Методическая разработка по музыке для детей старшей группы «Что за марш?»
методическая разработка по музыке (старшая группа)

Кензеева Валентина Владимировна

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_marsh.docx16.93 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка по музыке

для детей старшей группы

«Что за марш?»

Цель

- рассказать детям, что такое марш, и об их разновидностях;

- учить распознавать марши куплетной и  инструментальной   формы; познакомить с новым понятием – реприза;

- воспитывать в детях эмоциональные чувства  на музыку марша. 

Ход занятия:

Музыкальный руководитель: Песни – народные, массовые – лишь один из видов музыкального жанра. Кроме песен, существуют еще два жанра, какие?

Дети: Марш и танец.

Музыкальный руководитель: Правильно. Музыка, сопровождающая движения людей, известна с глубокой древности. Она была призвана объединять эти движения и потому всегда соответствовала их характеру – торжественному и неторопливому, или бодрому, энергичному. Так возникли марши. Теперь под их музыку проходят различные массовые шествия. 

1. Торжественные – во время народных праздников и парадов. 

2. Военно-строевые, походные – когда марширует войсковая часть или другая организационная колонна людей. 

3. Спортивные – на физкультурных парадах и соревнованиях. 

4. Траурные – в скорбные дни похорон.

Поэтому и марши бывают торжественные, военно-строевые, походные, спортивные, похоронные.

(прослушивание маршей)

Музыка марша исполняется в темпе шага. Своим четким единообразным ритмом она помогает идти. Часто во время шествия люди поют – это звучат маршевые песни или песни – марши.

Музыкальный руководитель: При всем разнообразии маршей им присуще общие черты. Это, прежде всего, двух или четырехдольный тактовый размер и четкий ритм шага. Ровными отрывистыми четвертями в шаг марширующих звучит тема в марше С.Прокофьева из сборника «Детский альбом». Острые форшлаги на сильных долях такта еще более подчеркивают четкость ее движения.

(прослушивания «Марш» С.Прокофьева)

(ходьба под марш)

Обычно марши имеют яркие запоминающиеся мелодии, несложное сопровождение. В маршах композиторы отводят значительную роль духовым инструментам, особенно трубе (показ картинки), а также ударные инструменты и барабан (показ картинки).

Музыкальный руководитель: Ребята, марши можно часто встретить в музыке театральных произведений – в операх, балетах, драматических спектаклях. Здесь они всегда связаны с действием на сцене и сопровождают обычно какое-либо шествие, торжественное или скорбное, шуточное или сказочно-фантастическое. Примером торжественного героического марша может служить марш из оперы «Аида» выдающегося композитора Джузеппе Верди (показ портрета).  Действие оперы происходит в древнем Египте. На сцене перед зрителями предстает сказочное зрелище. Площадь полна народу, на троне – царь Египта, окруженный жрецами, приближенными, стражей. Ликующая толпа встречает египетское войско. Музыка марша передает победный шаг воинов, гордость победителей, возвращающихся домой, радость встречающих.

(прослушивание марша)

Марш исполняет симфонический оркестр, а также духовой.

Музыкальный руководитель: Мы с вами вспомнили марш торжественный, героический, а сейчас познакомимся с маршем совсем иного характера. Он сопровождает детский веселый праздник – новогоднюю елку. К девочке Маше и ее брату пришли в гости дети. Они резвятся, танцуют, а затем маршируют вокруг елки. В этой пьесе три части.

(прослушивание марша из балета Чайковского «Щелкунчик»)

Светлые прозрачные краски оркестра помогают воспроизвести в музыке мир беззаботного и счастливого детства.

Еще марши существуют куплетной или инструментальной формы. Куплетная форма – это песня с припевами, а в основе инструментальной формы марша лежит три различных темы. В первой части звучит основная тема произведения. Во второй, средней, обычно появляется новая тема. В третьей части, повторяется первая тема произведения, поэтому третью часть называют репризой, что значить повторение.

Музыкальный руководитель: В спортивной жизни всё в движенье. Большое мощное сраженье. Марш вхож в любое состязанье. Ведь в нём есть дух соревнованья. О каком марше идёт речь?

Дети: Это марш спортивный.

Музыкальный руководитель: Верно.

Победы без него не будет. Спортивный марш так любят люди! В каждом городе есть спортивный стадион. В нашем сказочном королевстве он тоже есть. Каждое утро королевская футбольная команда выходит на тренировку под звуки марша. Как он бодро звучит и настраивает игроков на победу!

Звучит «Марш футболистов». Слушают.

Музыкальный руководитель: Яркие фанфары приглашают нас во Дворец. Здесь живут не только солдаты, спортсмены, добрая Фея, но и дети. Когда в королевстве наступает ночь, всё стихает. Спят и взрослые, и дети. Не спится только игрушкам. Они начинают свой парад. А мы с вами посмотрим фрагмент оперы «Щелкунчик» П. И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков»

Просмотр видео «Марш деревянных солдатиков».

Музыкальный руководитель: Как вы думаете. А игрушечный марш, он какой? Найдите слова, которые расскажут о настроении этой музыки.

Дети: Легкий, звонкий, весёлый, забавный.

Музыкальный руководитель: Звуки игрушечного марша ещё легче, тоньше, он исполняется в высоком регистре, но игрушечные солдаты идут также ровно, чётко, как настоящие. А теперь сыграем «Марш деревянных солдатиков» П. И. Чайковского Мальчики на барабанчиках и бубнах, девочки - на колокольчиках. Я буду дирижёром, а вы музыкантами, оркестром. Следите внимательно за моими движениями рук, мальчики – слева, девочки справа. А если я буду дирижировать обеими руками, играем все вместе.

Звучит «Марш деревянных солдатиков» дети играют на шумовых инструментах. Под музыку дети садятся на места.

Музыкальный руководитель: Вот и подошло к концу наше путешествие в волшебное Королевство Маршей.

- Что же нового вы узнали за время нашего путешествия?

Ответы детей.

- С какими маршами мы познакомились?

Ответы детей.

Итог занятия.

Музыкальный руководитель задаёт вопросы, отмечает активность ребят на занятии, интересные и правильные ответы, их внимательность. Совместно с музыкальным руководителем дети делают вывод о том, что все марши разные, но у них есть и общее: если все будут чётко маршировать, то никто не собьётся в строю.

Музыкальный руководитель: А я с вами прощаюсь, до новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по музыке для детей подготовительной группы "Музыкальный отпуск"

Открытое музыкальное занятие "Музыкальный отпуск" (подготовительная группа)...