Музыкальная деятельность. Занятие "Волшебная книга зимы"
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)

Киселёва  Наталья  Евгеньевна

Конспект интегрированного занятия. Зима в музыке, живописи, поэзии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_itog.doc185 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:


Тема:  Зима в живописи, поэзии, музыке.

 
Цель: формирование представлений о художественном образе сказочной зимы в музыке, живописи, поэзии.


Задачи: 
1. Развивать умение детей при составлении описательного рассказа использовать образные слова и выражения, опираясь на полученные ранее знания и представления.
4. Познакомить с произведением живописи  И. Грабарь «Сказка инея и восходящего солнца», изображение родной природы на полотне  художника.

5. Воспитывать эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений поэзии изобразительного музыкального искусства одного настроения.

Форма  организации:

Коллективная деятельность: совместная деятельность педагога с  детьми; самостоятельная деятельность детей.

Материалы и оборудование:

  • Демонстрационный материал:
  • Презентация «Зима», репродукция  картины  И. Грабаря  "Сказка инея, и восходящего солнца";
  • выставка иллюстраций на тему «Зимняя природа»;
  • образец выполненной работы.

Раздаточный материал:

  • белый лист бумаги формата А4, акварельные краски, кисточки, непроливайка, баночка с солью, белый восковой мелок или кусочек воска – по количеству детей;
  • снежинки,  снежки, рули  по количеству детей;

  • Музыкальный материал:

1. Слушание музыки:  аудиозаписи: фрагмент концерта  А. Вивальди «Времена года. Зима. 2 часть»; фрагмент симфонии П.И.Чайковского «Зимние грёзы».

2. Исполнительство:

1)Пение:

  • Попевки: Картушина М.Ю.  Чистоговорка «Да наступили холода», Картушина М.Ю. Попевка «Снежки».

3. Музыкальное движение:

  • упражнение «Машина» Т. Суворовой
  • игры «Зимушка - зима», танец- игра «Зимушка зима»

  • Оборудование:  пианино,  ноутбук,  проекторная доска,  проектор, кукла би-ба-бо Снегурочка, детские столы.

Образовательные области:

  • речевое развитие,
  • художественно-эстетическое развитие.

Предварительная работа: 
рассматривание картин и иллюстраций на тему «Зима», 
• просмотр слайдов по теме занятия, 
• рисование, аппликация на тему «Зима»
• наблюдения за зимними явлениями во время прогулок
• беседы о корме для птиц, изготовление кормушек, угощение пернатых друзей, наблюдение за птицами;
• чтение рассказов о зиме, 
• повторение загадок, пословиц, народных примет о зиме.

Словарная работа:

Активизация словаря эпитетами: сказочная, таинственная, добрая, мягкая, волшебная. Зимний пейзаж.

Методы и приёмы:

Практический метод

Наглядно-слуховой метод

Словесный метод

Планируемые результаты:

Может самостоятельно передавать свои впечатления о характере и настроении  музыкального произведения и живописи  эпитетами и  в рисунке.

Ход НОД

I. Организационный момент

Звучит  фрагмент  концерта А. Вивальди  «Времена года»  - 2 часть, дети танцевальным бегом  входят в музыкальный  зал  останавливаются  полукругом.

Музыкальный руководитель.

Дети, я очень рада видеть вас в музыкальном зале! Сегодня к  нам из сказки пришла Снегурочка давайте с вами песенкой поприветствуем друг друга и нашего  гостя.

Дети исполняют музыкальное приветствие «Здравствуйте!».

Рано утром мы приходим в детский сад.

Очень рады видеть здесь своих ребят.

И с улыбкой это утро мы начнём.

Всем здоровья пожелаем и споём.

Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте.

II. Водная часть

 /мотивационный этап – включение детей в познавательно – игровую деятельность при помощи игровой ситуации/

Снегурочка. (Кукла би-ба-бо)

Здравствуйте, ребята! Я от Матушки -  зимы принесла для вас журнал. Но вьюга налетела,  вырвала некоторые странички и раскидала их по городу. Помогите мне их найти, одной мне просто не справиться.

Воспитатель.

Снегурочка, а как же назвался журнал?

Снегурочка.

Сейчас я загадаю загадку, а вы отгадайте.

Тройка, тройка прилетела

Скакуны в той тройке белой.

А в санях сидит царица

Белоснежна, белолица.

Как махнула рукавом –

Всё покрыла серебром!

Дети. Зима.

Снегурочка. Правильно  Зима. (Отдаёт воспитателю).  А журнал этот в картинках о зимушке-зиме.

Воспитатель. Я предлагаю вам дети сегодня стать журналистами и помочь Снегурочке.

Снегурочка.

А кто такие журналисты?

Дети. Ответы.

