Главные вкладки

    УМК к программе развития творческих способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста по средствам музыкально – театрализованной деятельности раздел актёрское мастерство
    учебно-методический материал по музыке (старшая группа)

    Работа содержит систему специальных мероприятий по актёрскому мастерству - способствующих развитию творческого потенциала и музыкальных  способностей детей старшего дошкольного возраста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл aktyorskoe_masterstvo.docx165.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Автор-составитель:

    Глушкова Ирина Владимировна,

    музыкальный руководитель

    В методических рекомендациях  к программе  «Маленькие таланты» представлена работа, направленная на полноценное развитие личности ребёнка, его социально - коммуникативных навыков, творческих способностей через приобщение к миру музыкально-театрального искусства.

    Работа содержит систему специальных мероприятий по актёрскому мастерству - способствующих развитию творческого потенциала и музыкальных  способностей детей старшего дошкольного возраста.

    Методические разработки представляют собой подборку практических материалов к программе «Маленькие таланты» в помощь воспитателям, педагогам дополнительного образования, музыкальным руководителям дошкольных образовательных организаций

    Театрализованная деятельность (Актёрское мастерство)

    Методические рекомендации и разработки к  программе развития творческих способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста по средствам музыкально – театрализованной деятельности

    «Маленькие таланты»

    Оглавление

    Введение……………………………………………………………….3

    Конспекты занятий по разделу театрализованная деятельность (актерское мастерство)………………………………………………….8

    Введение:

    Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки, Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.

     Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

    Музыкальная - театрализованная  деятельность  интегрирует  в  себе  следующие образовательные области:

     «Познание». Углубляются знания детей  о театре как о виде искусства, расширяется кругозор.

    «Коммуникация». Происходит развитие всех сторон речи. Активизируется словарь, совершенствуется звукопроизношение, дети учатся выстраивать диалоги.

    «Чтение художественной литературы», Через знакомство с художественными произведениями различных жанров происходит приобщение детей к словесному искусству, развитие литературной речи, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

    «Художественное творчество». В процессе совместного с детьми изготовления атрибутов, элементов костюмов к выбранной для разыгрывания сказке у детей происходит развитие продуктивной деятельности, творческих способностей, приобщение к изобразительному искусству.

    «Музыка». Посредством слушания и обсуждения народной, классической, детской музыки, совместного пения, подыгрывания на музыкальных инструментах, у детей развиваются музыкальные способности, способность эмоционально воспринимать музыку, происходит приобщение к музыкальному искусству.

    «Социализация». Дети включаются в систему социальных отношений через образы своих героев. Они «проживают» жизнь своего персонажа, «примеряют» на себя его характер, учатся оценивать поступки героев художественного произведения.

    Все представленные материалы апробированы в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении Детский сад  №2«Радуга» г. Калтан

    Конспекты занятий по разделу театрализованная деятельность (актерское мастерство)

    Занятие №1

    Тема:

    Цели и задачи: Побуждать самостоятельно искать выразительные средства (жесты, мимику, движения). Воспитывать интерес к театрализованной деятельности. Совершенствовать артистические навыки детей.

    Содержание

    Дозировка

    Содержание двигательных действий

    Организационный момент

    2мин

    Ритуал начала занятия (психофизические упражнения) - закрыли глаза в кругу. Задание – поздороваться за обе руки с двух сторон - ходьба по кругу с закрытыми глазами. Задание – Стоп! Откройте глаза, найдите глазами своего товарища и кивните ему

    Разминка

    10 мин

    Развитие мелкой моторики «Утречко»

    Утро настало, солнышко встало.

     Эй, братец, Федя, разбуди соседа.

     Вставай, Большак, вставай Указака,

    Вставай, Середка, вставай, Сиротка,

    И малютка Крошка. Вставай, Ладошка.

     Все потянулись и проснулись.

    Артикуляционная гимнастика

     «мама шинкует капусту» – покусать кончик языка

     сделать языком кольцо, заведя под верхние зубы

     «жало змеи» – высовывание языка

     «качели» ставим укольчики в щеку.

    Основная часть

    15 мин

    Развитие речи – скороговорка

     Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель,

    И матросы три недели карамель на мели ели.

     (проговаривание с разным темпом и силой голоса)

    Развитие интонационной выразительности – песенка Козы (от лица Козы, от лица Волка)

    Козлятушки, ребятушки, ваша мать пришла, молока принесла, Бежит молочко по вымечку, с вымечка на копытечко, с копытечканасыру землю.

    Упражнение на воображение пройти по камушкам через ручей от лица любого выбранного персонажа

     Развитие мимики - соленый чай -сердитый дедушка -лимон Театральный этюд

    «У забора сиротливо пригорюнилась крапива.

