Конспект комплексного занятияна тему: «Путешествие в страну русских музыкальных инструментов» в подготовительной группе
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)

Аксёнова Наталья Николаевна

познакомить детей с историей русских народных инструментов, учить отличать их звучание;

формировать у детей основы музыкальной культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr.zanyatie_rus_nar_in-ty.docx25.41 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 «Теремок» комбинированного вида Ключевского района Алтайского края

Конспект комплексного занятия

на тему:

«Путешествие в страну русских музыкальных инструментов»

в подготовительной группе

Музыкальные руководители:

                                                     Селезнева И.Р.

                                                                               Селезнев Н.В.

                                                                              Воспитатель: Аксёнова Н.Н.

с.Ключи

2014 год

Цели:

-познакомить детей с историей русских народных инструментов, учить отличать их звучание;

-формировать у детей основы музыкальной культуры.      

Задачи:

- приучать детей внимательно слушать музыкальные произведения в исполнении разных инструментов;

- приобщать детей к народной музыке, высказываться о характере музыке;

- воспитывать интерес к произведениям русского фольклора.

Оборудование:

Балалайка, баян, бубен, колокольчик, домра, деревянные ложки, трещотка, стиральная доска, пила, счеты, фонограммы звучания музыкальных инструментов, иллюстрации  с изображением музыкальных инструментов, музыкально-дидактическая игра «Четвертый лишний».

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций с изображением музыкальных инструментов, беседа о русских музыкальных инструментах, слушание фонограмм, на которых записаны звуки, которые издают музыкальные инструменты, музицирование в шумовом оркестре.

   Ребята, сегодня мы хотим пригласить вас в необычное путешествие, в страну музыкальных инструментов. А инструменты эти -родом из России. И неслучайно их называют «русские народные инструменты», ведь придумал их русский народ.

Давным –  давно жили бедные крестьяне и чтобы как-то скрасить свою трудную жизнь, придумали они интересный музыкальный инструмент, звучание которого полюбилось людям. Под его веселые звуки пели, танцевали. Но вот как назвать его? Думали-думали и придумали. В русском языке было такое слово «балакать», т.е. разговаривать, болтать. Вот и назвали этот инструмент…как? (балалайка) Посмотрите – это струнный инструмент, звук у него возникает благодаря игре на трех струнах. Изготавливают ее из дерева, чаще всего из ели, без единого гвоздика, а детали соединяют специальным клеем. Хотите послушать, как она звучит?

Звучит русская народная песня «Светит месяц…»                                            

- А вот еще один русский музыкальный инструмент – домра. У нее бывает три или четыре струны. Никто не знает, откуда пришло такое название, скорее всего с Востока, потому что у казахов есть похожий инструмент – домбра. Жизнь нашей русской домры была короткой и нелегкой. Хотите знать, почему? Очень давно на домрах играли скоморохи, это были веселые музыканты, которые  в своих песнях высмеивали царя. И тогда царь издал указ изломать и сжечь все музыкальные инструменты. Но домра не погибла, на ней и сегодня играют музыканты. Хотите послушать?

Звучит русская народная песня «Калинка»

Муз. рук.- Следующий инструмент – это гармонь. Когда-то ручную гармонику изобрел немецкий музыкант, а российские  мастера, которым понравилось  звучание гармоники,  сделали ее более удобной. Без гармони не проходила ни одна свадьба, в каждом селе был свой гармонист,  а во время Великой Отечественной войны  гармонь помогала людям выстоять и победить.          

Звучит песня   К.Я.Листова     «В землянке»

Муз. рук. -  А этот инструмент вам хорошо знаком – баян, родственник гармони. Название «Баян» произошло от старославянского слова «баяти», т.е. «говорить», «рассказывать». А смастерил первый баян музыкальный мастер Петр   Стерлигов. Он не только ремонтировал старые музыкальные инструменты, но и делал новые. Над баяном мастер работал около двух лет.  Кнопок здесь, как вы видите, намного больше, поэтому на нем можно сыграть более сложные произведения. Послушайте, как в наше время звучит баян.

