Рассказы и сказки о музыке.
материал по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Высочкина Светлана Александровна

Рассказы и сказки о музыке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasskazy_muzyki.docx50.77 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Рассказы музыки

Страна музыки

Есть на Земле одна страна,
Зовется музыкой она.
Созвучья в ней живут и звуки,
Но чьи их открывают руки?

Кто заставляет мир звучать,
Когда он устает молчать?
Когда он будто бы струна,
Которая звенеть должна?

Конечно, это музыкант,
Его порыв, его талант,
Его желание творить
И людям красоту дарить.

Он учит душу ввысь смотреть
И, не боясь преград, лететь
В страну, где звуки дарят счастье,
Где все у музыки во власти.

Вопросы и задания
• Что музыка дарит людям?
• Нарисуйте музыкальный звук своими самыми любимыми цветами.
• Кто правитель в стране музыки?
• Какие еще жители есть в стране музыки?
• Представьте, что в стране музыки все дома построены в виде музыкальных инструментов. Нарисуйте эти дома.
• В стране музыки все музыкальное: музыкальные дома, магазины, кафе, библиотеки. Расскажите о том, как вы провели один день в стране музыки.

Радужные струны

Жил-был молодой охотник. Был он беден и имел лишь самодельный лук да несколько стрел. Часто охотник возвращался домой без добычи.

— Горе-охотник, опять ты ничего не нашел, — говорили ему друзья.

— Видел я олениху на поляне. Хотел ее подстрелить, но тут к ней олененок маленький прибежал, и я их пожалел, — оправдывался охотник.

— Лучше выброси свой лук-самоделку и иди овец пасти, — смеялись друзья.

— Мой лук самодельный, да не простой. Отпустишь натянутую тетиву, а она гудит, будто поет, — ответил молодой охотник. — Сегодня он так красиво гудел, что даже зайчиха встала на задние лапки и заслушалась.

— Теперь понятно, почему ты без добычи приходишь. Надо в зверя стрелять, а ты лук свой слушаешь, — усмехнулся один охотник.

Хотел сказать молодой охотник, что красивые звуки заставляют его забывать о голоде и невзгодах, да промолчал. Побоялся, что не поймут его товарищи.

Однажды охотник снова ничего не добыл на охоте. Голодный и усталый возвращался он домой. Тут вышел охотник на луг и ахнул. Через все небо радуга перекинулась, да не простая, а волшебная. Ее семь разноцветных дуг пели разными голосами, и весь воздух словно звенел. Радостно стало на душе у охотника, и воскликнул он:

— Вот бы кусок волшебной радуги людям принести! Пусть услышат, как она красиво поет. Пусть обрадуются и забудут про голод и холод.
В эту минуту с радуги на землю упали семь разноцветных струн, а сама радуга исчезла.

Поднял охотник струны и быстрее домой побежал. Дома натянул он струны на лук изогнутый, тронул их пальцем, и запели они радостно, а воздух вокруг словно зазвенел.

Слушали люди эту музыку и забывали про голод, холод и страх.

Пошел охотник по всей Земле, и везде собирались толпы людей, чтобы музыку его послушать. Наперебой зазывали люди охотника в свои дома и угощали, как самого дорогого гостя. Только теперь все называли его не охотником, а музыкантом.

Однажды люди собрались на большом поле, чтобы послушать чудесную музыку. Когда музыкант заиграл, пошел дождь, но люди радостно улыбались и не обращали внимания на непогоду. После дождя выглянуло солнышко, и над полем появилась радуга. Одна за другой вспыхивали на небе разноцветные дуги, и одна за другой таяли волшебные струны в руках музыканта. Люди в испуге быстро разошлись.

— Радуга, почему ты взяла обратно свою музыку? Верни мне волшебные струны! — крикнул музыкант, подняв руки к небу.

Но радуга молча растаяла. Музыкант в отчаянии бросился на сырую землю и вдруг снова услышал чудесную музыку. Она пела, наполняя радостным звоном воздух.

Музыкант поднял голову к небу — радуги там не было. Вокруг тоже не было ни души. Понял музыкант, что музыка радости звучит внутри него.

Вернулся он домой и решил придумать свой музыкальный инструмент. Сначала один инструмент сделал, а после — второй и третий. Для корпусов музыкант выбирал самые звонкие породы деревьев. Одни корпуса были похожи на изогнутый лук, другие — на дощечки или округлые ящички. Струны он тоже делал из разных материалов: конского волоса, жил или серебряной проволоки.

Люди с удовольствием слушали песни, исполненные на этих инструментах. Во всех этих песнях слышались частички той, самой первой радужной музыки, и, слушая эту музыку, люди забывали обо всем плохом.

Вопросы и задания
• Чем охотник из сказки отличался от своих товарищей?
• Почему радуга забрала свои дуги-струны у музыканта?
• Почему музыка стала звучать внутри музыканта?
• Может ли человек стать музыкантом, если внутри у него не звучит музыка?
• Нарисуйте музыкальный лук с радужными дугами-струнами.
• Какой должна быть музыка, чтобы человек, слушая ее, забывал обо всем плохом?

Музыка-волшебница

У старика спросил поэт:
— Что музыка такое, дед?
— Воспоминание она.
В ней юность давняя слышна.

Был задан девочке вопрос,
Она ответила всерьез:
— Похожа музыка на луч,
Окно пробивший из-за туч.

А юноша ответил так:
— Без музыки нельзя никак.
Душа без музыки грустит,
В простор волшебный не летит.

А девушка, пожав плечом,
Сказала: «Музыка — наш дом,
В ней — все родное, все свое.
Во всем дыхание ее».

— Вы правы все, — сказал поэт,
Прекрасен каждый ваш ответ.
Одно хочу я повторить —
Нас учит музыка любить.

Нас учит вспоминать она,
Что в нашем сердце есть страна,
В которой счастья бьет родник,
Не замирая ни на миг.

Вопросы и задания
• Как бы вы ответили на вопрос, что такое музыка?
• Как вы думаете, зависит ли восприятие музыки от возраста человека?
• Возьмите интервью у своих родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестер, какая музыка им больше всего нравится.
• Предложите людям разных поколений прослушать классическую музыку. Затем предложите тем же самым людям прослушать современную молодежную музыку. Каждый из слушателей должен ответить на вопрос: какая музыка ему больше всего понравилась и почему. Проанализируйте ответы и сравните возраст и характеры людей, которым нравится рок, джаз или классическая музыка.
• Какая музыка больше всего нравится вам?
• Какие дела под музыку легче и быстрее выполняются?
• Почему музыка похожа на луч, на родной дом, чистый родник?
• Может ли музыка изменить характер человека?

Мир в звуках музыки рождался

Живее ветра, света, дня,
Снежинок, капелек дождя,
Крылатых птиц и облаков,
Восторгов, слез, улыбок, слов.

Она как жизни естество,
Она в начале у всего.
Мир в звуках музыки рождался
И с нею на века сливался.

Вопросы и задания
• Почему мир рождался в звуках музыки? Какие это были звуки?
• Кто родители музыки?
• Дети получают карточки с разными словами, например: солнце, небо, море, звезда, дождь, — и делятся на пары. Каждая пара — родители музыки. Они должны рассказать о своей дочке музыке и о том, как она появилась на свет.
• Нарисуйте колыбельку для малютки-музыки.
• Перечислите разные звуки, которые вы слышите в природе и в городской жизни.
• Дети делятся на группы. Одна группа описывает характер музыки города, другая — музыки природы.

Музыка и душа

Душа без музыки страдает,
Она как будто замирает.
А сердце бьется еле-еле,
Когда душа болеет в теле.

Бесценный музыки бальзам
Творец вручил с рожденья нам,
Чтобы душа не уставала
И телу чахнуть не давала.

