"Сказка в музыке. Добро и зло в музыкальных сказках". Конспект интегрированного занятия для подготовительной группы.
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) по теме

Зарубина-Линькова Анастасия Юрьевна

Для проведения интегрированного занятия вы можете использовать презентацию "Сказка в музыке. Добро и зло в музыкальных сказках", представленную на моем мини-сайте.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия

«Сказка в музыке. Добро и зло в музыкальных сказках»

Цель: расширение диапазона знаний  детей старшего дошкольного возраста на основе восприятия музыкальных и художественных произведений.

Задачи:

  • Образовательные:

- познакомить детей с музыкальными произведениями:

М.П.  Мусоргского «Избушка на курьих ножках» («Картинки с выставки»),

П.И. Чайковского «Баба-Яга» («Детский альбом»)

картинами В.Гартмана, В. Васнецова, И. Билибина;

- закрепить  знания о средствах выразительности в музыке, живописи, определять их роль в создании произведений искусства;

- углубить представления детей  о многогранных связях  музыки и живописи;

- формировать   ценностно-смысловую  и учебно-познавательную компетенции.

  • Развивающие:

- развивать коммуникативную и информационную  компетенции дошкольников;

- развивать умение слышать в музыке определенные музыкальные образы, сопоставлять их с литературными, художественными;

       - создать условия для развития восприятия музыки , танцевально-игрового творчества  детей  старшего дошкольного возраста средствами  музыкально-образовательной среды

  • Воспитательные:

- воспитывать музыкальную, «слушательскую» культуру через восприятие музыкальных произведений;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость на произведения музыки, живописи, поэзии различного характера.

Тип занятия: Интегрированное

Образовательные области: Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие

Контрольный вопрос: – Может ли Баба-Яга научиться добру средствами музыки?

– Слушая добрые сказки,

– Играя на ДМИ с ребятами,

– Исполняя добрые, веселые песенки?

Ситуации: Баба-Яга заболела, Баба-Яга приходит на праздник, Делаем прическу Бабе-Яге

Методы:

  • методы системного анализа, синтеза, обобщения, сравнительный;
  • объяснительно-иллюстративный,  частично-поисковый, исследовательский;
  • метод размышления о музыке, метод эмоциональной драматургии

Оборудование: видео-, аудио-оборудование;

музыкальный материал: М.П. Мусоргский «Избушка на курьих ножках», П.И. Чайковский «Баба- Яга»;

песня: «Добрая бабушка Яга», игра «Бабушка-Яга», игровое творчество «Превращения»

художественный материал: В. Гартман «Часы с кукушкой», В. Васнецов «Избушка на курьих ножках», «Баба-Яга»;  И. Билибин «Баба-Яга».

Информационные источники:

 «30 великих художников. ТОМ30. Виктор Михайлович Васнецов» // ООО «Издательский дом «Комсомольская правда» - Группа «Сегодня» - 2010 г.

Д.Б. Кабалевский «Как рассказывать детям о музыке» // М., «Просвещение», 1989

Народные русские сказки А.Н. Афанасьева в трех томах. // М., Гослитиздат, 1958

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент. Музыкальное приветствие.

Дети входят в зал, и садятся.

М.Р.: Здравствуйте, ребята! (Здравствуйте!)

  1. Вступительное слово.

М.Р: Любите ли вы сказки? (Да!)

Сегодня мы встретимся с самым загадочным, волшебным сказочным героем.

Но сначала, ребята, отгадайте загадку, о каком сказочном герое сегодня  пойдет разговор?

«В облаках, не по земле,

Летит баба на метле,

Страшная и злая –

Кто она такая?»

Дети: Баба-Яга!

М.Р: Конечно, это Баба-Яга.

А вот и она сама…

Под фонограмму песни входит Баба-Яга.

Баба-Яга: Здравствуйте, ребята. Вот, надоело одной в глуши сидеть, решила в гости к вам пожаловать.

М.Р.: И правильно сделала, Баба-Яга. Мы как раз о тебе и собираемся сегодня говорить. Может, и ты узнаешь что-то новое о себе.

Баба-Яга: А я и так все о себе знаю. Ну, ладно, остаюсь. (Садится)

III.  Знакомство с творчеством М.П. Мусоргского, картинами В. Гартмана.

М.Р.: Ребята, сегодня мы познакомимся с музыкальными и художественными произведениями, в которых авторы воплотили образ Бабы-Яги.

Но прежде давайте вспомним, что мы знаем о Бабе-Яге?

