"Путешествие в Музыкально-ритмическую страну"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)

Шалимова Виталина Васильевна

Конспект непрерывной образовательной деятельности, направленный на решение задач музыкально-ритмического воспитания для детей подготовительной группы

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_i_samoanaliz_nod.doc85 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №31»

Конспект непрерывной образовательной деятельности

по музыкальному развитию

в подготовительной группе

Тема: «Путешествие в Музыкально-ритмическую страну»

Образовательная область: «Музыка»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие,  художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Автор (разработчик):

Шалимова Виталина Васильевна

музыкальный руководитель первой категории

Бакал, 2019 г.

Тема: «Путешествие в страну Музыкального ритма»

Возраст: подготовительная группа (6-7 лет).

Тип: тематическое занятие.

Форма: подгрупповая.

Цель:  Развитие чувства ритма через музыкально-игровую деятельность.

Задачи:

Образовательные:

Познавательное развитие

-    реагировать на смену частей в музыке;

- дать детям начальное представление о графической записи длительностей на ритмическом планшете;

-   учить детей различать и передавать  длинные и короткие звуки различными звучащими жестами.

-   закреплять умение передавать ритмослоги игрой на колокольчиках.

 Речевое развитие:

- учить отвечать на вопросы развёрнутой фразой, интонировать звуки;  учить звукоподражанию.

-    развивать мышечные ощущения равномерной метрической пульсации, повторяющихся простейших ритмических формул через звучащие жесты.

Развивающие:

Социально-коммуникативное развитие:

-   развивать умение детей правильно общаться друг с другом, учить   взаимопониманию и правильной беседе; дружной работе в коллективе.

Художественно-эстетическое развитие:

-   развивать фантазию, творческую активность, воображение.

-   развивать мелкую моторику рук, фантазию и  творчество детей.

Познавательное развитие:

-   развивать логическое мышление и устойчивое внимание.

-  обогащение музыкальных впечатлений детей.

Воспитательные:

Социально-коммуникативное развитие:

-  воспитывать дружеские качества и умение работать в коллективе.

Познавательное развитие:

-  воспитывать коммуникативные качества характера, вызвать желание помочь ближнему. 

- формировать эмоционально-радостные ощущения от активного участия в музыкально-игровой деятельности.

Словарная работа: ритмический планшет; ритмические шахматы; понятие «длинный» и «короткий» звук; названия цветов радуги; фазан; цветные колокольчики; треугольник.

Индивидуальная работа: индивидуальные вопросы, индивидуальная помощь детям.

Методы и приемы:

- Наглядные (рассматривание метронома, картинок,);

- Словесные (беседа, рассказ, разъяснение, объяснение);

- Практические (действие с ритмическим планшетом, предметами – карточками, игра на колокольчиках).

Оборудование и материал: ритмические планшеты по количеству детей; музыкальные инструменты: треугольник, цветные колокольчики; цветные карточки с изображениями кошек и мышек; карточки с изображением белых вагончиков;  мультимедийный проектор, ноутбук, музыкальный центр; презентация «Радуга»; музыкальный материал.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Часть

Деятельность педагога

Деятельность детей

Вводная часть 

Задачи: 

1.Организовать детей.

2.Дать положительный настрой для занятия.

Основная часть

Заключительная часть

Психологический настрой

- Ребята, я рада видеть вас в этом музыкальном зале! У вас хорошее настроение?

-А вы знаете, что веселая песенка помогает еще больше развеселиться? Вы догадывались? Проверим?

Музыкально-ритмическое  приветствие «Здравствуйте»

(Музыкальный руководитель показывает детям, как  нужно спеть «Здравствуйте» по звукам трезвучия, а затем дети поют самостоятельно).

- Звонкие ладошки,  (поглаживание ладоней)

Здравствуйте!           (3 хлопка)

Озорные ножки,       (поглаживание ножек)

Здравствуйте!

Топотушки-топотушки,

Здравствуйте!

И вертушки, и вертушки,     (исполнение пружинки вправо-влево)

Здравствуйте!

Мы к соседу повернемся,

Здравствуйте!

И друг другу улыбнемся,

Здравствуйте!         (исполнение по звукам мажорного трезвучия)

Ребята, а вы любите путешествовать?

 А вы хотели бы  отправиться со мной в путешествие в Музыкально-ритмическую страну?

Тогда отправляемся в путь!

- Колокольчик, наш дружок, собирай нас всех в кружок!

(Муз. рук-ль звонит в колокольчик и переходит на середину зала).

- Добраться до Музыкально-ритмической страны нам поможет…(муз. рук-ль показывает детям муз. треугольник). Правильно! Треугольник и палочка живут в Музыкально-ритмической стране, они будут показывать,  какими шагами, быстрыми или медленными, идти по дорожке.  