Вопросы и задания
Какую роль музыка играет в вашей жизни и в жизни вашей семьи?
Некоторые люди все делают под музыку, другие — практически ее не слушают. Как вы думаете, от чего это зависит? В какие минуты музыка вам необходима? Расскажите, из каких сказочных компонентов состоит «бесценный музыки бальзам»?
Придумайте сказку о музыкальной больнице, в которой лечат звуками музыки. Какими сказочными инструментами лечат в этой больнице?
Представьте, что вы врач в этой больнице. Какой музыкой вы лечили бы грипп, болезни сердца, ног, позвоночника? Когда вы болеете, становится ли вам легче от звуков музыки?
Придумайте сказку о королевстве, которым правит фея Музыки.

Рождение музыки

Люди племени жили в горных пещерах на берегу океана. Они были рыбаками и охотниками. Жизнь в те времена была трудной. Голоса людей были хриплыми, как голоса зверей. От голода и холода люди выли, как волки, а, радуясь, кричали, как обезьяны. Законы племени были жестокими.

Однажды вождь позвал своего младшего сына и сказал ему:

— Даже маленькие дети собирают съедобные ракушки, а ты каждый день ходишь к морю, но не приносишь добычи. Помни, сын, что мы выгоняем из племени ненужных людей.

— Не трогай мальчика, — попросила мать вождя — самая мудрая женщина. — Он не собирает ракушки, потому что слушает голос моря. Он умеет подражать крикам чаек.

— Много сыновей у меня. Все они умелые рыбаки и охотники, но мой младший сын — позор для племени. Если он завтра вернется с пустыми руками, я прогоню его из племени! — грозно ответил вождь.

На следующий день мальчик принес отцу большую красивую ракушку и сказал:

— Я принес голос моря. Он живет в этой ракушке.

— Зачем людям племени голос моря? — рассердился вождь. — От него нет пользы.

Снова вступилась мать за сына, и тогда вождь повелел мальчику ходить со своим старшим братом в лес на охоту.

Мальчик послушно стал ходить в лес, но, как и прежде, возвращался ни с чем.

— Сын, почему ты не охотишься? — рассердился вождь.

— Я стараюсь, отец. Но, когда я сижу в засаде, тысячи красивых звуков летают вокруг меня: деревья шумят под ветром, журчит лесной ручей, поют птицы. Я начинаю подпевать им всем и забываю об охоте, — признался мальчик.

— Если завтра не принесешь из леса добычу, будешь изгнан, — пообещал вождь.

На следующий день мальчик принес в клетке, сделанной из веток, птичку.

— Это птичка поет самую красивую песню в лесу, — объяснил мальчик.

— Такой птичкой племени не накормишь, а от ее пения нет пользы. Вон из нашего племени! — закричал на сына вождь.

Мальчик повесил голову и ушел. Он не боялся, что его растерзают дикие звери, потому что умел подражать их голосам. Он не боялся умереть от голода, потому что знал много съедобных трав и ягод, но почему-то ему было грустно.

«Я все равно должен принести в племя прекрасные звуки, которые слышу повсюду. Тогда все увидят, как это красиво, и отец простит меня».

Мальчик сплел крепкую коробочку из коры и собрал туда шепот листвы, но коробочка оказалась пуста. Тогда он слепил из глины сосуд и налил туда журчание ручья. Но вода в сосуде молчала.

— Как мне соорать все красивые звуки и подарить их людям?! — заплакал мальчик.

Вдруг с неба раздался голос:

— Эти звуки называются музыкой. Я, фея Музыки, помогу тебе подарить их людям. Сделай из ветки дерева дудочку, серединка у нее должны быть пустой, а сбоку — дырочки.

Когда дудочка была готова, мальчик с сомнением спросил:

— Как я смогу сохранить звуки в этой пустой палочке с дырочками? Музыка выпорхнет из них и улетит в небеса.

— Музыка всегда летает свободно, но ты с помощью волшебной силы сможешь заставить музыку звучать, — сказала Фея Музыки и объяснила мальчику, как играть на дудочке.

Мальчик пришел в восторг, и вскоре он научился играть на дудочке так красиво, что дикие звери приходили послушать его песенки, а птицы изумленно замолкали на ветках деревьев.

Тогда мальчик вернулся к своему родному племени.

— Почему тебя не растерзали дикие звери? — удивленно спросил вождь.

— У меня есть музыка. Она сильнее диких зверей, — ответил мальчик.

Потом он поднес к губам дудочку и заиграл веселую песенку.

Дети засмеялись и пустились в пляс, за ними закружились их матери, и даже мужчины не усидели на месте. Они принялись топать ногами и хлопать в ладоши.

Вдруг мальчик заиграл грустную мелодию. Заплакали дети, стали утирать слезы их матери. Многие мужчины невольно вздохнули, а вождь наклонил голову, чтобы никто не заметил слез в его глазах.

Когда мальчик кончил играть, вождь племени сказал:

— Ты, мой младший сын, — особенный человек. Я прощаю тебя, потому что ты сумел спрятать в обычной деревяшке звуки, которые заставляют людей смеяться и плакать.

— Музыку нельзя спрятать, отец, она летает повсюду. Эту дудочку мне подарила фея Музыки. В ней живет волшебная сила, которая заставляет музыку звучать, — ответил мальчик.

Вопросы и задания
• Чем младший сын отличался от своих сородичей?
• Почему вождь считал занятия сына бесполезными?
• Что звучание музыки открыло людям племени?
• Почему вождь назвал своего младшего сына особенным человеком?
• Придумайте продолжение сказки о том, как вождь назначил своего сына главным музыкантом племени и велел ему обучить музыке всех детей племени.
• Дети делятся на пары. Один человек из пары — вождь, другой — его сын. В сценке вождь убеждает сына, что добывать еду важнее, чем слушать звуки окружающего мира и рассказывать о них людям. Сын доказывает отцу, что красивые звуки важны для людей не меньше, чем еда.

Две светлые сестры

Есть на Земле две светлые сестры,
У каждой драгоценные дары.
Таинственно звучат дары одной,
Им вторят звуки нежные другой.

Когда одна впадает в забытье,
Есть чудное лекарство у нее —
Прикосновенье мягкое другой,
И сон проходит словно сам собой.

Они сотворены, чтоб вместе жить,
Дары любви и музыки дарить,
Когда одна впадает в забытье,
Ангел-хранитель за спиной ее.

Вопросы и задания
• Почему музыка — родная сестра любви?
• Кто родители двух сестер?
• Есть ли у них другие сестры?
• Нарисуйте двух сестер и придумайте им сказочные имена.
• Перечислите дары, которые музыка дарит любви.

Музыкальная школа

Есть школа на Земле одна,
Всегда в ней музыка слышна.
Смычком там учатся водить,
В тетрадках ноты выводить.

Поет там хор, оркестр звучит.
Там кто-то иногда бренчит,
И раздается скрип порой,
И нот фальшивых шумный строй.

Там изучают волшебство —
Дается с потом мастерство!
Но фея Звуков там летает
И всем в ученье помогает.

Вопросы и задания
• Какое волшебство изучают в музыкальных школах?
• Как вы думаете, сколько лет нужно учиться, чтобы стать хорошим музыкантом? Зависит ли это от музыкального инструмента?
• Знаете ли вы, какие музыкальные предметы изучают в музыкальной школе? Возьмите интервью у своих друзей, которые ходят в музыкальную школу, о том, как они там учатся.
• Представьте, что вы попали в музыкальную школу будущего. Расскажите о ней и нарисуйте ее.
• Представьте, что в одной музыкальной школе директором была фея Музыки. Нарисуйте ее и расскажите о том, как она работала.
• Если бы вы были учителем музыки, что бы вы придумали, чтобы ваши уроки были интересными?

Дом для феи Музыки

— Дорогая моя, почему ты так вяло исполнила этюд? Твоя скрипочка просто умирала, — огорченно сказал учитель музыки маленькой скрипачке.

Девочка покраснела и спросила:

— Учитель, можно я снова буду ходить к вам домой на уроки музыки?