    Может, кем обижена? Подошел поближе я.

    А она-то, злюка, обожгла мне руку!»

    Подведение итогов

    2 мин

    Передаем рукопожатие по кругу. Под музыку выходят, подскоками.

    Занятие №2

    Тема:

    Цели и задачи: Упражнять в дыхательной гимнастике, развивать фонематический слух. Побуждать детей к активному участию в театрализованных играх, вызывать у детей радостный эмоциональный настрой. Совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижением.

    Содержание

    Дозировка

    Содержание двигательных действий

    Организационный момент

    2мин

    Посмотрите, что я вам сегодня принесла! Это волшебная корзина, А что же в ней (дети выбирают любую игрушку и голосом своей игрушки здороваются)

    Разминка

    10 мин

    Пластика движений (имитация движений животных) - как ест, как пьет, как идет на охоту, как спасается от врагов, как отдыхает.

    Развитие речи – чисто говорка Ша-ша-ша, наша каша хороша. (каждый ребенок отдельно и все вместе)

    Основная часть

    15 мин

    Динамичные упражнения

     «Зайкина зарядка»

     Быстро, Заинька, вставай, ножки выше поднимай (маршируют) Зайка прыгает и скачет по дорожке, словно мячик (подскоки)

     Он на пяточках шагал, носик кверху поднимал (ходьба на пятках, руки за спину)

     На носочки зайка встал и в ладоши хлопать стал (стоя на носках, хлопки над головой)

     Раз нагнулся, два нагнулся, до носочков дотянулся (наклон вперед, коснуться носков ног)

     Повернулся вправо, влево (повороты туловища)

    Вот какой зайчонок смелый! Не боится никого, даже волка самого (руки к плечам, сжать кулаки)

     Зайка мышцы укрепляет, зайка лапочки сгибает, скачет заинька – прыг скок, ножку ставит на носок (прыжки)

     Не забудь потом под душем вымыть лапки, шею, уши.

    Самомассаж «Мочалочка»

     Пальчиковая гимнастика «Испечем пирожки и плюшки»

    Мама пироги печет, заинька не отстает

    Пальчики стараются – плюшки получаются.

    На дощечке нет уж места (руки в сторону, сжимает пальцы)

    Мама снова месит тесто («месим»)

    Отдохни,- сказала мама. Заинька твердит упрямо (загибает пальцы)

     - У слоненка день рожденья, очень любит он печенье,

     - Рыбку любит кошка, бублики матрешка.

    Все я это испеку, только не жалей муку

    Подведение итогов

    2 мин

    Ты послушай, Зайка сказки,

    А потом, закроешь глазки

    Кто не вертится в кроватке,

    Сон увидит сладкий  - сладкий

    (Какие сны мы увидели)

    Занятие №3

    Тема:

    Цели и задачи: формирование у детей активного словаря через разные виды деятельности театрализованные игры, чтение художественной литературы, подвижные игры. Вовлечение малоактивных, застенчивых детей в процесс театрализованных игр.

    Содержание

    Дозировка

    Содержание двигательных действий

    Организационный момент

    2мин

    Ритуал начала занятия «Волшебный клубочек» (передаем по кругу воображаемый «клубочек» и говорим ласковые слова, доброе пожелание)

    Разминка

    10 мин

    Пальчиковая гимнастика «На блины»

     Стала Маша гостей собирать (хлопки в ладоши-то правая, то левая рука сверху)

    - И Иван приди, и Степан приди, да и Андрей приди, да и Матвей приди (кончик полусогнутого указательного пальца правой руки закрепляет по очереди кончики полусогнутых остальных и мягко покачивает)

    - А Митрошечка – Ну, пожалуйста. (указательный палей правой руки четыре раза настойчиво покачивает мизинец левой)

    - Стала Маша гостей угощать

    - И Ивану блин, и Степану блин, да и Андрею блин, (хлопки в ладоши – то правая, то левая рука сверху.Левую руку развернуть тыльной стороной ладони кверху – большой палец правой руки нажимает на подушечки каждого пальца левой, начиная с большого)

     - Да и Матвею блин. А Митрошечке – мятный пряничек!

     Стала Маша гостей провожать

     -Прощевай,Иван! Прощевай, Степан!

    Прощевай, Андрей! Прощевай, Матвей! (большой палец правой руки нажимает на мизинец четыре раза.Пальцы правой руки загибают пальцы левой к ладони, начиная с большого).

    -А ты, Митрошечка, моя крошечка, да ты побудь со мной еще немножечко! (три первых пальца правой руки ласково поглаживают мизинец левой сверху донизу).

