Коррекционное музыкально--игровое занятие по теме "Воспоминания о лете" старший возраст
методическая разработка по музыке (подготовительная группа) на тему

Агапутова Ольга Евгеньевна

 Планирование коррекционно-игровых занятий.  Коррекционно – игровые занятия, соответственно сетке планирования учителя-дефектолога, музыкального руководителя и педагогов группы, являются заключительными по определенной лексической теме и планируются, как итоговые. Занятия должны быть систематическими и проводиться один - два раза в месяц. Длительность каждого занятия должна соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям каждой возрастной группы.

 Структура коррекционно-игрового занятия. Данный вид занятий предполагает предварительную работу. Планирование этой части должно осуществляться всеми специалистами и педагогами группы. Например, по лексической теме «Осень»:

-  учитель-дефектолог знакомит детей с основными признаками осени на занятиях по развитию речи, по ознакомлению с окружающим, конструированию и в индивидуальной работе, совместно с воспитателями проводит экскурсию по парку;

-  воспитатели расширяют и уточняют знания детей по данной теме на занятиях по изобразительной деятельности, в процессе подвижных и дидактических игр, при знакомстве с художественной литературой;

-  музыкальный руководитель знакомит детей с песнями, хороводами, танцами, этюдами в соответствии с осенней тематикой;

-  инструктор по физической культуре обучает детей двигательным навыкам, которым придается образный характер: «ходьба на полупальцах», как ежики; на внешней стороне стопы, как медведи; друг за другом, как ручеек и т.д. На занятиях по физкультуре дети учатся игре с мячом, которая способствует развитию общей моторики. Согласованности движений рук, зрительно-двигательной координации, ориентировке в пространстве.

Любая совместная деятельность с детьми должна носить занимательный характер, вызывать радость от взаимодействия.

Содержание коррекционно-игрового занятия опирается  на те знания и умения детей, которыми они овладели в ходе предварительной работы.

Общая структура занятия соответствует структуре любого коррекционного занятия и состоит из организационной, основной и заключительной частей и носит комплексный  характер, так как включает в себя содержание разделов по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, музыкальной, изобразительной, конструктивной и театрализованной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospominaniya_lete_pod.docx23.63 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект коррекционно-игрового  занятия по теме «Воспоминания о лете»

Цель: закрепить знания о характерных признаках лета, развивать умение составлять рассказы с опорой на прошлый опыт, учить применять ранее полученные знания в предметно-практической деятельности.

Задачи:

образовательные:

- уточнить и закрепить знания детей о лете, о его характерных признаках;

- уточнить и закрепить знания детей о лесе, о лесных и садовых ягодах, о грибах и  деревьях;

- развивать временные представления, закрепить понятие – «прошлое», закрепить части суток и их последовательность, умение по солнцу определять части суток;

коррекционно-развивающие:

- развивать зрительную память, слуховое  внимание, воображение;

- развивать речь: учить составлять рассказ из прошлого опыта с опорой на предмет, напоминающий о тех событиях;

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать общую моторику и ориентировку в пространстве;          

- развивать координацию движений;

воспитательные:

- воспитывать правильное восприятие эмоционального состояния других людей и уметь говорить об этом;

- воспитывать умение видеть и говорить о положительных качествах другого человека;

- воспитывать желание делиться своими впечатлениями с окружающими;

- воспитывать умение выступать перед своими сверстниками.

Предварительная работа:

- проведение занятий по развитию речи по следующим лексическим темам «Ягоды», «Грибы», «Деревья», «Насекомые», «Времена года»;

-  проведение дидактических игр: «Разложи ягоды на садовые и лесные», «Угадай, что это за дерево по его листочку», «Какие грибы дружат с этим деревом», «Сварим сок, варенье из ягод. Приготовим начинку для пирога»;

- заучивание стихов и загадок о грибах и ягодах;

- разучивание песен с движениями, хороводов;

- знакомство детей с эмоциями на занятиях по развитию речи, знакомство с дидактической игрой «Настроение грибников»;

- отражение ранее полученных знаний в продуктивной деятельности.

Оформления зала и вспомогательные материалы:

- оформление зала соответствует летнему лесу;

- корзинка с грибами;

- колокольчик;

- фланелеграф с изображением лесных и садовых ягод, изображение бутылочки для соков, изображение баночки для варенья, изображение тарелочки для начинки;

- второй фланелеграф с изображением березы, осины, елки, березового пня, грибов;

- бревно;

- «посылка» с предметами, которые напоминают детям о лете;

- «посылка», в которой лежит «большое яблоко» - контейнер с печеньем в виде грибов на каждого ребенка;

- настольная игра «Настроение грибников».

