Коррекционное музыкально--игровое занятие по теме "Игрушки" старший возраст
методическая разработка по музыке (старшая группа) на тему

Агапутова Ольга Евгеньевна

 Целью коррекционно-игровых занятий являются уточнение, расширение и систематизация знаний об окружающей действительности. Занятия способствуют активизации интеллектуальной и речевой деятельности, развитию психических процессов: памяти, воображения, внимания. У детей  развиваются наблюдательность, умение сравнивать различные объекты и явления, выделять признаки сходства и различия, умение делать выводы и умозаключения непосредственно в процессе предметно-практической и игровой  деятельности, а также развиваются двигательные навыки (общая и ручная моторика).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrushki_pod.docx25.99 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект коррекционно-игрового  занятия по теме «Игрушки»

Цель: закрепить знания о старинных и современных игрушках, учить применять ранее полученные знания в предметно-практической и игровой деятельности.

Задачи:

образовательные:

- уточнить и закрепить знания детей о старинных игрушках (название, назначение, название материалов, из которых они изготовлены);

коррекционно-развивающие:

- развивать мышление: умение сравнивать современные игрушки со старинными, выделять признаки сходства, отгадывать загадки по данной лексической теме;

- развивать речь: работа над выразительностью речи при чтении стихов, развивать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать качественные прилагательные от существительных;

- развивать зрительную и слуховую память, слуховое  внимание;

- развивать умение петь с движениями в соответствии с содержанием  песни;

- развивать координацию движений, умение ориентироваться в пространстве;

воспитательные:

- воспитывать эмоциональную адекватность;

- воспитывать чувство партнерства;

- воспитывать умение определять по лицу настроение человека, умение показать эмоцию с опорой на рисунок;

- воспитывать бережное отношение к игрушкам;

- воспитывать уважение к людям, которые изготавливают игрушки.

Предварительная работа:

- рассматривание старинных игрушек и беседа о том, какие были игрушки на Руси, из чего их делали, как с ними играли на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим;

- изготовление игрушек из соломы и глины, знакомство со свойствами этих материалов на занятиях по изобразительной деятельности;

- проведение сюжетно-ролевой игры совместно с родителями «Ярмарка игрушек»;

- разучивание народных игр;

- разучивание песен с движениями, хороводов;

- обучение игре на музыкальных инструментах.

Оформление зала и вспомогательные материалы.

- оформление зала соответствует «ярмарке»;

- мячик, музыкальная шкатулка, письмо, коробочка с волшебным ключиком;

- ковер, фланелеграф;

- узелок с соломой, кусочком глины, тряпочкой, кусочком металла, деревянной дощечкой, берестой;

- коробка с игрушками из соломы, глиняные свистульки, колокольчик, шептунок, деревянные ложки и колокольчик, тряпочная кукла и кругляпушка, металлический колокольчик, маковки. Петрушка, музыкальные игрушки - деревянные ложки;

- костюмы матрешек;

- напольные изображения большой матрешки, балалайки;

- изображение лиц с различным эмоциональным состоянием;

- коробка с воздушными шариками.

Ход занятия:

- Сегодня мы отправляемся в удивительное путешествие. Мы полетим в мир игрушек. А на чем можно летать?  Но мы с вами полетим  на большом, круглом, воздушном шаре. А поможет нам в этом удивительная считалочка.

Раз, два, три, четыре, пять.                               На ладони загибают пальчики.

На лужок пойду гулять.                                    Руки опустили.

Красный шарик захвачу,                                   Показ «шарика» руками.

Нитку крепко закручу.                                      Левая рука сжата в кулак, правая       «закручивает».

И начну считать опять -                                         Показ ладони.

Раз, два, три, четыре, пять.                                    На ладони загибают пальчики.

Как сочту до десяти,                                               Показ 10 пальцев.

Крикну шарику: «Лети»                                         Поднимают руки вверх.