     Артикуляционная гимнастика

    - Надуйте губы

    -Погладьте зубками губы

    -Натяните губы на зубы, широко открыв рот

    -Надутыми губками нарисуйте солнце - мотоцикл

    (гора на подъем – усиливается звук, спуск – остановились)

    Основная часть

    15 мин

    Ритмические движения «Мышки-шалунишки»

    В комнате часы висели и стучали бом-бом-бом.

     (дети ритмично хлопают в ладоши)

     Мышки каждый раз пугались, слушая ужасный звон.

     Потянули гири вниз – так-так-так, так-так-так.

    Быстро стрелки завелись – тик-тик-так, тик-тик-так.

     Стрелки мышек испугали, в норку мышки убежали.

    (Поднимают руки и ритмично хлопают, опуская руки вниз.Ритмично отклоняют в сторону указательные пальцы).

    Развитие выразительности и воображения «После дождя»

    Жаркое лето. Только прошел дождь. Дети осторожно ступают, ходят вокруг воображаемой лужи, стараясь не замочить ног. Потом, расшалившись, прыгают по лужам так сильно, что брызги летят во все стороны. Им очень весело.

    Подведение итогов

    2 мин

    «Стучи, поезд, стучи» (руки на плечи впереди стоящего, идут в такт в разных направлениях с громким свистом и звукоподражанием.«Крушение» – поезд валится, вагончики падают кто куда)

    Занятие №4

    Тема:

    Цели и задачи: Побуждать самостоятельно искать выразительные средства (жесты, мимику, движения). Воспитывать интерес к театрализованной деятельности. Совершенствовать артистические навыки детей.

    Содержание

    Дозировка

    Содержание двигательных действий

    Организационный момент

    2мин

    «Дружба начинается с улыбки» (улыбку передают по кругу)

    Разминка

    10 мин

    Пальчиковая гимнастика «Пять маленьких мышат (участвуют обе руки).

    Пять маленьких мышат забрались в кладовку.

     В бочонках и банках орудуют ловко.

     На сыр забирается первая мышка, в сметану ныряет вторая малышка.

    А третья с тарелки все масло слизала.

    Четвертая в миску с крупою попала.

    А пятая мышка медком угощается…

    Все сыты, довольны, вдруг – Кот просыпается! (одна из рук становится котом)

    «Бежим», - пропищала подружкам малышка,

    И спрятались в норку проказницы мышки.

    (руки за спину)

    Артикуляционная гимнастика - «маляр»

    – Язык гладит верхнее небо

     - «Улыбка-бублик-хоботок»

    - «чашечка»

    - «язычок прячется за заборчик»

    Основная часть

    15 мин

    Упражнение на воображение

    -подышим правильно правую руку положите на живот, а левую на пояс. Живот – это воздушный шарик.

    Медленный вдох – выдох –ниточка у шарика плавно распускается. Вдох – правая рука вперед, в кулачок.

    Окрыли кулачок, а там – маленькое перышко.

    Выдох – дунули на него, оно улетело.

    Испугались внезапного треска сучьев –быстрый вдох.

     А оказывается ничего страшного.

    Медленный выдох – свобода.

    Вдох, и едем на лифте –1-й этаж,2, 3, 4, 5, 6, - все, приехали.

     Все вы доехали

    Кто на каком этаже сделал остановку

     Теперь едем вниз.

     Развитие пластики «Я – твоя тень»

    Один – впереди, другой – позади в точности повторяет движения первого ребенка.

     Упражнение на мышечное расслабление «Не перепутай»

     Земля – руки вниз

    Вода – руки перед собой

    Воздух – руки вверх

    Огонь – вращение руками

    Подведение итогов

    2 мин

    «Рычи, лев, рычи» (дети «рычат» во всю силу голоса, а затем «лев» успокаивается и уходит из зала на «носочка»)

    Занятие №5

    Тема:

    Цели и задачи: Упражнять в дыхательной гимнастике, развивать фонематический слух. Побуждать детей к активному участию в театрализованных играх, вызывать у детей радостный эмоциональный настрой. Совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижением.

    Содержание

    Дозировка

    Содержание двигательных действий

    Организационный момент

    2мин

    Ритуал начала занятия «Доброе животное»

    Возьмитесь за руки и представьте, что мы с вами одно большое доброе животное. Вы хотите послушать, как оно дышит.

     Закройте глаза и глубоко вдохните, а теперь все вместе выдохнете.

     (несколько раз).

    У нашего большого доброго животного большое и доброе сердце. Хотите услышать как оно стучит?