Звучит пьеса А. Эшпая  «В путь»

Муз. рук. – Однажды во время раскопок ученые нашли целую кучу древних музыкальных инструментов: из костяных трубочек были сделаны дудки и свистки, из костей мамонта – погремушки и трещотки, из сухой кожи животных – бубны, которые гудели от ударов колотушек. Именно такими были первобытные  музыкальные инструменты. С годами эти инструменты видоизменялись: например, дудки стали делать из камыша, тростника или дерева (фонограмма и показ фото); трещотки из дерева, причем трещотки были разных видов (показ фото и исполнение небольшого ритмического фрагмента на трещотке); гусли – древнейший русский инструмент, изготавливали из одного куска дерева, выдалбливая его изнутри, а позже, когда  струны стали делать из металла, гусли зазвенели и стали называться «звончатыми» (фонограмма и показ на фото). На гуслях обычно играли древние сказители, рассказывая сказки и легенды (нам известны герои русских сказок и былин - Садко, Добрыня Никитич); деревянные ложки до сих пор используются в России как музыкальный инструмент – музыкант извлекает звук, ударяя  ложки друг о друга задними сторонами,  ложкари обычно используют 3 ложки, две из них они держат между пальцами в одной руке, а третью – в другой. Музыкальные ложки очень нарядны, их расписывают вручную настоящие художники, а затем покрывают специальным лаком. В старину вся посуда, из которой ели крестьяне, была деревянной, кто и когда додумался превратить ложки в музыкальный инструмент, неизвестно, словом, ложками можно было и щи хлебать и музыку сыграть (фонограмма и показ ложек). Следующий инструмент – это колокольчик. В старину колокольчики крепили лошадям на дугу, чтобы издалека было слышно, кто едет. А где вы еще слышали звон колоколов? Правильно, в церкви. Вот уже многие века колокола призывают верующих людей к молитве (фонограмма и показ фото). А я хочу показать вам еще один инструмент – вы его хорошо знаете – это бубен. Настоящий бубен обтянут кожей, к некоторым бубнам подвешивают колокольчики или небольшие тарелочки, которые начинают звенеть, когда мы ударяем по бубну или встряхиваем его ( показ небольшого ритмического рисунка на бубне и показ фото). Вообще, русский народ использовал всякие приспособления для того, чтобы поиграть, например, вот эта стиральная доска (показ), счеты, которые использовались для счета денег(показ) ,пила, которой пилили дрова  и многое другое!  Чаще всего народные инструменты использовали скоморохи - веселые музыканты, которые ходили по Руси и были одновременно певцами, плясунами и музыкантами. Они играли на гуслях, на дудках и на бубнах. С бубнами они проделывали разные фокусы: подкидывали их и схватывали на лету, колотили им по коленкам, по голове, по носу. Они выступали на ярмарках, свадьбах и народных праздниках.

Звучит веселая музыка. Танцуя и играя на дудке, а затем на бубне, выбегает Скоморох.

Скоморох: - Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки!

Разминка.

Муз. рук.: - Здравствуй, дорогой гость!  Ребята, кажется, я догадалась, кто к нам пришел!  Это же Скоморох!  А как ты узнал, что мы про тебя говорили?

Скоморох:- А я услыхал знакомые звуки моих любимых инструментов и подумал: «Интересно, а кто это на них играет?»

Муз. рук. : - Мы с ребятами изучаем музыкальные инструменты, слушаем их звучание, рассматриваем картинки, на которых изображены музыкальные инструменты, и настоящие инструменты у нас есть. Вот, посмотри!        

Скоморох: - Ух, ты! Это просто здорово, что вы интересуетесь русскими народными инструментами! Но вы, наверное, уже устали сидеть?  Давайте сделаем небольшую разминку!