— С тех пор как открыли музыкальную школу, я не даю домашних уроков, — ответил учитель. —Тебе же так удобнее. С утра ты здесь учишься как в обычной школе, а после обеда она становится музыкальной.

— Моя скрипка не хочет здесь играть. Я сама не знаю почему, — пробормотала девочка.

— Глупости, надо просто больше заниматься, — рассердился учитель.

До позднего вечера шли занятия в музыкальной школе. Дети играли из рук вон плохо, и учитель страшно устал. Вечером он без сил брел по опустевшему школьному коридору. В одной руке у него был тяжелый портфель с нотами, в другой — футляр со скрипкой. Вдруг в одном из классов послышался какой-то странный звук. Как будто оборвалась струна или кто-то застонал. Учитель вошел в класс и увидел мерцающую фигуру в углу.

— Кто тут? — воскликнул учитель и потянулся к выключателю.

— Не включайте свет, дорогой учитель. Не хочу, чтобы вы видели меня в таком виде, измученную и истерзанную, — раздался мелодичный грустный голос.

Рука учителя невольно опустилась, и он снова спросил:

— Но кто вы? Что вы тут делаете?

— Не узнаете? Мы же встречаемся каждый день, — ответил голос, а потом вдруг пропел знакомый скрипичный этюд.

Учитель узнал голос своей скрипки и с недоумением посмотрел на футляр, в котором она лежала.

— Я фея Музыки, учитель, но я устала жить в этом доме.

— Простите, дорогая фея. Это мои нерадивые ученики вас измучили, — покраснев, извинился учитель.

— Ваши ученики не виноваты. Они приходят в огромный класс, полный шумных воспоминаний об уроках и переменах, о формулах и правилах грамматики. Эти шумы летают в воздухе, проникают в головы и мешают моему звучанию.

— Что же делать? — упавшим голосом спросил учитель.

— Придумайте что-нибудь, дорогой учитель. Мне нужен свой дом, — угасая, прозвенел голос, и мерцающая фигура растаяла в полумраке.

На следующий день учитель пошел в мэрию. Но мэр даже слушать его не стал.

— Городу нужны магазины, я не желаю слушать вашу чепуху про дом для феи Музыки, — сердито сказал глава города.

Однако через неделю странное происшествие заставило его изменить свое мнение. В этот день учитель музыки чувствовал себя отвратительно. Он включил запись любимого концерта, чтобы поднять себе настроение. Проигрыватель молчал. Учитель настроил радио на музыкальный канал, там тоже была тишина.

Учитель еще больше расстроился, и тут в дверь постучали. Несколько учеников с растерянными лицами показались на пороге.

— Учитель, беда, наши скрипки не играют, — хором заговорили дети.

— Что за глупости, — сердито ответил учитель.

— А вы поиграйте на своей скрипке, если не верите, — предложил кто-то из детей.

Учитель взял скрипку, взмахнул смычком и с похолодевшим сердцем понял, что не слышит ни звука.

— Наше фортепьяно сегодня тоже замолчало, — сообщил один из детей.

— И у телевизора звук пропал, когда концерт передавали, — добавил другой ученик.

Тут задребезжал телефон, и рассерженный голос мэра закричал:

— Учитель, что вы себе позволяете?! Почему сегодня на торжественном открытии городского рынка оркестр молчал, как рыба. А еще из-за вас отменили две свадьбы и мэрию с утра засыпали жалобами на телевиденье, радио и даже на детские передачи.

Учителю вдруг стало смешно, и он ответил:

— Я же вам говорил, что фее Музыки нужен свой дом, но вы меня не слушали. Думаю, она обиделась и покинула наш город.

— Приезжайте сюда, немедленно, — приказал мэр.

На улице учителя окружила взволнованная толпа людей.

— Что случилось? Куда подевалась музыка? — спрашивали люди.

— Я люблю петь, но сегодня я забыла все песни, — грустно произнесла молодая женщина.

— Неужели в нашем городе больше не будет музыки, — тоскливо произнес кто-то.

Все замерли, ожидая ответа.

— Я надеюсь, что фея Музыки вернется в наш город, если мы построим для нее настоящий дом. Все зависит от нас, — тихо ответил учитель.

Еще ни одно здание в городе не строилось так быстро, как музыкальная школа. Сотни добровольных помощников приходили каждый день на стройку, и бригадиру строителей приходилось находить дело для каждого.

Наконец новая, светлая музыкальная школа была построена и красиво украшена. В уютных кабинетах для занятий поставили цветы и кресла, повесили зеркала и картины. Стены залов и коридоров расписал лучший художник города. Городской духовой оркестр, измучившийся от длительного молчания, выстроился перед школой. Мэр разрезал красную ленточку, музыканты поднесли трубы к губам, и воздух наполнился гулкими звуками музыки.

— Ура! Ура! Ура фее музыки! — ликовали горожане.

— Мы словно оглохли на время, а теперь снова обрели слух, — сказал мэр в своей торжественной речи, и все согласились с ним.

Вопросы и задания
• Почему фее Музыки было грустно в школе, где изучали другие науки?
• Почему фея Музыки потом исчезла из города?
• Представьте, что фея Музыки попросила вас построить для нее дом в виде какого-либо музыкального инструмента. Нарисуйте этот дом.
• Что случилось с горожанами, когда из города ушла музыка?
• Почему невозможно жить без музыки?
• Людям каких профессий музыка нужнее всего?
• Придумайте сказку о том, как жилось фее Музыки в новой музыкальной школе.
• Нарисуйте фею Музыки в новой музыкальной школе.

Гаммы

Я сегодня утром рано
Побежала к фортепьяно:
Гаммы надо мне играть,
Чтобы пальцы упражнять.

Гамма — строгая синьора,
Лень она не терпит, спора,
Говорит она всегда:
«Пальцы ноют — не беда!

Им не следует лениться.
Пальцам нужно научиться
Двигаться легко, порхать,
Чтобы смог рояль звучать!»

Вопросы и задания
• Почему Гамма — строгая синьора? Кого вам напоминает Гамма?
• Играли ли вы когда-нибудь гаммы?
• Для чего они нужны?
• Дети делятся на пары. Один человек в паре — синьора Гамма, другой — ученик. Гамма должна убедить ученика в том, что без нее нельзя научиться игре на музыкальном инструменте.
• Придумайте сказку о том, как однажды синьора Гамма обиделась на детей за то, что ее не уважают, и ушла от них.
• Придумайте сказку об одной Гамме, которая считала себя полноправным музыкальным произведением, но над ней смеялись другие музыкальные произведения — этюды, сонатины, пьесы и т.д.

Зачем нужны гаммы

Когда дети покидают музыкальную школу, в ней какое-то время стоит тишина. А потом из разных кабинетов слышится тихий музыкальный шум. Гулко вздыхают трубы, звенят или басят разные струны, и словно невзначай звякают медные тарелки. Музыкальные инструменты рассказывают фее Музыки обо всем, что происходило днем. Иногда это радостные рассказы, порой грустные, но чаще всего музыкальные инструменты довольны своей работой. Однажды в одном кабинете музыки вдруг раздался стон, потом он повторился в другом кабинете, и в третьем.

— Что случилось, кто это там стонет? — заволновались музыкальные инструменты.

— Это я, Гамма, — застонал голос. — Не могу больше терпеть. С утра до вечера я учу детей играть. Стараюсь, чтобы их пальчики стали ловкими и подвижными, а в ответ получаю одни упреки. Дети не любят меня и называют скучной.

— Да, Гамма, твоей судьбе не позавидуешь, — мелодично пропела музыкальная Пьеса. — Зря мучаешь детей и заставляешь их играть скучные гаммы, когда на свете так много красивой музыки.

— Наша музыка гораздо приятнее, чем твоя. Детям она больше нравится, — заметила маленькая Сонатина.

Ничего не ответила Гамма. Тихо выскользнула она в окно и растаяла в ночном воздухе.

