого года обучения.)

    2 год обучения (старшая группа)

    По окончании второго года обучения занимающиеся дети выразительно самостоятельно двигаются под музыку. Умеют передавать несложный ритмический рисунок хлопками и притопами. Умеют точно координировать движения с основными средствами музыкальной выразительности. Владеют навыками передвижения по залу. Приобретают «базу движений» в общеразвивающих и танцевальных упражнениях. Выполняют танцевальные движения и шаги: реверанс и поклон, перенос веса тела с одной ноги на другую, «ковырялочка», «самоварчик», распашонка». хороводный шаг, боковой галоп.

    3 год обучения (подготовительная группа)

    После третьего года обучения занимающиеся дети умеют выполнять самостоятельно специальные упражнения для согласования движения с музыкой, владеют основами танцевального движения. Умеют самостоятельно исполнять ритмические танцы и комплексы упражнений под музыку. Выполняют танцевальные движения: шаг с носка, шаг с притопом, поскоки, присядка, «козлик», «гармошечка», «менялочки»,  русский народный поклон, элементы движений современных и классических танцев. Выразительно и ритмично исполняют движения с предметами, атрибутами. Способны к импровизации с использованием оригинальных и разнообразных движений, могут самостоятельно организовать музыкально-подвижные игры.

    МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

    В совершенстве овладеть огромным разнообразием движений, комбинаций и целых комплексов упражнений, входящих в программу, возможно лишь при условии правильной методики обучения.

    Основной метод, используемый на занятиях – игровой. Использование игровых упражнений, имитационных движений, сюжетно-творческие зарисовки усиливают эмоциональное восприятие музыки детьми и помогают полнее и всесторонне решать поставленные задачи.

     Пособия: нотный материал, иллюстрации, фонограммы.

    Музыкальные инструменты и игрушки: ложки, колокольчики, бубен, погремушки, самодельные и шумовые инструменты,

    Атрибуты: платочки цветные, ленты (по две на каждого ребёнка), флажки, палочки - «шумелки», обручи, мячи, «новогодний дождик», мишура, листочки…

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ.

    1. «Музыка и движение» С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина–М «Просвещение», 1984г.

    2. «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду» И. П. Раевская –М «Просвещение» 1991г.

    3. «Ритмическая мозайка» А. И. Буренина –С. Пб. ,2000г.

    4. «Танцы в детском саду» Н. Зарецкая, З. Роот, -М «Айрис Пресс», 2003г.

    5. «Коррекционная ритмика» М. А. Касицина, И. Г. Бородина,- М, «Гном и Д» 2005г.

    6. «Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика» - Т. Т. Ротерс–М «Просвещение» 1989 г.

    7. «Развитие эмоционально-двигательной сферы детей 4-7 лет» Е. В. Михеева, -Волгоград, «Учитель», 2014г.

    8. «Топ-хлоп малыши» Т. Сауко, А. Буренина- СПб. 2001г. 9. «Танцевальная ритмика для детей» Т.И. Суворова –аудио диски.

    Календарно – тематическое планирование

    занятий

    Наименование разделов и тем

    Кол-во часов, Календарные сроки изучения тем

    Репертуар

    Раздел 1.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    16

    17

    18

    Азбука музыкального движения. Элементы русской пляски.

    18

    Тема 1.1.

    Ориентировка в пространстве.

    Исходные положения.

    Основные движения под музыку: разные виды шага (бодрый, высокий, хороводный, шаг на носочках, мягкий, пружинящий)

    Музыкальные размеры 2/4, 4/4. Понятие о такте и затакте.

    3

    сентябрь

    «Марш» А.Петров, «Этюд» Т. Ломова, Ритмические упражнения с шумовыми инструментами.

    Тема 1.2.

    Основные движения под музыку: виды бега (лёгкий, на носочках, энергичный, стремительный).

    Определение музыкального размера. Восприятие сильной и слабой доли на слух, выполнение акцента в движениях: пружинки, пяточки, гармошка, распашонка.

    2

    сентябрь - октябрь

    «Нетерпеливые бегуны» С.Руднева, игра «В лесу», «Море волнуется», «Хлопай, топай», прохлопывание ритмических рисунков знакомых песен.

    Тема 1.3.

    Элементы русской пляски

    Ритм, ритмический рисунок.

