«Волшебный сундучок»
учебно-методический материал по музыке (средняя группа)

Латкина Ирина Васильевна

приобщение детей к истокам русской культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_nod_2_otkrytoe_zanyatie.docx26.43 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 «Волшебный сундучок»

Непосредственно образовательная деятельность в средней группе

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.

Цель: Приобщение детей к истокам русской культуры.

Задачи:

Обучающие:

  • обогатить и расширить знания детей об обычаях и традициях русского народа;
  • закреплять навык координации пения и движения.

Развивающие:

  • развивать интерес к русскому народному фольклору.
  • развивать эмоциональную отзывчивость и умение двигаться под музыку;
  • развивать вокально-хоровые навыки;
  • развивать музыкально-ритмический слух (закрепление длительностей - длинные и короткие звуки, научить повторять точно заданный ритм);
  • развивать певческий голос, чистоту интонирования и звуко-высотный слух;
  • приобщать к игре на детских музыкальных инструментах.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес, любовь и уважение к обычаям и традициям.

Интеграция с другими образовательными областями по ФГОС:

Физическое развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие 

Социально-коммуникативное

 Предварительная работа: знакомство и разучивание музыкальной сказки «Репка», «Пляски с платочками», игры «Карусель», работа с детскими музыкальными инструментами.

 Материал и оборудование: фортепиано, музыкальный центр, аудиозаписи, русские народные костюмы, сундук, книжка сказки «Репка», шапочки животных, платочки, «карусель» (зонт, украшенный русским платком и  лентами), деревянные ложки.

Ход занятия:

Звучит хороводная мелодия.

Дети с воспитателем, одетые в русские народные сарафаны и рубахи, входят в музыкальный зал и садятся на стульчики. Их встречает музыкальный руководитель в русском народном костюме.

М.Р: Здравствуйте, детушки-малолетушки, красны девицы да добры молодцы! Рада я вас видеть, проходите, присаживайтесь.

Пропевая музыкальное приветствие «Здравствуйте ребята!», жду от детей тоже интонационный ответ.

М.Р: Сегодня к нам на занятие пришли гости дорогие, гости званные, гости желанные на вас посмотреть да порадоваться. А мы их ждали, поджидали, одели сарафаны да рубахи русские. Так в старину все ходили: и взрослые, и дети.

- Ребята, а какая музыка вас встретила? (ответы детей)

- Протяжная, мягкая, ласковая, красивая…, русская народная – хороводная. Эту музыку народ сочинил, слушал её, подпевал, а под задорную, весёлую, заводную плясал.

- Ребята, сегодня захожу я в музыкальный зал, а тут возле фортепиано сундук стоит. В такие сундуки, в далёкие времена, одежду да различные вещи складывали. Только я его открыть не смогла, чтобы посмотреть, что там лежит, волшебный он оказался. Но я думаю, что с вами вместе, мы справимся с этой задачей. Нужно только нам пропеть «Тук – тук – тук, открываю я сундук»

Вокальное упражнение для распевания по полутонам.

М.Р. достаёт из сундука следующие вещи…

- Ой, что это, давайте посмотрим внимательно, да подумаем – книжка, шапочки: мышки, кошки, собачки? ... (ответы детей).

- Правильно, ребята – это всё пригодится нам  для сказки «Репка».

Одеть шапочки на героев сказки

В гости сказочка идёт,

Она встречи с нами ждёт.

Много сказок есть на свете

Сказки любят взрослые и дети.

- А сказка наша не простая – музыкальная. Давайте все вместе мы её пропоём да покажем.

Раз, два, три, четыре, пять

Сказку будем начинать.

Исполняют музыкальную сказку «Репка»

 - А теперь, возле своих стульчиков, немножко поиграем, повторяйте все за мной.

1.  Жили-были дед да баба

(Фонарики)

На поляне у реки.

(Хлопают в ладоши)

2. И любили очень-очень

На сметане колобки.

    (Погладить по животику)

3. Хоть у бабки мало силы,

   (Встряхиваем кисти рук.)

Бабка тесто замесила.

   (Сжимаем, разжимаем кулачки.)

4. Ну, а бабушкина внучка

Колобок катала в ручках.

(Трем ладошки.)

5. Вышел ровный, вышел гладкий,

Не соленый и не сладкий.

(Гладим поочередно руки.)

6. Очень круглый, очень вкусный,

(Показывая колобка, с одной стороны в другую)

(Глубоко вдохнули)

Даже есть его мне грустно.

