Выступление на городском семинаре для музыкальных руководителей МДОУ, МАДОУ тема «Специфика организации работы танцевальной студии в системе дополнительного образования»
статья по музыке

Тюшева Татьяна Александровна

Движения под музыку издавна применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция). Но впервые рассмотрел танец и ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950). Перед танцем он, прежде всего, ставил задачу развития музыкальных способностей, а также пластичности и выразительности движений.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Департамент по социальной политике

Администрации городского округа Саранск

Управление образования

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 41 присмотра и оздоровления»

Выступление

на городском семинаре

для музыкальных руководителей МДОУ, МАДОУ

тема «Специфика организации работы танцевальной студии в системе дополнительного образования»

Подготовила:

музыкальный руководитель

Тюшева Т. А.

Место проведения:

МДОУ «Детский сад № 58»

Саранск-2019 г.

Танец – искусство синтетическое. Оно позволяет решать задачи физического, музыкально-ритмического, эстетического и, в целом, психического развития детей. Танец является один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.

Движения под музыку издавна применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция). Но впервые рассмотрел танец и ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950). Перед танцем он, прежде всего, ставил задачу развития музыкальных способностей, а также пластичности и выразительности движений.

Обучать танцевальному искусству необходимо всех детей, развивая в них глубокое "чувствование", проникновение в музыку, творческое воображение, формируя умение выражать себя в движениях.

Формирование осанки, культуры движений, мимики, развитие музыкального вкуса повышают уверенность ребёнка в себе. Совершенствование координации движений способствует повышению коммуникативной активности ребёнка.

Высокая выразительность и эмоциональность занятий оказывают положительное влияние на психическое самочувствие дошкольников.  

Потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста настолько велика, что врачи и физиологи называют этот период «возрастом двигательной расточительности». И танец   помогает творчески реализовать эту потребность, ибо бесконечное разнообразие движений позволяет развивать не только чувство ритма, укреплять скелет, мускулатуру, но и стимулирует память, внимание, мышление и воображение ребёнка. Высокий интерес детей к танцевальной деятельности, возможность раскрытия творческого потенциала каждого ребенка в процессе дополнительных занятий танцами, а так же запрос родителей.

В  МАДОУ «Детский сад № 41 присмотра и оздоровления» организована работа кружков дополнительного образования, одним из которых является танцевальная студия  «Маленькая страна». Я являюсь руководителем танцевальной студии с 2010 г.  В студии занимаются дети  5 – 7 лет. Мною разработана дополнительная общеразвивающая программа

дополнительного образования, рассчитанная на 2 года, и перспективное планирование.

Программа разработана на основе программ:

  • Джаллалова И. А.  Ритмопластика и хореография для детей от 5 до 10 лет «Здоровьесберегающие технологии в образовательно - воспитательном процессе»
  • Слуцкая С.Л. «Танцевальная мозаика»
  • Фирилева Ж. Е., Сайкина Е.Г. «Са-фи-дансе»

Цель программы: привитие начальных навыков в искусстве танца и воспитание хореографической культуры  дошкольников.

Задачи:

  1. Развивать двигательную активность и координацию движений.
  2. Формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям в игре и танце.
  3. Развивать музыкальные способности (эмоциональную отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма).
  4. Учить   воспринимать   музыкальные   образы   и   выражать   их   в движении, согласовывая движения с характером музыки; определять музыкальные жанры (марш, песня, танец).
  5. Развивать творческие  способности:  учить  оценивать  собственное движение и товарища, придумывать «свой» игровой образ и «свой» танец.
  6. Поощрять   исполнительское   творчество:   участие   в   праздниках, спектаклях, концертах.

Обязательными условиями проведения занятий  кружка являются:

  • соответствие зала и занятий санитарным нормам и правилам;
  • наличие формы (чешки, балетки, трикотажные шорты, белая футболка, убранные волосы (у девочек));

В процессе изучения курса дети знакомятся с основами танцевального искусства, осваивают репертуар, показывают свое мастерство на детских праздниках и концертах, конкурсах.

Главным возбудителем фантазии ребенка является музыка. Поэтому музыкальный материал подбирается особенно тщательно, по следующим принципам:

  • соответствие возрасту;
  • художественность музыкальных произведений, яркость, динамичность их образов;
  • моторный характер музыкального произведения, побуждающий к движениям («дансантность»);
  • разнообразие тематики, жанров, характера музыкальных произведений на примерах народной, классической и современной музыки, детских песен, музыки из мультфильмов.

На основе подобранного музыкального материала создается танцевальный репертуар.

Важно, чтобы в процессе занятий, приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а развивало музыкально-танцевальные и общие способности, творчество, формировало основы духовной культуры детей.

Формы и режим занятий

Все занятия делятся на несколько видов:

Обучающие занятия. На общих занятиях детально разбираются движения. Обучение начинается с раскладки и разучивания упражнений в медленном темпе. Объясняется приём его исполнения. На занятии может быть введено не более 2 – 3 комбинаций.

