Доклад на тему Использование импровизационно -творческих игр в музыкальной деятельности
опыты и эксперименты по музыке

Таникова Елена Ивановна

В данном докладе представлен опыт работы с детьми с помощью имровизационно- творческих игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_improvizatsionno-tvorcheskih_igr.doc191 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 156

города Чебоксары Чувашской Республики

Доклад на тему:

Использование импровизационно-творческих     игр в музыкальной деятельности (из опыта работы)

Выполнила: Таникова Е. И.

музыкальный руководитель МБДОУ «ЦРР-детский сад №156»

2018

г. Чебоксары

Использование импровизационно-творческих игр в музыкальной деятельности (из опыта работы)

Наше время – это время перемен, людей,  способных принимать нестандартные решения, умеющих творчески мыслить. Способность вызывать в человеке фантазию искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А музыка, как никто другой, располагает возможностями для созидания.

Различные виды музыкальной деятельности дарят детям мгновения чудесного человеческого самовыражения, развивают музыкальный опыт и начала творчества. Приобретение первичных умений вокального исполнительства и творчества, а также ритмико-двигательных навыков, умения правильно и художественно точно двигаться приносит ребятам истинную радость. При этом у детей раздвигаются рамки художественного видение мира, а простые и привычные действия преображаются в танцевальные, дирижерские, становятся имитацией поведения нужного художественного образа, который воплощается в том или ином виде музыкальной деятельности. Обычные, всем хорошо знакомые прыжки, приседания, подскоки, движения руками, получая соответствующее музыкальное оформление, приобретают требуемую поведенческую окраску и тем самым трансформируются в воодушевленные эмоциональные процессы, подталкивая к музыкальному творчеству.

В процессе музыкальной деятельности дошкольники учатся понимать, что их окружает мир звуков, а при выполнении творческих заданий у них развиваются внимательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, и находить связи и зависимости, что в совокупности способствует развитию творческих способностей.

Жизнь – это непрерывный процесс творчества, потребность в котором растет по мере роста сложности окружающей среды. Обучить творчеству нельзя, но применение специально ориентированных приемов и методов обучения может содействовать его образованию и проявлению. Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку, нужно лишь раскрыть их и развить. Для этого необходимо грамотное руководство со стороны педагога и знание физиологических закономерностей личности воспитанника, участвующего в творческом процессе. Составляющие творческого процесса:

- цельность восприятия – способность воспринимать художественный образ целиком;

- оригинальность мышления – способность субъективно воспринимать предметы и явления окружающего мира посредством чувств, через личностное, оригинальное восприятие и материализовывать в определенных оригинальных образах;

- гибкость, вариативность мышления – способность переходить от одного предмета к другому, далекому по содержанию (например, музыка и литература) ;

- легкость генерирования идей – способность легко, в короткий промежуток времени выдавать несколько разнообразных идей;

- сближение понятий – способность находить причинно-следственные связи, ассоциировать отдаленные понятия;

- способность запоминать, узнавать, воспроизводить информацию обеспечивается индивидуальным объемом и надежностью памяти;

- работа подсознания – необходимое условие при выдвижении гипотез и генерировании идей, поэтому предвидение или интуиция – необходимая составляющая для любого творческого процесса;

- способность к открытию – это установление неизвестных ранее, объективно существующих закономерностей предметов и явлений окружающего нас мира, вносящих коренные изменения в уровень познания;

- способность к рефлексии – способность к оценочным действиям;

- воображение и фантазия – способность не только воспроизводить, но и создавать образы или действия.

Задача творческого развития личности заключается в том, чтобы, с одной стороны, целенаправленно и систематически развивать необходимые для занятия любым видом творчества способности: оригинальное, образное мышление, воображение, эмоциональную отзывчивость и т. д., а с другой стороны – формировать потребность в творчестве и общении с искусством. Правильный подход к музыкальному воспитанию должен не только всесторонне учитывать возможности маленьких детей, но и ставить на первое место уважение их интересов, любых индивидуальных творческих проявлений. Это будет той психологической базой, на которой возможна организация различных видов деятельности дошкольников, позволяющая каждому ребенку найти свое место на занятиях независимо от уровня музыкальных способностей. Роль малыша может быть небольшой и очень простой, но качественно необходимой для его саморазвития. Творческие приемы призваны развивать свой механизм и при систематическом, последовательном применении дадут гарантированную результативность.