(Развести руки в разные стороны)

- Молодцы, ребята, ну, вот, и ещё одну, свою, сказку рассказали мы с вами.

- А сейчас заглянем в наш волшебный сундучок. Что же там ещё есть? Ух, ты, платочки расписные, разноцветные какие.

М.Р. достаёт платочки и вместе с воспитателем раздаёт их ребятам

В руки их скорей возьмём

С ними пляску заведём.

Исполняют пляску с платочками

После исполнения дети остаются в кругу

- А ещё в нашем сундуке вижу карусель, необычная, нарядная…Поиграем ребята?

Сели мы на карусели,

На качели пересели.

Сто знакомых встретили,

Улыбкой всем ответили.

Игра «Карусели»

Играют парами: вдвоём держатся за руку и за одну ленточку, либо по одному.

Выполняют движения по тексту. Воспитатель держит зонт «карусель».

                                           Еле-еле, еле-еле,

                                           Закрутились карусели.

                                (медленно двигаются по кругу)

                                           А потом бегом, бегом,

  Все кругом, кругом, кругом!

                                          (постепенно ускоряют бег)

                                           Тише, тише, не бегите,

                                           Карусель остановите.

                                           (постепенно замедляют бег)

                                           Раз-два, раз-два,

                                           Вот и кончилась игра!

                                          (постепенно останавливаются)

Играем 2 раза: а-капелла с бубном и с сопровождением

- Замечательно покатались на карусели. Вам понравилось? (ответы детей)

Дети садятся на стульчики

М.Р. из сундука, со словами, достаёт ложки и с воспитателем раздаёт их

А ещё, ребята, здесь

Ложки расписные есть!

Хоть щи хлебай,

А хоть музыку играй!

Ложки, ложечки резные,

Зазвенят в один момент.

Не простые, расписные,

Древнерусский инструмент.

Игра на ложках «Во саду, ли, в огороде»

Мы сегодня поиграли,

Песни пели, не скучали.

Даже в сказке побывали,

И с платочками плясали.

Время нам пришло прощаться,

Попрошу, ребята, вас со стульчиков подняться.

Наклонились мы на «раз», (наклонились)

А на «два» поднялись, (выпрямились)

Всем поулыбались. (улыбнулись)

Ножками потопали, (топают)

И ручками похлопали. (хлопают)

Вот какие молодцы,

Вот какие удальцы! (руки на пояс)

А теперь ка мы друзья

Скажем – (вместе, пропеваем)До, свидания!

Под хороводную музыку дети уходят из музыкального зала

Литература:

  1. Мешко Н.К. «Искусство народного пения». Практическое руководство и методика обучения народному пению, Москва, 1996г.
  2. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Вып. 1: младенчество. Детство/сост. В. Акинин.- М., 1991.
  3. Шамина Л.В. «Школа русского народного пения». Московский государственный фольклорный центр, Москва, 1997г.
  4. Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и в школе. - М., Линка - пресс, 2000, 224 с.

Интернет-сайты:

  1. « Социальная сеть работников образования» nsportal.ru
  2. Интернет-журнал « Планета детства», Методическая разработка «Роль малых форм фольклора в развитии детей» http://planetadetstva.net/vospitatelam/pedsovet/metodicheskaya-razrabotka-rol-malyx-form-folklora-v-razvitii-rechi-detej.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное занятие "Волшебный сундучок"

Доминантное зантие в подготовительной группе по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах....

Конспект индивидуального занятия с детьми старшего возраста «Волшебный сундучок»

Форма и тип занятия: индивидуальное, изучение нового материала Цель: закрепить умение соотносить предметы по величине.Задачи1.      Закрепить умения различать ...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"

Занятие по обучению детей грамоте с использованием занимательного наглядного материала в условиях АСРС.Знакомство с буквой «Р», звуком [Р, Р’]....

"Поиск волшебного сундучка"

Сценарий празднования дня рождения в детском саду....

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Районный театрализованный фестиваль ДОО «Волшебный мир сказок» Спортивная сказка «Путь к волшебному сундучку»

Районный театрализованный фестиваль ДОО «Волшебный мир сказок»Действующие лица:Музыкальный руководительСергей Иванович Мещерин Ведущие – воспитатели группыЛариса Николаевна Паскидова,Валентина Ар...

Необычные волшебные приключения.(Волшебный сундучок.) Сценарий осеннего праздника для старшей группы

Необычные волшебные приключения (Волшебный сундучок) Сценарий осеннего праздника для детей старшей группы...