     Все вместе делаем шаг вперед и произносим «тук», делаем шаг назад и тоже произносим «тук» (несколько раз)

    Разминка

    10 мин

    Упражнение на развитие мелких мышц руки «Рисование в воздухе кистями и пальцами рук» (рисование под музыку).

    Рисовать можно носом, головой, плесом, локтем, ногами.

    Развитие речи – скороговорка «Волки рыщут, пищу ищут» (громко, тихо, медленно, быстро)

    Основная часть

    15 мин

    Развитие воображения, выразительности движения (выполняется под текстовое сопровождение стих. Н.Екимовой)

    По небу плыли облака, а я на них смотрел,

    И два похожих облачка найти я захотел.

    Я долго всматривался ввысь и даже щурил глаз,

    А что увидел я, то вам все расскажу сейчас.

    (наблюдение за воображаемыми облаками с выражением внимания и интереса на лице.Лицевые мышцы слегка напряжены, глаза прищурены).

     Вот облачко веселое смеется надо мной – зачем ты щуришь глазки так

    Какой же ты смешной! Я тоже посмеялся с ним – мне весело с тобой! И долго-долго облачку махал я вслед рукой.

    (мышцы лица расслабляются, появляется улыбка).

    А вот другое облачко расстроилось всерьез – его от мамы ветерок вдруг далеко унес.

    И каплями-дождинками расплакалось оно… И стало грустно-грустно так, а вовсе не смешно.

    (выражение грусти на лице, уголки губ опущены, лоб сморщен, брови немного сдвинуты).

     И вдруг по небу грозное страшилище летит,

     И кулаком громадным сердито мне грозит.

     Ох, испугался я, друзья, но ветер мне помог –

    Так дунул, что страшилище пустилось наутек.

    (выражение страха –глаза широко раскрыты, брови сдвинуты, рот в виде буквы «О», лицо напряжено).

     А маленькое облачко над озером плывет, и удивленно облачко приоткрывает рот

     –Ой, кто там в глади озера пушистенький такой, такой мохнатый, Мягонький, летим, летим со мной.

    (Выражение удивления – глаза и рот широко открыты).

     Так очень долго я играл и вам хочу сказать,

    Что два похожих облачка не мог я отыскать.

     Упражнение на выразительность движения «Танец розы»

    Под красивую мелодию исполнять танец удивительно прекрасного цветка – розы.

    Полная импровизация. Внезапно музыка прекращается. Это порыв северного ветра. Он «заморозил» прекрасную розу. Ребенок застывает в любой, придуманной им позе.

    Подведение итогов

    2 мин

    Добрые слова не лень говорить нам целый день. Всем знакомым на прощанье говорим мы «До свиданья!»

    Занятие №6

    Тема:

    Цели и задачи: формирование у детей активного словаря через разные виды деятельности театрализованные игры, чтение художественной литературы, подвижные игры. Вовлечение малоактивных, застенчивых детей в процесс театрализованных игр.

    Содержание

    Дозировка

    Содержание двигательных действий

    Организационный момент

    2мин

    Ребята, хотите я вам подарю радость! У меня ее столько много, что хватит всем и еще много-много останется. (в кругу)

    Тебе я подарю круглую радость, как воздушный шарик.

    Держи ее крепче.

    А тебе подарю сладкую радость, много сразу не ешь и т.д.

     И себе оставлю немного, чтобы быть радостной.

    Разминка

    10 мин

    Пальчиковая гимнастика «Я все умею»

    Кудри гребнем расчешу, косу туго заплету

     И со звездочкой заколку я на челку приколю.

     Гольфы подтяну струной. Ну-ка, полюбуйтесь мной!

     Артикуляционная гимнастика

     - сделай языком кольцо, заведя под верхние зубы

    - достань языком нос

     - улыбнись, не открывая рта

     - надуй губы и нарисуй солнце

    Основная часть

    15 мин

    Развитие речи «Подскажи словечко»

    Я у бабушки Полины много красной съел…(малины)

    Не забуду до сих пор очень красный …(помидор)

    На закате, как пожар, опускался солнца…(шар)

    Был он сказочно-прекрасный и, конечно, ярко…(красный)

    Театральный этюд

     - Изобразить закипающий чайник

     - Скрипучую дверь

     - Настольную лампу (не говорить заранее никому, какой предмет будет представлен - это должно стать понятным по ходу действия).

     Упражнение на развитие воображения

     Жила-была праздничная свеча.

    Она с нетерпением ждала, когда же начнется праздник.

     И вот он наступил.

    Свечу зажгли и поставили на стол.

    Что было дальше

     Ритуал окончания занятия (снятие мышечного напряжения)

    Подведение итогов

    2 мин

    Все вы гуси. Идете друг за другом на корточках и гогочете.

