Тема самообразования: «Развитие творческих способностей через восприятие музыки, песню, движение»
календарно-тематическое планирование по музыке

Ринчинова Наталья Константиновна

В начале учебного года мной был составлен индивидуальный план работы по теме самообразования: «Развитие творческих способностей детей через восприятие музыки, песню, движение».

Актуальность темы:

Музыкальная деятельность способствует развитию творческих способностей воспитанников, оптимизации их эмоционального состояния, характера самооценки, личностных качеств, взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Современное понимание проблемы музыкального воспитания и развития творческих способностей воспитанников предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе принципа деятельности и творческой игры.

Игровой метод – это основной механизм обучения, который позволит: помочь детям войти в мир музыки без ущерба здоровью, создать предпосылки к формированию творческого мышления, благополучной психологической среде, способствовать практическому усвоению музыкальных знаний с использованием здоровьесберегающих технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie.doc96 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Булжамуур»

Иволгинского района Республики Бурятия

Тема самообразования:

«Развитие творческих способностей через восприятие музыки, песню, движение»

Подготовил:

Учитель ритмики

Ринчинова Н.К.

Май, 2018г.

В начале учебного года мной был составлен индивидуальный план работы по теме самообразования: «Развитие творческих способностей детей через восприятие музыки, песню, движение».

Актуальность темы:

Музыкальная деятельность способствует развитию творческих способностей воспитанников, оптимизации их эмоционального состояния, характера самооценки, личностных качеств, взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Современное понимание проблемы музыкального воспитания и развития творческих способностей воспитанников предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе принципа деятельности и творческой игры.

Игровой метод – это основной механизм обучения, который позволит: помочь детям войти в мир музыки без ущерба здоровью, создать предпосылки к формированию творческого мышления, благополучной психологической среде, способствовать практическому усвоению музыкальных знаний с использованием здоровьесберегающих технологий.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • Cоздание условий для максимального обогащения личностного развития ребенка, способности к творческому самовыражению.

  • Создание системы работы по развитию творческих способностей, потребности самовыражения в исполнительстве и движении под музыку.

ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ:

  • Целенаправленность

  • Систематичность

  • Последовательность

  • Доступность

  • Успешность

В связи с выбранной темой, я поставила перед собой цель:

- повышать педагогическую компетентность в вопросе развития творческих способностей воспитанников через восприятие музыки, песню, движение и использования здоровьесберегающих технологий.

Из поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

Формирование у детей эстетической культуры, эмоциональной отзывчивости на высокохудожественные произведения музыкального искусства.
           
Развитие творческих способностей детей через интеграцию образовательных областей.

 ♪ Создание условий экстаполяции (обобщения, распространения) практического опыта, полученного ребенком на занятиях, в повседневную жизнь. 
           
Разработка и проведение  интегрированных занятий для детей дошкольного
возраста по музыкальным видам деятельности.

В соответствии с поставленными задачами были использованы следующие методы:

- теоретический анализ и систематизация литературы по проблеме исследования;

- изучение и обобщение практического опыта по развитию вокальных и музыкально-ритмических  навыков.

- изучение современных технологий использования различных музыкальных видов деятельности в процессе развития творческих способностей воспитанников.

- изучение основных психолого-педагогических условий, способствующих большей эффективности музыкального развития воспитанников на музыкальных занятиях.

- изучение технологии развития творческих способностей детей воспринимать музыку (чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание), развитие потребности самовыражения в движении под музыку, музыкальной памяти, двигательных качеств и умений (развитие ловкости, точности, координации движений), чувства уверенности в себе.

- повышение собственного уровня знаний, путем изучения необходимой литературы по теме самообразования.

- обогащение духовного мира воспитанников через высокохудожественные образцы музыкального искусства и приобщение к истокам мировой и русской народной культуры.

- изучение и подбор музыкального материала для прослушивания на занятиях, составление картотеки музыкальных произведений и разработка системы творческих заданий, способствующих музыкально-творческому развитию воспитанников.

Так как я начала работать над этой  проблемой с октября 2015 года, мне было необходимо  сначала изучить методическую литературу по данному вопросу.