Кто она такая? (сказочный персонаж)

Где она живет? (в дремучем лесу, рядом с ней – её верные слуги: совы, черный ворон, дикие гуси-лебеди

Чем занимается?  (летает на метле, в ступе, колдует)

Дети отвечают, что они помнят о Бабе-Яге.

М.Р. Пришло время познакомиться с музыкальным портретом Бабы-Яги, который воплотил в своем произведении композитор М.П. Мусоргский.

Однажды он посетил выставку картин своего друга, художника и архитектора Виктора  Гартмана, и в память о нем решил написать музыкальное произведение, состоящее из нескольких пьес, каждая из которых была связана с одной из картин. Так получился фортепианный цикл «Картинки с выставки». Одной из работ Гартмана на выставке была картина «Часы с кукушкой». Давайте рассмотрим эту картину. (Дети рассматривают картину)

М.Р.: Какие образы представляются вам, когда вы смотрите на эту картину?

Дети: (Представляются сказочные образы, яркая веселая избушка, настроение жизнерадостное).

М.Р: А какие средства  выразительности  обычно использует художник, когда  создает свои картины?

Дети: Палитра, цвет.

М.Р: Правильно, ребята.

М.Р.: А какие средства выразительности использует композитор для создания музыкального образа?

Дети: динамика, темп, регистр, интонация.

М.Р: Молодцы, ребята!

М.Р.: Композитор М.П. Мусоргский увидел на картине целую сценку в духе русских народных сказок, где есть и фантастический полет Бабы-Яги, и чудеса глухого таинственного леса.

Сейчас мы прослушаем это произведение, которое так и называется «Баба-Яга, или Избушка на курьих ножках».

Прослушивание пьесы «Избушка на курьих ножках» М.П. Мусоргского

М.Р: Скажите мне пожалуйста, ребята, какие музыкальные краски использовал композитор, чтобы создать фантастический образ Бабы-Яги?

 

Анализ средств музыкальной выразительности.

1 часть. Динамика громкая, регистр низкий, ритм упругий, интонации злые, колючие. Все это характеризует Бабу-Ягу как злую, вредную, страшную, как будто она замышляет что-то плохое.

Во 2 части музыка меняется, становится тише, темп медленнее, контраст регистров – Баба-Яга загадочная и таинственная…

Дети рассказывают, какой они «видят» Бабу-Ягу в музыке.

М.Р: М.П. Мусоргский показал, как богаты выразительные средства музыки, как много разных образов, картин, настроений можно передать в музыкальных произведениях.

  1. Рассматривание картин В. Васнецова, И. Билибина.

М.Р.: Ребята, давайте посмотрим, как художники представляли себе Бабу-Ягу.

Похожи  ли образы Бабы-Яги на картинах вашим представленным образам?

(Дети сравнивают свои «словесные» портреты с образами Бабы-Яги, которые нарисовали  художники).

V. Знакомство с музыкальным произведением П.И. Чайковского «Баба-Яга»

После «Картинок с выставки» композитора М.П. Мусоргского образ злой колдуньи, которой пугают маленьких детей, запечатлел Пётр Ильич Чайковский в своей пьесе «Баба-Яга» из «Детского альбома» для фортепиано.

Прослушивание пьесы «Баба-Яга» П.И. Чайковского

М.Р: Похожи ли музыкальные характеристики этого персонажа у двух композиторов?

Дети отвечают

Сходство: быстрый темп, мелодия насыщена диссонансами, ритм острый и в тоже время «прихрамывающий», динамика контрастная, использование выразительности регистров фортепиано.

Отличие: характер Бабы-Яги М.П. Мусоргского устрашающий и зловещий (как бы картина для взрослых),

характер Бабы-Яги П.И. Чайковского – беспокойный и тревожный (небольшой рассказ для детей на ночь). В результате образ не столь свиреп. Это обусловлено замыслом композитора. Фортепианный цикл из 24 пьес «Детский альбом» написан П. И. Чайковским в 1878 году и посвящён племяннику Володе Давыдову. Весь «Детский альбом» – своеобразный музыкальный дневник «один день из жизни ребёнка», предназначенный для домашнего музицирования (приятное творческое времяпровождение в домашней обстановке).

VI.  Песенное,  игровое, танцевальное творчество.

Баба-Яга: Ох, ну и уморили вы меня… И вообще, обиделась я на вас…Вот заладили: страшная, злая, коварная. А я ведь и доброй могу быть…иногда.

М.Р: Ребята, а может правда, Баба-Яга не всегда бывает злой и коварной? Вы что-нибудь знаете об этом?

Ответы детей.

М.Р: Правильно, ребята. Во многих  русских народных сказках, мультфильмах, кинофильмах Баба-Яга добрая, мудрая. И сегодня мы поможем  Бабе-Яге стать доброй.

