ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) на тему

Бородулина Татьяна Викторовна

Приобщение дошкольников к культуре русского народа средствами музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_zanyatie_t.v._dlya_sayta_dou.docx23.91 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ

ГРУППЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ»

                                                                                           Разработала:

                                                                              Музыкальный руководитель

                                                                              филиала «Дружба» МБДОУ

                                                                              «Первомайский детский сад»

                                                                                          Бородулина Т.В.

Цель: Приобщение дошкольников к культуре русского народа средствами музыки.

Задачи:

  1. Воспитывать чувство любви к музыкальной культуре русского народа.
  2. Познакомить детей с русскими народными инструментами: гармонью, балалайкой. Слушать их звучание в исполнении профессиональных музыкантов-исполнителей.
  3. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку народного характера. Способствовать формированию музыкального вкуса, музыкальной памяти и музыкальности в целом.
  4. Развивать познавательные и творческие способности дошкольников через приобщение к народному творчеству.
  5. Закреплять умение играть на ударных народных инструментах.
  6. Вызвать желание принять участие в изготовлении музыкальных инструментов.
  7. Применять полученные знания в самостоятельной музыкальной деятельности.

                             МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:

  1. «Вологодские кружева» муз. В. Лаптева.
  2. «Ливенские страдания» - аудиозапись игры на гармошке.
  3. «На зелёном лугу» р.н.м.
  4. «Ложки деревенские» муз. З. Роот.
  5. «Ай, все кумушки домой» - аудиозапись игры на балалайке.
  6. «Игра с бубном»  р.н.м. «Полянка».
  7. «Бай, качи-качи» р.н.песня.
  8. СД-диск с записью русских народных мелодий в исполнении ансамблей и оркестров русских народных инструментов.

                              ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ НУЖНО:

  1. Музыкальный центр.
  2. Костюм Бабы Яги для взрослого, мешок.
  3. Стол для музыкальных инструментов.
  4. Музыкальные инструменты: гармонь, дудочка, свистулька; деревянные ложки – по 2 на каждого ребёнка; балалайка, бубны, колокольчики, трещотки, колотушка, рубель, бубенцы, коробочка – по количеству детей.
  5. Столы и стулья для изготовления музыкальных инструментов, заготовки музыкальных инструментов, материалы для работы, салфетки, поднос для готовых работ.

 

       Звучит пьеса «Вологодские кружева» В.Лаптева. Дети, взявшись за руки, за воспитателем заходят в зал хороводным шагом, выполняют элементы хоровода: ходьба друг за другом по кругу, сужение и расширение круга дробным шагом, ходьба хороводным шагом «змейкой». Подходят к стульям, останавливаются, выполняют приветствие – поклон и садятся.

        М.Р.: Мы рады видеть всех гостей, которые пришли сегодня к нам в гости и поприветствовали их по старинной русской традиции. Русский человек испокон веков мог сделать многое: дом построить, землю вспахать, хлеб растить. Умел песни петь, делал музыкальные инструменты да играл на них так, что ноги сами в пляс шли. А какие сказки сказывал…

       Сегодня я хочу рассказать вам музыкальную сказку про Бабу Ягу.

                                          Что это грохнуло?

                                           Что засвистело?

                                           Баба Яга над землёй пролетела.

                                           Ветром прогнулись сосен верхушки.

                                           Спрятались в норы лесные зверушки.

Сучья трещат, громкий свист раздаётся.

                                            Баба Яга над землёю несётся.

  В ступе с метлой на таинственный слёт –

                                           Леших, кикимор из ближних болот.

(Н.Метличенко)

       Пролетала как то Баба Яга мимо детского сада. Слышит, как дети хорошо играют на разных музыкальных инструментах. «Вот бы мне эти инструменты», - подумала Баба Яга.

       Когда дети ушли домой, она влетела в окошко, взяла инструменты и унесла их в свою избушку на курьих ножках. Ведь в тот вечер она ждала гостя – Змея Горыныча.

        Приготовила Баба Яга угощение – пироги, конфеты, а музыкальные инструменты на лавке разложила. Вот и гость пожаловал. Потчует его Баба Яга. Потом захотела песню спеть, взяла один музыкальный инструмент, другой, а они не звучат. «Чудеса, - вздыхает Баба Яга, - ведь я сама слышала, как дети на них играли. Может быть, эти инструменты волшебные?»

       «Точно, волшебные. Они не наши. Их нужно вернуть в детский сад», - сказал Змей Горыныч и опечаленный отправился домой.

       Собрала Баба Яга все инструменты и решила вернуть их в детский сад.

В зал заходит Баба Яга. В руках у неё мешок с музыкальными инструментами.

Баба Яга: Здравствуйте, дорогие мои!

Дети: Здравствуй, Баба Яга.

Баба Яга: Простите меня, я взяла ваши музыкальные инструменты, уж очень они мне понравились. Только играть я на них не умею, да, и честно сказать, как они называются, я тоже не знаю.

М.Р.: Ничего, мы тебе поможем, а пока проходи, садись.

Музыкальный руководитель берёт мешок у Бабы Яги, выкладывает музыкальные инструменты на стол.

М.Р.: Ребята, перед вами русские народные инструменты. Народные потому, что сделаны самими народом.