Ход занятия:

- Сегодня мы отправляемся в путешествие. Но путешествие будет необычное. Мы отправимся сейчас в прошлое. Ребята, а прошлое – это то, что с нами уже было или еще только будет? (Ответы детей).

- Правильно, прошлое – это то, что уже с нами было.  Какое сейчас на улице время года? А как вы догадались? А какое время года было перед осенью? Правильно, было лето. Оно у нас уже в прошлом. Вот туда мы сегодня и отправимся.

Педагог читает:

     Лето, лето! Что за дни.

Птицы, бабочки порхают.

Летом дети отдыхают,

На каникулах они.           Леонид Завальнюк.

- Готовы в путешествие? А панамки не забыли? Давайте их наденем. А для чего они нужны? Путешествие у нас необычное, и поедем мы тоже на чем-то необычном. А вот давайте на бревне поедем. Не поедет бревно? Почему? А мы волшебство сделаем, заколдуем его и во что-нибудь превратим. Садитесь на бревно.

Педагог читает:

Дети сели на бревно:

Будет поездом оно.

Загудели: «У-у-у!»  (У автора: Мы поехали в Москву!)    

Оказались мы в лесу.

Дети едут и гудят,

Точно паровозы,

А вверху грачи кричат

На ветвях березы.           А. Чельцов.

- Вставайте друг за другом, теперь в поход нас поведет музыка. Послушайте, какая звучит музыка? Что можно под такую музыку делать, как двигаться?

Дети маршируют под музыку, двигаясь по диагонали зала.

- А теперь послушайте музыку. Правильно, под эту музыку можно бегать. Мы побежим змейкой друг за другом, а когда музыка остановится, вы должны встать в кружок.

- Мы надели на головы панамки, а зачем они нам? Что-то солнца я не вижу. Давайте его позовем.

Дети выполняют упражнение «Солнышко».

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошко;

Ждут тебя детки,

Детки – малолетки.                        

    Вместе с солнышком встаем,

Вместе с птицами поем:

- С добрым утром!

- С ясным днем!

Вот как славно мы живем.              Русская народная песенка.

- Выглянуло солнышко, осветило поляну. А там так много ягод. Какие лесные ягоды вы знаете? Давайте пойдем за малиной.

Дети поют хороводную песню «По малину в сад пойдем».

После этого дети проходят и садятся перед фланелеграфом, на котором прикреплены картинки, изображающие ягоды.

- Посмотрите, как много ягод выросло. Назовите их. Могут все эти ягоды расти на одной поляне? Почему нет? Правильно, здесь есть садовые и лесные ягоды. Давайте уберем только садовые ягоды. Какие ягоды остались? Что можно приготовить из ягод? Давайте сварим сок. Сок из малины, какой? И т. д. Теперь сварим варенье. Варенье из черники, какое? И т. д. Теперь  приготовим начинку для пирога. Начинка из земляники, какая? И т. д.

- Давайте оставим только две ягоды. Название первой ягоды начинается со звука «М», название второй ягоды начинается со звука «З». Чем похожи эти ягоды? Чем они отличаются друг от друга.

- А в лесу растут только ягоды? А что еще? Пойдем теперь в поход за грибами. Мы пойдем по тропинке, а потом пойдем через речку.

Дети исполняют песню «На мосточке».

После этого дети рассказывают стихотворение, сопровождая рассказ соответствующими движениями.

  • Мы в лесок пойдем,

Мы грибок найдем

В шапочке нарядной

Светло-шоколадной.

Ты не прячь, грибок,

Под листок свой бок!

Ты ребятам нужен

К вечеру на ужин.     О. Высотская.

  • А теперь перейдем речку по бревнышку.

Дети выполняют упражнение «По бревнышку».

Мы по бревнышку шагаем,

Ножку к ножке приставляем.

Очень сложен этот мост,

Переход его непрост.

- Теперь готовы собирать грибы? Давайте попробуем. Пока звучит музыка, вы гуляете по кругу. А когда музыка остановится, нужно сорвать один гриб. Сколько грибов можно сорвать?

Дети играют в подвижную игру «Собери грибы».

- Давайте сосчитаем, сколько грибов мы собрали. Будем считать и называть то, что мы собрали. Один гриб, два гриба, три гриба, четыре гриба, пять грибов, шесть грибов. А теперь давайте отправимся на волшебную поляну.

Дети друг за другом подходят и садятся перед вторым фланелеграфом, на котором прикреплены картинки, изображающие различные деревья.

- Посмотрите, какой красивый лес. Мы говорим сегодня так часто это слово – лес. А что это такое? А деревья в нашем лесу разные или одинаковые? Назовите эти деревья. А здесь есть еще пень, от какого дерева? Как догадались, что пень березовый? Откуда в лесу берутся пни? Что-то в нашем лесу грибов нет? Они, наверное, от нас прячутся? Но мы-то точно знаем, где их искать? Под березой, какие растут грибы? А под осиной? Какие грибы растут под елкой? Какие грибы растут на пнях? А где растут лисички? А когда в лесу появляются грибы? Что должно пройти? Что должно намочить землю? Как называется дождь?

