Реализация программы оздоровления дошкольников «Зелёный огонёк здоровья» М.Ю. Картушиной в работе музыкального руководителя.
статья по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Тарасова Юлия Владимировна

В материале  использованы следующие технологии:

-  Дыхательная гимнастика

-  Артикуляционная гимнастика

 - Пальчиковая гимнастика;

-  Самомассаж и массаж

-  Элементы зрительной гимнастики

-  Речевые игры

-  Логоритмика

-   Метод  М. Л. Лазарева и «Фонопедический метод развития голоса»

 В.А. Емельянова.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx33.64 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Реализация программы оздоровления дошкольников «Зелёный огонёк здоровья» М.Ю. Картушиной  в работе музыкального руководителя.

В нашем детском саду реализуется программа  М. Ю. Картушиной  «Зелёный огонёк здоровья». Включение программы  в учебный процесс возможно в разных вариантах, более удобных и выполнимых для условий данного дошкольного учреждения. Большое место в этой программе уделяется музыкальным оздоровительным методикам.

   Я, как музыкальный руководитель взяла здоровьесберегающие технологии для реализации этой программы, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка.  Развитие  творческих способностей и музыкальности ребенка, можно разнообразить с пользой для здоровья. Например, начинать занятие с жизнеутверждающей валеологической песни-распевки. Слушание музыки и разучивание текстов песен можно перемежать с игровым массажем или пальчиковой игрой. Перед пением песен - заниматься дыхательной, артикуляционной гимнастикой, фонопедическими и оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок. Речевые игры лучше сопровождать музыкально-ритмическими движениями, а танцевальную импровизацию совместить с музыкотерапией. Проведение здоровьесберегающих упражнений и игр занимает совсем немного времени - 1-2 минуты. Но это приносит детям огромное удовольствие, а самое главное - пользу для здоровья и их эмоционального благополучия.

На музыкальных занятиях я использую следующие технологии:

  •  Дыхательная гимнастика
  •  Артикуляционная гимнастика

     -     Пальчиковая гимнастика;

     -     Самомассаж и массаж

     -     Элементы зрительной гимнастики

  •  Речевые игры
  •  Логоритмика

     -     Метод  М. Л. Лазарева и «Фонопедический метод развития голоса»

 В.А. Емельянова.

Дыхательная и артикуляционная гимнастика.

-  влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.

 - положительно влияет на обменные процессы, играющие

важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;

 - способствуют восстановлению центральной нервной системы;

 -  улучшает дренажную функцию бронхов и восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

 - исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

Основными задачами дыхательных упражнений на музыкальных занятиях являются:

-  Укрепление физиологического дыхания детей (без речи).

-  Тренировка силы вдоха и выдоха.

-  Развитие продолжительности выдоха.

Использую с самого раннего возраста. в начале НОД, в досуговой деятельности. Например: ранний возраст: «Веселые листочки» - тренировка навыка правильного носового дыхания, формирование углубленного выдоха.

  Мы листочки, мы листочки,

   Мы веселые листочки,

   Мы на веточках сидели,

   Ветер дунул – полетели.

  Показываю правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем на листочки, как ветерок. Следить за тем, чтобы при вдохе рот был закрыт.

В старшем возрасте использую по методу М. Л. Лазарева и по фонопедическому методу развития голоса В.А. Емельянова упражнения

на дыхание в начале НОД, а также в досуговой

деятельности.  Например по методу М. Л. Лазарева:

«Машина» - упражнение, обучающее

постепенному выдоху воздуха

И.П. - Дети становятся на одной линии,

делают вдох носом ("наливают бензин") и начинают движение вперед, произнося звук – «бр-р-р», как бы копируя работу мотора. И смотрим, кто дальше всех "уехал" на одном выдохе.

«Цветок» - это упражнение направленно на достижение дыхательной релаксации за счет физиологического рефлекса, в результате которого при вдохе носом происходит расслабление гладкой мускулатуры бронхов.

И.П. - стоя. Руки на диафрагме. Глаза закрыты. Делается медленный вдох, будто вдыхается аромат цветка. Это упражнение рекомендуется выполнять рано утром, повернувшись к солнцу.

«Задуй свечу» - Это упражнение нацелено на продолжительность выдоха. И.П. - стоя.  Выдыхаем через трубочку с силой, как-будто задуваем свечу. 

По методике фонопедического развития голоса В. А.. Емельянова использую следующие упражнения - положа руки на диафрагму, дети делают вдох носом и сквозь плотно сжатые зубы на звук «с» выдыхают. Затем выдох делаем кратко «с-с-с-с»

  • Звук «з-з-з-з»
  • Звук «в-в-в-»
  • Звук «ш-ш-ш-ш»

     -    Звук «ж-ж-ж-ж»

  Основная цель артикуляционной гимнастики :

  • выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции.      
  • упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата,  в результате чего повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

 

  •  артикуляционная гимнастика не занимает много времени
  •  эффективно активизирует речевой аппарат,
  •  помогает устранить напряженность и скованность артикуляционных мышц,
  •  разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти,

 развить мимику, артикуляционную моторику, а также выразительную дикцию.