Для того чтобы в ДОУ проводилась систематическая работа по развитию творческих способностей дошкольников, определяются следующие этапы:

1. Накопление впечатлений.

2. Спонтанное (самопроизвольное) выражение творческого начала в зрительных, сенсорно-моторных, речевых направлениях.

3. импровизации двигательные, речевые, музыкальные.

4. сочинение собственных композиций, являющихся отражением какого-нибудь художественного впечатления: литературного, музыкального, изобразительного, пластического и др.

Большое внимание развитию навыков импровизации – ритмических, мелодических, инструментальных, пластических – уделяется в современных методиках развития музыкального слуха (Н. Долматов, П. Вейс, И. Микита и другие) .

Для использования на занятиях музыки в ДОУ можно рекомендовать такие виды импровизации как импровизации речевые, инструментальные (чаще всего ритмические, пластические и вокальные. Все они помогают развитию музыкально-творческих способностей.

Мои наблюдения показывают, что у современного ребенка, который живет в непростых условиях музыкального социума, исчез интерес к классической музыке, к фольклору, ослабло стремление к творческому проявлению.

     Отсюда, возникает необходимость создание таких форм занятий, в которых каждый ребенок будет активно самовыражаться,  проявлять инициативу, творческую фантазию, самостоятельность. И одной из таких форм является детская музыкально – игровая деятельность. Именно она способна научить ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародить стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе.  Музыкально – игровое творчество способствуют развитию фантазии, воображения, памяти, учит передавать различные эмоциональные состояния. В конечном счете музыкально – игровая деятельность способствует развитию чувств, глубоких переживаний ребенка. Он учится сочувствовать, сопереживать конкретным ситуациям, событиям.  Через игру у ребят появляется умение импровизировать, желание творить, появляются способности к реализации творческих сил, раскрепощению и повышению самооценки.

      Развитие творческих способностей современные ученные рассматривают как деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего мира (природного и социального). Основной показатель детского творчества – субъективность новизны открытий. Творческая деятельность дошкольников отличается эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать различные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата. Увлёкшись поиском, дети обязательно закончат ее положительным результатом Проблема развития творческих способностей дошкольников одна из актуальных проблем современной педагогической науки, теории и практики дошкольного образования. Я, как и многие мои коллеги в своей работе столкнулась с некоторыми трудностями при организации и проведении занятий по развитию творчества у дошкольников:

  1. Это связано с недопониманием значения музыкально – игровой деятельности для развития ребенка. Возросшее внимание общества к музыкальной культуре, к проблеме детского творчества не всегда воспринимается современными семьями.
  2.  Недостаток учебного времени вследствие сильной загруженности воспитателей.
  3. Неспособность детей чисто интонировать мелодию для песенных импровизаций.
  4. Не владение своим телом, которое сопровождается скованностью и стеснением.
  5.  В группы детского сада влились новые дети, которые ранее никогда не посещали детский сад.

          Основной идеей моей работы является преодоление этих трудностей путем системного развития творческих способностей детей старшего возраста во всех видах музыкальной деятельности. Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать. Чтобы сделать музыку своим личным опытом, надо «пребывать в ней» - петь, играть на инструментах, танцевать, самому придумывать и изменять, сочинять, переживая при этом чувство восторга и удовольствия. Главное в моей деятельности – это совместное творчество с детьми. Работу веду в единой системе развития музыкальности и импровизационно – творческой деятельности детей.  Поэтому мною были определены следующие направления в работе:

  1. Создание всех необходимых условий для развития музыкально – творческих способностей.
  2. Систематичность и последовательность. Свою работу по развитию творческих способностей  на основе музыкально – игрового творчества веду в определенной системе, последовательности. Исследования веду поэтапно:

первый этап – накопление впечатлений

второй этап – спонтанное выражение творческого начала

третий этап – поиск творческих решений

четвертый этап – самостоятельные действия детей

пятый этап – индивидуальность и коллективное творчество

  1. Доступность.  Учитываю возрастные особенности, потребности, интересы, уровни подготовленности детей.
  2. Наглядность обучения.  Тщательно продумываю дидактические цели использования наглядности, методику показа, количество наглядности и последовательность демонстрации, сочетание определенных видов наглядности.