- Поднимите правую руку вверх, покажите свой шарик и на носочках побежали за мной.

Дети выбегают на середину зал и встают в круг.

Дети поют песню «В стране игрушек».

Проводится упражнение «А у вас?».

У меня был шарик вот такой большой (показ). А у вас?

А у нас еще больше. Вот такой (показ).

Я встала на носочки и потянулась вот как высоко (показ). А вы?

А мы еще выше. Вот как (показ).

У моего шарика была вот такая длинная ниточка (показ). А у вас?

А у нас еще длиннее. Вот такая (показ).

Я подула на свой шарик вот так долго (показ). А вы?

А мы еще дольше (показ).

Я развела руки вот так широко (показ). А вы?

А мы еще шире (показ).

У меня шарик улетел вон как далеко. А у вас?

А у нас еще дальше.

- Улетели наши красивые шарики. А какая игрушка по форме похожа на круглый воздушный шарик? (Мяч).

Педагог читает:   Свой мяч,

                        Свой новый мяч

                        Ты от меня не прячь,

                        Ведь я его не съем!

                        Какой чудесный мяч –

                        Не конь –

                        А мчится вскачь,

                        Один,

                        А хватит всем!

- Давайте поиграем с мячом. Так как мы идем в страну игрушек, то давайте вспомним, какие игрушки мы знаем, но называть  их будем ласково.

Игра с мячом «Назови ласково».

- Молодцы! Вы все правильно назвали. Что это звучит? Откуда?

Дети определяют по звуку то место, откуда раздается звук музыкальной шкатулки, и подходят к ней.

- Волшебная коробочка и письмо. Прочитаем, что написано на конверте. «Для тех, кто хочет попасть в страну игрушек». Значит это письмо для нас. Можно открывать.

«В этой коробочке лежит ключ от волшебной страны игрушек. Но достать его вы сможете только тогда, когда побываете  на поляне «Волшебных воспоминаний». Удачи вам. Ваш воздушный шарик».

- Хотите достать ключ? На какую поляну мы должны попасть? Почему ее так назвали? Все готовы идти? Давайте проверим все ли здесь.

Дети по очереди протягивают руку и называют свое имя.

- Вставайте друг за другом, мы отправляемся искать поляну. Сначала мы пойдем большими шагами, а потом маленькими. Слушайте музыку, она будет нам помогать.

    Большие ноги шли по дороге.                        Широкие шаги.

Маленькие ножки бежали по дорожке.                Бег на носочках.

Большие ноги прыгали по дороге.                Прыжки на двух ногах.

Маленькие ножки скакали по дорожке.        Подскоки.

- Вот мы и пришли на поляну «Волшебных воспоминаний», садитесь  удобнее. Послушайте, что я сегодня видела. Шла я утром в детский сад, смотрю, а к нашему саду подлетела большая ворона. В клюве она держала узелок. Походила она по ступенькам, как будто о чем-то думала, потом она испугалась меня и улетела, оставив узелок. Я подошла и взяла узелок. Вот он. Давайте посмотрим, что там. (Пучок соломы, кусочек бересты, кусочек глины, дощечка, тряпочка, кусочек металла и маковая коробочка.) Беседа педагога с детьми о старинных русских игрушках из соломы, глины, дерева, бересты. Посмотрите, какие у меня красивые колокольчики – деревянный, медный, глиняный. Как вы думаете, они звучат одинаково или нет. Послушайте.

Игра «Угадай по звуку».

                            Что за звон? Что за звон?

                             И откуда слышен он?

Петрушка выглядывает из-за фланелеграфа:

                             Это я здесь! Это - я!

                             В гости к вам пришел, друзья!

                             Я – знакомый ваш Петрушка,

                              В яркой шапке на макушке,

                              С погремушкою в руке,

                              Бубенцы на колпаке!

- А мы тоже умеем играть с музыкальными игрушками, только их у нас нет.

Петрушка:       Это не беда.