    Руки-крылья за спиной, шипите –ш-ш-ш, а теперь поднимаетесь и медленно летите (выходят из зала)

    Занятие №7

    Тема:

    Цели и задачи:

    Содержание

    Дозировка

    Содержание двигательных действий

    Организационный момент

    2мин

    Ритуал начала занятия «Здравствуй-прощай»

     Дети в круге, в центре-водящий,

    Он бросает детям мяч и говорит слова приветствия или прощания. Ребенок, возвращая мяч, произносит ответные фразы (здравствуй, привет, приветствую тебя, рад тебя видеть, добрый день, доброе утро, до свидания, прощай, всего доброго, всего хорошего, счастливо, всего, пока, до встречи, в добрый час, счастливого пути)

    Разминка

    10 мин

    Упражнение на мелкую моторику «Цветок»

     Вырос высокий цветок на поляне (руки поставить вертикально, ладони – друг к другу, округлить)

    Утром весенним раскрыл лепестки (развести пальцы)

     Всем лепесткам красоту и питание (пошевелить пальцами)

    Дружно дают под землей корешки (ладони вниз, тыльной стороной друг к другу, пальцы развести)

    Артикуляционная гимнастика - чей язычок длиннее (достать до носа, подбородка, внешней стороны правой и левой щек)

     - фыркать как лошадка, губы при этом дрожат

     - сделав бесшумный вдох через нос, подуть тихонько через улыбку на воображаемую свечу. Свеча не гаснет. Сложить губы трубочкой и дунуть чуть сильнее

    - «робот»:  голова как у робота, поворачивается вправо, влево, вверх, вниз, а затем ломается – напряжение сбрасывается, голова опущена.

    Основная часть

    15 мин

    Ритмические движения «Я – мои друзья!»

    Дети садятся в круг. При слове «Я» произносимом ведущим, каждый хлопает себя по коленкам, а услышав «МОИ ДРУЗЬЯ», касается обеими руками плеч или коленей своих соседей. Эти слова произносятся в определенном ритме с той скоростью, которая нравится детям. Можно увеличивать или уменьшать скорость речи и движений «создавать волну».

    Игры на творческое воображение «Я – кленовый листочек»

    Ребята, закройте глазки и представьте, что каждый из вас – кленовый листочек (открывают глаза).

    Он висел на дереве, но вдруг подул сильный ветер, листочек оторвался от ветки, и ветер понес его далеко-далеко.

    Мы листочки осенние на деревьях висели.

     Дунул ветер – полетели и на землю тихо сели.

    Снова ветер пробежал

     И листочки все поднял.

     Закружились, полетели и на землю тихо сели.

     Листочки плавно и бесшумно падали на землю.(приседание)

    Я вижу как красиво движется Наташин листочек, Колин, Дашин…

     Листочки разноцветные, золотистые, парят в воздухе, освещены лучами осеннего солнца (произвольные движения).

     Но ветер стих. Листочек опустился на землю и остался лежать с другими листьями и ждать следующего случая, когда вновь подует ветер и перенесет его в другое место (приседают на корточки, садятся калачиком).

     Во время игры звучит плавная мелодия.

    Развитие мимики, жестов, поз «Свет мой, зеркальце, скажи»

     Дети распределяются на пары и становятся друг против друга. Говорить нельзя, свои чувства можно выражать только мимикой. Перед вами «зеркало» – лицо вашего друга. К вам прилетел Карлсон.

     Обрадуйтесь – какая приятная встреча!

    Карлсон вынужден улететь.

    Огорчитесь – как плохо, что мы расстаемся!

    Вы обидели Карлсона!

    Попросите у него прощение.

    Ваш друг исчез совершенно внезапно!

    Удивитесь, не может быть!

    А что это за резкий звук испугайтесь!

     Теперь, успокойтесь – все будет хорошо.

    Подведение итогов

    2 мин

    «Бусы из слов» Дети, сидя в круге, произносят по одному слову стихотворение А.Барто «Я люблю свою лошадку» и затем «на лошадках» выезжают из зала.

    Речевые игры и упражнения

    1.«Смешные стихи»

    Цель: Развивать чистоту произношения. Обращать внимание наинтонационную выразительность речи.

    Ход: Дети вместе с педагогом произносят стихи. Постепенно, от упражнения к упражнению, дети приобретают навык интонационной выразительности.

    «На болоте стоит пень,

    Шевелиться ему лень.

    Шея не ворочается.

    А посмеяться хочется!»

     

    « -Был сапожник? - Был!

    - Шил сапожник? – Шил!

    - Для кого сапожки?

    - Для соседской кошки!»