А для этого, сначала мы исправим её внешний вид. Как вы думаете, ребята, что мы должны сделать?

Дети: Мы сделаем ей  новую прическу, можем подарить ей подарок (бусы, зеркальце, платочек, разукрасим её метлу).

М.Р: Молодцы, ребята! А что мы ещё можем придумать, чтобы  Баба-Яга стала доброй?

Дети: Мы научим её петь, плясать, играть с нами на музыкальных инструментах. Она сможет приходить к нам в гости на праздники.

М.Р: Ребята, давайте сначала сделаем Бабу-Ягу красивой! Ну что, Баба-Яга, ты согласна?

Баба Яга: Нужно попробовать,  я ведь тоже женщина!

Под музыку ребята делают прическу Бабе-Яге, надевают бусы. Баба-Яга смотрит на себя в зеркало и улыбается.

Баба-Яга: Совсем помолодела, теперь и в гости приходить не стыдно! (вытирает слезу) Спасибо вам, ребята!

М.Р: Бабушка Яга, а спеть песню с ребятами хочешь попробовать? И не просто спеть, а и подыграть на музыкальных инструментах.

Баба-Яга: А это как это? Я ведь не умею!

           М.Р: Ничего, ребята сейчас тебя научат.

Бабе-Яге дают музыкальный инструмент, и она с детьми подпевает и играет на ДМИ.

Исполняется песня «Добрая Бабушка Яга»

Баба-Яга: Видали, слыхали? Я теперь тоже петь и  играть умею. Да я в лесу теперь всех своих друзей соберу, такой концерт получится!

После игры Баба-Яга в восторге начинает приплясывать под мелодию частушек, дети хлопают в ладоши.

М.Р: Ну что, ребята, посмотрите, как повеселела наша гостья, а давайте с ней  выйдем и поиграем!

Дети: Да!

Баба-Яга: Ух и поиграю я сейчас! Всех догоню!

Проводится игра «Бабушка Яга»

После игры дети не садятся.

М.Р: А сейчас, ребята, предлагаю вам изобразить Бабу-Ягу. Интересно, какую вы изобразите: добрую или злую, хитрую или грустную. Попробуйте показать это в игре «Превращения»

Проводится игра-импровизация  «Превращения»

После игры все садятся на свои места.

М.Р: Ну что ж, Баба-Яга, отправляйся теперь в свой сказочный лес к своим друзьям и не забывай, что доброй быть все-таки приятней. Наши ребята приготовили для тебя подарки и сейчас их тебе подарят. (Дети дарят Бабе-Яге метлу и конфету, Баба-Яга благодарит ребят).

Баба-Яга: Ой-ёй-ёй, совсем засиделась я у вас, пора домой возвращаться. Теперь вы, ребята, мои друзья! А мне пора в лес. До свидания!  (До свидания).

Баба-Яга уходит.

М.Р: Вот и ушла наша гостья. И хоть в музыкальных сказках она была очень злой, но мы, ребята попытались её сегодня изменить. А у  нас это получилось? (Ответы детей).

VII. Подведение итогов:

М.Р: Давайте вспомним,

– с именем какого композитора мы познакомились? (М.П. Мусоргского)

– На картины какого художника он написал музыку? (Виктора Гартмана)

– Можно ли изобразительность картин передать выразительностью музыки? (ответы детей)

Музыка способна ярко и красочно рисовать картины и передавать их настроение, но не красками, а звуками.

– А как звали композитора, который создал «Детский альбом? (П.И. Чайковский)

– Как называется произведение П.И. Чайковского, которое мы сегодня слушали?  («Баба-Яга»)

Правильно, ребята!

Вот и закончилось наше путешествие в сказку… и какой бы не была Баба-Яга, доброй  или злой в сказках, но мы-то знаем: «Хоть зло на проделки хитро, но все ж побеждает…(Дети) «Добро!»

Давайте встанем поближе друг к другу, обнимем друг друга за плечи и дружно скажем эти волшебные слова: «Хоть зло на проделки хитро, но все ж побеждает добро!»

VIII. Творческая мастерская: рисование иллюстраций, совместная аппликация.

А  сейчас  я предлагаю  вам, ребята, проявить фантазию и создать образ Бабы-Яги положительный, а не злой. Для этого вы сейчас пройдете в  другой кабинет, где разделитесь  на творческие группы и с помощью рисунков будете создавать положительный образ Бабы-Яги, а с помощью аппликации – «Дом, в котором живет Баба-Яга». А свои рисунки вы, ребята сложите в музыкальную копилочку, которую для вас оформили ваши родители.

Дети под музыку покидают музыкальный зал.