III. Основная часть   /содержательный, деятельный этап/.

Снегурочка. Первая страничка журнала была литературной. Там были пословицы и поговорки о зиме.

Воспитатель. А найти их можно в библиотеке. Садимся в машины и отправляемся в библиотеку.

Упражнение  «Автомобили».

Дети берут рули разложенные заранее по кругу, двигаются по кругу шагом, сохраняя дистанцию, затем садятся на стульчики.

На экране слайд «Библиотека»

Воспитатель.  Мы с вами добрались до библиотеки. А вот страничка с поговорками и пословицами о зиме.

  • Зимой солнце светит, да не греет.
  • Мороз не велик, да стоять не велит.
  • Деревья в инее - небо будет синее.
  • Береги нос…. в сильный мороз.

Объяснить, что значит каждая пословица.

Зима шутить не любит.

Воспитатель.

В библиотеке можно найти стихи о зиме. Кирилл прочитает нам стихотворение «Зимний вечер».

На фоне фрагмента музыки А. Вивальди «Времена года» 3 часть.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

Музыкальный руководитель.

Какое настроение прозвучало и в музыке и стихах?

Дети. Тревожное, вьюжное, угрюмое. Колючий характер музыки.

Воспитатель. Первую страничку мы нашли. Вкладываем их в журнал.

Снегурочка. А теперь мы должны оказать в картинной галерее.

Воспитатель. Чтоб  по  дороге не скучать будем дружно, танцевать.

Дети исполняют хоровод «Вот и пришла зимушка-зима»

Звучит фонограмма вьюги, ветра.

Воспитатель.

Как не приветливо встречает нас зимняя погода. Звук, какого природного явления мы с вами слышали?

Дети. Вой ветра, шум метели.

Воспитатель. Что вы почувствовали, когда слышали вой ветра, шум метели?

Дети. Холод, мороз, свежесть зимнего ветра.

 

Музыкальный руководитель.

Проговорим  чистоговорку «Да наступили холода».

Дети проговаривают, а затем поют чистоговорку   «Наступили холода»

Музыкальный руководитель.

Сколько снежинок разлетелось, возьмите по снежинке и подуйте на них. Старайтесь дуть на них долго, чтобы снежинка летела.

Дети выполняют  упражнение на дыхание  «Снежинка».

Воспитатель. Скажите снежинка,  она  какая?

Дети. Холодная, ледяная, пушистая, лёгкая,  резная, нежная, хрупкая.

Музыкальный руководитель.

Возьмите  по снежку споём песенку Снежок.

Дети исполняют попевку «Снежок».

Воспитатель.  Давайте поиграем с вами в игру. Будем собирать снежки в корзину, и называть какая бывает зима.

Дети.

Морозная, снежная, веселая, суровая, пушистая, белая, холодная, вьюжная, красивая, колючая, серебряная, серебристая, волшебная.

Снегурочка. А вот и ещё одна страничка из журнала. Вкладываем их в журнал.

Воспитатель. Мы выяснили с вами, что зима бывает разной. И не заметно мы и оказались в картинной галерее. Проходите на стульчики.

И перед нами картина русского художника Игоря  Грабаря (портрет)  «Сказка инея и восходящего солнца» (картина). И нам предстоит сделать репортаж по этой картине. Не забывайте говорить  целым предложением вы ведь журналисты. 

 

Беседа по картине.

  1. Какое время года изображено на картине?

Дети. На картине нарисована зима.

  1. Что изобразил художник Грабарь на картине, которую назвал «Сказка инея и восходящего солнца».

 

Дети. Деревья, восход солнца, снег, небо.

Составим репортаж  по картине.

На картине мы видим зимний пейзаж.

Нежные русские берёзки покрыты инеем, словно кружевными платочками.

Снег как шёлковый ковёр переливается нежно розовым цветом.

Ярко жёлтое солнышко, словно умылось в снегу и улыбается.

Небо от мороза окрасилось в нежно голубой цвет.

  1. Какие цвета, /какую палитру/ красок использовал художник, чтобы нарисовать пейзаж?

 

Дети. Белую краску чтобы нарисовать снег, иней.

        Жёлтую краску чтобы нарисовать солнце.

        Розовую, нежно сиреневую.

  1. Журналист Олег  прочтёт свой репортаж.

Художник нарисовал зимний березовый лес. Белоствольные молодые березки покрыты пушистым инеем. В лучах солнца иней кажется розовым. На земле лежит снег. Он тоже переливается цветами радуги. Небо ясное, чистое, высокое, нежно-голубое. Видно, что это морозный день. От солнца разливается золотой свет.

Воспитатель. Молодец Олег.

Музыкальный руководитель.

  1. Какое настроение у этой картины?

