Музыкальные игры как средство гармоничного развития дошкольников
статья по музыке

Всестороннее развитие ребенка, благодаря музыкальным играм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ns_4.docx34.13 КБ

Предварительный просмотр:

Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения

детского сада №22 комбинированного вида

Красносельского района Санкт-Петербурга

Музыкальные игры как средство гармоничного развития дошкольников

“Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается удивительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”.

В. А. Сухомлинский.

   Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз:            «недоиграл». У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточного развития памяти и внимания. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство.

                             « Раз, два, три, четыре, пять,

                                Начинаем мы играть»

Сколько радости, положительных эмоций вызывают эти слова.  А положительные эмоции нужны каждому.  Врачи, физиологи, педагоги ставят знак  равенства между  весельем, лучистой улыбкой и физическим здоровьем человека. Получая положительный заряд, наш организм открывается добру и красоте.

         Считается, что ребёнок, с раннего возраста погружённый в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям. Тусклым и невыразительным станет детство, если вдруг исчезнут из него игры.

         По-разному играет человек от рождения до  старости. Но всё же само слово  «игра» неразрывно связано в нашем восприятии  именно с детством. Мир детства невозможно представить себе без игры, которая является, по определению психологов, ведущей формой деятельности ребёнка. Вся жизнь детей насыщена игрой.

Детская игра - средство активного обогащения личности, поскольку представляет свободный выбор разнообразных общественно - значимых ролей и положений, обеспечивает ребенку деятельностью, развивающей его неограниченные возможности, таланты в наиболее целесообразном применении.Игра является средством развития, средством познания и средством воспитания.

В любой игре может быть реализован весь комплекс нижеприведенных функций:

Коммуникативная функция – объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов, формирования навыков общения.

Релаксационная функция – снятие эмоционального (физического) напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему ребёнка при интенсивном учении, труде.

Компенсаторная функция – создание условий для удовлетворения личностных устремлений, которые не выполнимы (трудно выполнимы) в реальной жизни.

Коррекционную функцию - трансформация типов поведения и навыков взаимодействия. Наряду с обучением детей коммуникативным навыкам в игре можно формировать позитивное отношение ребенка к себе.

Диагностическая функция- игре ребенок выражается и выражает себя, поэтому, наблюдая за ней, можно увидеть характерные для него черты личности, особенности поведения, раскрываются скрытые таланты

Обучающая функция – развитие обще учебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие и другие.

Развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока, других форм общения взрослого с ребёнком из скучного мероприятия в увлекательное приключение.

Функция самовыражения – стремление ребёнка реализовать в игре творческие способности, полнее открыть свой потенциал.

Наличие большого количества функций предполагает объективную необходимость включения игр и элементов игровой деятельности в весь педагогический процесс.

Задача любого дошкольного учреждения — создать самые благоприятные условия для раскрытия личности ребёнка. Музыкальные игры в этом плане имеют особое значение, поскольку решают одновременно множество задач:

Коррекционные:  развитие слухового, зрительного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, координации движений и нормализация их темпа и ритма; формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения;

Оздоровительные:укрепление сердечнососудистой, двигательной систем, костно-мышечного аппарата;развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной;развитие быстроты двигательной реакции;

Обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;

Воспитательные:воспитание общей, музыкальной, речевой, двигательной культуры, эстетическое отношение к окружающему;

Развивающие: познавательная активность, устойчивый интерес к действию,самоконтроль, внимание, память, мышление, ориентировка в пространстве.Развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;

Психологами давно доказано положительное влияние музыки на ребёнка. Но специальные занятия по приобщению к этому виду искусства предусмотрены в детском саду только дважды в неделю, поэтому ребятам обязательно необходима практика, где они могли бы упражнять усвоенные знания и приобретённые способы действий. В этом малышам могут помочь музыкальные игры. Эта деятельность должна быть неотъемлемой частью не только музыкальных занятий и утренников, но и обычных занятий, режимных моментов и просто свободного времени.

Среди музыкальных игр можно выделить несколько видов в зависимости от их задачи и методов развёртывания действия.

Спокойное музицирование

Это игры, нацеленные на восприятие мелодии, например, «Отгадай характер музыки», «Определи, из какого мультфильма эта песенка», «Отгадай музыкальный инструмент по его звучанию». Сюда же относится природная звуковая тематика: «Солнышко и дождик», «Звуки природы» (шум ветра, моря, пение птиц на фоне мелодии). Такие игры можно адаптировать под каждое время года (весна: капель, журчание ручейков, зима: сильная вьюга, тихо падающие снежинки).

К такой деятельности оптимально привлекать подгруппу детей из нескольких человек. Полезно будет внести в игру соревновательный элемент с вручением символических призов (флажок или фишка). Например, цель игры — научить определять тембр инструментов: например, барабана, погремушки, дудочки. Дошкольники делятся на три подгруппы: первой при ударах барабана нужно имитировать руками игру на этом инструменте, другой при звуках погремушки — взмахивать кистями рук, третьей — воспроизводить игру на дудочке.

