Методическая разработка коммуникативных упражнений и игр для музыкальных занятий с дошкольниками.
методическая разработка по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Гордиенко Наталья Сергеевна

Методическая разработка коммуникативных упражнений и игр для музыкальных занятий с дошкольниками.

Составила Гордиенко Н.С., музыкальный руководитель

(г. Барнаул, Россия, структурное подразделение

МАОУ «СОШ №132» им. Н.М. Малахова

«Детский сад №259») 

 

Пояснительная записка.

Для чего нужны коммуникативные игры-танцы; упражнения.

В работе по музыкально-ритмическому воспитанию детей нужен разнообразный репертуар: упражнения, игры, этюды, парные танцы, сюжетные пляски и т. д. Среди всего этого многообразия материала коммуникативные танцы-игры занимают особое место, поскольку они и развивают, и развлекают. И если следовать формуле, что «учиться надо весело...», то лучшего материала для занятий с детьми просто не придумаешь.

Каковы же особенности коммуникативных танцев-игр?

Во-первых, это, в основном, танцы с несложными движениями, включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания (кто лучше пляшет) и т. д. Движения и фигуры в таких плясках очень просты, доступны для исполнения даже маленьким детям. В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что еще более облегчает их запоминание.

В коммуникативных танцах-играх (помимо развития музыкального слуха, выразительности движений, ориентировки в пространстве и т. д.) могут быть эффективно реализованы следующие направления воспитательной работы:

  • развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;
  • развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;
  • развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей
  • значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.

Поскольку многие коммуникативные танцы построены, в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, то в целом они производят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального климата в детской группе.

Коммуникативные игры-танцы для детей младшего возраста:

1.Игра-танец «Поссорились-помирились»

Задачи: развитие музыкального слуха, чувства ритма, воспитание дружелюбных отношений.

 

2."Где же ручки"

Перед игрой можно попросить малышей показать ручки, ножки,самих себя(хлопки по груди).Потренировать "пляски", которые будут использоваться в процессе игры.

1 куплет:

Дети стоят, спрятав ручки за спину. На слова "Вот ручки..."-выполняют движение "фонарики"(можно чередовать с хлопками в ладоши).

2 куплет:

Дети закрывают ноги руками (или приседают, обхватывая колени).

На слова "Вот ножки..."-шлёпают по коленочкам (можно чередовать с топанием ножек).

3 куплет:

Прячутся сами детки (закрывая лицо ладошками).На слова "Вот детки"-хлопают себя по груди, "Пляшут, пляшут наши детки"-совершают танцевальные движения-выставляют ножку на каблучок, прыгают, кружатся.

 

 

Коммуникативные игры-танцы для детей среднего возраста:

1.ТАНЕЦ-ИГРА С ИГРУШКАМИ

Музыкальное сопровождение — белорусская полька «Янка»

Реквизит: 5-6 крупных игрушек — куклы, медведи и др., которые удобно держать в руках и можно было бы ритмично «топать ногами» игрушек о пол.

Задачи: развитие музыкального слуха, чувства ритма, воспитание дружелюбных отношений, развитие внимания, быстроты реакции.

И. п. Все дети сидят на стульчиках. Ведущая перед началом игры обходит детей и раздает нескольким из них большие игрушки (куклы).

На вступление (три аккорда) дети с игрушками выходят в центр круга.

Музыка А

1-2-я фразы — дети бегут с игрушками в руках врассыпную или по небольшому кругу.

Повторение музыки А

3-я фраза — останавливаются и кружатся на месте вправо, высоко подняв игрушку.

4-я фраза — то же влево.

Музыка В

1-2-я фразы - дети поворачиваются лицом к зрителям (либо лицом к центру круга) и, наклонившись, стучат ножками игрушки о пол («Куклы топают»).

Повторение музыки В

3-я фраза — бегут и отдают игрушки другим детям.

4-я фраза - дети, отдавшие игрушки, садятся на стульчики, машут рукой (жест «до свидания»). Те, кто получил игрушку, выбегают в центр зала.

 

Коммуникативные игры-танцы для детей старшего возраста:

1.«СВЕТИТ МЕСЯЦ» (Россия)

Задачи:

- развитие чувства ритма, умения слышать музыкальные фразы;

- формирование навыков исполнения приставного шага вправо и влево;

- воспитание коммуникативных навык

И. п. Дети стоят в кругу парами, лицом друг к другу и держатся за руки в положении «лодочка».