Педагог вместе с детьми на фланелеграф прикрепляет названные грибы.

Дети поют распевку «Апчи».

- После дождя мы промокли. Давайте выйдем к озеру, на песочек и погреемся на солнышке. Снимайте платья, сандалики, панамки. Ложитесь на спинку и отдыхайте. Сейчас днем, где находится солнышко? Правильно, высоко. Смотрит на нас солнышко и согревает.

Дети лежат на ковре, отдыхают под музыку.

- Греет солнышко всех деток. Улыбается каждому, и Лере, и Паше и …Погладило всех по носику. Открывайте глазки. Давайте сядем в кружок около озера. И заглянем в воду. Что вы увидели? Давайте улыбнемся. Мы улыбнулись друг другу и стали веселые или грустные? Давайте поиграем в игру «Я – хвастун». Мы будем хвастаться своим соседом справа. Мой сосед справа Даня. Я буду им хвастаться. А теперь следующий.

- Как хорошо мы поиграли. А теперь превратимся в насекомых. Кем вы будите? Давайте потанцуем.

Дети исполняют танец «От улыбки».

Звенит колокольчик.

- Кто-то к нам пришел. Здравствуйте, а вы кто?

- Я – почтальон. Принес вам две посылки. Одну надо открыть днем, а вторую – вечером. Только, как это определить, я не знаю.

Роль почтальона исполняет психолог.

- Давайте посмотрим на посылки. Как определить? Правильно, на посылках нарисовано солнышко. На той где солнце нарисовано высоко – это день. Ее надо открыть первой. А на той, где солнце нарисовано низко, значит – это вечер. Давайте откроем. Что это?

Дети рассматривают предметы, которые напоминают им о лете. Почтальон беседует с детьми о том, как предметы напоминают им о лете.

- А теперь откроем вторую посылку. Что это? Какое большое яблоко. Оно настоящее? Давайте его откроем. Что это? Грибы. Они настоящие?

В емкости по форме напоминающей яблоко, лежит печенье в форме грибов.

- Лето угощает вас этими «Грибами» и хочет, чтобы лето запомнилось вам надолго. А теперь давайте пойдем в группу пить чай.

Дети выходят из зала.

Музыкальный материал:

  1. «Марш» Е. Тиличеевой.
  2. «Бег» Е. Тиличеевой.
  3. «По малину в сад пойдем» слова Т. Волгиной, муз. А. Филиппенко.
  4. «На мосточке» слова Г. Бойко, муз. А. Филиппенко.
  5. «Белочка с шишками» муз. F. Suppe или любая мелодия для игры с грибами.
  6. «Три мальчугана» французская народная песня, слова и обработка В. Петровой.
  7. «Улыбка» муз. Шаинского.

Приложение:

Стихи:

Дождик

Дождик

Вылился на луг.

Стало много

Луж вокруг.

Засучив скорей штанишки

В лужу

Прыгнули мальчишки.

Порезвиться захотели –

Закружились,

Загалдели…

Я смотрю:

На них рубашки

Стали

Словно промокашки.

                       (И. Винокуров)

Радуга

В небе гром, гроза.

Закрывай глаза!

Дождь прошел. Трава блестит,

В небе радуга стоит.

                 (С. Маршак).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: “Коррекционные музыкально-игровые занятия в работе с детьми с ДЦП и нарушением опорно-двигательного аппарата”.

Дети дошкольного возраста с ДЦП и нарушением опорно-двигательного аппарата так же, как их нормально развивающиеся сверстники, эмоционально отзывчивы на музыку. Под влиянием впечатлений, вызванных музы...

Статья: “Коррекционные музыкально-игровые занятия в работе с детьми с ДЦП и нарушением опорно-двигательного аппарата”.

Дети дошкольного возраста с ДЦП и нарушением опорно-двигательного аппарата так же, как их нормально развивающиеся сверстники, эмоционально отзывчивы на музыку. Под влиянием впечатлений, вызванных музы...

Коррекционное музыкально--игровое занятие по теме "Игрушки" старший возраст

Целью коррекционно-игровых занятий являются уточнение, расширение и систематизация знаний об окружающей действительности. Занятия способствуют активизации интеллектуальной и речевой деятельности...

Открытое музыкально-игровое спортивное занятие для детей раннего возраста "Весёлые встречи с любимыми игрушками"

Цели:Вызвать положительный отклик на игрушку, чувство радости, хорошее настроение, установление эмоционального контакта с детьми и воспитателями.  "Расплясались наши детки! Хлопают в ла...

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...