     

    «- Кошка, как тебя зовут?

    - Мяу!

    - Стережёшь ты мышку тут?

    - Мяу!

    - Мяу! Хочешь молока?

    - Мяу!

    - А в товарищи щенка?

    - Фрр!!!»

    2. «Эхо»                                                        

    Цель: Менять интонационную окраску при чтении текста.

       Ход: «Мы бродили тёмным бором,

                 Мы спросили дружно хором:

                - Дома ль бабушка Яга?

                  Лес ответил нам:

                 - Ага!»

    Текст повторяется, заменяется лишь наречие- как спросили? –  

    «Дружно; тихо; грозно; трусливо; смело…»  

                                              

    3. «Едем, едем на тележке»

    Цель: Развивать чистоту произношения, чувство ритма, выразительность.

           Ход: «Едем, едем на тележке,

                   Собирать в лесу орешки,

                   Скрип, скрип, скрип,

                   Скрип, скрип, скрип.

                   Листья шуршат - ш-ш-ш,

                   Птички свистят – фить-пирью, фить-пирью,

                   Белка на ветке

                   Орешки всё грызёт - цок, цок, цок, цок,

                   Рыжая лисичка зайчишку стережёт, (пауза)

                   Долго-долго ехали,

                  Наконец, приехали!»

    4. «Весенние голоса» (для детей 6-7 лет).

    Цель: Развивать умение пользоваться выразительными средствами голоса.

    Ход: «Пригрело солнце (поют высокий звук у-у-у)

    С пригорка побежал весёлый ручеёк (болтают языком, подражая весёлому «бульканью»).

    До краёв наполнил большую глубокую лужу

    («бульканье» низкими звуками).

    Перелился через край («бульканье» волной: вверх-вниз).

    И дальше побежал («бульканье»)

    Выбрались из-под коры жучки (ж-ж-ж)

    И букашки (з-з-з)

    Расправили крылышки (крш-крш- с повышением)

    И полетели куда-то (тр-тр-тр – шёпотом).

    Лес наполнился птичьими голосами (имитация голосов птиц).

    Вот и пришла весна!»

     

    5. Скороговорки. Чистоговорки.

    Цель: Совершенствовать чистоту произношения.

    Ход: «Горячи кирпичи!

              Соскачи-ка с печи,

              Испеки-ка в печи,

              Из муки калачи!»                

          

    «Тары- бары, растабары,

    У Варвары куры стары!»

     

     «Сеня вёз воз сена»

    «Палкой Саша шишки сшиб».

     «Орёл на горе, перо на орле».

     

    «Жужжит над жимолостью жук,

    Зелёный на жуке кожух»

    Этюды на выражение основных эмоций

    1. «Лисичка подслушивает»

    Цель: Развивать способность понимать эмоциональное состояние и адекватно выражать своё (внимание, интерес, сосредоточенность).

    Ход: Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик и петушок. Подслушивает. Голова наклонена в сторону – слушает, рот полуоткрыт. Нога выставлена вперёд, корпус слегка наклонён вперёд.

    2. «Вкусные конфеты»

    Цель: Передавать внутреннее состояние через мимику (удовольствие, радость).

    Ход: У девочки в руках воображаемая коробка с конфетами.

    Она протягивает её по очереди детям. Они берут конфету, благодарят, разворачивают бумажку и угощаются. По лицам видно, что угощение вкусное.  

                             

    3. «Прогулка»

    Цель: Закрепление воспроизведения различных эмоций (радость, удовольствие, удивление).

    Ход: Летний день. Дети гуляют. Пошёл дождь. Дети бегут домой. Прибежали вовремя, начинается гроза. Гроза прошла, дождь перестал. Дети снова вышли на улицу и стали бегать по лужам.

    4. «Битва»

    Цель: Закрепление воспроизведения различных эмоций (радость, гордость, страх). Развитие творческого воображения.

    Ход: Один ребёнок изображает Ивана-царевича, второй-

     - Змея - Горыныча(голова и кисти рук- это головы Змея).

    Идёт сражение. Иван- царевич одерживаетпобеду Змей – повержен.

    Этюды на воспроизведение черт характера

    1. «Старичок»

    Цель: Через мимику, жесты передавать черты характера (весёлый, добрый, смешной, озорной).

    Ход: Прочесть детям стихотворение Д. Хармса «Весёлый старичок». Дети имитируют состояния и действия, о которых говориться в стихотворении.

    «Жил на свете старичок

    Маленького роста,

    И смеялся старичок

    Чрезвычайно просто:

     

    Ха-ха-ха, да хе-хе-хе,

    Хи-хи-хи, да бух-бух!

