Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшей группы с ТНР Тема: «Волшебная книга Зимы»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Клешнина Наталья Дмитриевна

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

для детей старшей группы с ТНР

Тема: «Волшебная книга Зимы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod-volshebnaya-kniga-zimy.docx27.86 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

для детей старшей группы с ТНР

Тема: «Волшебная книга Зимы»

 

  1. Организационная информация

1.

Доминирующая образовательная область

Речевое развитие

2.

Вид деятельности

Игровая, коммуникативная

  1. Методическая информация

1.

Тема образовательной деятельности

«Волшебная книга Зимы»

2.

Методы и приёмы реализации содержания занятия

Наглядные, словесные методы, практические и игровые приёмы

3.

Интеграция образовательных областей

Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие. При речевом развитии соответствующем возрасту детям легче вступать в контакт со своими сверстниками и взрослыми. Обогащается словарный запас детей, развиваются функции словообразования, словоизменения, согласования. Дети лучше усваивают и воспроизводят полученную информацию. Повышается уровень игровой деятельности, социальная адаптация в обществе.

4.

Возрастная группа

5-6 лет

5.

Цель

Создание условий для закрепления пройденного материала. Формирование грамматически правильной связной речи через пересказ по мнемотаблице

6.

Задачи

Образовательные:

  1. Формировать и расширять у детей семантическое поле слова «Зима»
  2. Выделять названия предметов, признаки, действия.
  3. Называть и обобщать предметы по темам.
  4. Закрепить умение сравнивать предметы, опираясь на их характерные отличительные признаки.
  5. Закрепить навык согласования числительных с существительными.
  6. Закрепить умение отвечать на вопрос полным предложением
  7. Формировать навык пересказа по мнемотаблице

Развивающие:

  1. Способствовать развитию познавательных интересов детей, любознательности, двигательной активности, артикуляционной моторики, общей и мелкой моторики.
  2. Развивать в детях эмоционально-положительную отзывчивость, активную речь детей, обогащать словарный запас.
  3. Способствовать развитию межполушарного взаимодействия, через выполнение кинезиологических упражнений.
  4. Развивать мыслительные операции, память, внимание

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение внимательно слушать педагога и своих сверстников, чётко следовать инструкции, выполнять поставленную задачу, выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным предложением.
  2. Способствовать формированию навыков сотрудничества, самостоятельности, доброжелательности, инициативности, проявлению положительных эмоций у детей.

7.

Планируемые результаты

У детей сформировано умение понимать обращённую речь и чётко следовать инструкции.

Дети называют и обобщают предметы по пройденным лексическим темам, исключают «4-й лишний» предмет.

Дети отвечают на вопрос полным предложением.

Пересказывают рассказ о зиме по мнемотаблице

8.

Организация среды для проведения НОД

  1. Мультимедийная установка;
  2. Мультимедийная презентация;
  3. Мнемотаблица для пересказа;
  4. Кукла Снеговик
  5. 3 комплекта игры «Разрезные картинки» (снеговики)

9.

Подготовка к образовательной деятельности во время НОД и в режимные моменты

Развитие функций словообразования, словоизменения, согласования, эмоциональной лексики посредством дидактических игр.

 Проведены: беседа о зиме; рассматривание картин и иллюстраций; чтение стихов и пословиц;  наблюдение за сезонными изменениями на прогулках.

Конспект занятия (образовательной деятельности)

  1. Вводная часть: 5-7 мин.

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

Приветствие детей.

 Демонстрация слайда с изображением «Волшебной книги», чтобы книгу открыть, нужно отгадать загадку:  

Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица –

Белокожа, светлолица.

Как махнула рукавом –

Все покрыла серебром!    (Зима)

Акцентные вопросы: Как вы догадались, что это зима?

- Давайте вспомним названия зимних месяцев. (Декабрь, январь, февраль)

- Ребята, назовите первый зимний месяц. (Декабрь)

- Назовите последний зимний месяц. (Февраль)

- Назовите первый месяц в году. (Январь)

- Какое сейчас время года?

Хотите посмотреть книгу?    (слайд 1)

 стоя в кругу

сидя на ковре

Мотивация деятельности детей

Видео-обращение Снеговичка с просьбой о помощи. (Снеговичку Зима подарила «Волшебную книгу», но её  заколдовал злой волшебник и она не открывается) Мы поможем Снеговику?

сидя на ковре

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

Чтобы открыть книгу, надо помочь Снеговику рассказать о его любимом времени года и  выполнить задания.

Подбор слов-признаков:

зима (какая?) - …;

снег (какой?) - …;

снежинки (какие?) -….