Цель работы:

  Развитие творческих способностей детей через использование импровизационно-творческих игр в музыкальной деятельности.

  Задачи работы:

  1. Развивать творческое воображение (образные высказывания о музыке, проявления творческой активности).
  2. Побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской и творческой деятельности.
  3. Развивать природную музыкальность детей и первоначальные навыки музицирования.
  4. Побуждать дошкольников к различным проявлениям творчества: музыкально – ритмические движения, певческие импровизации, игра на детских музыкальных инструментах.

О творческих способностях или о творчестве. Условия для развития творческих способностей детей.  Характеристика разделов музыкально – игровой деятельности.

          Воспитывая ребенка, отечественная педагогика решает основную задачу – формирование человека гармонически развитого, деятельного активного. Искусство, в частности музыкальное, занимает в этом плане одно из важных мест.

         Творчество, согласно сведениям энциклопедического словаря, деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает  творца – субъекта творческой деятельности. Более сложная, пока не каждому посильная и требующая часто настоящего подвижничества творческая деятельность привлекает к себе людей, и не только молодых. Видимо, эти большие трудности могут дать и большие радости, причем радости высшего, человеческого порядка – радость преодоления, радость открытия, радость творчества. Возможно, что это и закономерно, и в высшей степени симптоматично: ведь мы живем в век невиданной еще в истории человечества научно – технической революции; и жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она, чем дальше, тем дольше, требует от человека не шаблонных, привычных действий, освященных многовековыми традициями, а подвижности мышления, быстротой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.

      С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети очень любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта.

             Условия для развития творческих способностей детей.          

        Для успешного развития творческих способностей необходимо создание условий, способствующих формированию гармонически развитой личности. Изучая опыт работ некоторых авторов, в частности Б.Н.Никитина, Л.Кэррола, можно выделить несколько этапов для успешного развития творческих способностей у детей.

        Первым этапом в успешном развитии творческих способностей является -  раннее начало. Здесь можно говорить о физическом развитии малыша, т.е. развитию способствует раннее плавание, ранняя гимнастика, раннее хождение или ползание. Следующим шагом является раннее чтение, ранний счет, раннее знакомство со всякими инструментами и материалами, которые тоже дают толчки развитию способностей, и самых разных.

      Вторым и немаловажным этапом для развития творческих способностей является создание окружающей среды, опережающих развитие детей. Здесь необходимо окружить ребенка такой средой, которая стимулировала бы его самую разнообразную творческую деятельность. Например, если ребенка окружить музыкальной средой, где он будет слышать музыку с раннего младенчества, то в дальнейшем у таких детей, как правило, развиваются музыкальные способности. То же можно сказать и о раннем чтении. Еще задолго до обучения чтению годовалому ребенку можно купить кубики с буквами или повесить на стене азбуку и во время игры называть буквы, то это способствует развитию раннего чтения.

     Третий, чрезвычайно важный этап, вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил.  Оказывается, способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается до потолка своих возможностей и постепенно поднимает этот «потолок» все выше и выше. Парадоксально, но это условия максимального напряжения сил легче всего осуществляется тогда, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш еще не в состоянии.  Вследствие этого малыш больше чем когда либо вынужден заниматься творчеством, решать многие, для него совершенно новые задачи, самостоятельно и без предварительного обучения. У малыша укатился мячик далеко под диван. В этом случае родители не должны сразу бежать ему на помощь, малыш может решить эту задачу сам самостоятельно, что и способствует развитию интенсивной умственной деятельности.