    Ритмические упражнения с музыкальным заданием: (построение в круг (хоровод, хороводные перестроения) 2/4, в линию (шеренга), в колонну 4/4, квадрат 2/4, клин 4/4.

    2

    октябрь

    Игра «Угадай мелодию», «Поезд» Филиппенко,

    «Игра с бубном»,  «Наигрыши с ложками» Филиппенко, р.н.м.

    «Ритмический танец» (Долли)

    Тема 1.4.

    Контрастные темпы.

    Происхождение и особенности русского хоровода.

    Положение рук в русской пляске.

    Построения и перестроения, орнаментальные хороводы.

    Хороводные шаги: переменный, тройной шаг.

     

    3

    ноябрь

    «Вейся, вейся, капуста» р.н.п.

    игра «Плетень»,

    Хороводная игра «Здравствуй, Осень» Витлин,

    Тема 1.5.

    Хороводные шаги: топающий (топотушки, перетопы), дробный шаг.

    Движение по линии танца, против хода, в колонне по диагонали, в шеренге взявшись за руки.

    Движение с ускорением, замедлением темп

    3

    ноябрь

    «Карусель», «Новогодние хороводы», «Певучий хоровод» Т.Ломова, «Танцуем сидя».

    «Мы пойдём налево, мы пойдём направо»

    Тема 1.6.

    Хороводные шаги: приставной шаг, шаг с притопом.

    Перепляс,

    Танцевальные комбинации русских танцев.

    3

    декабрь

    Упр: «Ручеёк», «Вертушка», «Волна»,

    перепляс «Стенка на стенку», Пляска «Бубенцы»

    Тема 1.7.

    Танцевальные импровизации.

    Выступление на Новогоднем утреннике.

    2

    декабрь

     «Как у наших у ворот» р.н.м., «Затейники» (пляска-импровизация) «Мы повесим шарики», «Научим танцевать Деда Мороза»

    Раздел 2.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    16

    17

    18

    Элементы ритмической гимнастики. Танцевальные движения.

    18

    Тема 2.1

    Выставление ноги на носок, на пятку с полуприседанием.

    Полуприсядка, «ковырялочка».

    Движение приставными шагами с носка, ходьба на полупальцах в колонне.

    3

    февраль

    «Калинка», «Ах, вы, сени», «Из-под дуба», «Полянка» р.н.п.

    Пляска парами «Брови»,

    Тенец «Елочки»

    Тема 2.2.

    Виды хлопков.

    Гимнастика для развития мышц и суставов плеч, рук, кистей, головы. Прыжки на 180* и обратно.

    2

    март

    Упр. «Твёрдые и мягкие руки», «Мельница»,  «Поющие руки» П.Чайковский «Шарманщик поёт»

    Тема 2.3.

    Образные движения.

    Развитие «мышечного чувства»: расслабление и напряжение мышц корпуса, рук и ног.

    3

    март

    Упр. «Кошка», «Собака», «Лебедь», «Пружина», «Скобка», «Ветер», «Лошадки» С.Руднева.

    Тема 2.4.

    Характерные движения.

    Упражнения на координацию движений: повороты головы с шагами, движение рук и головы с шагами и др.

    3

    апрель

    Игра «Отгадайте-ка ребята, кто пришёл к нам поиграть?», танец «Котов и кошечек», танец «Кукол и солдатиков»

    Тема 2.5.

    Парные пляски. Положения а парах.

    Кадрили.

    Упражнения на равновесие.

    2

    апрель

    «Русская пляска» (парами), игра «Смени пару», кадриль «Цветики-лютики», упр. «Ласточка», «Журавль», «Попрыгунчики» анг.н.п.

    Тема 2.6.

    Построения и перестроения группы:

    «Воротца», «Звёздочки», «Карусели».

    Упражнения: наклоны к ногам, упражнения на подвижность стопы и эластичность голеностопного сустава. Упражнения для выворотности ног.

    3

    май

    Хоровод «Змейка с воротцами» С.Руднева, упр. «Бабочка», «Лягушка», «Собака», «Березка», «Мост» «Рыбка», «Кораблик»

    Тема 2.7.

    Повторение и подведение итогов.

    Конкурс танцоров.

