Консультация с элементами практикума "Музыка как средство терапии и коррекции в повседневной жизни детского сада"
план-конспект занятия по музыке

Расчёсова Наталья Николаевна

Консультация для педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл практикум для педагогов26.46 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ

с элементами практикума

для педагогов ДОУ

«Музыка как средство терапии и коррекции в повседневной жизни детского сада»

Подготовила: педагог-психолог

 МДОУ № 16 Расчесова Н.Н.

май 2018 г.

г. Можайск

 Еще древнегреческие философы отмечали положительное терапевтическое влияние музыкального искусства на личность.

Музыкальную терапию широко применяют во многих странах мира для лечения и профилактики широкого спектра нарушений, включая отклонения в развитии, эмоциональную нестабильность, поведенческие, физические и психические нарушения, спинно-мозговые травмы, внутренние болезни.         

Положительное влияние музыкотерапии.

Специалисты выделяют следующие положительные эффекты использования музыкотерапии:

*Музыка оказывает сильное успокаивающее воздействие на гиперактивных детей;

*Замкнутые и зажатые дети становятся более раскованными,

*Улучшается речь, движения

*Музыкотерапия очень эффективна в коррекции нарушений общения, она помогает установлению эмоционального диалога часто даже в тех случаях, когда другие способы исчерпаны;

*Ребенок испытывает положительное переживание достигнутого успеха при освоении различных способов музицирования, развиваются его интересы;

*Музыка благотворно воздействует через телесный уровень на эмоциональное состояние дошкольника;

*Музыка обладает огромным оздоровительным потенциалом и возможностью воздействия на духовное развитие ребенка;

*Музыка, как ритмический раздражитель, стимулирует физиологические процессы, протекающие ритмично в двигательной и вегетативной сфере.

Музыку можно использовать не только как средство развития музыкальных и двигательных способностей детей на занятиях ритмикой, но и как игровой тренинг психических процессов: внимания, памяти, воли, творческого воображения и фантазии, как средство расслабления, переключения внимания или повышения психофизического тонуса и т.д., в самых различных формах организации педагогического процесса в детском саду.

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ МУЗЫКОТЕРАПИИ

- прослушивание музыкальных произведений;

- пение песен;

- ритмические движения под музыку;

- сочетание музыки и изобразительной деятельности.

- драматизация, театрализация песен.

- дыхательная гимнастика,

- игра на музыкальных инструментах

• метод арттерапии

• метод цветотерапии

• элементы сказкотерапии

• игротерапия

Различные виды инструментов тоже оказывают свое положительное влияние.

«Лечебными» процедурами считаются и прослушивание произведений, где солируют эти музыкальные инструменты и самостоятельная игра на них.

утро

день

вечер, ночь

Фортепиано, аккордеон благотворно влияют на образование желчного сока

Гитара гасит раздражение и «разгружает» сердце 

Флейта восстанавливает функцию печени 

Труба улучшает работу поджелудочной железы

Скрипка активизирует тонкий кишечник 

Саксофон улучшает работу почек, «разбивает» камешки

Барабан укрепляет иммунитет

Арфа улучшает дыхание при астме, бронхите

Благодаря шведским ученым стало известно всему миру, что звуки колокола за считаные секунды убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусов гриппа. И совсем неслучайно в период эпидемий в храмах неустанно звонили колокола.


РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МУЗЫКОТЕРАПИИ В

ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ДЕТСКОГО САДА

 (педагогам предлагается заслушать муз.фрагменты)

Утренний приём в детском саду под музыку Моцарта. Эта музыка располагает к тесному контакту между взрослым и ребенком, создает атмосферу уюта, тепла, любви и обеспечивает психологическое благополучие.

Вариантами музыки для утреннего приема могут быть и следующие произведения:

«Утро» (музыка Грига из сюиты «Пер Гюнт»)

Музыкальные композиции- оркестр Поля Мориа

Обработки для русского народного оркестра («Барыня»,

«Камаринская», «Калинка»)

Сен-Санс «Карнавал животных» (симфонический оркестр)

Дневной сон может проходить под тихую, спокойную музыку. Известно, что сон  рассматривается как проявление сложноорганизованной деятельности ряда мозговых структур. Отсюда его важнейшая роль в обеспечении нервно-психического здоровья детей. Дневной сон может сопровождаться следующими музыкальными произведениями:

Соло фортепиано (Клейдерман и симфонический оркестр)

П.И. Чайковский «Времена года»

Бетховен, соната № 14 «Лунная»

Бах – Гуно «Аве Мария»

Колыбельные мелодии

Голоса океана

Музыка для вечернего времени способствует снятию накопившейся усталости, стрессовых ситуаций за день. Она успокаивает, расслабляет, нормализует кровяное давление и работу нервной системы детского организма. Для этого можно использовать следующие мелодии:

«Классические мелодии для детей и их родителей»

Мендельсон «Концерт для скрипки с оркестром»

Бах «Органные произведения»

А.Вивальди «Времена года»

Голоса природы

Прием ТОНИРОВАНИЕ.

