Театрализованная деятельность в детском саду.Создание музыкальных спектаклей-мюзиклов с детьми дошкольного возраста.
статья по музыке (старшая группа)

Федорова Елена Валерьевна
Статья на тему театрализации.Как я начинала работать по этой теме.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Театрализованная деятельность в  ГБДОУ.

Создание музыкальных спектаклей мюзиклов с детьми дошкольного возраста.

                                                                                                     Музыкальный руководитель

                                                                                                         Фёдорова   Елена Валерьевна

                                               

                                      Мюзикл(англ.musical)   музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги,песни, музыка….важную роль играет хореография.

                               

                                                       ВикипендиЯ

     Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека.

                                                                                                          И. А. Сухомлинский          

                                                                             

    Театрализованную деятельность в дошкольном учреждении  называют по разному    -это и   драматизации, постановки,  инсценировки, театрально- игровая деятельность и т.д. Игровая деятельность является для ребёнка приоритетной,  а функции детской игры  определяются её психологическими особенностями, раскрытыми в исследованиях Л.С.Выгодского    ,С.Л.Рубинштейна ,Д.Б. Эльконина.  В игре формируется личность ребёнка ,его потенциальные возможности и первые творческие проявления.  В ходе театрализованных игр можно решить множество педагогических задач .С помощью «игры в театр» мы развиваем   детскую фантазию, воображение, память, коммуникативные способности, все виды детского творчества...а именно

-художественно -речевое

-музыкально-игровое

-танцевальное

-сценическое  

Особенное  внимание хочется обратить на детское воображение. Ведь развитие воображения помогает ребёнку в дальнейшем ситуативно мыслить , ставить перед собой определённые задачи и просчитывать наперёд своё поведение в той или иной ситуации. В дальнейшем конечно, творческое воображение особенно ярко раскрывается в таких профессиях как артист, художник, писатель., но в жизни оно необходимо каждому человеку, не зависимо от профессии .А  к чему мы подводим процесс воспитания в ГДОУ и школе как не к умению ориентироваться в жизненных ситуациях и определению правильного поведения в обществе.

В детском учреждении музыкальный руководитель формирует музыкальную культуру ребёнка .И делает он это не только на занятиях, а в то числе и в театрализованной деятельности.

Воспитывать умного, культурно развитого человека-одна из основных наших задач.  А как сказал Б.А  Сухомлинский:  «Музыка — могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие.»  Многие родители не считают музыкальные занятия серьёзным видом деятельности ребёнка...по этому на примере  музыкальных спектаклей можно доказать и показать на деле, каких результатов добиваются дети.

С чего я сама начинала  театрализованную деятельность в детском саду?...Конечно сначала это были небольшие сценки, инсценировка песен, стихов, пантомима .Затем, небольшие спектакли -постановки с детьми старшего возраста .И  по началу не всегда это было удачно, ведь все умения  приходят к нам с опытом работы.  В то время , когда я начинала работать, не было достаточного количества литературы, музыкального материала, сценариев, песен. Поэтому приходилось  обходиться только художественным материалом, подбирая или сочиняя музыку самим.

Хочется рассказать о первом опыте коллективного творчества, который состоялся в самом начале моей работы. В проекте была постановка музыкального спектакля по мотивам   стихотворения С.Я Маршака-  «Сказка о глупом мышонке». Когда дети познакомились со стихотворением, хорошо знали сюжет и мы вместе с воспитателем проводили занятие, где дети сами подсказывали нам как должен говорить, двигаться тот или иной герой, один из детей вдруг сказал, что он не хочет, что бы сказка так заканчивалась.-  « почему кошка съест мышонка?»  Мы стали обсуждать эту ситуацию, но дети все как один утверждали , что хотят поменять конец сказки. Вот тут и проявилась воображение и фантазия детей:

  • пусть наш мышонок будет осторожным
  • пусть мышонок убежит от кошки
  • спрячется от кошки
  • мама мышка не должна плакать

так появилось новое окончание у этого спектакля  и дети были очень довольны, ведь они были не просто артистами, они   САМИ   придумали и исполнили то, что придумали.  Ну, а я помогла им воплотить их мысли в стихотворный текст:

-Мама плачет, слёзы льёт:«Где мой маленький сынок?»