Закрепляющие занятия. Предполагает повтор движений или комбинаций не менее 3-4 раз. Первые повторы исполняются вместе с педагогом. При повторах выбирается кто-то из ребят, выполняющих правильно, лучше других или идет соревнование – игра между второй и первой линиями. И в этом и в другом случае дети играют роль солиста или как бы помощника педагога.

Итоговые занятия. Дети практически самостоятельно, без подсказки, должны уметь выполнять все заученные ими движения и танцевальные комбинации.

Импровизационная работа. На этих уроках дети танцуют придуманные ими вариации или сочиняют танец на тему, данную им педагогом. Такие занятия развивают фантазию. Ребёнок через пластику своего тела пытается показать, изобразить, предать своё видение образа.

Занятия проводятся два раза в неделю, во второй половине дня с октября по май.

Занятие состоит из трех частей:

Разминка - в нее входит поклон, упражнения направленные на разогрев мышц всего тела, стрейчинг, укрепление мышечного корсета, развитие координации.

Основная – повторение, закрепление пройденного  и разучивание и отработка танцевальных движений, комбинаций, композиций.

Заключительная –   игра, дыхательные упражнения, поклон.

Занятия студии направлены на развитие общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми, формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества, решая задачи социально-коммуникативного развития.

В ходе занятий в танцевальном кружке дети знакомятся с названиями движений, элементов костюмов, названиями реквизита для танца, стилей и направлений характера музыки, названиями танцев, что способствует речевому развитию дошкольников.

И, конечно же происходит физическое развитие, так как занятия танцами несут в себе двигательную активность, развитие координации и гибкости, способствуют правильному формированию опорно-двигательного аппарата, развитию равновесия, координации движений.

Из собственных наблюдений в работе с детьми я отметила, что занятия в студии:

  • развивать двигательную активность и координацию движений;
  • развивают художественный вкус;
  • развивают чувство ритма и темпа;
  • появляется ловкость и грация в движениях;
  • развивается актерское мастерство;
  • формируют умение работать на результат;
  • дети становятся физически сильнее и выносливее;
  • укрепляется опорно-двигательный аппарат и мускулатура, улучшается осанка;
  • двигательная активность укрепляет иммунитет, дети меньше болеют;
  • развивают волевые качества личности ребенка, дети учатся преодолевать трудности;
  • улучшаются память, воображение, мышление;
  • скованные, стеснительные дети обретают уверенность;
  • формируется умение детей работать слаженно в группе сверстников.

В планировании работы студии  я учитываю индивидуальные и возрастные особенности детей, что соответствует требованиям ФГОС ДО. Изучение танцевальных элементов проходит в соответствии с возрастом,  включая движения с использованием реквизита (цветных платков, лент, мячей, вееров и т. д.). Танцевальные связки объединяются в концертные номера, которые дети с удовольствием демонстрируют на мероприятиях и праздниках, которые проводятся в детском саду в течение года.

Воспитанники кружка участвуют в конкурсах. Ежегодно принимаем участие в  конкурсе «Планета детства»,  в городском этнокультурном смотре – конкурсе «Созвездие народных талантов»  заняли 1 место с номером «Ниточка», в дистанционном  всероссийском -конкурсе «Радужные облака» с номером «Цветы востока».

Такие выступления перед аудиторией сверстников или взрослых, дают детям заслуженное признание их талантов и способностей, а так же навык публичных выступлений, избавляя от скованности, чувства страха, зажатости перед большой аудиторией, что несомненно пригодится им в дальнейшей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в процессе организации работы по воспитанию духовности и нравственности у дошкольников

Приобщение дошкольника к народным традициям, основанным на православной культуре, помогает развить интегративное качество как «имеющий первичные представления о себе, обществе, о его культурны...

Выступление на городском семинаре для музыкальных руководителей МДОУ, МАДОУ тема: «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

Музыкально-оздоровительная работа в ДОО - достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников. Новизна данного направления состоит в том, что на музыкальных зан...

Презентация для музыкальных руководителей МДОУ, МАДОУ тема «Специфика организации работы танцевальной студии в системе дополнительного образования»

Танец – искусство синтетическое. Оно позволяет решать задачи физического, музыкально-ритмического, эстетического и, в целом, психического развития детей. Танец является один из видов музык...

Выступление на городском семинаре для музыкальных руководителей МДОУ, МАДОУ тема «Специфика организации работы танцевальной студии в системе дополнительного образования»

Движения под музыку издавна применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция). Но впервые рассмотрел танец и ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский пе...

Работа в творческой группе на тему: "Методическое сопровождение деятельности педагогов ДОУ в системе дополнительного образования дошкольников"

Краткая аннотация проектаНовые социально-экономические отношения в современном обществе обусловили изменения, происходящие в системе дошкольного образования. Обновление содержания и изменение условий ...

Работа в творческой группе на тему: "Методическое сопровождение деятельности педагогов ДОУ в системе дополнительного образования дошкольников "

Краткая аннотация проекта          Новые социально-экономические отношения в современном обществе обусловили изменения, происходящие в системе дошкольного ...

Доклад для воспитателей на тему: "Специфика организации работы в группах раннего возраста с учетом современных требований"

В материалах рассмотрены  особенности воспитательно-образовательной  работы в группах детей раннего возраста в соответствии с современными требованиями...