 Дети. Настроение сказочное, волшебное, таинственное, доброе.

  1. А журналист Артём знает стихи созвучные этой картине.

Музыкальный руководитель.

А вы знаете, что не только поэты и художники писали произведения о зиме.  Композиторы, например, рассказывали музыкой. Послушайте отрывок  произведения композитора П.И. Чайковского «Зимние грёзы».  А Артём почтёт стихотворение.

«Зимнее утро», А.С. Пушкин

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный —

Пора, красавица, проснись:

Открой, сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Воспитатель. Молодец, Артём.

Музыкальный руководитель.

Журналисты вы обратили внимание, что на картине, в стихотворении, и музыке выражено какое настроение?  

Дети.

Сказочное. Таинственное.  Доброе.

Снегурочка.

Ребята, я слушала вашу беседу какие вы молодцы. Какие вы замечательные журналисты. А я ещё нашла странички из журнала.

Вкладываем их в журнал.

Воспитатель. А теперь Снегурочка мы вернёмся в детский сад. Нас ждёт творческая мастерская. Проходите, садитесь за столы. Превратимся в маленьких художников. И нарисуем для журнала пейзажи зимы. Созвучные  с настроением  картины И. Грабаря и музыкой П.И. Чайковского.

Показ и объяснение выполнения работы.

Воспитатель. У вас на столах лежат белый лист бумаги формата А4, акварельные краски, кисточки, непроливайка, баночка с солью, белый восковой мелок или кусочек воска. Вам надо нарисовать зимний пейзаж, который представлялся вам, когда выслушали музыку. А сделаем мы это необычным способом. Мы продолжаем знакомиться  с нетрадиционной техникой изображения «Фотокопией» и солевым рисованием. Техника «Фотокопия» - это рисование свечой или белым восковым мелком, а солевое рисование оживляет рисунок, заставляя его сверкать и переливаться. Придумать эскиз будущего рисунка. Выполнить рисунок при помощи белого воскового мелка. Равномерно покрыть рисунок акварелью голубого или фиолетового цвета. Дать рисунку немного подсохнуть. Посыпать рисунок солью и дать высохнуть.

Самостоятельная работа детей.

Воспитатель оказывает индивидуальную помощь.

Воспитатель. Молодцы! Какие красивые картины получились у вас.

Музыкальный руководитель.

Пока ваши рисунки высыхают, я приглашаю вас поиграть   в игру «Зимушка-зима».

Зимушкой сегодня будет……..

Снежинками…………

Соблюдайте правила игры Зимушка должна поймать снежинки.

За ворота Зимушку не выпускаем.

Дети играют в игру «Зимушка – зима».

Воспитатель.

Собирайте свои работы, мы их вложим в журнал и рассмотрим его.

Снегурочка.

Спасибо вам ребята за помощь. Оставляю в подарок вам книгу Зимы. А мне пора до свидания друзья.

III. Рефлексия.

Дети с воспитателем собираются вокруг журнала беседуют по его страничкам.

Где мы побывали, и что видели, о чём беседовали, что выполняли.

Музыкальный руководитель.

Наша встреча подошла к концу вам пора возвращаться в группу.

Под музыку дети выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности во второй младшей группе с использование здоровьесберегающих технологий на тему «Зимушка зима»

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности во второй младшей группе с использование здоровьесберегающих технологий на тему «Зимушка зима» Программные задачи:1.  Развив...

Музыкально-литературная композиция "Волшебная книга Зимы"

Этот материал я использовала для показа своей работы на творческом отчете нашего детского сада. Дети соскучились по зиме, открывают волшебную книгу и ... появляется сама красавица  Зима. Какая же...

Музыкальное занятие "Белая книга зимы"

Музыкальное занятие по здоровьесберегающим технологиям "Белая книга зимы"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности На тему: «Волшебная книга зимы» с детьми подготовительной группы «Амблиопия, косоглазие»

Конспект непосредственной образовательной деятельностиНа тему: «Волшебная книга зимы»с детьми подготовительной  группы «Амблиопия, косоглазие»...

Конспект совместной деятельности с детьми по музыкальному воспитанию «Волшебная книга сказок» (возраст 5-6 лет)

Данный конспект был опробирован мной на районном конкрсе педагогическх достижений - Конкурс педагогических достижений Калининского района Санкт-Петербурга  2019-2020 учебный год...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: «Белая книга Зимы»

Данное занятие проводится с групой детей старшего дошкольного возраста по теме "Белая книга Зимы". На занятии созданы условия для активизации словаря по теме "Зима", таким образом ...

"Белая книга зимы" Музыкально-литературная гостиная для детей подготовительной группы

Белая книга зимыМузыкально-литературная гостиная для детей подготовительной группы...