    Выступление на «Дне защиты детей»

    2

    май

    Упражнения: «Зеркало», «Кто лучше спляшет?»,

    игра «Пляши, да не зевай» Е.Трестман,

    Раздел 3.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    Элементы классического танца.

    14

    Тема 3.1.

    Основные позиции ног и рук в классическом танце.

    4

    сентябрь

    «Мелодия» Т.Ломова,

    «Полька» Штраус

    Тема 3.2.

    Музыкальный размер 3\4.

    Вальс, кружение «лодочкой». Менуэт, шаг менуэта. Перестроения в танце.

    Постановка корпуса, осанка.

    4

    октябрь

    «Вальс» Чайковского «Снежинки» С.Руднева, «Менуэт» П.Мориа

    Тема 3.3.

    Полонез. Шаг полонеза. Характерные перестроения.

    Упражнения для выработки осанки, выворотности, эластичности и крепости коленного и тазобедренного суставов.

    3

    ноябрь

    «Полонез» Б.Андреев, «Экосез», №5 А.Жилин.

    Тема 3. 4.

    Перестроения в колонны по два, по четыре.

    3

    ноябрь

    «Марш»  Шульгина

    «Пряничные гномики»

    Раздел 4.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    16

    17

    18

    19

    20

    21

    22

    Танцевальные движения и  современные танцы.

    22

    Тема 4.1.

    Первоначальные сведения по историческому танцу, происхождение и особенности эстрадных танцев.

    Движение в парах.

    Финский танец. Танго.

    Выступление на Новогоднем утреннике.

    4

    декабрь

    «Каждая пара пляшет по своему» Л.Генералова,

    «Финский танец». «Танго», Самбарита»

    Тема 4.2.

    Шаги польки.

    Галоп (прямой и боковой) в кругу по линии танца, в парах, лицом друг к другу.

    Поскоки на месте, кружение поскоками.

    4

    январь

    Полька «Добрый жук» Спаддавекиа, «Всадники и упряжки», «Берлинская полька», «Аннушка», «Галоп»  Дунаевского

    Тема 4.3.

    Лирические танцы.

    Построение двух концентрических кругов.

    2

    февраль

    Лирический танец «Кнопочки боянные»

    Тема 4.4.

    Музыкально – пространственные композиции.

    Сужение и расширение круга.

    4

    март

    «Флик - фляк», «Буги – вуги»

    Тема 4.5.

     Современные танцы.

    Перестроения группы: из круга врассыпную.

    3

    апрель

    Тренаж «Раз, два, три», танец «Бабка – Ёжка»

    Тема 4.6.

    Эстрадный танец.

    Танцевальные комбинации и перестроения в эстрадных танцах.

    3

    май

    «Кадриль»
    «Весеннее настроение»

    Тема 4.7. Повторение и подведение итогов.

    Выступление на «Выпускном» утреннике.

    2

    май

    «Праздничный вход». Кальман

    Полька «Сладкоежки»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка: "Программа деятельности кружка по ручному труду"

    Направление моей работы заключается в том, чтобы через продуктивную деятельность поближе познакомить детей с культурой нашего края, нашей Кубани....

    Методическая разработка: "Программа деятельности кружка по ручному труду"

    Направление моей работы заключается в том, чтобы через продуктивную деятельность поближе познакомить детей с культурой нашего края, нашей Кубани....

    Методическая разработка программы бесплатного кружка по валеологии "Здоровишка"

    Методическая разработка программы бесплатного кружка по валеологии "Здоровишка"...

    Методическая разработка программы кружка "Чудеса фантазий".

    Занятия по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста играют важную роль в формировании личности ребенка. Все исследования, которые проводят учёные и психологи в этой сфере доказывают...

    Методическая разработка. Программа кружка "Сказки бумажной филиграни".

    Бумажная филигрань - что это?Цель и задачи кружка.формы и методы занятий.учебно-тематический план....

    Методическая разработка "Программа литературно – драматического кружка "РАДУГА"

    Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ве­дущих мест в содержании воспитательного процесса культурного  учреждения и является его приоритетным на­правлением. Для эстетического раз...

    Публикация методической разработки программы по дополнительному образованию «Легомастера» по направлению "Познавательное развитие"

    Развивать научно-технический и творческий по­тенциал личности дошкольника через обучение элементарным основам инженерно-технического конструирования и робототехники. Обучение основам конструирован...