Музыкально-ритмическое движение «По дорожке мы идем» (муз. руководитель отбивает ритм на треугольнике)

- Вот мы и пришли в Музыкально-ритмическую страну. Ей уже много тысяч лет.  Ученые рассказывают, что такие же девчонки и мальчишки, как вы, жили в пещерах, а их папы тогда ещё охотились на мамонтов. Первобытные дети часто прибегали в Музыкально-ритмическую страну, чтобы поиграть.  Несмотря, на почтенный возраст, эта страна была все же современная. Дети играли вот на таких планшетах, передавая друг другу ритмические послания, ведь говорить первобытные дети тогда еще не умели (муз. руководитель показывает ритмический планшет). Посмотрите внимательно, из чего состоит планшет? Планшеты могут превращаться в кого угодно! Белые пуговицы превращаются в больших степенных кошек «Мяу», а черные – в маленьких шустрых, быстрых мышек «Пи-пи»

Показ.

- Этот планшет называется «Ритмические шахматы». Почему «ритмические»?  Правильно, они подсказывают нам ритм. А почему «шахматы»?

Возьмем с собой этот интересный планшет с собой в путешествие?

Загадка «Паровоз»

-Чтобы продолжить путь, я загадаю вам загадку.

«Две трубы и сто колес_

Быстро едет…(паровоз)

- Какие вы догадливые! Занимайте места в вагончиках!

(Дети садятся на стульчики возле фортепиано).

-  Наш музыкальный Паровоз тоже житель Музыкально-ритмической страны. Сначала он едет медленно, разгоняется и едет быстро! Машинист подает сигнал: «Ту-ту!».  А когда паровоз  подъезжает к станции, то замедляет ход.

(Дети повторяют движения за муз. руководителем).

- Как вы думаете, может ли паровозик в Музыкально-ритмической стране ехать молча?

Конечно,  только с песенкой!

(Муз. руководитель исполняет песенку)

Песенка «Паровоз»

«Загудел паровоз

И вагончики повез.

Чох, чох, чу-чу-чу!

Далеко я укачу!»

- Как вы думаете, паровозик остался, или уехал? А почему вы так решили? Какую песенку пел паровозик?

- Пассажиры, которые сидели в вагончиках тоже пели эту песенку, а кто-то даже хлопал и топал, «цокал» язычком, шлепал по коленкам (муз. руководитель показывает ритм).

А ещё в паровозике сидели знакомы нам кошки и мышки. Они очень хотели петь эту песенку по своим «Ритмическим шахматам». Давайте им поможем! (муз. руководитель раздает всем детям ритмические планшеты)

- Сейчас на этой полянке опять появится наш паровозик. Едут в нем  пассажиры и у каждого своя песенка.  У меня вот такая ( муз. руководитель показывает свой ритм звучащими жестами). А вы, ребята, придумали свою песенку?

(Дети переходят на середину зала, поют песенку, отмечают  ритм при помощи звучащих жестов).

- Я предлагаю вам присесть на полянку.

- Колокольчик, наш дружок, собирай нас всех в кружок!

Дети присаживаются на коверв большой кружок.

- Скажите, ребята, какое сейчас время года? А какого цвета наша песенка зимой?

А вот если бы на дворе было лето, то какого цвета была бы наша песенка?

Вы хотите, чтобы наши вагончики стали разноцветными? У меня есть волшебные разноцветные карточки.

Раздача цветных карточек.

  Положите их перед собой и внимательно рассмотрите. Вы заметили, что на этих карточках нарисованы кошки и мышки, совсем как на ритмических шахматах. Кошка любит путешествовать одна, а мышки вдвоём. Давайте их озвучим.

(Каждый ребенок озвучивают свой ритм).

- Ребята, а что появляется на небе после дождика?

Показ на экране картинки с изображением радуги.

А почему, когда люди смотрят на радугу, то произносят волшебные слова: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Конечно, так легче  запомнить из каких цветов состоит радуга!

Показ на экране картинки с изображением фазана.

Фазан – дикая птица, яркая и привлекательная. Она не очень  любит летать, поэтому от опасности всегда спасается бегством, прячется в зарослях по берегам рек.  Фазан напоминает людям радугу. Вот и нам она напомнила про радугу.  Давайте раскрасим наш паровозик в радужные цвета. Каким цветом будет первый вагончик? А второй? Третий?...

(Дети переходят к столам, где лежит изображение белого паровоза, называют цвета радуги и кладут цветные карточки на белые вагончики)

- Посмотрите, ребята, у нас есть белый цвет.  Такого цвета нет в радуге, но это самый талантливый цвет, потому что умеет соединять в себе все остальные цвета. За это ему почет и уважение.

- Теперь у нас получился радужный паровозик, но песенку  мы так не раскрасили! Но у меня есть волшебные помощники – жители Музыкально-ритмической страны – цветные колокольчики! Вы можете взять колокольчик своего цвета, которым раскрашен ваш вагончик. Вы хотите с ними познакомиться?