-«Мама, мамочка, я здесь....дай мне что нибудь поесть...»

-«Где ж ты был?»

-«От кошки злой, я сбежал...»

-«Мой дорогой!!!»

-«Мне не надо няню звать,

Я большой, сам лягу спать»

В то время я не называла ещё  наши спектакли мюзиклами, хотя уже тогда к каждому герою  подбиралась музыка, сочинялись слова песен. Вот пример из того же спектакля «Сказка о глупом мышонке»:

«Колыбельная кошки»

Баю-баю, спи сынуля,

Пусть во сне приснится сыр...

И батончик шоколада ..

И мороженое пломбир!

Спи, мой маленький,

Я- рядом!

Никуда я не уйду.

Ну, а если будет надо

Няню я тебе найду...

«Песня жабы.»

Здравствуй, глупенький мышонок!

К тебе пришла на помощь тётя,

я прискакала из  далёка,

Живу за лесом на болоте...

Тебе спою такую песню...

И не захочешь, а уснёшь..

Заквакаю -цветы завянут,

Иголки растопырит ёж!

«Песня кошки»

Я ваша добрая соседка,

Меня зовут Мур-Мяу-Киска,

Меня просила посидеть

мамаша  мышь за две сосиски...

Какой хорошенький мышонок,

Какой ты мягонький совсем,

Закрой, закрой скорее глазки.....

…................................................

а я возьму тебя и съем!!!!

В своё время мне очень понравилась статья  А.Н. Бурениной  «Берегите музыкального руководителя», где автор очень хорошо раскрыла само понятие- музыкальный руководитель, сколько надо освоить и вмешать в себя, что бы действительно  овладеть этой профессией. Итак  - педагог, сценарист, музыкант, хореограф, звукорежиссёр, композитор( в какой то мере) ,костюмер, портной.. и  др. Так вот для создания мюзикла, все эти профессиональные знания просто необходимы.

А что такое мюзикл? Прежде всего это музыкальный спектакль, в котором сочетаются и переплетаются-диалоги ,музыка, песни, танцы(общие и индивидуальные.)Всё это действо объединено общей сюжетной линией.

Первый детский мюзикл я увидела , проходя очередные курсы повышения квалификации в одном из детских садов Петродворцового района. Это был незамысловатый сюжет и очень содержательная и красивая музыка, песни , танцы. С удивлением я узнала, что написал эту пьесу, с музыкальным сопровождением преподаватель музыкального училища, которое я закончила, О.О Юргенштейн. К сожалению, он очень мало печатался и посоветовать  к работе могу только одну его книгу и сборник замечательных песен  :

Олег Юргенштейн

 Магия  детского   театра .Музыкально- драматические этюды. Санкт-Петербург. Творческое объединение 1998

Олег Юргенштейн

Песни-сценки к театру Ступеньки  Санкт-Петербург.  Астерион 2008

Начинать работу над мюзиклом необходимо с планирования. Здесь следует отметить, что работу над спектаклем ведут несколько педагогов- воспитатели , музыкальный руководитель, хореограф(если таковой имеется в штате).А также посильную помощь оказывают родители, которых непременно надо вовлекать в процесс подготовки спектакля, это может быть пошив костюмов, изготовление декораций,  и даже исполнение каких то ролей .Задачи по ознакомлению с художественным произведением(сценарием)  выполняют воспитатели, включая эту тему в план занятий по ознакомлению с художественными произведениями.  Музыкальный руководитель на фронтальных  и индивидуальных занятиях разучивает необходимый музыкальный материал.  Далее следует включать в работу такие формы   работы как этюды(«Кто как ходит»,  «Как разговаривает этот герой», «Опиши характер героя» и т. д.),пантомимы, обсуждения, занятия по рисованию, лепке, аппликации на тему данного художественного произведения. Всё это делается для того, что бы дети хорошо ориентировались в данном материале и сами создавали образ героев произведения.  Далее идут  занятия  по сценам и в конце собирается общий  музыкальный  спектакль. Постановка детского спектакля имеет ещё свои особенности. Мы не можем репетировать как во взрослом театре...детям должно быть интересно. По этому , многие сцены не показывают всем детям и они видят их только  при показе мюзикла .Это могут быть роли, которые исполняют взрослые или выпускники детского сада. Например, в прошлом  году (2012) при постановке мюзикла «Муха-цокотуха», роль паука у нас исполнял выпускник ГДОУ 2005 года Алёша   Аванесов.То что он появится в спектакле знали только исполнители главных ролей  Муха-Цокотуха и Комарик, так как у них были общие диалоги и общий танец. Для остальных детей- это было сюрпризом. Вот такие сюрпризные моменты надо непременно продумывать, что бы сам спектакль был для детей ПРАЗДНИКОМ!!!!