На следующий день дети пришли в музыкальную школу, но не нашли в нотных тетрадях ни одной гаммы.

Обрадовались дети, что не нужно им повторять одни и те же скучные упражнения, и начали играть веселые этюды, мелодичные пьесы и красивые сонатины.

Вечером, когда дети ушли, фея Музыки, как обычно, залетела в музыкальную школу.

Пьесы, Этюды и Сонатины бросились к ней и начали жаловаться.

— Я стал фальшиво звучать, — вздыхал один Этюд.

— А я завывала, вместо того чтобы петь мелодично, — сердилась музыкальная Пьеса.

— От моей красоты ничего не осталось, я спотыкалась при каждом звуке, — плакала Сонатина.

— Дорогие мои, вот что происходит, когда поступаешь необдуманно, — строго сказала Фея Музыки. — Гамма учила детей правильно держать пальчики и нажимать нужные струны и клавиши. Благодаря гаммам дети играли так красиво! А теперь Гамма обиделась и ушла.

— Гамма, вернись, пожалуйста, помоги нам! Без твоих упражнений дети не научатся хорошо играть! — дружно закричали Пьесы, Этюды и Сонатины.

Услышав эти слова, Гамма сразу же вернулась. Впрочем, ей некуда было улетать, потому что музыкальная школа была ее родным домом.

Вопросы и задания
• Почему Гамма не улетела далеко от музыкальной школы?
• Почему без Гаммы другие музыкальные произведения стали хуже звучать?
• Нарисуйте два портрета Гаммы. Один — до того, как ее полюбили, другой — после этого.
• Представьте, что вы учитель в музыкальной школе. Придумайте способ, как сделать так, чтобы дети полюбили гаммы.
• Как бы вы успокоили Гамму из сказки?
• Нарисуйте синьору Гамму.

Песня

Песня — что это такое?
Это таинство святое,
Миг, когда слова звучат,
В душу к нам войти спешат.

Песня — это откровенье,
Это голоса рожденье
И соединенье глаз,
Песня вдохновляет нас.

Песня — чудо, песня — свет,
На любой вопрос ответ,
Песня — радость, удивленье,
Песня — мыслей отраженье.

Песня — это муза снов,
А в дороге песня — кров.
Песня каждому нужна,
Таинство любви она.

Вопросы и задания
• Почему в этом стихотворении песня называется таинством? Расскажите о разных моментах своей жизни, когда вам помогла песня.
• Какими качествами должен обладать настоящий певец? Как вы думаете, любого ли человека можно научить хорошо петь или это дар от рождения? Любите ли вы петь? Когда вы поете?
• Кто в вашей семье больше всего любит петь и лучше всего поет?
• Что для песни важнее: слова, музыка или исполнитель? Какие певцы и песни вам нравятся и почему? Напишите сочинение о своих любимых песнях или певцах.
• Каждый должен принести фотографию своего любимого певца и рассказать о нем.
• Как вы думаете, должен ли певец уметь играть на музыкальных инструментах?
• Дети делятся на пары. Один в паре — певец, другой — музыкант. В сценке дети должны обсудить сходства и различия между этими двумя музыкальными профессиями.
• Почему часто говорят, что у песни есть душа? Нарисуйте душу своей любимой песни в том или ином образе.
• Как вы думаете, кто у песни родители? Придумайте легенду о том, как на Земле появилась самая первая песня.

Как песня научила людей радоваться

В древние времена люди не умели петь, потому что они не умели радоваться. Днем люди охотились и собирали съедобные растения, а ночью прятались в пещерах и зажигали костры. Люди иногда танцевали вокруг костров под бой барабанов. Это были ритуальные пляски, изображавшие сцены охоты и борьбы. Они вселяли отвагу в сердца мужчин, но не было в этих танцах радости, потому что они рассказывали об опасностях охоты.

— Небо, научи людей радоваться, тогда жить им станет легче, — попросила однажды Земля.

— Хорошо, Земля, я пошлю тебе семена чудесных цветов, — ответило Небо, — солнышко согреет их, теплый весенний дождь напоит, а ты помоги им вырасти и расцвести.

Умытая и согретая Земля вырастила повсюду веселые разноцветные цветы, но люди не смотрели на цветы. Они бродили по цветущим лугам, искали съедобные коренья, а их лица были по-прежнему угрюмы.

— Цветы прекрасны, Небо, но люди думают только о пропитании и не видят красоты цветов, — вздохнула Земля.

— В каждом цветке спрятана маленькая незаметная радость. Надо показать людям большую радость, чтобы они развеселились, — задумчиво проговорило Небо и попросило солнце и дождик зажечь в небе красавицу радугу.

Раскинулась над землей семицветная радуга, но люди не заметили ее. Они все время смотрели в землю, искали съедобные растения.
— Радуга, неужели люди никогда не узнают, что такое радость! — расстроилось Небо.

Задрожала радуга, зазвенела, запела, и семь ее разноцветных дуг превратились в семь разноцветных ноток. Сплелись семь ноток в веселые песенки и полетели вокруг Земли. Первыми подхватили песни птицы. Люди подняли головы вверх и прислушались к пению птиц. На их губах появились улыбки. Невольно они стали напевать, подражая птицам, а затем звону ручейка и шелесту листвы.

Вечером люди вернулись в пещеру и зажгли костер. Вдруг одна девушка, в сердце которой поселилась веселая песня радуги, вспомнила ее и тихонько запела, а молодой охотник взял барабан и стал отбивать на нем веселый ритм.

Барабан звучал так весело, что многие подхватили веселую песню и пустились в пляс.

Так люди научились радоваться. Они увидели, как прекрасны цветы, услышали, как звонко поют птицы, и сами научились петь. Жить людям стало легче, потому что песня и музыка дают человеку силу и свободу. «От дождя травы расцветают, от песни — душа», — говорят старики.

Вопросы и задания
• В чем еще на Земле спрятана маленькая радость?
• Дети получают карточки с разными словами, например: луч, звезда, капля росы, снежинка и т.д. Каждый должен придумать, о чем поют, например, луч или звезда, когда радуются.
• Для чего людям нужна радость?
• Какие песни рождают в вас радостные чувства?
• Нарисуйте музыкальную радугу из сказки.
• Как вы думаете, как родилась самая первая песня на Земле?
• Расскажите, кто на Земле, кроме человека, умеет петь.
• Придумайте сказку о том, как над землей летала фея Песни и дарила разным людям те песни, которые помогали им в трудные минуты жизни.
• Нарисуйте свою любимую песню в виде любого образа.
• Дети делятся на группы. Каждая группа получает какой-либо несложный музыкальный инструмент, например: ложки, барабан, ксилофон. Дети должны придумать и исполнить на этом музыкальном инструменте веселую песенку.

Колыбельная

Колыбельная страна
Светлой нежности полна.
Звуки в ней как поцелуи,
Как дождя и солнца струи.

Из любви они и ласки,
В них живут ночные сказки,
Феи добрые и гномы
В них устроились как дома.

В этих звуках мамы свет,
И его роднее нет,
Глаз тепло ее и рук,
Беспокойный сердца стук.

Вопросы и задания
• Почему в колыбельной стране звуки как поцелуи?
• Какими бывают песни? Например: радостными, грустными, задушевными, торжественными, смешными. Приведите примеры разных песен.
• Предложите детям прослушать две разные колыбельные песни. Затем дети должны описать портрет колыбельных песен по вопросам:
- Какой у них характер?
- Кому они посвящены?
- О чем они рассказывают?
- Как они влияют на человека?
- Кто и кому их поет?
• Вы бы хотели, чтобы каждый день на ночь вам пели колыбельные песни?
• Придумайте сказку о том, как фея Музыки летала над землей и в каждое окошко бросала искорку, которая превращалась в колыбельную песенку.