                     Тот игрушку получает,

                      Кто загадку отгадает.

           

                    Очень весело поет,

                    Если дуете в нее.

                    Не палочка, не трубочка,

                    А что же это?     (Дудочка).

                    В руки ты ее возьмешь,

                    То растянешь, то сожмешь –

                    Заиграет понемножку.

                    Как зовут ее?     (Гармошка).

             

                    Со мною весело в пути,

                    Со мной в поход легко идти.

                    И я крикун, и я буян,

                    Я звонкий, круглый?  (Барабан).

- Мы все загадки отгадали, Петрушка. Я ты свое обещание выполнишь?

Петрушка:      Мальчики, ко мне идите,

                   Инструменты получите.

Девочка:        Будут мальчики играть,

                   Навострите ушки.

                   А мы будем все плясать

                   Танец – топотушки.

Мальчик:       Бейте в ложки, бейте в ложки.

                   В гости к нам пришли матрешки.

                   Ложки деревянные.

                   Матрешечки румяные.

Воспитатель:     У меня матрешка есть,

                        Новая игрушка,

                        В желтом сарафанчике

                        Славная толстушка.

                        А ее откроешь –

                        В ней сидит вторая,

                        Вся в зеленом, как весной

                        Травка молодая…

                        А вторую отвернешь –

                        Там еще матрешка.

                        Вся она, как маков цвет:

                        Сарафан на ней надет

                        Алый, как цветочек,

                        И под цвет платочек.

                        Пуще всех ее храню,

                        Больше всех ее люблю,

                        Маленькую крошку –

                        Красную матрешку!        З. Медведева.

  По ходу чтения стихотворения из-за напольной «матрешки» появляются девочки, одетые в сарафаны, соответствующего цвета.

Песня и танец «Веселые матрешки» (дети поют и танцуют).

Педагог читает:

- В нашем оркестре всего понемножку,

Даже играет рожок и ладошки.

Упражнение «Чудесный рожок» под музыкальную запись.

- От пения рожка проснулось все вокруг, и даже бабочки – красавицы.

Упражнение «Бабочки»: Утром бабочка проснулась,

                                  Улыбнулась, потянулась.

                                   Раз - водой она умылась,

                                   Два - изящно покружилась,

                                   Три – нагнулась и присела,

                                   А четыре – улетела.

Дети исполняют песню «Я за бабочкой бегу».

- Летите бабочки на полянку. Садитесь. Расправьте крылышки. Давайте подышим тихо и спокойно. Вдохнули запах цветка через носик, выдохнули через хоботок.

- Скажите мне, какая игрушка больше всего похожа на нас с вами? (Кукла). У куклы есть и руки, и ноги, и голова, и лицо. Она тоже умеет грустить и радоваться. Мы сейчас попробуем нарисовать настроение куклы.

Педагог читает стихотворение:

                                Я нашла кусочек мела

                                По дороге в детский сад

                                И от счастья онемела,

                                Нарисую все подряд.

                                Маму, папу, дом, подружку,

                                Комара, щенка, лягушку…

                                Размечталась я совсем

                                Мел так мал – не хватит всем.  

                                                                        О. Нестерова.

- И мне хватило только на то, чтобы нарисовать глаза, нос и рот. По ним нам и придется определять какое лицо – веселое, грустное или удивленное.

Работа на фланелеграфе с разрезными картинками «Эмоции». Педагог выкладывает на фланелеграфе разрезанную на три части картинку (глаза, нос и рот) с изображением, например, веселого лица и задает детям вопросы: «Какое у нас получилось лицо? Покажите свои такие же веселые лица и т.п.»

- Но куклы бывают разные, сделанные из разных материалов. Каких вы знаете кукол? (Деревянные, тряпочные и т.д.). Раз, два, три – превратились в кукол мы.

Упражнение «Куклы» под музыкальную запись – фонограмма ритмической музыки.