(педагогам предлагается проиграть каждое упражнение)

Пение звука с закрытым ртом также полезно с точки зрения медицины. Здесь важно прочувствовать волны вибрации в области горла и груди. Это упражнение снимает мышечные зажимы на уровне горла и шеи, в основании которых находится «чакра вишудха», в практике йогов она считается ответственной за эмоциональное состояние организма.

Детям предлагают пропеть звуки:

-«м-м-м» снимает стресс и способствует расслаблению,

-«а-а-а» немедленно вызывает расслабление,

-«и-и-и»  - «звуковой кофеин», за 3-5- минут стимулирует работу мозга, повышает активность организма,

-«о –о-о» средство мгновенной настройки организма.

Формулы музыкального самовнушения— это песни, текст которых составлен в форме внушения, чтобы пробудить в человеке стойкость при неудачах, умение радоваться жизни, поддерживать оптимистическое настроение. Если у ребенка занижена самооценка, если он не уверен в себе и робок, ему поможет формула музыкального самовнушения «Я — хороший, ты — хороший».

А вот если у ребенка по какой-то причине плохое настроение, значит пришла пора выучить с ним формулу радости «Я в хорошем настроении» или «Ах, как мне весело!» Кстати, колыбельные песни также являются формулами музыкального самовнушения и ориентируют детей на расслабление и успокоение.

Музыкальные медитации соединяют звучащую музыку, образы и специальные формулы внушения.

Еще из практики упражнений йогов музыку рекомендовалось слушать так, чтобы воспринимать ее не только ушами, но и как бы «вдыхать при этом аромат звука, чувствовать его на своем языке, ощущать кожей, самому становиться звуком, чтобы музыка пронизывала от кончиков пальцев ног до корней волос». Также для снятия внутренней напряженности и успокоения детей нужно научить их мысленно «летать» под музыку.

По мнению ученых, умение «летать» под музыку помогает ребенку полностью избавиться от аллергий. Почему? Аллергия — это повышенная чувствительность организма к воздействию аллергенов. А полет под музыку как бы вырывает человека из этой окружающей среды, омывает его, очищает дыхательные пути. Даже в лекарственных сборах для лечения аллергий очень эффективным оказывается одуванчик («летающий цветок»).

Вот некоторые советы по использованию музыкальных композиций в различных случаях. Они помогут как при работе с детьми, так при нормализации собственного состояния.

 

Как уменьшить чувство тревоги и неуверенности? 

В этом вам помогут мажорные мелодии, темпа ниже среднего. Народная и детская музыка дает ощущение безопасности. Хорошее воздействие могут оказать этнические композиции и классика: музыка Шопена, знаменитые вальсы Штрауса.

 

Как уменьшить нервное возбуждение?

Гиперактивным, непослушным или агрессивным детям полезно часто и подолгу слушать спокойную, тихую музыку. Как правило, помогают следующие произведения знаменитых классиков: Бах «Кантата 2», Бетховен «Лунная соната» и «Симфония ля-минор», Бах «Итальянский концерт».

 

Хотите спокойствия? Расслабляющим действием обладают звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано. Успокаивающий эффект носят звуки природы (шум моря, леса), вальсы, произведения Вивальди, Бетховен «Симфония 6» - часть 2, Брамс «Колыбельная», Шуберт «Аве Мария», Шопен «Ноктюрн соль-минор», Дебюсси «Лунный свет». Включите Баха «Концерт ре-минор для скрипки».

 

Депрессия? Помогут скрипичная и церковная музыка. Произведения Моцарта, «Менуэт» Генделя, Бизе «Кармэн» - часть 3.

 

У вас мигрень, головная боль? Ставьте диск с религиозной музыкой или классикой: Моцарт «Дон Жуан» и «Симфония № 40», Лист «Венгерская рапсодия №1».

 

Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшения самочувствия, активности нужна ритмичная, бодрящая музыка. Прослушивание любых маршей повышает нормальный ритм человеческого сердца в спокойном состоянии, что оказывает бодрящее, мобилизующее воздействие.