Мамина колыбельная

Слоненок Боб остался один. Браконьеры убили его маму и разогнали родное стадо. Служители заповедника привезли слоненка в питомник, но малыш слег от пережитого шока. Он лежал на боку и не открывал глаз. Не помогали ни уколы, ни процедуры, слоненок едва дышал. Больше всех переживал маленький Джим. Его отец работал смотрителем в питомнике, и Джим помогал ему ухаживать за животными. Мальчик дал слоненку имя Боб.

— У нас в деревне жил слон Боб. Это был очень большой и сильный слон. Он нас защищал. Слоненок вырастет таким же, — объяснил Джим.
Однажды Джима не пустили к слоненку.

— Не ходи туда, Джим, малыш Боб умирает.

— Нет, ему нельзя умирать! — закричал Джим. — Он вырастет и будет защищать нашу деревню. Нашего большого слона Боба продали, и нас больше некому защищать.

— Ничего не поделаешь, Джим, маленькие дети не могут жить без мамы, — сказал отец.

Но Джим все-таки вошел в загон к слоненку. Он гладил его повисшие уши, спину, массировал бока и пытался заставить его проглотить хотя бы каплю молока.

— Не умирай, Боб. Хочешь, я буду твоей мамой. Я буду любить тебя, как мама, и кормить, и купать, и выгуливать, — шептал мальчик.
Но слоненок не реагировал на его слова. Джим заплакал, а потом вдруг запел. Он пел мамину колыбельную песенку. Под эту песенку он вырос. Эту песенку мама пела ему, когда он болел или был расстроен.

Джим спел колыбельную песню один раз, второй, десятый. Он пел и пел без остановки звонким мальчишеским голосом. Вдруг слоненок вздохнул и приоткрыл один глаз. Этот глаз был тусклый и заполненный слезами, но он открылся.

Джим, продолжая петь, сунул в полуоткрытый рот слоненка бутылочку с молоком, и малыш зачмокал. Слоненок выпил пять бутылочек, и его животик раздулся, словно шар.

— Ты молодец, Джим. Мы и не знали, что песня — такое чудесное лекарство, — обрадовались работники парка. — Может, ты будешь всем больным зверятам петь свою песню?!

— Конечно, буду, — серьезно ответил мальчик. — Мамина колыбельная всегда помогала мне лучше всяких лекарств.

Вопросы и задания
• Почему слоненку Бобу помогла колыбельная песенка?
• Вы поете своим домашним животным, когда они болеют?
• Придумайте сказку о том, как мальчик вырос и открыл музыкальную больницу для животных. Расскажите, как в ней лечат зверей.
• Нарисуйте мамину колыбельную в образе цветов или звездочек.
• Педагог обсуждает с детьми слова, которые чаще всего звучат в колыбельных песнях, и просит детей записать эти слова в тетради. Затем каждый индивидуально или по группам дети пишут тексты колыбельных песенок.

Хор

Концерт у нас сегодня в школе,
Поет наш хор, я в этом хоре.
У всех детей нарядный вид,
Зал в нетерпении гудит.

Вот мама с папою сидят,
Глаза их радостно блестят,
Я им киваю головой,
Я так горжусь сейчас собой.

Все замерли, и хор запел.
Вдруг зал исчез, он улетел,
Остались только голоса.
Бывают в жизни чудеса!

Вопросы и задания
• Почему девочка испытывала чувство гордости, когда пела в хоре?
• Почему девочке показалось, что зал словно исчез, когда хор начал петь?
• Вы когда-нибудь пели в хоре? Расскажите о том, что вы чувствовали.
• Придумайте сказку о том, как жители леса — звери, птицы и насекомые, решили организовать хор. Кто и какими голосами пел в этом хоре?
• Чем хоровое пение отличается от сольного? Прослушайте одну и ту же песню сначала в исполнении хора, а затем в сольном исполнении. Расскажите, чем одно исполнение отличается от другого и какое из них вам больше понравилось.
• Есть ли такие песни, которые в хоре звучат лучше и, наоборот, которые лучше петь сольно?
• Предложите детям хором спеть какую-либо веселую песенку.

Дуэт

У нас с сестренкою дуэт,
Она освоила кларнет,
Я барабанщик неплохой,
Концерты мы даем с сестрой.

Произведения свои
На дни рождения семьи
Мы исполнять не устаем,
Грохочет весело наш дом.

Но мама с папой нам твердят,
Что звуки наши всем вредят,
И что от них в висках стучит,
И что сосед за стенкой спит,

И что пора бы поумнеть —
Красиво научиться петь
Или, к примеру, танцевать.
Нам взрослых нелегко понять.

Дуэт наш вовсе не гремит,
В нем наша музыка звучит.
А музыка всем-всем нужна,
Пусть даже громкая она.

Вопросы и задания
• Почему родители были недовольны музыкальным дуэтом своих детей?
• Придумайте способ, как брату и сестре репетировать дальше так, чтобы не мешать родителям и соседям?
• Если бы вы спали, а у вас за стеной заиграл подобный дуэт, как бы вы отреагировали?
• Дети делятся на группы. Два человека в группе — родители, остальные — дети, которые играют на кларнете или барабане. В сценке дети стараются убедить родителей, что музыка им необходима.

Квартет

Я решил создать квартет.
Барабанить будет дед,
Бабушке я ложки дам,
Стану бить в тарелки сам.

Жаль, сестренке только год,
Но зато она поет.
Так поет, что ходуном
Ходит от нее весь дом.

В три часа после обеда
Барабан вручил я деду,
С кухни бабушку позвал
И торжественно сказал:

«Тишина, мы начинаем,
Не кричим и не болтаем.
Сонатина. Автор я.
Исполнители — семья».

Вопросы и задания
• Если бы вы решили создать музыкальный квартет из членов своей семьи, кто и на каком музыкальном инструменте играл бы в этом квартете?
• Нарисуйте веселый квартет из этого стихотворения.
• Дети получают карточки с названиями разных музыкальных инструментов. Затем все делятся на группы по четыре человека. Каждая группа — квартет. Квартет под музыку изображает игру на своих музыкальных инструментах. Остальные угадывают, из каких музыкантов состоит этот квартет.
• Как вы думаете, из каких четырех музыкальных инструментов может состоять квартет, а из каких — нет и почему?
• Дети делятся на группы по четыре человека. Каждая группа изобретает свои музыкальные инструменты из подручных материалов, пробудет их звучание например: стук линейки о линейку, скрежет каких-либо металлических предметов, шорох бумаги. Затем квартет придумывает мелодию и исполняет ее на своих «музыкальных инструментах».

Секрет пения

Вырос в лесу на полянке лесной колокольчик и зазвенел нежно для всего леса. Услышала его звон малиновка и прощебетала:

— Красивый у тебя перезвон, колокольчик, но уж очень тихий, лес его не слышит.

— Жаль, а я хотел на концерте в честь дня рождения леса сольную песенку исполнить, — загрустил колокольчик.

— Не грусти, колокольчик, — защебетала малиновка. —Давай вместе песенку споем. Будем выступать не соло, а дуэтом.

Согласился колокольчик, и запели они вместе. Колокольчик нежно звенел, малиновка сладко пела, но песенка не получилась.

Услышал их песню дятел и говорит:

— Вашему дуэту громкости не хватает и ритма. Хотите, я вам помогу. Я умею звонкий ритм клювом выбивать. Будет у нас не дуэт, а трио.

Согласились малиновка и колокольчик и запели вместе с дятлом втроем.

Изо всех сил старались. Колокольчик нежно звенел, малиновка сладко пела, дятел звонко стучал, но песенка опять не получилась.

Тут из травы кузнечик застрекотал:

— Вашему трио стрекота не хватает. Возьмите меня, я стрекотом вам подпою, и будет у нас не трио, а квартет.

Взяли певцы кузнечика в свою группу и начали вчетвером песню для леса разучивать, но снова ничего у них не получилось.

— Может, нам других музыкантов пригласить, знаменитых? — предложил колокольчик.

Все обиделись и стали доказывать, что они самые знаменитые музыканты в лесу.