В нашем ГДОУ  мы стараемся каждую весну показать работу по театрализованной деятельности в виде мюзикла. Сценарии либо придумываются  нами, как например  «Мистер Твистер» по мотивам  стихотворения С.Я Маршака    или это переработанные готовые сценарии  : «Стрекоза и муравей»  Юргенштейна,  «Ухти — тухти» музыка Г.Портнова,  «Красная шапочка» Юргенштейна, «Котята- поварята»  Теличеевой и др  .Или готовые мюзиклы, которые вы можете найти в программе «Ладушки» Новоскольцевой и Каплуновой.

А также нам на помощь приходит интернет, где можно найти и музыку и сценарии в помощь в работе по театрализации.

Очень хочется, чтобы педагоги нынешнего поколения изменяли стереотипы   педагогического мышления в поиске  таких  форм    работы  по воспитанию и обучению, которые способствовали бы раскрепощению в развитии детей и обращали бы больше внимания на эмоциональную   сферу дошкольника. Именно такой формой работы, по моему мнению, и является театрализация в виде музыкальных спектаклей-мюзиклов. Где можно показать всё , чему обучаются дети на занятиях в ГДОУ.

 

Таким образом, театрализованная деятельность  в виде музыкального спектакля-мюзикла способствует развитию творческих способностей и познавательной активности детей, нравственному развитию дошкольника, формированию  воображения ,способствующего пониманию ребенком смыслов человеческих отношений, адекватному эмоциональному реагированию, формированию эмоционального контроля и таких высших социальных чувств, как эмпатия, сочувствие, сопереживание. А всё это является средством к успешному   усвоению  программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

творческая работа "Театрализованная деятельность на занятиях по ознакомлению с окружающим миром для детей дошкольного возраста"

Исходя из опыта работы в дошкольном учреждении, нужно подчеркнуть, что обучение счет с помощью мультимедийных игр-презентаций должно осуществляться не только на занятиях, но также в кружковой и индиви...

«Использование музыкально-ритмических упражнений с детьми дошкольного возраста.»

Музыка- одно из могучих средст эстетического воспитания детей, воспроизводящее окружающую нас действительность в звуковых образах. Использование музыкально-ритмических упражнений в детьми дошкольного ...

Возможности театрализованной деятельности в развитии коммуникативных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста

Возможности театрализованной деятельности в развитии коммуникативных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста...

Театрализованная деятельность как средство развития и формирования коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста

Театрализованная деятетельность очень эффективна при интегрированной работе учителя- логопеда с детьми дошкольного возраста...

Эмпирическое исследование влияния музыкально-театрализованной деятельности на развитие коммуникативных навыков и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

КОНФЕРЕНЦИИ «СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОСТРОВНОМ РЕГИОНЕ: НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ВЫСТУПЛЕНИЕ В РАМКАХ СЕКЦИИ ОБЛАСТНОЙ II НАУЧНО &ndash...

Доклад по теме: «Влияние музыкально-театрализованной деятельности на эстетическое, познавательное, речевое, эмоциональное и двигательное развитие детей дошкольного возраста»

В процессе творческой работы над спектаклем дети становятся более общительными, доброжелательными, общительными, внимательными. В своей работе использую разные виды театра: театр игрушек,  театр ...