КАРТОТЕКА АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ для детей 6-7 лет
картотека (подготовительная группа)

Тарбаева Елена Валерьевна

Цель: коррекция речи, развитие артикуляционного аппарата, развитие певческих навыков, звукообразования.

 

Рекомендации

 

  • Играть (упражнять) детей с использованием индивидуальных зеркал, либо возле большого общего зеркала.

 

  • При первоначальном показе использовать иллюстрацию и яркий показ педагогом.

 

  • Не превышать рекомендованного времени, учитывать индивидуальные особенности детей.

 

  • Использовать одноразовые гигиенические носовые платочки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_artikulyatsionnoy_gimnastiki_dlya_detey_6-7_let.docx507.45 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Городской округ город Выкса

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

детский сад комбинированного вида №7 «Золотая рыбка»

607060, г.Выкса, ул. Корнилова зд. 97, 8(83177) 3 - 55 – 11,
электронная почта:
zolotaya-fish7@yandex.ru

КАРТОТЕКА

АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

Для детей 6-7 лет.

                                                               

                                                                                                                                                                                                  Подготовила:

                                                                                                                                                                       Музыкальный руководитель:  Тарбаева Е.В.

2018г

Цель: коррекция речи, развитие артикуляционного аппарата, развитие певческих навыков, звукообразования.

Рекомендации

  • Играть (упражнять) детей с использованием индивидуальных зеркал, либо возле большого общего зеркала.

  • При первоначальном показе использовать иллюстрацию и яркий показ педагогом.

  • Не превышать рекомендованного времени, учитывать индивидуальные особенности детей.

  • Использовать одноразовые гигиенические носовые платочки.

1.«Улыбка»

Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.

Широка Нева-река,

И улыбка широка.

Зубки все мои видны –

От краев и до десны.  

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\SVq5qK9GyUw.jpg

Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние

и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 5 до 10сек.

2.«Хоботок»

Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность.

Я слегка прикрою рот,

Губы – «хоботом» вперед.

Далеко я их тяну,

Как при долгом звуке: у-у-у.

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\VEukgTzzWm0.jpg

Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

3.«Домик открывается»

Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.

Ротик широко открыт,

Язычок спокойно спит.

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\aaw_VPuAYPI.JPG

Описание: Слегка улыбнуться,  медленно открыть рот (как для пропевания  звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.

4. Чередование «Хоботок» - «Улыбка» -

 «Домик открывается».

Цель: укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путем переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание.

Улыбается ребенок,

Хобот вытянул слоненок.

Вот зевает бегемот,

Широко открыв свой рот.

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\VEukgTzzWm0.jpgC:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\aaw_VPuAYPI.JPG

Описание: Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я». Взрослый выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у – и – а», «а – у - и», «и – у - а»),удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет.

5. «Любопытный язычок»

Цель: укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.

Вот и вышел на порог

Любопытный язычок.

«Что он скачет взад-вперед?» -

Удивляется народ.

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\aaw_VPuAYPI.JPG

Описание: Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.

6.«Лягушка»

Цель: отрабатывать движение нижней губы вниз и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.

Ниже нижнюю губу

Опущу я, как смогу.

Описание: Ребёнок опускает нижнюю губу, обнажая нижние зубы, и возвращает

 её на место. Упражнение выполняется до 10 раз.

7. «Зайчик»

Цель: отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.

Губку верхнюю подняв,

Замер зайчик, зубки сжав.

Описание: Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская

её обратно. Упражнение выполняется до 10 раз.

8. «Окошко»

Цель: развивать мышечную силу и подвижность губ.

Рот прикрою я немножко,

Губы сделаю «окошком».

Зубки рядышком стоят

И в окошечко глядят.

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\nlM0skQ322k.jpg

Описание: Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд.

9. «Язык здоровается с подбородком»

Цель: отрабатывать движение языка вниз, развивать его подвижность. Укреплять мышцы языка. Способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки (при ее укорочении).

Просыпается язык –

Долго спать он не привык.

И спросил у подбородка:

- Эй, какая там погодка?

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\aaw_VPuAYPI.JPG

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку), затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз.

10. «Язык здоровается с верхней губой»

Цель: отрабатывать движение языка вверх, укреплять мышцы языка и развивать его подвижность. Способствовать растяжке подъязычной связке (уздечки), если она укорочена.

Улыбнись, не будь груба,

Здравствуй, верхняя губа!

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\Q9VaBDfiER0.jpg

Описание: Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка

на верхнюю губу. Подержать язык на верхней губе 3-5 секунд, убрать в рот.

11. «Обезьянка»

Цель: отрабатывать движение языка вниз с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.

За нижнюю губку заложен язык –

Из зеркала смотрит мартышкин двойник.

Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубам. Удержать его в таком положении не менее 5 секунд.

12. «Бульдог»

Цель: тренировать подъем языка с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.

За верхнюю губку заложен язык –

Бульдог уступать никому не привык.

Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать язык в таком положении не менее 5 секунд.

13 «Прятки» (чередование «Обезьянка» - «Бульдог»)

Цель: укреплять мышцы языка и губ, развивать подвижность языка. Тренировать способность к переключению с одной позиции на другую (низ – верх).

Обезьянка и бульдог –

Всем покажет язычок.

                

Описание: Ребёнок в спокойном темпе попеременно выполняет упражнения «Обезьянка» и «Бульдог».

14. «Хомячок»

Цель: развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щек.

Языком давить стараюсь,

В щеку сильно упираюсь.

Раздалась моя щека,

Как мешок у хомяка.

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\VEukgTzzWm0.jpg

Описание: Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд.