Игровой самомассаж и массаж: Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.

Например: 

1-я точка: "В гости к бровкам мы пришли, пальчиками их нашли"

2-я точка: "Пальчиком нашли мосток, по нему мы скок-поскок"

3-я точка: "Опустились чуть-чуть ниже и на пальчики подышим"

4-я точка: "Вот мы к шейке прикоснулись и пошире улыбнулись"

5-я точка: "Надо ушки растереть, чтобы больше не болеть"

6-я точка: "Руки надо растереть, чтобы больше не болеть"

7-я точка: "И про спинку не забыть, чтобы стройными нам быть"

Заканчивая массаж, дети говорят: «Хотим мы быть веселыми, красивыми, здоровыми». Эти слова - своеобразная установка для них на весь день.

Использую элементы зрительной гимнастики а раннем возрасте,  при проведении музыкальной игры «Птички и кошка» :

 - притаилась кошка за кустом сидит, - «выглядываем» кошку

 - глазки закрывает, будто сладко спит – закрываем ручками глазки,  затем открываем и разбегаемся, а кошка(игрушка) ловит.

Пальчиковые игры – помогают развивать у детей мелкую моторику, координацию движений и внимание, активизировать речевые навыки, память, мышление.

Например:

«Пчёлки» - (Одна из рук – вертикально -  пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). "Улей" прижат к "ёлке".)

 Домик маленький на ёлке,

 Дом для пчёл, а где же пчёлки?

 (Заглядываем в "улей".)

 Надо в дом постучать,

 (Сжимаем кулачки, стучим ими друг о друга.)

 Раз, два, три, четыре, пять.

 Я стучу, стучу по ёлке,

 Где же, Где же эти пчёлки?

 (Стучим кулакам одной руки в открытую ладонь другой руки, затем меняем)

 Стали вдруг вылетать:

 (Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими, пчёлки летают.)

 Раз два, три, четыре, пять! 

(соединяем по одному пальцу каждой руки – мизинец пр. руки с мизинцем лев.руки и т.д.) 

Речевые игры и логоритмика: Речевые игры позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. Использование речевых игр на музыкальных занятиях эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности. Например: младший возраст

«Снеговик"

Лепим мы снеговика(хлопки, как-будто лепим)
Шляпу(руки на голову)

Нос(пальчиком на носик)

Глаза(пальчики около глаз)

Бока(руки на бока)

Вышел славный снеговик(переминаемся с ноги на ногу)

Он не мал (присели)

И не велик (встали, потянуть руки к верху)

Снеговик не зевай, а ребяток догоняй(грозим пальчиком и затем под быструю музыку убегаем от снеговика) 

Или: на старший возраст:

Варвара, варила, варила, варила

Варила, варила, да не выварила!

Сначала крутим кулачки на вытянутых руках, проговаривая слова.

Затем крутим от локтя, плечи неподвижны.

В третий раз крутим руками от плеча сначала вперед, затем назад.

Музыкотерапия - важная составляющая музыкально-оздоровительной работы в нашем  ДОУ. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия проводится педагогами ДОУ в течение всего дня - детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности.

Источники: 

http://nsportal.ru/detskii-sad/fizkultura/kartoteka-dykhatelnykh-uprazhnenii-dlya-rannego-vozrasta 

http://www.neboleem.net/stati-o-detjah/5657-artikuljacionnaja-gimnastika-dlja-doshkolnikov.php 

М. Л. Лазарев Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста «Здравствуй!» М., 1997.

Емельянов В. А., Трифонова И. Фонопедический метод развития голоса. М., 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов здоровье сберегающих технологий в работе музыкального руководителя

Здоровье сберегающие технологии на музыкальных занятиях в ДОУ...

Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы) Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы)

Внедряя элементыпрограммы "Зелёный огонёк здоровья" формируем у маленького ребёнка интерес к своему личному здоровью, ответственность за себя....

Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы)

Внедряя элементыпрограммы "Зелёный огонёк здоровья" формируем у маленького ребёнка интерес к своему личному здоровью, ответственность за себя....

«Применение информационно - коммуникационных технологий в работе музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения в рамках реализации образовательной программы»

Статья посвящена проблеме реализации информационно-коммуникационных технологий в системе музыкального образования детей. Рассматриваются возможности данных технологий на занятиях в процессе разных вид...

Программа оздоровления дошкольников "Зеленый огонек здоровья"

Включение в режим жизни детейв ДОУ ежедневных оздоровительных занятий...

Использование элементов здоровье сберегающих технологий в работе музыкального руководителя

Использование элементов здоровье сберегающих технологий в работемузыкального руководителя...