Разминка (ритмическая гимнастика под русскую народную мелодию «Коробейники»)

Скоморох:- Неужели вы запомнили все эти инструменты?

Муз. рук.: - Ребята, я думаю, вы  сможете назвать инструменты, с  которыми   сегодня познакомились?

Скоморох: - А вот я сейчас проверю. Отгадайте загадку:

1.Треугольная доска, а на ней три волоска,

Волосок – тонкий, голосок – звонкий,

Три струны, а звук какой, с переливами, живой.

Узнаю его в момент -  самый русский инструмент! (балалайка)

2.Музыкальным инструментом кашу есть и щи хлебать

Можно запросто, а после для друзей своих сыграть!    (деревянные ложки)  

3. Я сыграю от души ритм очень трудный.

Что звучит? Скорей скажи! Непоседа - …….(бубен).

Скоморох: - Молодцы, догадались!  А сейчас задачка потрудней будет!  Мне нужен один ребенок (к столу выходит ребенок, на столе разложены картинки с изображением музыкальных инструментов). Сейчас я прочитаю трудную загадку про музыкальный инструмент, а ты должен найти среди всех этих инструментов нужный!

1.Какой инструмент произошел от общеславянского слова «балакать»?   (балалайка)

2.Жизнь у этого инструмента была нелегкой. Он был очень известен среди простых людей, но однажды царь приказал его уничтожить. О каком инструменте идет речь?                                      (домра)

3.На каком древнем инструменте играли герои русских былин Садко и Добрыня Никитич?                                                (гусли)

4.Как называется старинный русский инструмент, состоящий из множества дощечек, соединенных между собой?                (трещотка)

Скоморох: - Какие молодцы!  А у меня есть еще одна игра. Она называется «Четвертый лишний». Вы должны посмотреть на эту картинку и сказать, какой музыкальный инструмент   из  этих четырех лишний.

          Музыкально – дидактическая игра «Четвертый лишний»

Муз.рук. : - Это еще что!   Мы сейчас потруднее загадку загадаем!  Ребята с закрытыми глазами смогут на слух определить, что за инструмент сейчас прозвучит!  Сможете отгадать, ребята?

          Игра «Угадай, какой музыкальный инструмент звучит»

Муз.рук. : - Ребята, вы сейчас много нового узнали про музыкальные инструменты. А если все эти инструменты будут звучать вместе, что получится? (оркестр). А хотите сыграть в оркестре? Давайте сейчас все вместе попробуем сыграть на музыкальных инструментах. Приглашаем наших гостей тоже принять участие!

Шумовой оркестр под фонограмму русской народной песни «Барыня»




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия-развлечения "Путешествие в страну звуков"

ЗАДАЧИ: 1.    Систематизировать и обобщить знания детей о гласных звуках и буквах: •    закрепить понятия «звук», «буква», умение выделять их на фоне слова; •...

Конспект комплексного занятия по изобразительной деятельности в нетрадиционной технике рисования для подготовительной группы на тему: “Какого цвета весна”.

Цель занятия: с помощью нетрадиционной техники рисования “монотипия” – обогащать и расширять художественный опыт детей в работе с акварелью, рисованию по сырой бумаге, смешивая краски, получая но...

Путешествие в страну народных музыкальных инструментов в средней группе

Воспитание эмоциональной отзывчивости, восприимчивости, музыкально — эстетического вкуса средствами музыки, воспитание интереса к игре на детских музыкальных инструментах, желание играть на инст...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ По социально-коммуникативному развитию На тему «Путешествие в страну геометрических фигур» проведенного в подготовительной группе: «Знайки»

Закрепление представления о геометрических фигурах, умение различать их, составлять из них рисунки. Развитие коммуникативных навыков детей....

Конспект открытого занятия непосредственной образовательной деятельности по (речевому развитию) На тему: «Путешествие в страну Красивой речи » для детей подготовительной группы.

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе в«Путешествие в страну Красивой речи»Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развит...