      Четвертый этап успешного развития творческих способностей  - это предоставление ребенку большей свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким – либо делом, в выборе способов работы. Такое желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъем служат надежной гарантией того, что даже большое напряжение ума пойдет малышу на пользу. Но такой способ предоставления малышу свободы не исключает ненавязчивую, умную доброжелательную помощь взрослого. Всем известно, свобода творчества предполагает некоторое своеволие и поэтому помощь взрослого должна превратиться в подсказку, но эта подсказка не должна полностью решать проблемы за малыша, нельзя думать за него , делать что – либо за него, когда он сам может справиться. Многие западные психологи считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что надо просто не мешать ему самовыражаться. Однако практика показывает,  что такого рода невмешательства и  превращает свободу в безнаказанность.

      Процесс воспитания творческих способностей детей будет эффективным в том случае, если поставить ряд педагогических задач направленных на достижение конечной цели. Есть великая формула К.Э.Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: « Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и наконец стал открывать, никому еще неизвестные». Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития избирательского и исследовательского таланта.  Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь.

Характеристика разделов музыкально- творческой деятельности

    Одним из видов детской музыкальной деятельности является детское музыкальное творчество.

    Психолог Теплов Б.М. подчеркивает, что музыкальное воспитание в дошкольном возрасте не может быть полноценным, если ограничивается только восприятием и исполнительством. По своей природе детское творчество синтетично, часто носит импровизационный характер и дает возможность достаточно полно судить об индивидуальных проявлениях и своевременно их выявлять. Все виды музыкальной деятельности взаимосвязаны. Исполнительство и творчество немыслимы без развития восприятия музыки. Творчество, в свою очередь, возникает и развивается в том случае, если дети научились петь, танцевать, играть.

   В дошкольном возрасте у детей формируется способности к песенному, музыкально – игровому, танцевальному творчеству, к импровизации на детских музыкальных инструментах.

    Песенное  творчество.

  В пении это импровизация простейших мотивов, часто возникающих непроизвольно, по собственной инициативе. Эти проявления появляются очень рано, что позволяет предложить ребенку творческие задания: придумать свою мелодию на заданный текст; воспроизвести несложный мотив без слов, учитывая жанровый характер ( марш, вальс); передавать грустное или веселое настроение.

   Дети с увлечением импровизируют, и это творчество приносит им радость. Усвоив способ песенных импровизаций, дети охотно применяют его в своих играх.  Песня прочно входит в жизнь ребенка . Таким образом, на основе приобретенного опыта дети приобщаются к музыкально – игровому, танцевальному творчеству в этой области.

Были определены этапы развития детского творчества: от заданий, требующих первоначальной ориентировки в творческой деятельности (при этом дается установка на создание нового — измени, придумай, сочини), к заданиям, способствующим освоению способов творческих действий, поискам решений, и, наконец, к заданиям, рассчитанным на самостоятельные действия детей, использование сочиненных мелодий в жизни (H.A. Ветлугина, А.И. Ходькова и другие).

Чтобы ребенок смог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развить ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, т. е. основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуются воображение, фантазия, свободная ориентировка в непривычных ситуациях, умение применять свой опыт в новых условиях.

Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умения выражать в пении определенные чувства, настроения, петь чисто и выразительно. Лишь немногие дети обнаруживают все эти качества в младшей и средней группах детского сада. Большинство овладевают ими к старшему возрасту.

Тем не менее песенное творчество важно формировать начиная с младшего дошкольного возраста, используя посильные детям творческие задания (спеть свое имя, колыбельную или плясовую кукле и т. д.).

Чтобы сориентировать дошкольников в песенном творчестве, Н. А. Ветлугина предлагает упражнения для накопления слухового опыта, развития музыкально-слуховых представлений. Это подготовительный этап, предшествующий (и сопутствующий) первым творческим проявлениям детей:

1) самостоятельное нахождение тоники: закончить без сопровождения знакомую мелодию, начатую воспитателем; найти тонику после пения взрослого, остановившегося на неустойчивом звуке;

  1. подстраивание к звукам: игра типа «Музыкальное эхо» — точное воспроизведение заданных интонаций;
  2. различение мажорного и минорного ладов: различить и воспроизвести мажорное и минорное трезвучие («Веселый и грустный колокольчик») и звукоряд (упражнение типа «Солнышко и дождик»);
  3. различение и воспроизведение соотношений звуков по их высоте, длительности (упражнения из «Музыкального букваря»);
  4. транспонирование простейших мотивов (мяу, ку-ку): воспитатель поет первый звук.