 Была подобрана методическая литература: Радынова О.П. «Настроение, чувства в музыке», Вайнфельд О.А «Музыка, движение, фантазия. Методическое пособие для музыкальных руководителей», Михайлова М.А. «Развитие музыкальных способностей детей», Гогоберидзе А.Г. «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста», «Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие». –СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.

В октябре 2016г., мной было разработано и проведено интегрированное занятие в подготовительной группе «Музыкальный калейдоскоп». Перед занятием была проведена работа по приобщению дошкольников к музыкальному творчеству, восприятию различных музыкальных жанров, обсуждению взаимосвязи традиций и песенно-танцевального творчества. Целью занятия было приобщить дошкольников к музыкальному творчеству через взаимосвязь поэзии, живописи и музыки.

На основе теоретических положений я разработала структуру проведения интегрированных занятий. Занятие начинается с ведущего вида деятельности, в нашем случае это – музыка, а изобразительная деятельность, театр и развитие речи – вспомогательные.

  1. Вводная часть. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску её решения.
  2. Основная часть. Детям даются новые знания, необходимые для решения этого вопроса на основе содержания разных видов деятельности с опорой на наглядность. Параллельно идёт работа по обогащению и активизации словаря.
  3. Заключительная часть. Детям предлагается любая практическая работа на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.

Интегрированные занятия, проводимые в системе, эффективны, дают высокие результаты, повышают продуктивную деятельность детей. С их помощью успешно решаются следующие задачи развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста:

  1. Воспитание интереса к музыке путём развития музыкальной восприимчивости, музыкального слуха, которые помогают ребёнку почувствовать и осмыслить содержание услышанных произведений.
  2. Развитие эмоциональной отзывчивости и выразительности движений.
  3. Развитие творческой активности во всех доступных детям видах музыкальной деятельности: передача характерных образов в играх и хороводах; использование выученных танцевальных движений в новых, самостоятельно найденных сочетаниях; импровизация маленьких песен, попевок.
  4. Формирование самостоятельности, инициативы и стремления применять выученный репертуар в повседневной жизни, музицировать, петь и танцевать.

Интегрированные занятия дают возможность использовать в различных сочетаниях много интересных и действенных приёмов обучения детей.

Разработка творческих заданий заключалась в том, чтобы активизировать желания детей участвовать в занятии на основе музыкальных игр во всех видах музыкальной деятельности. Дети с удовольствие играли, выполняли музыкальные задания. Развитие музыкальных способностей проходило в естественной форме.

Работа по теме самообразования велась  со всеми возрастными группами.

Как отчет о проделанной работе представлялись утренники, праздники и развлечения, участие в концертах, семинарах и конкурсах различного уровня, в которых дети демонстрировали свои достижения:

Праздник Осени, Досуг «День Матери» (совместно с родителями), Музыкально-театральная постановка «Лесной зонтик» (1 место, всероссийский детско-юношеский конкурс утренников «Золотая осень 2016-го»), выступление на концерте, посвященном «Дню матери» на базе Петровской СОШ (песня «Мамочка милая»), Новогодние праздники, развлечение «Бабушка-Забавушка» (младшая группа), участие в муниципальном конкурсе «Маленькие грамотеи» («Песня про буквы»),  фольклорный праздник «Масленица», музыкальный спектакль «Федорино горе» (победитель в номинации «Совместная детско-взрослая деятельность», муниципальный уровень), участие в фестивале детского творчества «Шатурские звездочки», видеоработа на международный фестиваль «Вдохновение» в номинации «Хоровое пение». Песня «Капель» В.Шестаковой (средняя группа), выступление хореографического коллектива  на празднике «День труда» (танец «Я люблю тебя, Россия!»), показ музыкального спектакля «Федорино горе» для детей младшей группы и на родительском собрании, участие в районном семинаре по ПДД на базе МБДОУ детский сад Булжамуур» («Песенка о светофоре»), выступление хореографического коллектива на итоговом родительском собрании.

Проанализировав методическую  литературу, психологические исследования по проблеме формирования творческих способностей воспитанников я пришла к таким выводам:

-Творческие качества наиболее продуктивно формируются с помощью восприятия музыки и движения под музыку;

- Потребность в творческом  самовыражении лучше всего проявляется в танцах и инсценировках;

- Образные музыкально – выразительные этюды способствуют эмпатии личности.