— Дело тут не в музыкантах, а в каком-то секрете, — проскрипела старая мудрая ель, возле которой лесные певцы репетировали. Позовите фею Музыки, она все музыкальные секреты знает.

Позвали певцы фею Музыки. Она тут же прилетела и говорит:

— Секрет тут простой. Вы пели каждый свою песенку, а чтобы петь дуэтом или квартетом, вам нужно всем вместе одну и ту же песенку петь и друг друга слушать.

Послушались певцы совета феи. Сначала все вместе исполнили песню колокольчика, потом — малиновки, а затем — дятла и кузнечика.

— Когда я пел песенку малиновки, мой голос звонче стал; а когда песенку дятла — у голоса громкость появилась, — радовался колокольчик.
Концерт удался на славу. Лесной квартет исполнил целых четыре песни: колокольчика, малиновки, дятла и кузнечика.

— Спасибо, друзья, за песни. Никогда таких складных и звонких песен не слышал, — зашелестел ветвями лес. — А еще спасибо за самый главный подарок.

Удивились певцы, потому что больше не было у них подарков для леса.

— Самый главный для меня подарок — это то, что вы научились петь все вместе и друг друга слушать, — объяснил лес.

Вопросы и задания
• Почему сначала певцам не удавалось петь слаженно и красиво?
• В чем состоит самая большая трудность пения дуэтом, трио или квартетом?
• Как вы думаете, у кого из лесного квартета был самый низкий и самый высокий голос?
• Если бы вам необходимо было выбирать певцов для лесного квартета, кого бы вы выбрали и почему?
• Нарисуйте, как лесной квартет дает музыкальный концерт на лесной опушке.
• Поделите детей на группы из двух, трех и четырех человек и попросите их исполнить дуэтом, трио или квартетом какие-либо известные детские песни.

Дирижер и оркестр

Оркестр — инструмент живой,
Он самый громкий и большой.
С душою, трепетом, огнем
Играет дирижер на нем.

Он славный музыки ценитель,
Ее он первый исполнитель,
Он предан музыке всецело,
И сердцем, и душой, и телом.

Он совершенный слух имеет
И музыкой дышать умеет.
Он — дух вливает в оркестрантов,
Он — открыватель их талантов.

Вопросы и задания
• Для чего оркестру дирижер?
• Почему в этом стихотворении дирижер назван первым исполнителем музыки?
• Когда вы слышите слово «оркестр», что вы представляете?
• Дети делятся на группы. Затем все слушают оркестровую музыку. Каждая группа должна перечислить музыкальные инструменты, которые звучат в этой музыке. Побеждает группа, которая назовет больше инструментов.
• Как вы думаете, должен ли дирижер уметь играть на разных музыкальных инструментах?

Маг-дирижер

На сцене в черном фраке маг,
Он держит палочку как флаг.
Миг тишины, движенье рук,
И тишину прорезал звук.

за ним второй, четвертый, сотый,
Маг занят сказочной работой.
Он заставляет мир звучать,
Вы мага можете узнать?

Да это дирижер, конечно,
Имеет строгую он внешность,
Но посмотрите! Эти руки!
Они как песня, ноты, звуки!

Они как музыки волна,
Как напряженная струна.
Десятки глаз следят за ней,
Нет ничего для них важней.

Вопросы и задания
• Почему дирижер назван магом?
• Как вы думаете, почему руки не могут заменить дирижеру палочку?
• Придумайте сказку о дирижерской палочке, которая обладала волшебной силой.
• Включается симфоническая музыка, и дети по очереди дирижируют под эту музыку. Затем каждый рассказывает, трудно ли быть дирижером.
• Представьте, что вы дирижер и должны дать музыкантам своего оркестра несколько важных советов, чтобы оркестр лучше звучал. Что вы им посоветуете?

Симфонический оркестр

Дирижер рукой взмахнул,
И раздался странный гул,
А за ним протяжный звон,
Грохот, гул со всех сторон.

Взмах еще — и тишина,
И струна звучит одна,
Это скрипочка запела,
Неуверенно, несмело.

Снова взмах — и скрипок море
Забурлило в дружном хоре.
А затем раздались трели,
Это звук виолончелей.

Взмах рукой — поет валторна,
Взмах — мы слышим звуки горна,
Где-то арфы перезвон,
И трубы призывный стон.

Звуки все наперебой,
Но не хаос здесь, не сбой,
Здесь звучит произведенье —
Оркестровое творенье.

Вопросы и задания
• На что похож оркестр, если смотреть на него издали?
• Кто в оркестре самый главный?
• Какой предмет помогает дирижеру в работе?
• Придумайте сказку о том, как фея Музыки подарила дирижеру волшебную дирижерскую палочку.
• Педагог включает симфоническую музыку, дети слушают ее и перечисляют разные инструменты, которые они услышали в этой музыке.

Как был создан симфонический оркестр

Люди очень полюбили фею Музыки и создали для нее множество чудесных музыкальных инструментов. Не понравилось это злой Какофонии, и она решила: «Надо сделать так, чтобы все инструменты старались друг друга перекричать, и тогда миром буду править я, Какофония, а не фея Музыки».
Решила Какофония поссорить все инструменты друг с другом. Прилетела она к скрипочке и сказала, льстиво улыбаясь:

— Ах, как вы проникновенно поете. По певучести с вами никто не сравнится, даже человеческий голос.

Загордилась скрипочка, а Какофония тут же доложила альту, виолончели и контрабасу:

— Скрипка считает себя лучшей, но на самом деле вы больше ее и ваши голоса сильнее.

Потом Какофония низко поклонилась роялю:

— Господин рояль, вы великий артист и можете заменить все музыкальные инструменты. Вы один исполните любую музыку, от тончайших звуков капели до раскатов грома.

Затем Какофония полетела к духовым инструментам и льстиво заметила:

— Только у вас, флейта, душа нежна и переливчата, словно трели соловья на рассвете.

— Дорогой гобой, ваш друг кларнет заявил, что ваша музыка холодная и вы не умеете давать звукам нарастание и затухание, как он, — прошептала Какофония на ушко гобою.

Так летала Какофония от одного инструмента к другому, стремясь разрушить их дружбу.

Группе медных духовых инструментов Какофония заявила, что в их игре намного больше яркости звучания, чем у деревянных духовых инструментов.
Барабану, литаврам и медным тарелкам Какофония объявила, что другие инструменты презирают их из-за отсутствия мелодичности.

Какофония льстила так умело, что все музыкальные инструменты обиделись друг на друга и побежали жаловаться к фее Музыки.

— Фея, ты немедленно должна выбрать, кто из нас самый лучший музыкальный инструмент, — зазвенели, затрубили, застучали и загремели все инструменты разом.

— Это какая-то какофония. Я сейчас оглохну от вашего крика, — произнесла фея Музыки.

— Вы все прекрасны. У каждого музыкального инструмента есть основной звук, который выражает этот инструмент лучше всего. И вместе эти звуки создают красоту музыки.

Но музыкальные инструменты не слушали объяснений феи Музыки.

— Хорошо, тогда пусть выбирает человек, — решила фея. — Он станет композитором и получит волшебную силу записывать нотами звуки, цвета и оттенки музыки. Для кого из вас он напишет свою музыку, тот и будет лучшим.

Обрадовались инструменты и стали с нетерпением ждать, когда человек напишет музыку.

Каждый из них мечтал, что композитор напишет музыку именно для него.

Наконец музыка была готова. Он называлась партитурой. Музыкальные инструменты с удивлением узнали, что все их голоса включены в эту партитуру.

Мало того, инструменты увидели, что новую музыку они должны исполнять не соло, а целыми группами. Например, для исполнения нужны были две группы скрипок, большая группа виолончелей, группа альтов и группа контрабасов.

— Если мы будем играть все вместе, получится какофония, — возмущенно зазвенели, загремели и загудели музыкальные инструменты.