1-2 такты — 4 приставных шага вправо с притопом в конце фразы.

3-4 такты — то же влево.

5-7 такты — обмен хлопками с партнером на сильные доли мелодии.

8 такт — дети внешнего круга машут партнеру рукой и переходят к другому партнеру по линии танца.

Танец повторяется несколько раз (можно повторять до тех пор, пока партнеры снова не встретятся с парой, с которой начинали этот танец).

2.ОЗОРНЫЕ КОЗЛИКИ

Музыкальное сопровождение — мелодия песни А. Филиппенко «На мосточке»

Задачи: развитие слухового и зрительного внимания, чувства ритма, умения различать фразы и части музыки, формирование навыков ориентировки в пространстве, развитие эмоций.

И. п.: дети стоят в двух колонках ближе к центральной стене зала.

Вступление

  1. фраза — выбегают дети, стоящие в 1-й колонке, и становятся в шеренгу вдоль боковой стены зала. (Рис. 1).

2        фраза — выбегают дети, стоящие во 2-й шеренге. К окончанию вступления становятся в шеренгу лицом к детям, стоящим у противоположной стены.

К началу музыки А дети принимают позу Козлика — руки к голове, подняв вверх указательные пальцы.

 

 

Коммуникативные игры-танцы для детей подготовительного возраста:

1.«РУЧЕЕК» (Россия)

Исполняется на мотив русской народной песни «Прялица»

Задачи:

- развитие слухового и зрительного внимания;

-формирование навыков ориентировки в пространстве;

-развитие чувства ритма.

И.п. Дети стоят в двух шеренгах, образуя пары лицом друг к другу. Первая пара является ведущей, она назначает фигуры танца: «Ручеек», «Челночки».

 

Дети выстраиваются парами в колонну, взявшись за руку с партнером, лицом к ведущей паре. Ведущая пара поворачивается, встает напротив всей колонны и начинает движение вглубь ручейка. Первая пара пропускает идущих через воротца поднятых рук, а следующая за ней, наоборот, сама проходит через воротца идущей вглубь ручейка пары и т. д.

пара, дошедшая до конца ручейка, поворачивается по ходу шеренги, становясь ее завершением. Каждая следующая пара, оказавшись на месте ведущей, в свою очередь, поворачивается лицом к шеренге и начинает движение вглубь ручейка.

Движение повторяется до тех пор, пока ведущая пара не оказывается на своем месте, дожидаясь, когда все остальные придут на свои места. Затем начинается следующая фигура.

 

2.АЙ-ДА САПОЖНИКИ!

Музыкальное сопровождение — мелодия песни «Веселый пастушок»

Задачи: развитие чувства ритма, внимания, ловкости и четкости движений, ориентировки в пространстве, воспитание коммуникативных навыков.

Реквизиты: стульчики по количеству участвующих девочек, которые стоят по кругу спинкой к центру.

Вступление

Дети выходят парами: мальчик (Сапожник) и девочка.

Мальчик подводит девочку к стульчику, девочка присаживается, положив правую ногу на левую, а мальчик опускается на одно колено* перед девочкой. Двумя руками как бы держит молоток.

Музыка А

Мальчик имитирует 3 удара молотком по правому каблучку, на счет «четыре» девочка перекладывает левую ногу на правую. На повторение музыки мальчик «ударяет молоточком» по левому каблучку (с другой стороны). На счет «четыре» девочки и мальчики встают.

Музыка В

И. п. — дети стоят парами лицом друг к другу и держась за руки («лодочкой»).

фраза — 2 раза ударяют каблуком правой ноги о пол, затем 3 притопа.

фраза — то же левой ногой.

фраза — кружатся шагом.

фраза — девочка снова садится на свой стульчик, жестом провожает мальчика, который в это время переходит к другой девочке (по линии танца).

2-6 фигуры — повторение движений 1 фигуры

7 фигура

Гуляют парами в свободных направлениях и уходят на места. Мальчики уносят стульчики на место, с поклоном прощаются с девочками.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._razrabotka_madou_259.docx86.37 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка коммуникативных упражнений и игр для музыкальных занятий с дошкольниками.

Составила Гордиенко Н.С., музыкальный руководитель

(г. Барнаул, Россия, структурное подразделение

МАОУ «СОШ №132» им. Н.М. Малахова

«Детский сад №259»)  

Пояснительная записка.

Для чего нужны коммуникативные игры-танцы; упражнения.