В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность. Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам.

Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей: способствует развитию и укреплению легких; развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь; влияет на общее состояние организма ребенка; вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Подробно методика работы с детским голосом была дана Н. А. Метловым.

Музыкально-ритмические движения. Ритмика - один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер передаются в движениях. Основой ритмики является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.

Движения под музыку издревле применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция). Но впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз. Перед ритмикой он, прежде всего, ставил задачу развития музыкальных способностей, а также пластичности и выразительности движений. Особая ценность и жизнеспособность его системы музыкально-ритмического воспитания – в ее гуманном характере. Э. Жак-Далькроз был убежден, что обучать ритмике необходимо всех детей. Он развивал в них глубокое «чувствование», проникновение в музыку, творческое воображение, формировал умение выражать себя в движениях.

Б. М. Теплов доказал факт сопровождения восприятия музыки двигательными реакциями (вокализациями, мелкими движениями пальцев и т. д.). Поэтому движения успешно используются в качестве приемов, активизирующих осознание детьми характера мелодии, качество звуковедения (плавного, четкого, отрывистого, средств музыкальной выразительности (акцентов, динамики, взлетов и падений мелодии, темпа, ритмического рисунка и т. д.). Эти свойства музыки можно моделировать с помощью движения рук, танцевальных и образных движений.

Занимаясь ритмикой, важно, чтобы центром занятия была музыка. Б. М. Теплов пишет: «как только они (занятия ритмикой) превращаются в занятия по воспитанию ритмических движений вообще, как только музыка отступает на положение аккомпанемента к движениям, весь смысл, во всяком случае, весь музыкальный смысл, этих занятий исчезает». Для того чтобы сами дети на занятии не сосредотачивались только на исполнении движений, занятия должны быть тщательно подготовлены педагогом, разучены элементы танцевальных движений. Важно, чтобы обучение носило развивающий характер, а не сводилось к «натаскиванию».

Игра на детских музыкальных инструментах. В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты и игрушки. Они вызывают у ребенка большой интерес. Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах уже в 20-е годы стал музыкальный деятель и педагог Н. А. Метлов. Ему же принадлежит идея организации детского оркестра (сначала шумового, потом смешанного). Он провел большую работу по созданию и совершенствованию детских музыкальных инструментов, имеющих звукоряд, - металлофона и ксилофона. Был отобран репертуар, включающий народные попевки и другие произведения, удобные для исполнения на детских музыкальных инструментах, разработаны некоторые правила их инструментовки.

В своих публикациях Н. А. Метлов дает подробные методические рекомендации по использованию, настройке инструментов, последовательности обучения детей игре на музыкальных инструментах, описание приемов игры на каждом из них.

Применение детских музыкальных инструментов и игрушек обогащает музыкальные впечатления для дошкольников, развивает их музыкальные и творческие способности.

Игра на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей. Мелодические музыкальные инструменты все три основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма. Что бы сыграть мелодию по слуху, нужно иметь музыкально-слуховые представления о расположении звуков по высоте и ритмические представления.

При подборе мелодии необходимо также ощущать тяготения к устойчивым звукам, различать и воспроизводить эмоциональную окраску музыки. Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение.

Важно привлекать внимание детей к выразительности тембра каждого инструмента, использовать образные сравнения, характеристики. Дети должны почувствовать выразительные возможности инструментов, научиться использовать разнообразие тембровых красок. Тем самым развивается музыкальная отзывчивость на музыку – основа музыкальности.

Обучая игре на музыкальных инструментах, педагог должен учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка. Одни дети легко подбирают попевки, с другими необходима более детальная подготовительная работа.

На музыкальном занятии дошкольников должны присутствовать все виды детского музыкального исполнительства.

Детское музыкальное творчество. Н. А. Ветлугина в своих исследованиях всесторонне проанализировала возможности детей в выполнении творческих заданий, истоки детского творчества, пути его развития, обосновала идею взаимосвязи, взаимозависимости обучения и творчества детей, теоретически и экспериментально доказав в своих работах, что эти процессы не противостоят, а тесно соприкасаются, взаимообогащают друг друга.