Кроме того, разработана серия творческих заданий для развития песенного творчества.

  1. импровизация имен, звукоподражаний, мелодий без слов;
  2. импровизация музыкальных вопросов и ответов;
  3. сочинение попевок контрастного характера на предлагаемый текст, сочинение попевок в определенном жанре.

Детям 2—3 лет легче петь мелодии, которые не содержат развернутого текста; поэтому им даются упражнения на звукоподражание, задания сочинить мелодию без слов, на слогиля-ля, та-та и т. д. Иногда дети уже в младшем возрасте могут сами придумать и текст, и мелодию. Например, во второй младшей группе (музыкальный руководитель JI.A. Волкова, Москва) было дано задание покачать маленького цыпленка и спеть ему колыбельную песенку. Все ребята напевали мелодии без текста, но одна девочка спела песенку на свой текст: «Спи, мой маленький» — очень нежно, тоненьким голоском.

Уже в этом возрасте на посильных детям творческих заданиях можно развивать музыкальные способности, использовать упражнения на различение и воспроизведение звуков по высоте и длительности.

Дети 4—5 лет выполняют задания на пропевание имен, импровизации мелодий на несложные тексты. В эти годы у дошкольников начинает налаживаться слуховокальная координация. Они чище интонируют в пении, чему способствуют и творческие задания с применением подстраивания к звукам, транспонирования мотивов.

        Музыкально – игровое творчество.

     Формируется путем творческих заданий с постепенным их усложнением. Если в старшей группе детям предлагают задания по воплощению характерных движений отдельных персонажей, то в подготовительной группе можно предложить подобрать выразительные движения, передающие различные образы. В более сложных заданиях персонажи игры вступают иногда в дружеские, а иногда в конфликтные ситуации. Дети чувствуют и передают настороженность зайчика при появлении охотников или радостное стремление помочь муравью.

   И наконец, детям предлагают самостоятельно создать игру, продумать последовательность эпизодов и действия персонажей.

   В музыкальной игре действие персонажей подсказано программной пьесой. Инсценирование песен также связано с содержанием. Здесь возможны стереотипные движения. Но творческими их можно назвать в том случае, если ребенок придумал оригинальное движение, передал характерные повадки персонажа в соответствии с музыкой и литературным текстом.

    Танцевальное творчество

Проявляется в умении детей комбинировать знакомые элементы танца, создавать собственные движения, придумать простой танец типа польки. Задания для танцевального творчества также имеют свою линию усложнения. Общее для всех заданий – прослушать музыку, определить ее характер, настроение, форму и наметить возможные варианты построения танца. Обсуждение может быть общим, когда одно предложение дополняется другим или дети небольшими группами «сочиняют» свою пляску, чтоб затем определить, чей вариант пляски более удачный. Понравившийся вариант можно разучить всей группой, постараться выразительно его исполнить не только на занятиях, но и на празднике.

    Импровизация на детских музыкальных инструментах

Проявляется в умении детей придумать свою музыкальную фразу для предложенного инструмента, составить небольшую «партитуру» для оркестра: после прослушивания пьесы дети предлагают отдельные части исполнить на тех или иных инструментах, проявляя при этом индивидуальность.

      Таким образом, детское музыкальное  творчество имеет широкий диапазон. Оно активизирует фантазию ребенка, побуждает к достижению самостоятельно поставленной цели, к поискам для воплощения своего замысла в разных формах и даже способствует обучению, лучшему усвоению песен, танцев, игр, хороводов.    

2.1. Система работы по использованию импровизационно-творческих игр в музыкальной деятельности

          Научить детей импровизировать, а музыкально – игровая деятельность  именно направлена на импровизацию, дело далеко не простое. Главное, чтобы ребенок не чувствовал, что его обучают, а занят был интересной для него деятельностью, был увлечен игрой, сказкой, песенкой. Занятия по развитию творческих способностей провожу в основном в старшем дошкольном возрасте, когда дети уже обладают некоторым объемом знаний, умений и навыков в области пения, музыкально – ритмических движений, игры на музыкальных инструментах, когда у них в значительной степени развиты самокритичность, самоконтроль, оценочные суждения, музыкальный вкус. В творческие задания включаю в различные виды музыкальной деятельности – это сочинение кратких мелодий на заданный текст, выполнение образных упражнений, составление пляски – импровизации. Занятия провожу в игровой форме. Игровой прием самый эффективный метод работы с детьми. Поэтому на занятиях я использую различные виды игр: песенные, музыкально- дидактические, игры с именами.