— Получится не какофония, а гармония. Для каждого из вас я написал, в каком темпе и в какое время вступать, — успокаивал музыкальные инструменты композитор, но они волновались все больше и больше.

— Фея Музыки, я написал симфонию «Музыка миров», но музыкальные инструменты не понимают, что для нее нужны все краски и оттенки звуков! — воскликнул композитор.

— Тихо, мои дорогие, — попросила Фея Музыки. — Чтобы понять, кто же из вас самый лучший, вы должны для начала исполнить все вместе эту чудесную симфонию. Конечно, это трудно, но вам поможет дирижер.

Фея Музыки подвела к музыкальным инструментам дирижера и вручила ему волшебную дирижерскую палочку. Едва дирижер повел своей палочкой, как, точно по волшебству, музыкальные инструменты послушно замолчали и приготовились слушать.

— Струнно-смычковые — основа нашего оркестра, — объяснил дирижер. — Они могут и петь все вместе, как один огромный инструмент с мощным певучим голосом, и солировать.

Струнные инструменты гордо выстроились рядами и начали разучивать свою партию.

— Характер деревянных духовых инструментов глубоко индивидуален. Поэтому вы будете петь свои партии парами, — ласково продолжил дирижер.
Довольные флейты, кларнеты, фаготы и гобои встали парами и получили свои ноты.

— Вы, медные духовые инструменты, все вместе исполните яркую праздничную мелодию, — велел дирижер трубам, валторнам и тромбонам. — А еще валторна споет в симфонии мелодичное соло о красоте природы, а труба подыграет ей своим звучным голосом.

Радостно сияя, медные духовые инструменты заняли свои места.

— Надеюсь, я буду солистом? — робко спросил рояль.

— Конечно, у тебя королевская мощность сольного звучания, — согласился дирижер. — Но тебе придется играть вместе с другими инструментами тоже. Своими мощными аккордами ты усилишь группу ударных, поможешь струнным и духовым.

Рояль улыбнулся всеми своими белыми и черными клавишами в ответ на слова дирижера.

— И без вас, ударные инструменты, оркестру, конечно, не обойтись. Без ритма музыка не может существовать, — сказал в заключение дирижер.
Барабан выбил радостную дробь, а медные тарелки весело звякнули.

Обрадованные и успокоенные инструменты начали репетировать свои партии. Конечно, играть слаженно, ярко и вдохновенно было нелегко. То опаздывали вступить трубы, то скрипки пели вяло и скучно. Но дирижер терпеливо и заботливо поправлял всех.

Наконец наступил день концерта. Дирижер взмахнул палочкой и ...

Зазвучала музыка миров! Она, словно огромная волна, подхватила сердца слушателей и увлекла их за собой, то поднимая к звездам, то бросая их в морскую бездну.

И никто не заметил, как медленно растаяла и исчезла без следа злая Какофония.

Вопросы и задания
• Что вы представляете, когда слышите слово «какофония»?
• Чему научились музыкальные инструменты благодаря дирижеру и фее Музыки?
• Как вы думаете, вернется ли еще Какофония и куда она исчезла?
• Почему музыкальные инструменты поверили Какофонии?
• Если бы вы были композитором и вам надо было написать музыку миров, какие инструменты исполняли бы эту музыку в вашем оркестре?
• Нарисуйте фею Музыки в окружении разных музыкальных инструментов.
• Какие факты о симфоническом оркестре вы узнали из этой сказки?
• Дети делятся на пары. Один в паре — фея Музыки, другой — Какофония. В сценке фея Музыки убеждает Какофонию, что музыкальные инструменты можно научить играть слаженно и красиво; Какофония приводит свои доводы о том, что это невозможно, потому что у всех музыкальных инструментов разные характеры.

Вальсы Штрауса

Игривых вальсов плавный звук,
Круженье ног, паренье рук —
На сказочный волшебный бал
Нас Штраус музыкой позвал.

Вот дружно струнные звучат,
И вторят им тарелки в лад.
Порхают пары там и тут,
Всех вальсы танцевать зовут.

Как его музыка светла!
Как за мгновение смогла
Она всех к жизни вдохновить,
Всех взбудоражить, окрылить?

Он жизни силой полон был
И чувство это в звуки влил,
Он в монотонность наших дней
Принес кружение огней.

Вопросы и задания
• Любите ли вы танцевать вальс?
• Как вы думаете, почему Штраус любил сочинять вальсы? Прослушайте один из вальсов Штрауса и опишите его характер.
• Как вы думаете, какие картины природы можно сравнить с вальсом?
• Включите вальс Штрауса и нарисуйте, как его танцуют осенние листья или снежинки.

Вальс снежинки

На высокой снежной горе, где всегда лежит снег, родилась у Матушки-Зимы дочка Снежинка. Матушка-Зима глаз не могла отвести от дочки, такая она была красавица — тоненькая, стройная, с серебристыми локонами. Выросла Снежинка, выпорхнула из своей снежной колыбельки и закружилась в танце под песни вьюги.

— Ах, дочка, как красиво ты танцуешь! — воскликнула Матушка Зима.

— Отпусти меня, Матушка, на землю, хочу я свой танец другим снежинкам показать, — попросила Снежинка.

Много дочек Матушка-Зима отпустила на землю, но с этой, последней, жаль ей было расставаться.

— Оставайся лучше дома, доченька, — попросила Зима. — Здесь всегда холодно, и ты будешь жива и невредима. А на землю скоро теплый Южный ветер принесет весну. Обнимет он тебя, и ты мигом растаешь.

Послушалась Снежинка и осталась жить на снежной вершине. Но такая она была непоседа, ни минуты не лежала спокойно. То оседлает тучку и катается на ней, то кружится вокруг пушистых облаков.

— Доченька, берегись Южного ветра, — беспокоилась Матушка. — Закружит он тебе голову, полюбишь его и растаешь в его объятиях.

— Не полюблю, — смеялась Снежинка. — Мое ледяное сердце любить не умеет.

Однажды устала Снежинка кружиться и уснула на маленьком облачке. Разбудила ее нежная музыка. Посмотрела Снежинка по сторонам, а на краю облака стройный кудрявый юноша сидит и играет на свирели. От его ласковой музыки закружилась у Снежинки голова.

— Твоя музыка зовет танцевать. Чья это чудесная песня? — воскликнула Снежинка.

— Это вальс Весны, — ответил юноша. — Я, Южный ветер, несу на Землю песни Весны.

— Матушка предупреждала меня, что ты опасен, но твой весенний вальс так прекрасен. Сыграй еще разок, — попросила Снежинка.

Южный ветер заиграл, а Снежинка закружилась в танце. Она кружилась, кружилась и не могла остановиться. Южный ветер ласково обнял Снежинку и закружился вместе с ней. Так они опустились на землю.

— Спасибо за танец! — воскликнул Южный ветер и горячо поцеловал Снежинку.

Она тут же растаяла и ушла в землю прозрачными каплями. Только маленькая ямка образовалась в снегу. А оттуда выглянул белый нежный цветок.

— Здравствуй, Южный ветер, посмотри на мое белоснежное платьице, — сказал цветок.

— Здравствуй, подснежник, — ответил Южный ветер, погладил цветок и улетел дальше.

С тех пор как Южный ветер играет свой весенний вальс, из-под снега тут же выглядывает нежный подснежник. Он не может кружиться в вальсе, как снежинка, но качает в такт головкой и шепчет:

— Нет ничего прекраснее твоего весеннего вальса, Южный ветер.

Вопросы и задания
• Отпустили бы вы свою дочку на землю на месте Матушки-Зимы?
• Представьте, что вы вместе со Снежинкой слушаете весенний вальс Южного ветра. Напойте его мотив.
• Нарисуйте, как Снежинка танцевала вальс.
• Как вы думаете, за что Снежинка полюбила Южный ветер?
• Придумайте сказку о том, как однажды зимой нотки превратились в снежинки. Нарисуйте нотки из снежинок, когда они кружатся в воздухе.
• Звучание какого музыкального инструмента напоминает вам весенний подснежник?
• Как вы думаете, если бы весна создавала свой оркестр, каких музыкантов она пригласила бы в него и почему?