- Куколки мои, мы же совсем забыли про волшебную коробочку с ключиком. (Открываем коробку.) А вот и ключик. Только дверь-то, какую мы должны открыть? Как называется страна игрушек, куда мы приходим каждый день? Там мы играем с ними днем, а ночью игрушки ждут, когда наступит утро, и мы снова к ним придем. (Детский сад).

- Споем песню про детский сад.

Дети поют песню «Детский сад».

- Ну что ж пора нам обратно возвращаться. Теперь у нас есть ключик от нашей группы. На чем же мы отправимся обратно? Полетим на воздушном шаре, только на настоящем. Для этого надо закрыть глаза и представить себе воздушный шар. Он, наверное, очень большой и очень красивый. Наверное, он красный, а может быть желтый. Вы его крепко держите за ниточку. Представили? Тогда открывайте глаза. Есть у вас в руках шарики? А может они вон в той коробке? Посмотрите.

Дети подходят к коробке, открывают и берут шары.

Дети исполняют танец «Маленькая страна». Выходят из зала.

Музыкальный материал.

  1. Песня «Веселые считалки». Сл. Н.Комовской, муз. В.Ефимова.
  2. Песня «В стране игрушек». Сл. В.Шумилина, муз. В.Запольского.
  3. Песня «Веселые матрешки». Сл. Л.Некрасовой, муз. Ю.Слонова.
  4. Танец «Топотушки». Русская нар. мел. «Ах вы сени…».
  5. Упражнение «Чудесный рожок». Фонограмма.
  6. Песня «Я за бабочкой бегу». Сл. В.Малкова, муз. В.Ефимова.
  7. Упражнение «Куклы». Фонограмма.
  8. Песня «Детский сад». Сл. Т.Волгиной, муз. А.Филиппенко.
  9. Танец с воздушными шариками. Фонограмма песни «Маленькая страна».

Приложение:

Стихи:

Через прозрачный шарик

Прозрачный красный шарик

На нитке я держу,

Через прозрачный шарик

На все вокруг гляжу.

Я вижу речку красную,

И красный солнца шар,

И много, много красного,

Как будто все – пожар.

                        (Н. Сидельникова).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театр картинок "Лесенка" и музыкально- игровая программа для детей младшего возраста

Программа позволяет не токо посмотреть театральное представление, но и поиграть....

Статья: “Коррекционные музыкально-игровые занятия в работе с детьми с ДЦП и нарушением опорно-двигательного аппарата”.

Дети дошкольного возраста с ДЦП и нарушением опорно-двигательного аппарата так же, как их нормально развивающиеся сверстники, эмоционально отзывчивы на музыку. Под влиянием впечатлений, вызванных музы...

Статья: “Коррекционные музыкально-игровые занятия в работе с детьми с ДЦП и нарушением опорно-двигательного аппарата”.

Дети дошкольного возраста с ДЦП и нарушением опорно-двигательного аппарата так же, как их нормально развивающиеся сверстники, эмоционально отзывчивы на музыку. Под влиянием впечатлений, вызванных музы...

Коррекционное музыкально--игровое занятие по теме "Воспоминания о лете" старший возраст

Планирование коррекционно-игровых занятий.  Коррекционно – игровые занятия, соответственно сетке планирования учителя-дефектолога, музыкального руководителя и педагогов группы, являют...

Открытое музыкально-игровое спортивное занятие для детей раннего возраста "Весёлые встречи с любимыми игрушками"

Цели:Вызвать положительный отклик на игрушку, чувство радости, хорошее настроение, установление эмоционального контакта с детьми и воспитателями.  "Расплясались наши детки! Хлопают в ла...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ТЕМЕ: "Музыкально – игровая деятельность с детьми дошкольного возраста". Подготовила музыкальный руководитель Якубовская Елена Александровна

Цель: помочь сделать жизнь дошкольников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, радостью общения, творчества.Предложенные игры помогут педагогам обеспечить интегрированный подх...