      В младших группах творческие задания тоже включаю в ту или иную деятельность на типовых, тематических занятиях. Только в содержание творческих заданий включаю три основных элемента: 1) простейшие песенные импровизации 2) выполнение образных упражнений; 3) пляски - импровизации

Учитывая, творческие возможности детей сугубо индивидуальны, стараюсь создать наилучшие условия для самовыражения каждому ребёнку. Поддерживаю неуверенного в себе, останавливаю тех, кто старается высмеять неудавшийся опыт своего товарища. На своих занятиях использую простейшие импровизации, которые иногда возникают непроизвольно у детей, по собственной инициативе. Эти проявления появляются очень рано, что позволяет предложить ребёнку творческие задания. Уже начиная с младших групп  занимаюсь развитием сенсорных способностей малышей, которые способствуют развития творчества на начальном этапе. Для этого на музыкальных занятиях давала ряд упражнений на развитие высокой речевой интонации. Показывала большого петушка и спрашивала: «Как кричит петушок?» Дети подражали крику петушка на низких интонациях. «А как кричит этот петушок?» (показывала маленького петушка). Малыши воспроизводили высокое звучание. Такие же задания выполнялись и с другими игрушками. В процессе музыкально – дидактических игр дети не только различают контрастное звучание, но и воспроизводят его.  Затем перехожу к заданиям, направленным на развитие детского песенного творчества.

          Например, приношу на занятие куклу и говорю: « Ребята, к нам в гости пришла кукла Катя. Она очень любит танцевать. Посмотрите, как она это делает! (под музыку кукла танцует). А еще она любит с детками танцевать. Кто хочет с ней потанцевать, позовите ее?». Здесь я предлагаю пропеть ее имя нежно и ласково. Сначала дети произносят имя на распев, но постепенно, с накоплением певческого опыта, речевые интонации переходят в певческие. Кроме куклы в гости к ребятам может приехать паровозик и привезти мишку, зайку или лисичку. Ребята с удовольствием зовут своих гостей не « по-простому, а по-музыкальному». Также занятие могу начать с игры « А кто у нас есть?» на стихи Е.Макшанцева:   В нашей группе,

                                                                В нашей группе,

                                                                Много маленьких ребят,

                                                                Много маленьких ребят,

                                                                Все на стульчиках сидят.

                                                                А у нас есть…..и предлагаю ребятам назвать, а позже пропеть свое имя. Проводя игры с музыкальными инструментами, предлагаю им простейшие упражнения в музицировании, что способствует развитию чувства ритма, динамики звучания. На занятия приношу погремушки, барабаны, дудочки, колокольчики и провожу такие игры как «Тихие и громкие звоночки», музыка Р.Рустамова, слова Ю.Слонова. Воспитатель поет песню, а ребята звенят колокольчиками соответственно громкому и тихому звучанию музыки. В игре  « Наши погремушки» решаются такие же задачи. Ребята громко звенят погремушками на слова: «Пляшет возле ушка, наша погремушка.» и прячут ее за спинку, когда пою им «Не шумит, не гремит, а тихонечко сидит. Очень нравится ребятам игра «Угадай, на чем играю». Воспитатель поет песенку, а дети внимательно слушают. Когда поется про звоночки: «эй вы, звоночки, звоните, звоните, весело звоните динь-ди-день», то дети у кого в руках колокольчики звонят ими. Если поется про барабан – дети стучат палочками по барабану. Вот еще один пример, на занятии играю на дудочке и предлагаю: «А вы хотите так научиться играть?» И тут же уточняю: «У каждого из вас есть своя дудочка, поэтому мелодия тоже должна быть своя, не похожая на другие!» Здесь я применяю упражнение «Дудочка» Т.Ломовой. Ребята сначала выполняют упражнение, а затем показывают у  кого какая дудочка, импровизируя свою мелодию на звук «ту» или «ру»  Дети эмоционально откликаются на музыку, но порой движения их не точны и не согласуются с музыкой.