Дидактические музыкальные игры

Данный вид игр можно проводить на занятиях (причём, не только музыкальных, но и на математических, коммуникативных), а также в свободное время. Для организации такой деятельности необходим специальный наглядный материал (его вполне можно изготовить самостоятельно, а в старшем звене — при помощи детей). Можно использовать печатную продукцию либо музыкальные игрушки. Приведём примеры дидактических игр музыкальной тематики:

«Что лишнее?». Дошкольникам предлагаются карточки с изображением четырёх музыкальных инструментов, среди которых есть один лишний (например, три духовых и один ударный).

«Звенят колокольчики». Предлагается два вида картинок с изображением больших и маленьких колокольчиков. Звучит мелодия, а малыши должны составить её рисунок (обозначить тихие и громкие моменты).

Подвижные игры с музыкой

Эти игры характеризуются динамикой действия. Дошкольники, внимательно слушая мелодию, реагируют на неё определёнными движениями. Например, при громких звуках танцует одна команда, а при тихих — другая.

В ясельном и младшем дошкольном возрасте соревновательный момент ещё отсутствует: малыши просто выполняют движения по тексту песни — инсценируют её. Также начиная с 3–4 лет дети уже могут показывать характер музыки: это игры типа «Солнышко и дождик», «Весело и грустно».

В более старшем возрасте (начиная со средней группы) уже можно вносить в игру соревновательный элемент.

Хороводные музыкальные игры

Хороводные игры схожи с подвижными своей динамичностью. Однако, в отличие от предыдущих, дошкольники движутся по кругу, взявшись за руки, иногда прерываясь на какие-то действия.Хоровод — древняя традиция славянского народа, зародившаяся много веков назад и изначально имеющая религиозное значение, связанная с языческим культом солнца. Часто игра проводится под какую-то песню. При этом обычно во время куплета идёт перемещение по кругу, а на припеве остановка с выполнением определённых движений (на месте, направляясь в центр, вокруг себя).

Сюжетно-ролевые игры

Музыка успешно включается в сюжетно-ролевые игровые действия воспитанников детского сада. Например, это колыбельная песня кукле (игра «Семья»). Либо, отправляясь в путешествие на импровизированном пароходе, поезде, самолёте, ребята исполняют соответствующую весёлую песню. Игра может быть напрямую связана с музыкой, например, «Оркестр», «Музыкальный магазин», «Школа искусств».

В младшем дошкольном возрасте, когда сюжетно-ролевая игра только начинает развиваться, педагог должен сам создавать игровые ситуации и включать в них песни. Более старшие ребята уже сами организуют необходимую обстановку, подбирают атрибуты, например, игрушечные музыкальные инструменты. Однако дети всё равно не должны быть предоставлены сами себе, руководство педагога должно быть косвенным: напомнить, дать совет, самому исполнить песенку, предложить дополнительные атрибуты.

               Многообразие различных видов музыкальных игр помогает ребёнку гармонично развиваться: дидактические — способствуют становлению логического мышления, совершенствуют речь, сюжетно-ролевые — учат детей применять на себя новые социальные роли. Подвижные игры связывают музыку с физической активностью, а хороводные — поддерживают давние славянские традиции. Такую деятельность нужно практиковать уже с младшего дошкольного возраста, усложняя её по мере взросления детей. Задача педагога — продумывать интересные сценарии для игр и подбирать к ним подходящие атрибуты.

             Игра может охватывать целиком всё занятие, а может небольшими искорками вспыхивать то в начале, то в  середине, то в конце занятия.

Для проведения большинства игр не нужно специального оборудования. Самое главное- это желание играть и немного фантазии, и тогда всё ,что нас окружает, - мебель, посуда, камешки и листики превращаются в игру. Каждый предмет при этом можно не только рассматривать, трогать, но и слушать как он звучит( если этим предметом постучать обо что-то или потрясти). Можно сделать целый оркестр, из самых разнообразных предметов: стиральной доски, кастрюль, бумажного мешка, пластмассовой бутылки, и  т.д. В процессе таких музыкальных упражнений важно научить детей слушать тембр звука, сравнивать его по высоте, продолжительности, динамике; придумывать на что похож  этот звук или что он напоминает.

           Главное - чтобы ребёнок не  чувствовал, что его обучают, чтобы вся дидактика была скрыта, незаметна для самого ребёнка, а занятие(если это игровое занятие) или даже упражнение было бы для него интересной деятельностью, увлекательной сказкой, прогулкой,путешествием.

           Все вышесказанное дает основание утверждать, что музыкальные  игры  являются средством  гармоничного развития дошкольников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Подвижные игры как средство гармоничного развития дошкольников»

Бурное развитие техники в мире, широкое внедрение в нашу жизнь компьютеров, телевидения, сотовых телефонов, киберигрушек вынуждает современного ребёнка вести малоподвижный образ жизни. Сегодняшний тем...

Коммуникативные танцы и музыкальные игры как средство творческого развития дошкольника.

Коммуникативные танцы и музыкальные игры как средство творческого развития дошкольника....

«Зимние спортивные игры, как средство гармоничного развития дошкольников».

Наши дети живут в условиях постоянно меняющейся действительности. Насмену увлекательным дворовым играм пришли не менее увлекательные—компьютерные.Всё чаще можно встретить во дворе скучающих, рав...

Подвижная игра как средство гармоничного развития дошкольника

Подвижная игра как средство гармоничного развития дошкольника...

Подвижная игра как средство гармоничного развития дошкольника

Консультация для воспитателейПодвижная игра как средство гармоничного развития дошкольника...