ГАРМОНЬ. На Руси первую гармошку сделал тульский оружейник Иван Сизов в 1830 году. После этого изготовление гармоней стало в Туле повсеместным увлечением. Тульская гармошка и сейчас славится на всю Россию. Потом появились касимовские, саратовские и многие другие гармоники, получившие свои имена от названий городов, в которых они создавались. Гармонь стала незаменимым инструментом на деревенских посиделках. Под гармошку поют частушки, пляшут. На телевидении существует передача «Играй, гармонь любимая!», которая объединяет любителей музыки из самых разных уголков нашей страны.

Мы знаем поговорки про русскую гармошку. Давайте скажем их.

Дети говорят поговорки:

  1. Бери гармонь в руки – не будет скуки.
  2. Гармонь – не огонь, а разогревает.
  3. Легка дорожка, если есть гармошка.
  4. С гармошкой лучше работа спорится.

М.Р.: А сейчас давайте послушаем, как звучит этот музыкальный инструмент.

Дети слушают «Ливенские страдания». СД-диск «Русская тройка».

М.Р.: Дудочка и свистулька – тоже народные духовые инструменты. Чтобы они заиграли, надо в них подуть. Иногда, правда, считают, что духовыми они называются от того, что надо вложить в музыку много души. Духовым инструментам часто приписывали волшебную силу. Утром, как только вставало солнце, выходил пастух и играл на дудочке, созывая животных. Они всегда шли за пастухом, и как бы далеко они не разбредались, животные всегда сходились на звуки музыки. Предлагаю встать и исполнить песню про дудочку.

Дети исполняют русскую народную песню «На зелёном лугу».

М.Р.: А про следующий музыкальный инструмент я хочу загадать загадку.

                            Деревянные подружки

                            Звонко бьются друг об дружку.

                            Расписные, как матрёшки.

                            Угадали? Это… (ЛОЖКИ).

Русские люди умели веселиться, и даже ложки у них служили инструментами. Тембр у ложек чёткий, звонкий. Звук получается от удара выпуклой стороны одной ложки о другую. Настоящие музыканты играют на трёх, четырёх и даже на десяти ложках сразу. Мы тоже умеем играть на ложках.

                             Не сдержать от пляса ножки,

                             Так пляшите от души!

                              В наш оркестр вступают ложки,

                              Ах, как ложки хороши!

Дети берут деревянные ложки и исполняют песню З.Роот «Ложки деревенские».

М.Р.: Есть инструменты, ставшие символом того или иного народа. Например, гитара – испанский инструмент, а – БАЛАЛАЙКА – русское! У балалайки треугольный или полусферический корпус и длинный гриф,   натянуты три струны. Музыкант извлекает звук щипком или бряцаньем – ударом указательного пальца по всем струнам. Послушаем игру на балалайке.

Дети слушают «Вариации на тему р.н.п. «Ай, все кумушки домой». СД-диск «Руская тройка».

М.Р.: На гармошке, балалайке, дудочке надо учиться играть, а вот на этих инструментах заиграть можно сразу, надо лишь почувствовать ритм. Какие это инструменты? Это колокольчики, бубны, трещотки, колотушка, рубель, коробочка, бубенцы. На всех этих инструментах звук получается в результате удара, как и при игре на деревянных ложках. Баба Яга, попробуй, поиграй на бубне.

Баба Яга играет на бубне.

М.Р.: Ну вот видишь, получилось. А сейчас я предлагаю тебе вместе с ребятами поиграть в игру с бубном.

Дети с Бабой Ягой играют в «Игру с бубном» р.н.м. «Полянка».

М.Р.: А сейчас все берите инструменты и давайте споём весёлую песню.

Дети исполняют р.н.п. «Бай, качи-качи» и музицируют на народных музыкальных инструментах. Баба Яга поёт и играет вместе с детьми.

Баба Яга: Как мне не хочется возвращаться в свою сказку. Нет у меня там музыкальных инструментов, не на чем мне поиграть для Змея Горыныча.

М.Р.: Не горюй, Бабушка Яга, мы с ребятами тебе поможем, сделаем для тебя музыкальные инструменты.

Дети проходят за столы, садятся и доделывают музыкальные инструменты. Во время работы звучат русские народные мелодии с СД-дисков «Русская тройка» и «Светит месяц».

Баба Яга: Вот спасибо, ребятушки. Пойду, а то меня теперь мой ЗмейГорыныч ждёт не дождётся. До свидания (уходит из зала).

М.Р.: Вот и закончилась наша сказка, нам пора возвращаться в группу. Все сегодня были молодцы! А инструменты, которые мы сегодня сделали,  поместим в наш музыкальный уголок.

Дети выходят из зала.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по театрализованной деятельности с использованием ИКТ "Русские народные музыкальные инструменты"

НОД по театрализованной деятельности с использованием ИКТ для детей старшего дошкольного возраста "Русские народные музыкальные инструменты"...

"КУРОЧКА РЯБА" Русская народная сказка с использованием детских музыкальных инструментов

Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуют...

Методическая разработка музыкального занятия в средней группе «Путешествие в страну народных музыкальных инструментов»

Развитие музыкальных и творческих способностей детей, через приобщение к русскому народному искусству....

Конспект музыкального занятия на тему: «Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов»

Занятие  для старших дошкольников. Дети знакомятся с видами и звучанием русских народных инструментов, их историей происхождения....

Музыкальное занятие по теме "Русские народные музыкальные инструменты»

Музыкальное занятие по теме "Русские народные музыкальные инструменты»...