Было установлено, что необходимое условие возникновения детского творчества – накопление впечатлений от восприятия искусства, которое является образцом для творчества, его источником. Другое условие детского музыкального творчества – накопление опыта исполнительства. В импровизациях ребенок эмоционально, непосредственно применяет все то, что усвоил в процессе обучения. В свою очередь обучение обогащается творческими проявлениями детей, приобретает развивающий характер.

Детское музыкальное творчество, как и детское исполнительство, обычно не имеет художественной ценности для окружающих людей. Оно важно для самого ребенка. Критериями его успешности является не художественная ценность музыкального образа, созданного ребенком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, вариативности, оригинальности.

Чтобы ребенок мог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развить основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуется воображение, фантазия, свободное ориентировка в непривычных ситуациях.

Детское музыкальное творчество по своей природе синтетическая деятельность. И как уже было сказано выше, оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: в пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах. Песенное творчество важно формировать, начиная с младшего дошкольного возраста, используя посильные детям творческие задания. Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умения выражать в пении определенные чувства, настроения, петь чисто и выразительно.

Таким образом, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, каждый из этих видов деятельности способствует музыкально-творческому развитию дошкольников.

Значимость всех видов деятельности и учитывание индивидуальных и возрастных особенностей детей дало эффективный результат во всех видах деятельности.

В течении года мной было установлено, что психолого-педагогические условия для эффективной работы с дошкольниками на занятиях музыкой должны быть следующими:

- необходимо учитывать психолого-педагогические особенности детского возраста, психологию пения;

- использовать специальные вокально-хоровые упражнения, методы и приемы по развитию певческих и музыкально-ритмических навыков.

На  первом  этапе работы  по  теме самообразования я провела:

  1.Анализ диагностики музыкального развития с целью выявления одарённых детей и детей, нуждающихся в коррекционной помощи

2.Изучала передовой педагогический опыт и литературу по данной теме.

3. Провела  корректировку перспективного  плана работы с учётом данной проблемы.

4. Изучила влияние здоровьесберегающих технологий на  развитие музыкальности детей и укрепление их психофизического здоровья, организации деятельности с детьми.

Поэтому на втором  этапе  своей  работы  по  теме  самообразования я  стала  изучать,  собирать, а затем  самостоятельно  создавать  необходимый  материал для  дальнейшей  работы,  для  применения полученных  знаний  на  практике.

На этом  этапе был  наработан  следующий  материал.

  • Подбирала и изучала с детьми различные пальчиковые и музыкально-дидактические  игры;
  • Включала в ООД валеологические распевки и   дыхательную артикуляционную гимнастику.

При помощи правильного дыхания можно избежать гайморита, астмы, неврозов, избавиться от головной боли, насморка, простуды, расстройства пищеварения и сна и быстро восстановить работоспособность после умственного и физического утомления. Для полноценного дыхания необходимо соблюдать следующие правила: дышать надо только через нос равномерно и ритмично; стараться максимально наполнять легкие воздухом при вдохе и делать максимально глубокий выдох; при появлении малейшего дискомфорта занятия дыхательной гимнастикой прекратить.

  • Использовала подвижные музыкальные игры.
  • Проводилась утренняя гимнастика и физкультура под музыку. 
  • Использовала музыкотерапию. (Музыкальное сопровождение ритмичных моментов, музыкальное оформление фона занятий).
  • Разработала цикл интегрированных занятий («Музыкальный калейдоскоп», «Вокальное развитие дошкольников: «Необычное приглашение», «Мир музыки и цвета», фольклорное занятие «Весна-красна», «Страна весенних красок и мелодий»).

   В своей работе я использую современные здоровьесберегающие технологии, чтобы поддержать интерес к организованной образовательной деятельности, снять усталость, поднять эмоциональный настрой и повысить работоспособность.

Проводилась релаксация в   ООД.  Старалась использовать  спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы).

                     Оформлялся  информационный стенд для родителей:

«Музыка,  как средство здоровьесбережения», «Музыкальная терапия».

Использовала  собранный  материал  на  практике,  с  целью  развития  музыкальных  способностей  дошкольников  посредством внедрения здоровьесберегающих технологий. Провела открытое занятие в рамках РМО музыкальных руководителей по теме: «Применение здоровьесберегающих технологий  в музыкально-творческой деятельности детей ДОУ».