15. «Кружок»

Цель: развивать произвольные движения языка, укреплять его мускулатуру и развивать его подвижность. Самомассаж мышц губ и щек.

Мой язык совсем не глуп –

Ходит кругом возле губ.

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\Q9VaBDfiER0.jpg

Описание: Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека – под верхней губой – левая щека – под нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. «Нарисовать» по 5-6 кругов в одну и другую сторону.

16. Чередование «Толстячки - худышки»

Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений.

Вот толстяк – надуты щеки

И, наверно, руки в боки.

Вот худышка – щеки впали:

Видно, есть ему не дали.

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\Q9VaBDfiER0.jpg

Описание: Ребёнок поочерёдно надувает и втягивает щёки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 секунд.

17. «Шарики» (поочерёдное надувание щёк)

Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений и умение переключаться.

Шарик слева, шарик справа,

Есть у нас одна забава:

В щеки дуем – чередуем,

То в одну, а то в другую.

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\40Yj9Y685iE.JPG

Описание: Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую щёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую.

18. «Самовар»

Цель: укреплять мускулатуру губ и щек.

Щеки надую и выпущу пар,

И запыхчу, как большой самовар.

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\Q9VaBDfiER0.jpg

Описание: Сжать губы, надуть щёки, удержать воздух 2-3 секунды и выпустить через губы, произнося «Пых!».

19. «Шлёпаем губами по языку»

Цель: расслаблять мышцы языка путем самомассажа (пошлёпывания губами). Научиться удерживать язык распластанным, широким.

А теперь уж не зубами –

Я пошлепаю губами:

«У быка губа тупа,

Па-па-па, па-па-па».

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\40Yj9Y685iE.JPG

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить на нижнюю губу и, пошлёпать его губами, произносить: «па-па-па». Рекомендуем поэтапное выполнение упражнения:

  • пошлёпать губами кончик языка;
  • пошлёпать губами середину языка;
  • пошлёпать губами язык, подвигая его медленно вперёд, а затем назад.

20. «Чашечка»

Цель: научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.

Улыбаюсь, рот открыт:

Там язык уже стоит.

К зубкам подняты края –

Вот и «чашечка» моя.

Описание:  Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.

21. «Вкусное варенье»

Цель: отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять  мышцы языка.

Как будто варенье лежит на губе –

Слижу его «чашечкой» в ротик себе.

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\Q9VaBDfiER0.jpg

Описание: Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот,

 не разрушая «чашечку».

22. «Покусаем язычок»

Цель: добиваться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улучшения иннервации (нервной проводимости).

Выдвигай свой язык,

Чтоб лениться не привык.

И от кончика до корня

Я кусаю все проворней.

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\FuijJHSbhbk.jpg

Описание:  Улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык.

Варианты: 1. Покусать кончик языка. 2. Покусать середину языка. 3. Покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад. Во время выполнения упражнения произносить: «та-та-та». Произношение слогов («та-та-та») помогает ребёнку выполнять задания.

23.«Кусаем боковые края языка»

Цель: преодолевать спастичность (напряженность) языка путем самомассажа (покусывания боковых краев языка), способствовать прилеганию краев языка к нижним боковым зубам.

«Горкой» выгну язычок,

Пожую ему бочок:

Левый, правый, оба сразу

Я жую как по заказу.

Описание: Улыбнуться, спеть: «и-и-и» (язык расширится) – и, не меняя положения языка, покусать его края боковыми зубами 10 – 15 раз.

24.«Чистим зубы снаружи»

Цель: отрабатывать произвольные движения языка, развивать координацию движений. Укреплять мускулатуру языка.

Зубки верхние снаружи

Нам почистить очень нужно.

Зубки нижние – не хуже,

Тоже чистки просят дружно.

Описание: Улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны зубов, имитируя чистящее движение. Так же «чистим» наружную сторону нижних зубов.

25.«Загоним мяч в ворота»

Цель: научиться выпускать длительную направленную воздушную струю.

Щек своих не надуваю,

Мяч в ворота загоняю.

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\FuijJHSbhbk.jpg

Описание: Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на шарик

 (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.

Варианты: можно предложить ребёнку на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, ватку (сдуть с ладошки), направленная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребёнку подуть в небольшую чистую бутылочку (из-под капель). При точном попадании воздушной струи в бутылочку раздаётся своеобразный гудящий или свистящий звук («гудит пароход»). Это очень нравится детям.

26.«Лопаточка»

Цель: вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе.

Поперек улыбки лег –

Отдыхает язычок.

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\aaw_VPuAYPI.JPG

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край

 языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

27.«Дуем на лопаточку»

Цель: вырабатывать умение дуть по середине широкого языка, спокойно лежащего на нижней губе.

Дую, дую на «лопатку»,

Чтоб была широкой, гладкой.

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\aaw_VPuAYPI.JPG

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу и спокойно подуть по середине языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста 3 - 7лет

Совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата...

Картотека артикуляционной гимнастики для детей 5-6 лет

Картотека расчитана на возраст 5-6 лет.  Большая помощь в работе, при отсутствии в детском саду логопеда.  материал был взят на следующем сайте:http://kladraz.ru/blogs/saida-rashidovna-cypla...

Методическая разработка: Картотека артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста

В картотеки представлена артикуляционная гимнастика в стихотворной форме...

Картотека Артикуляционной гимнастики для детей 3-4 лет

Материал будет полезен для воспитателей...

Картотека артикуляционной гимнастики для детей младшего возраста

Артикуляционная гимнастика для детей должна проводиться логопедом, воспитателями, родителями несколько раз в день. В итоге вырабатываются полноценные движения артикуляционных органов, необхо...