    Бу-бу-бу, да бе-бе-бе,

    Динь-динь-динь,

    Да трюх-трюх!

     

    Раз, увидев паучка,

    Страшно испугался

    Но, схватившись за бока,

    Громко рассмеялся:

     

    Хи-хи-хи, да ха-ха-ха,

    Хо-хо-хо, да гуль-гуль!

    Ги-ги-ги, да га-га-га,

    Го-го-го, да буль-буль!

     

    А увидев стрекозу,

    Страшно рассердился,

    Но от смеха на траву

    Так и повалился:

     

    Гы-гы-гы, да гу-гу-гу,

    Го-го-го, да бах-бах,

    Ой, ребята! Не могу!

    Ой, ребята! Ах, ах!  

                    

    2. «Жадный пёс»

    Цель: Через мимику и жесты передавать черты характера (жадность).

    Ход: Педагог читает стихотворение В. Квитко.

    «Жадный пёс дрова принёс,

    Воды наносил, тесто замесил,

    Пирогов напёк, спрятал в уголок,

    И съел сам – гам, гам, гам!»

    Дети имитируют состояние и действия, о которых говориться в стихотворении.

    3. «Страшный зверь»

    Цель: Через пантомиму передавать черты характера и поведения персонажей (смелый, трусливый, глупый, осторожный).

    Ход: Педагог читает стихотворение В. Семерина «Страшный зверь». Дети, получившие роли, действуют по тексту.

     

    «Прямо в комнатную дверь,

    Проникает хищный зверь!

    У него торчат клыки

    И усы топорщатся-

    У него горят зрачки-

    Испугаться хочется!

     

    Может это львица?

    Может выть волчица?

    Глупый мальчик крикнул:

    - Рысь!!

    Храбрый мальчик крикнул:

    - Брысь!»

     

    4. «Волшебное колечко»

    Цель: Через пантомиму передавать черты характера (добрый, злой, справедливый). Развивать творческое воображение.

    Ход: Злой волшебник, с помощью заколдованного колечка,

    Превращает хорошего мальчика в плохого. Мальчик всех обижает, дразнит, всё ломает. Наконец, устав, он засыпает. Добрый волшебник предлагает спасти мальчика, снять кольцо. Все дети тихо подходят и снимают колечко.

    Мальчик просыпается. Он снова ласковый, просит у всех прощения. Всем весело.

    Игры на развитие внимания

    1.«Будь внимателен!»

    Цель: Стимулировать внимание; быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.

    Ход: Дети шагают под весёлую музыку. Затем, на слово «Зайчики», дети изображают зайчиков (прыгают), на слово «Лошадки» - лошадок (ударяя ногой об пол), на слово «Раки» - пятятся, «Аист» - стоят на одной ноге, «Птицы» - бегут, раскинув руки.

    2. «Волшебный круг»

    Цель: Выполнять внимательно движения по сигналу.

    Ход: Играющие стоят по кругу. По сигналу колокольчика дети по очереди делают следующие движения: один приседает и встаёт, другой хлопает в ладоши, третий - приседает и встаёт и т. д.

    3. «Слушай хлопки»

    Цель: Развивать активное внимание.

     Ход: Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопает в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу аиста (стоять на одной ноге , руки в стороны). Если ведущий хлопает два раза - принять позу лягушки (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

    4. «Молчанка»

     Цель: Развивать внимание и умение быстро сосредотачиваться.

    Ход: Водящий:

    Тише, мыши,

    Кот на крыше,

    А котята ещё выше!

    Раз, два, три, четыре, пять,-

    С этих пор пора молчать!

    Играющие замолкают. Водящий следит, кто заговорит или рассмеётся. Этот ребёнок платит фант. Когда фантов наберётся 5-6, их разыгрывают. Каждый владелец исполняет художественный номер.

    Игры на развитие памяти

    1. «Запомни своё место»

    Цель: Развивать моторно-слуховую память.

    Ход: Дети стоят или в разных углах комнаты.

    Каждый должен запомнить своё место.

    Звучит весёлая музыка, все «превращаются в птичек  и двигаются по комнате. Музыка заканчивается. Все должны вернуться на свои места.   

                                               

    2. «Заводные игрушки»

    Цель: Развивать моторно-слуховую память.

    Ход: В магазине заводных игрушек стоят игрушки: куклы, зайчики, медведи, лягушки, птички, бабочки. Звучит музыка: «у игрушек включается завод».

    Дети двигаются по комнате. Музыка замолкает, дети возвращаются на свои места.

    3. «Художник»

    Цель: Развивать внимание и память.

    Ход: Ребёнок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет «рисовать», потом отворачивается, даёт его словесный портрет.