Вывод: Положительные результаты в музыкально-творческом развитии и здоровьесбережении дошкольников возможны только при тесном взаимодействии с педагогами и родителями: консультации, беседы, родительские собрания, проектная деятельность, анкетирование, совместная детско-взрослая деятельность. При таком тесном сотрудничестве родители учатся ближе видеть сложный многогранный процесс воспитания ребёнка, осваивают практические навыки.

      За период  2016-2017 учебного года я увидела положительную динамику моей целенаправленной работы по теме самообразования.

Работая над темой «Развитие творческих способностей воспитанников через восприятие музыки, песню, движение и использования здоровьесберегающих технологий» считаю,  что  мне удалось на необходимом уровне добиться главной цели работы,  которая  заключается в  том,  чтобы развивать музыкально-творческие способности детей, помочь  детям   сохранять и укреплять психофизическое здоровье:

1. развитие сенсорных и моторных функций.

2. профилактика заболеваний опорно – двигательного аппарата, органов дыхания, простудных заболеваний.

За  период  2017-2018  уч. г.:

  • Изучила  методическую  литературу;
  • Применила  полученные  знания на  практике;
  • Активно  сотрудничала с педагогами  и  родителями;
  • Значительно повысила свой профессиональный уровень.

Перспектива  дальнейшей  работы:

  • Продолжать  активное  сотрудничество с  педагогами  и  родителями;
  • Создать  картотеку  подвижных музыкальных игр; словесных игр с движением; коммуникативных игр; пальчиковой гимнастики, дыхательной и артикуляционной.
  • Использовать  в  своей  работе  инновационные  технологии  (проектная  деятельность);
  • Пополнять  методическую  библиотеку  вновь  изданными  пособиями по музыкальному  воспитанию  дошкольников.

Не получилось усовершенствовать и обогатить на должном уровне РППС музыкальной направленности, но в дальнейшей работе над данной темой, я планирую проработать этот вопрос:

  • Обогащать содержательно – насыщенную среду (музыкальные инструменты, атрибуты, материал для творческих сюжетно – ролевых игр, музыкально – дидактические игры и пособия).
  • Доступную среду (чтобы дети имели возможность выбирать атрибуты, музыкальные инструменты).
  • Пополнять методические пособия (музыкальный  материал (ноты), учебно-методическую литературу, медиатеку (мультимедийные презентации, фонограммы), оборудование (различные атрибуты: цветные платки, ленты, кольца, деревянные ложки, султанчики, костюмы для выступлений и др.)

В дальнейшем при работе с данной темой хочется включить по мимо традиционных приемов по слушанию музыки, пению и музыкально-ритмическим движениям еще такие элементы деятельности как: свободное дирижирование, инструментальную импровизацию, ритмопластику, а также включить элементы рисования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Материалы содержат рекомендации музыкальному руководителю для  музыкальных занятий, на которых дети не только обучаются практическим музыкальным умениям и навыкам, но и расширяют свои творческие ...

Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей старшего дошкольного возраста

Каждый ребенок обладает своеобразным сочетанием способностей и личных качеств. Известно, что у дошкольников ярко проявляется творческое начало, они чрезвычайно изобразительны в передаче интонаций, под...

Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей дошкольного возраста.

Мною была  разработана и написана часть образовательной программы дошкольного образования с учетом ФГОС ДО в образовательной области "Художественно- эстетическое развитие"...

Статья на тему: Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей старшего дошкольного возраста

Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей старшего дошкольного возрастаКаждый ребенок обладает своеобразным сочетанием способностей и личных качеств. Известно, что у дошкольнико...

План работы по самообразованию на 2017-20178 учебный год Тема: «Развитие творческих способностей через восприятие музыки, песню, движение»

Музыка – один из видов искусства, который обращён непосредственно к человеческому чувству. Музыка располагает своими специфическими средствами воздействия на состояние человека, она воздействует...

Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей старшего дошкольного возраста. «Музыка – воображение – фантазия – сказка – ...»

Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей старшего дошкольного возраста. «Музыка – воображение – фантазия – сказка – ...»...

Тема самообразования: «Развитие творческих способностей через восприятие музыки, песню, движение»

Тема самообразования:«Развитие творческих способностей через восприятие музыки, песню, движение»...