стоя в кругу

  1. Основная часть: 15 мин.

Актуализация ранее приобретённых знаний

Давайте поможем Снеговику выполнить задания

Дидактическая игра «Доскажи словечко».

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю. (Снег.)

С неба всё скользят пушинки -

Серебристые. (Снежинки.)

Вот веселье для ребят -

Всё сильнее. (Снегопад.)

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в. (Снежки.)

Словно в белый пуховик

Нарядился. (Снеговик.)

Рядом снежная фигурка

Эта девочка - (Снегурка.)

На снегу-то, посмотри -

С красной грудкой. (Снегири.)

Словно в сказке, как во сне,

      Землю всю украсил. (Снег.) (слайд 3)

Игра «Посчитай-ка» (одна снежинка, пять снежинок…) (слайд 4)

Игра «4-й лишний». Дети исключают лишнюю картинку и объясняют почему. (одежда, зимние забавы, головные уборы) (слайд 5)

Игра «Скажи наоборот» (Мы сейчас откроем рот, чтоб сказать наоборот!) снег мягкий, а лёд …; летом дни жаркие, а зимой…; одна сосулька длинная, а другая …: один снеговик большой, а другой …)  (слайд 6)

сидя на ковре

полукругом

Добывание (сообщение и принятие) нового знания

Массаж биологически активных зон «Неболейка»

Чтобы горло не болело, мы его погладим смело    (дети поглаживают ладонями  шею сверху вниз)

Чтоб не кашлять, не чихать, нужно носик растирать   (указательными пальцами растирать крылья носа)

Лоб мы тоже разотрем, ладошку держим козырьком   (прикладывают ладони «козырьком» и растирают  его  движениями «в стороны – вместе»)

«Вилку» пальчиками сделай, массируй  ушки ты и шею (раздвинуть указательный и средний пальцы и растирать точки впереди и сзади за ушами)

Знаем, знаем, да – да – да нам простуда не страшна!   (потирают  ладони)

Чтение воспитателем рассказа «Гостья зима»

«Пришла зима. Она накрыла землю белым покрывалом.

Идёт снег. Дует ветер. Трещит мороз.

Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках. А еще можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Мы очень любим зиму».

Акцентные вопросы:

- Кто пришел к нам в гости? - Какое время года было до этого? - Чем зима накрыла землю? - Какие подарки принесла зима? - Для чего людям нужны эти подарки? - Что такое зимние забавы? (слайд 7)

Повторное чтение воспитателем рассказа «Гостья зима»

стоя полукругом

сидя на ковре

полукругом

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

Пересказ детьми рассказа о зиме по мнемотаблице (2 варианта сложности). Рассказы 2-3 детей.

Акцентный вопрос:

- Кто рассказал особенно интересно и выразительно о гостье Зиме?

 Игра «Разрезные картинки» (собрать изображения снеговиков)

Книга открывается, и Снеговик благодарит детей за помощь (слайд 8)

Кинезиологические упражнения «Параллельное марширование», «Перекрёстное марширование»

стоя за столами

стоя полукругом

  1. Заключительная часть: 2-3 мин.

Рефлексия

Кому мы помогли?  Как помогли? Что было самым трудным? Что было самым интересным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы. «Путешествие с Красной Шапочкой». Приоритетная образовательная область: познание.

Систематизировать  элементарные  математические представления у детей,    дать  понятие о ломаной линии, через виды деятельности:  игровую, двигательную (путешествие); ко...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы на тему «В гости к зимующим птицам»

Цель: формирование общих представлений о зимующих птицах.Образовательные задачи:- Познакомить со  строением тела птиц, органами чувств, их оперением.Закрепить знания о питании птиц, их передвижен...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "АБВГЕДейка волшебная страна"

Конспект  непосредственно - образовательной деятельности для детей  старшего дошкольного возраста "АБВГЕДейка волшебная страна"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы детского сада с ОНР. Тема: "Заяц и белка зимой".

Непосредственная образовательная деятельность в старшей группе дети С ОНР. "Заяц и белка зимой"...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшей группы на тему: «Вальс» образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» ( музыкальная деятельность)

Конспект НОД на тему"Вальс" для детей старшей группы. Образовательная область Художественно-эстетическое развитие (музыкальная деятельность).  Материал конспекта  будет интересен и...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы на тему «Волшебный магнит»

Сценарий непосредственно образовательной  деятельности для детей средней группы на тему «Волшебный магнит» по познавательно-исследовательской деятельности Образовательные области: &la...