(Муз. руководитель показывает как правильно играть на колокольчике)

- А теперь давайте по очереди послушаем, как звучит каждый цвет.

(Дети по очереди играют на колокольчиках)

-Хорошо! Я думаю, что ваши кошки и мышки тоже хотят исполнить разноцветную песенку. Давайте им поможем!

(Каждый ребенок играет на колокольчике свой ритмический рисунок).

Игра на цветных колокольчиках.

- Не кажется ли вам, что этот мотив напоминает песенку паровозика? Давайте дружно споем её со словами и подыграем себе на колокольчиках!

Заключительное исполнение песенки Паровозика.

 «Чох, чох, чу-чу-чу!

Далеко я укачу!»

(Дети исполняют песенку под дирижирование муз. руководителя).

-Молодцы! Но нам пора возвращаться из путешествия и рассказать своим мамам и папам, где вы сегодня побывали.

- А теперь мы сами без Колокольчика - помощника соберемся в большой кружок.

Музыкально-ритмическое движение «По дорожке мы идем» (муз. руководитель отбивает ритм на треугольнике)

 

- Ребята, что мы делали в Музыкально-ритмической стране?

- Ребята, вам понравилось путешествие?

Прощальная песенка.

Мы к соседу повернемся

И друг другу улыбнемся,

Метроному улыбнемся

И гостям всем улыбнемся!

До свидания!

- Спасибо вам, ребята.  Мне очень понравилось с вами путешествовать.  А на память о нашей встрече я хочу вам подарить звонкие колокольчики!

Раздача подарков.

- Да.

- Да

Дети повторяют за музыкальным руководителем движения и  слова песенки.

-Да

-Да, хотим.

Дети становятся в круг.

- Треугольник!

Дети идут по кругу под музыку маленькими и большими шагами

-Из дерева, пуговиц белых и черных цветов, натянутой нитки

Дети проговаривают ритмослоги.

Ответы детей.

-Как черные и белые фигуры.

- Да!

-Паровоз!

- Нет.

-Уехал, потому что музыка затихала.

 -Паровозик пел: «Чох, чох, чу-чу-чу»

Дети выкладывают ритм на планшетах и проговаривают ритмослоги «Мяу, пи-пи».

- Зима.

-Белая.

-Разноцветной.

-Радуга.

Ответы детей.

-Да, «Чох, чох, чу-чу-чу»

- Мы катались на паровозике, познакомились с ритмическим планшетом и с ритмическими шахматами, пели песенку, играли на цветных колокольчиках, видели радугу, узнали про фазана и цвета радуги.

Список литературы:

1. Зимина, А.Н., Образные упражнения и игры в музыкально-ритмическом развитии детей 4-8 лет -М.,  2001.
2.
Каплунова, И.М., Этот удивительный ритм : развитие чувства ритма у детей : пособие для воспитателей и музык. рук. дет. дошк. учреждений. - СПб. : Композитор, 2005 (ООО Тип. Правда 1906).  

3. Колодницкий, Г.А., Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. Учебно-методическое пособие для педагогов. - М., 2000.

Аннотация к конспекту НОД «Путешествие в Музыкально-ритмическую страну»

Конспект непрерывной образовательной деятельности, направленный на решение задач музыкально-ритмического воспитания для детей подготовительной группы (6-7 лет). Тип: тематическое занятие.

В процессе НОД решаются цели и задачи, направленные на расширение знаний детей о ритме, формирования навыков музыкально-ритмической деятельности  и  игры на цветных колокольчиках,  воспитание музыкально-эстетической культуры. Конспект может быть использован воспитателем для организации НОД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий музыкально-ритмической деятельности "Путешествие в страну вальса"

Конспект образовательного мероприятия по танцевально-ритмической деятельности для детей старшей группы...

Конспект музыкально - ритмического занятия "путешествие к музыкальным гномикам"

Данная методическая разработка предназначена для совместно организованного мзыкального занятия воспитателей и музыкальных руководителей ДОО...

Конспект музыкально- ритмического занятия « Путешествие в танцевальную страну» для детей старшего дошкольного возраста

Музыкально- ритмическое занятие для детей старшего дошкольного возраста, с подробным описанием музыкально-ритмических игр, партерной гимнастики, креативной гимнастики на импровизацию, танцами....

Конспект занятия по музыкально- ритмической пластике для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в Сказочную страну»

ЦЕЛЬ: Всестороннее  развитие  ребенка, формирование  творческих              способностей   и  развитие...

Конспект музыкально-ритмического занятия "Волшебное путешествие в танцевальную страну" для детей старшего дошкольного возраста

Конспект музыкально-ритмического занятия "Волшебное путешествие в танцевальную страну" для детей старшего дошкольного возрастаРазработала: Швецова Анастасия Алексеевна, музыкальный руководит...

Музыкально-ритмическое занятие для старших дошкольников "Путешествие в страну танца"

Музыкально-ритмическое занятие для старших дошкольников "Путешествие в страну танца"...