В работе по музыкально-ритмическому воспитанию детей нужен разнообразный репертуар: упражнения, игры, этюды, парные танцы, сюжетные пляски и т. д. Среди всего этого многообразия материала коммуникативные танцы-игры занимают особое место, поскольку они и развивают, и развлекают. И если следовать формуле, что «учиться надо весело...», то лучшего материала для занятий с детьми просто не придумаешь.

Каковы же особенности коммуникативных танцев-игр?

Во-первых, это, в основном, танцы с несложными движениями, включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания (кто лучше пляшет) и т. д. Движения и фигуры в таких плясках очень просты, доступны для исполнения даже маленьким детям. В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что еще более облегчает их запоминание.

В коммуникативных танцах-играх (помимо развития музыкального слуха, выразительности движений, ориентировки в пространстве и т. д.) могут быть эффективно реализованы следующие направления воспитательной работы:

  • развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;
  • развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;
  • развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей
  • значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.

Поскольку многие коммуникативные танцы построены, в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, то в целом они производят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального климата в детской группе.

Коммуникативные игры-танцы для детей младшего возраста:

1.Игра-танец «Поссорились-помирились»

Задачи: развитие музыкального слуха, чувства ритма, воспитание дружелюбных отношений.

https://lh5.googleusercontent.com/-uSFu8uXPSxU/VMkq_gyxjcI/AAAAAAAADYU/hFadfXFUjdc/s640/Possorilis_pomirilis_Vilkorejskoj.jpg

2."Где же ручки"

Перед игрой можно попросить малышей показать ручки, ножки,самих себя(хлопки по груди).Потренировать "пляски", которые будут использоваться в процессе игры.

1 куплет:

Дети стоят, спрятав ручки за спину. На слова "Вот ручки..."-выполняют движение "фонарики"(можно чередовать с хлопками в ладоши).

2 куплет:

Дети закрывают ноги руками (или приседают, обхватывая колени).

На слова "Вот ножки..."-шлёпают по коленочкам (можно чередовать с топанием ножек).

3 куплет:

Прячутся сами детки (закрывая лицо ладошками).На слова "Вот детки"-хлопают себя по груди, "Пляшут, пляшут наши детки"-совершают танцевальные движения-выставляют ножку на каблучок, прыгают, кружатся.

Коммуникативные игры-танцы для детей среднего возраста:

1.ТАНЕЦ-ИГРА С ИГРУШКАМИ

Музыкальное сопровождение — белорусская полька «Янка»

Реквизит: 5-6 крупных игрушек — куклы, медведи и др., которые удобно держать в руках и можно было бы ритмично «топать ногами» игрушек о пол.

Задачи: развитие музыкального слуха, чувства ритма, воспитание дружелюбных отношений, развитие внимания, быстроты реакции.

И. п. Все дети сидят на стульчиках. Ведущая перед началом игры обходит детей и раздает нескольким из них большие игрушки (куклы).

На вступление (три аккорда) дети с игрушками выходят в центр круга.

Музыка А

1-2-я фразы — дети бегут с игрушками в руках врассыпную или по небольшому кругу.

Повторение музыки А

3-я фраза — останавливаются и кружатся на месте вправо, высоко подняв игрушку.

4-я фраза — то же влево.

Музыка В

1-2-я фразы - дети поворачиваются лицом к зрителям (либо лицом к центру круга) и, наклонившись, стучат ножками игрушки о пол («Куклы топают»).

Повторение музыки В

3-я фраза — бегут и отдают игрушки другим детям.

4-я фраза - дети, отдавшие игрушки, садятся на стульчики, машут рукой (жест «до свидания»). Те, кто получил игрушку, выбегают в центр зала.

Коммуникативные игры-танцы для детей старшего возраста:

1.«СВЕТИТ МЕСЯЦ» (Россия)

Задачи:

- развитие чувства ритма, умения слышать музыкальные фразы;

- формирование навыков исполнения приставного шага вправо и влево;

- воспитание коммуникативных навык

И. п. Дети стоят в кругу парами, лицом друг к другу и держатся за руки в положении «лодочка».

1-2 такты — 4 приставных шага вправо с притопом в конце фразы.

3-4 такты — то же влево.

5-7 такты — обмен хлопками с партнером на сильные доли мелодии.

8 такт — дети внешнего круга машут партнеру рукой и переходят к другому партнеру по линии танца.

Танец повторяется несколько раз (можно повторять до тех пор, пока партнеры снова не встретятся с парой, с которой начинали этот танец).