    4. «В магазине зеркал»               

    Цель: Развивать наблюдательность и память.

    Ход: В магазине стояло много больших зеркал. Туда вошёл человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки и стала вертеть головой. Обезьянки ответили ей тем же.

    Она топнула ногой – и все обезьянки топнули ногой. Что ни делала обезьянка, все повторяли в точности её движения.

    Этюды на выразительность жестов

    1. «Тише»

    Цель: Развивать выразительное движение рук и адекватно использовать жест.

    Ход: Мышата переходят дорогу, на которой спит котёнок.

    Они то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!»

    Выразительные движения: шея вытянута вперёд, указательный палец приставлен к сжатым губам, брови «идут вверх».

    1. «Игра в снежки»

    Цель: Развивать выразительность движений, творческое воображение.

    Ход: Этюд сопровождается весёлой музыкой. Зима. Дети играют в снежки. Выразительные движения: нагнуться, схватить двумя руками снег, слепить снежок, бросить снежок резкими, короткими движениями.

    1. «Игра с камушками»

    Цель: Развивать выразительность движений, творческое воображение.

    Ход: Дети гуляют по берегу моря, нагибаясь за камушками.

    Входят в воду и брызгаются, зачерпывая воду двумя руками. Затем, садятся на песок и играют с камушками: то подбрасывая вверх, то кидая в море. Звучит лёгкая музыка.

    4. «Дружная семья»

    Цель: Развивать выразительность движений, творческое воображение.

    Ход: Дети сидят на стульях по кругу. Каждый занят делом: один лепит, другой вколачивает в дощечку гвоздь, кто-то рисует кистью, кто-то шьёт, вяжет. Дети исполняют пантомиму с воображаемыми предметами, стремясь точнее передавать действия.

    Ролевые игры с использованием элементов костюмов, реквизита, масок и кукол

    1. «Играем в сказку»

    Цель: Развивать творческое воображение и фантазию. 

    Ход: Педагог выступает в роли сказочницы. Дети, используя маски, реквизит, разыгрывают известную им сказку. («Репка», «Теремок» и др..)

    2. «Угадай ситуацию»

    Цель: Развивать творческое воображение и фантазию.

    Ход: Дети по очереди с использованием реквизита и элементов костюма «создают ситуацию». Остальные - угадывают:

    1) «Таня собирает грибы в лесу».

     Девочка изображает грибника, в руках – корзиночка и посох, на голове – косынка.

     2) «Олег плавает под водой».

    Мальчик, в маске для подводного плавания, в резиновой шапочке изображает ныряльщика.

    3) «Катя попала под дождь».

    Девочка в плаще с зонтиком прыгает через лужи, ёжится от холодных капель.

    3. «Жмурки»

    Цель: Развивать коммуникативность, творческое воображение, фантазию.

    Ход: Все дети вместе с воспитателем готовят маски мышек и кошки. У маски кошки глаза не вырезаются. Дети садятся в кружок. «Кошка»- в центре. Кошка: «Мышка, мышка, поищи!» Одна мышка исполняет просьбу. Кошка в маске с нарисованными глазами не видит - кто. Она должна угадать, чей был голос. Если не может, пусть потрогает одежду мышки. Когда угадает, выбирается новая мышка.

    Игра продолжается.

    4. «Организуем всеобщий театр»

    Цель: Развивать творческое взаимодействие, воображение, фантазию.

    Ход: Все дети вместе с воспитателем мастерят кукол из перчаток, бумажных пакетов. Затем, разыгрывают бытовые или сказочные сюжеты.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПРОГРАММА. Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности в НОД.

    ПРОГРАММА.Развитие творческих способностей детей средствами  театрализованной деятельности в НОД....

    Статья "Музыкальная деятельность как средство развития творческих способностей детей 6-7 летнего возраста."

    Нынешний современный темп жизни, нестабильность культурного и социально-экономического развития требует творчески активной личности, которая сможет оригинально, нестандартно смотреть на жизненные зада...

    Программа «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования»

    Программа по изобразительной деятельности расчитана на детей средних, старших и подготовительных групп.Нетрадиционные техники рисования, которые предложены детям для освоения подобраны по принципу: от...

    Программа развития творческих способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста по средствам музыкально – театрализованной деятельности

    Нами предоставляется  возможность,  детям и их родителям, продемонстрировать свои  таланты и способности. Музыкально – театральная деятельность дает шанс   активно...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через музыкально-театральную деятельность»

    Цели программы:Формирование творческой личности ребёнка средствами музыкально-театральной деятельности.Выявление одарённых детей в области музыкально-театрального искусства в старшем дошкольном возрас...