Под звуки марша

Под звуки марша в бой идут,
Победу празднуют, поют.
Под марш выходят на парад
И маршируют дружно в ряд.

Марш бодрость духа придает,
К свершеньям новым он зовет.
Под звуки марша раз — и встал,
И с новой силой зашагал.

Вопросы и задания
• Прослушайте несколько маршей и расскажите о характере этой музыки.
• Что отличает марш от других музыкальных произведений?
• Какого человека по характеру напоминает вам звучание марша?
• В каких событиях жизни маршевая музыка сопровождает человека?
• Дети становятся в круг. Включается марш. Дети должны маршировать под эту музыку, придумывая в марше веселые движения.
• Какие инструменты чаще всего исполняют марши?

Марш

«А ну-ка, шагом марш гулять,
Уроки делать марш и спать,
Марш в магазин, марш руки мыть!»
Не устают «марш» говорить.

Намного было б эффективней
И в воспитанье конструктивней,
Чтоб это слово зазвучало,
Чтоб марша музыка играла.

Марш зазвучал — и мы в кровать,
Опять звучит — пора вставать,
Звучит он снова — за диктант,
Марш в воспитании — гигант.

Как это взрослым объяснить,
Как слово звуком заменить?
Намного легче им кричать,
Чем деток маршем усмирять.

Вопросы и задания
• Представьте, что по всей Земле вместо упреков, просьб и замечаний взрослые стали использовать звучание марша. Как бы это повлияло на детей?
• Замечали ли вы, что под бодрую ритмичную музыку дела делаются быстрее? Почему это происходит?
• Какую музыку вам должны включать родители в разных ситуациях:
- чтобы вам легко было просыпаться;
- чтобы вам захотелось сделать зарядку;
- чтобы вам захотелось танцевать;
- чтобы тяжелая работа не казалась вам трудной;
- чтобы вы быстро и спокойно заснули?

Кому нужен марш

Больше всего на свете мальчик любил играть в солдатики. У него были и пехотинцы, и конники, и даже солдатики-музыканты. Но однажды мальчик пошел в лес с бабушкой и взял несколько солдатиков с собой. Мальчик вынул солдатиков, чтобы поиграть, когда они с бабушкой присели отдохнуть, но пошел дождь, и пришлось срочно уходить домой. Солдатики снова попали в карман, кроме одного — барабанщика. Он упал на землю и затерялся в густой траве под широким листом лопуха.

Так маленький барабанщик остался в лесу. Лопух защищал солдатика от дождя, и он думал: «Меня здесь оставили, значит, это мой пост». Но прошло много дней и ночей, и солдатик понял, что его забыли.

«Ничего, мы, солдаты, не должны жаловаться. Моему барабану везде найдется применение!» — громко сказал сам себе солдатик и отправился в путешествие по лесу.

«Трам-там-там», — отбивал солдатик марш на своем барабане, шагая по тропинке.

— Ой, какая прекрасная ритмичная музыка! — воскликнул голубой мотылек, садясь перед солдатиком на тропинку.

— Это походный марш. Если он тебе нравится, собери своих друзей, и я научу вас маршировать, — предложил солдатик.

Мотылек улетел и вскоре вернулся с двумя другими голубыми мотыльками.

«Шагом марш, раз, два три», — скомандовал солдатик, и барабан подхватил его команду: «Трам-там-там».

Мотыльки взлетели и, плавно кружась, разлетелись в разные стороны.

— Что вы делаете, это не марш, а вальс какой-то. Вы же совсем не слушаете ритм! — закричал солдатик, но мотыльки, плавно кружась, улетали все дальше и не слышали его.

— Понятно, мотылькам не подходит маршевая музыка, но все равно моему барабану найдется применение, — сказал сам себе солдатик.

«Трам-там-там», — пел барабан. «Раз-два-три», — маршировал солдатик.

Из травы выскочил зеленый кузнечик, сел перед солдатиком и произнес:

— Недурно играете. Мы, кузнечики, тоже хорошо умеем играть на скрипочках, но у вас прекрасное чувство ритма.

— Это походный марш. Если он тебе нравится, собери своих друзей, и я научу вас маршировать, — снова предложил солдатик.

Кузнечик прыгнул в кусты и снова появился с тремя такими же зелеными товарищами.

Солдатик выбил на барабане «трам-там-там» и скомандовал: «Шагом марш, раз, два три». Кузнечики несколько раз подпрыгнули на месте, а потом прыгнули в высокую траву.

— Почему вы прыгаете? Это же не гопак! — крикнул солдатик, но кузнечики исчезли.

Видимо, кузнечикам тоже не подходит мой марш, но я найду того, кому он нужен, — упрямо сказал солдатик и снова зашагал вперед.

Вдруг дорогу барабанщику преградила колонна муравьев, которые тащили соломину. Муравьишки еле ползли и обливались потом. Солдатик встал сзади колонны муравьев и заиграл свой марш. «Трам-там-там», — запел барабан. Муравьи выпрямились и стали двигаться быстрее. Вскоре соломина была доставлена к муравейнику.

— Чужак, тревога, к нам проник чужак! — забили тревогу охранники, но глава муравьиного отряда, принесшего соломину, остановил их.

— Это не чужак, а наш помощник. У него есть волшебный барабан, музыка которого прибавляет сил, помогает идти дружнее и не замечать тяжести груза.

Солдатик тем временем уже шагал вместе с другой колонной муравьев, которые отправились в дальний поход, и звонко отбивал маршевую музыку: «Трам-там-там».

Вопросы и задания
• Почему бравый солдатик не испугался один в лесу?
• Почему только муравьи оценили барабанную дробь солдатика?
• Педагог предлагает детям прослушать марш. Дети описывают настроение маршевой музыки, а затем рисуют зту музыку в образе бравого солдатика.
• Придумайте сказку о том, как солдатик организовал для муравьев школу барабанщиков.
• Нарисуйте, как бравый солдатик выбивает дробь на своем барабане.
• Как вы думаете, солдатик когда-нибудь вернется к мальчику? Представьте, что их встреча произошла, и расскажите о ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Грамматика в рассказах и сказках (по лексическим темам)

Материал предназначен для развития грамматического строя речи дошкольников. В нём содержатся небольшие рассказы и сказки по различным лексическим темам. Прочитав ребёнку рассказ или сказку задайте воп...

Проект «Сказка в музыке» «Спящая красавица» Шарль Перро (музыка П.И. Чайковского)

Проект «Сказка в музыке»«Спящая красавица»Шарль Перромузыка П.И. Чайковского Музыкальный руководитель: Брязгалова Евгения ИвановнаМБДОУ № 32 Высшая квалификационная категория. Майкоп 20...

Конспект НОД по музыке «Сказка в музыке»

Цель: 1.Формирование эстетического вкуса, творческих способностей, ярких положительных эмоций в процессе взаимодействия и деятельного общения со взрослым.2.Продолжать знакомство с творчеством композит...

"Сказка в музыке. Добро и зло в музыкальных сказках". Конспект интегрированного занятия для подготовительной группы.

Для проведения интегрированного занятия вы можете использовать презентацию "Сказка в музыке. Добро и зло в музыкальных сказках", представленную на моем мини-сайте....

"Сказка в музыке. Добро и зло в музыкальных сказках". Презентация к интегрированному занятию для подготовительной группы.

Презентация необходима для проведения одноименного интегрированного занятия, представленного на моем мини-сайте....

Методическая разработка интегрированного занятия «Сказка в музыке». Добро и зло в музыкальных сказках

Методическая разработка: Интегрированное занятие «Сказка в музыке». Добро и зло в музыкальных сказкахЦель: расширение диапазона знаний детей старшего дошкольного возраста на основе восприя...