2.ОЗОРНЫЕ КОЗЛИКИ

Музыкальное сопровождение — мелодия песни А. Филиппенко «На мосточке»

Задачи: развитие слухового и зрительного внимания, чувства ритма, умения различать фразы и части музыки, формирование навыков ориентировки в пространстве, развитие эмоций.

И. п.: дети стоят в двух колонках ближе к центральной стене зала.

Вступление

  1. фраза — выбегают дети, стоящие в 1-й колонке, и становятся в шеренгу вдоль боковой стены зала. (Рис. 1).

2        фраза — выбегают дети, стоящие во 2-й шеренге. К окончанию вступления становятся в шеренгу лицом к детям, стоящим у противоположной стены.

К началу музыки А дети принимают позу Козлика — руки к голове, подняв вверх указательные пальцы.

Коммуникативные игры-танцы для детей подготовительного возраста:

1.«РУЧЕЕК» (Россия)

Исполняется на мотив русской народной песни «Прялица»

Задачи:

- развитие слухового и зрительного внимания;

-формирование навыков ориентировки в пространстве;

-развитие чувства ритма.

И.п. Дети стоят в двух шеренгах, образуя пары лицом друг к другу. Первая пара является ведущей, она назначает фигуры танца: «Ручеек», «Челночки».

Дети выстраиваются парами в колонну, взявшись за руку с партнером, лицом к ведущей паре. Ведущая пара поворачивается, встает напротив всей колонны и начинает движение вглубь ручейка. Первая пара пропускает идущих через воротца поднятых рук, а следующая за ней, наоборот, сама проходит через воротца идущей вглубь ручейка пары и т. д.

пара, дошедшая до конца ручейка, поворачивается по ходу шеренги, становясь ее завершением. Каждая следующая пара, оказавшись на месте ведущей, в свою очередь, поворачивается лицом к шеренге и начинает движение вглубь ручейка.

Движение повторяется до тех пор, пока ведущая пара не оказывается на своем месте, дожидаясь, когда все остальные придут на свои места. Затем начинается следующая фигура.

2.АЙ-ДА САПОЖНИКИ!

Музыкальное сопровождение — мелодия песни «Веселый пастушок»

Задачи: развитие чувства ритма, внимания, ловкости и четкости движений, ориентировки в пространстве, воспитание коммуникативных навыков.

Реквизиты: стульчики по количеству участвующих девочек, которые стоят по кругу спинкой к центру.

Вступление

Дети выходят парами: мальчик (Сапожник) и девочка.

Мальчик подводит девочку к стульчику, девочка присаживается, положив правую ногу на левую, а мальчик опускается на одно колено* перед девочкой. Двумя руками как бы держит молоток.

Музыка А

Мальчик имитирует 3 удара молотком по правому каблучку, на счет «четыре» девочка перекладывает левую ногу на правую. На повторение музыки мальчик «ударяет молоточком» по левому каблучку (с другой стороны). На счет «четыре» девочки и мальчики встают.

Музыка В

И. п. — дети стоят парами лицом друг к другу и держась за руки («лодочкой»).

фраза — 2 раза ударяют каблуком правой ноги о пол, затем 3 притопа.

фраза — то же левой ногой.

фраза — кружатся шагом.

фраза — девочка снова садится на свой стульчик, жестом провожает мальчика, который в это время переходит к другой девочке (по линии танца).

2-6 фигуры — повторение движений 1 фигуры

7 фигура

Гуляют парами в свободных направлениях и уходят на места. Мальчики уносят стульчики на место, с поклоном прощаются с девочками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по использованию здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в детском саду (из опыта работы)

Опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в детском саду....

Методическая разработка " Использование здоровье сберегающих технологий на музыкальных занятиях"

В данной разработке представлена  система музыкально-оздоровительной работы, объединяющая традиционные музыкальные занятия с оздоровительными мероприятиями....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: "ВЫПОЛНЕНИЕ САМОАНАЛИЗА ПРОВЕДЁННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ"

Данная методическая разработка призвана помочь начинающим музыкальным руководителям провести самоанализ музыкального занятия  для достижения максимальной эффективности использования времени пребы...

Методическая разработка " Комплекс упражнений по логоритмике с элементами нейрогимнастики для дошкольников 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи"

Цель:  профилактика и коррекция речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста. Задачи:Развивать артикуляционную моторику, дыхание, голосовые связки, корректировать звукопроизношени...