Из классики -Чайковский «Шестая симфония» - часть 3, Бетховен «Увертюра Эдмонд», Шопен «Прелюдия 1, опус № 28», Лист «Венгерская рапсодия №2».

 

Сердечно-сосудистую систему, в том числе и кровяное давление, приведет в норму «Свадебный марш» Мендельсона, «Ноктюрн ре-минор» Шопена и «Концерт ре-минор» для скрипки Баха. Очень помогает прослушивание русских народных песен и их самостоятельное исполнение.

Для  укрепления и оздоровления  дыхательной  функции можно использовать духовые инструменты (глиняные свистульки, свирели,  игрушечные дудочки, губные гармошки, блок-флейты  и др.), Дыхательная музыкотерапия, включающая игру на духовых музыкальных инструментах, дыхательную гимнастику под музыку и различные упражнения для развития певческого дыхания, позволяет детям  заниматься оздоровлением, не замечая процесса лечения. Особое место здесь отводится пению.Вокальное пение избавляет даже от бронхиальной астмы.

Желудочно-кишечный тракт с радостью воспринимает «Соната №7» Бетховена.

А чтобы быстро заснуть и видеть хорошие сны, можно негромко включить музыку с медленным темпом и четким ритмом.

 

Конечно, не обязательно слушать только классику, можно выбирать и другие стили. Но, как показывает опыт специалистов, «именно классическая музыка влияет «базово», глубоко и надолго, существенно ускоряя процесс лечения».

НО, ИСПОЛЬЗУЯ  в работе музыкальные методы и приемы, нельзя забывать принцип индивидуалиации.

Музыкотерапия  противопоказана: детям  с предрасположенностью к судорогам, при резкой возбудимости, детям в тяжелом состоянии  с интоксикацией организма,  больным отитом, детям, у которых резко нарастает внутричерепное давление. Нельзя проводить с детьми слушание музыки  в наушниках, так как наши уши природой приспособлены для рассеянного звука. От направленного звука незрелый мозг может получить акустическую травму. Поэтому необходима постоянная работа с родителями, лечащим врачом (педиатром, невропатологом). 

А вы знали????...........................

Медики назвали песню, которая может спасти жизнь

Песня Macarena испанской группы Los Del Rio может помочь при выполнении непрямого массажа сердца — ее ритм в 103 удара в минуту соответствует нужной частоте нажатий на грудную клетку.

В эксперименте, организованном медиками из Барселонского университета, приняли участие 164 студента. Их разделили на три группы — первая выполняла компрессию грудной клетки под удары метронома, добровольцев из второй попросили напевать про себя Macarena, третья группа стала контрольной.

После двухминутного массажа сердца выяснилось, что лучше всех справились студенты, пользовавшиеся метрономом, — 91% участников этой группы выдерживали правильный темп в 100−120 нажатий в минуту. На втором месте добровольцы, напевавшие испанскую песню, — 74% из них попадали в ритм. Хуже всех справились студенты, которые не пользовались ни метрономом, ни Macarena — нужную частоту удалось соблюсти лишь 21% из них.

Авторы исследования отмечают, что, хотя эффективность метронома оказалась выше, его не всегда просто найти, поэтому знание хита 90-х может спасти чью-то жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация. Русская народная игра в повседневной жизни детского сада.

В консультации предоставлен материал о значении русских народных игр в жизни дошкольника....

Консультация для воспитателей: "Русская народная игра в повседневной жизни детского сада".

Консультация:"Русская народная игра в повседневной жизни детского сада".                План:   1. Значение на...

Консультация для воспитателей "Музыка в повседневной жизни детского сада"

Для того, чтобы жизнь детей в группе стала ярче, разнообразнее, следует добиваться самого естественного и непринужденного включения музыки в повседневную детскую деятельность....

Консультация для воспитателей «Использование музыки при организации режимных моментов и проведении НОД в повседневной жизни детского сада и в жизни ребенка»

    Музыка в жизни ребенка входит через взрослое окружение и закладывает то, что потом будет служить его нравственным стержнем в течении всей жизни. Это своеобразная «школа чувств», к...

Музыка в повседневной жизни детского сада Консультация для воспитателей Подготовила:

Музыка в повседневной жизни детского садаКонсультация для воспитателей...

Консультация для педагогов "Музыка в повседневной жизни детского сада"

Консультация для педагогов. Музыка на художественных занятиях,музыка на прогулке....

Консультация для родителей " Музыка в повседневной жизни детского сада"

Музыкальное воспитание и развитие дошкольников осуществляется на занятиях и в повседневной жизни. Включение музыки в повседневную жизнь определяется чётким руководством воспитателя, который использует...