         Ребята очень любят игру «Что в корзиночке моей?» Сама песня написана в форме загадки про животных. Пою им песню: «Что в корзиночке моей, догадайся поскорей. Там наверно зайчик, прыгает, как мячик?». Такой прием придуманный композитором позволяет развить у детей образные движения, которые и способствуют творчеству. В таких играх слежу, чтоб образы были правильными, для этого предлагаю ребятам посмотреть на себя со стороны в зеркало. Провожу простейшие игры-инсценировки, на начальном этапе по показу, а потом ребята инсценируют самостоятельно. Игра « Зайчики и лисичка», здесь приношу на занятие игрушку лисичку, а ребяткам предлагаю превратиться в зайчат и говорю: «Мои зайчики очень любят гулять: прыгать, бегать, давайте превратимся в них!», пою им песню «По лесной лужайке разбежались зайки. Вот какие зайки, зайки побегайки», затем объясняю ребятам, что зайки бегали и проголодались, пою: «Сели зайчики в кружок, роют лапкой корешок», малыши с удовольствием импровизируют, еще конечно не понимая, что их вовлекли уже в творческий процесс. Ну и кульминацией игры является появление лисички, которая догоняет зайчиков. Такие игры – инсценировки очень нравятся малышам, увлеченность музыкально – игровой деятельностью предполагает развитие инициативы и самостоятельности в творческом замысле.  

               К концу учебного года учимся уже придумывать колыбельные песенки для куклы на слог «ля». Или показать, как кукла пляшет или шагает, напевая свою мелодию на слог «ля». Работая систематически в течение года над развитием творческих способностей в младшей группе использовала дидактические игры «Птицы и птенчики», «Угадай-ка», «Чей домик?», «Кто в лесу ходит?». Занятия провожу в игровой форме. Например, тематическое занятие «Прогулка в осенний лес»                              В работе с малышами использую мелкие игрушки, фланелеграф, фигурки зверей, картинки с изображением животных, музыкальные инструменты. Все игры, используемые и проводимые мною в работе с детьми младшего возраста, направлены на развитие основ творческого мышления, музыкального развития, инициативы, активности на занятиях и самостоятельности.

        Таким образом, к моменту перехода в среднюю группу дети  овладели следующими навыками:

                       - научились более чисто интонировать мелодию

                       - придумывать простейшие мелодии

                       - свободно выполняли образные движения

                       - различали музыкальные инструменты, не боялись взять их в

                         руки и исполняли простейшие импровизации

                       - различали тихое и громкое звучание

Работа, начатая в младшей группе продолжается в средней.

         В средней группе в начале года на протяжении месяца закрепляю навыки, полученные детьми в младшей группе, затем задания усложняю. В работу с дошкольниками включаю игры со звуками, которые помогали лучше научиться слушать, различать и самостоятельно производить звуки разной силы и окраски. В играх мы используем различные музыкальные игрушки: барабаны разного размера, бубны погремушки, колокольчики, металлофон, деревянные брусочки, коробочки с горохом и занимаемся импровизацией. Она привлекает внимание детей, повышает уровень восприятия музыки. Использование импровизации дает возможность воспитывать у детей интерес к музыке, накоплению музыкально-творческого опыта. В своей работе использую вокальные и инструментальные импровизации, мини-рассказы. Например, в инструментальной импровизации с помощью музыкальных инструментов озвучиваем мини – рассказ: Однажды тучки закрыли солнышко, подул сильный ветер – ребята с помощью султанчиков изображают шум ветра; закапал дождик – ребята музицируют на металлофонах, все сильнее и сильнее – ребята увеличивают динамику звучания;  загремел гром – на барабанах изображают гром; потом дождик стал тише, тучки ушли далеко, выглянуло солнышко.  К концу игры все затихает, ребята хлопают в ладошки – радуются солнышку. В эту игру можно играть, используя при этом нетрадиционные музыкальные инструменты: баночки с горохом, скорлупки, самодельные  барабанчики.  В вокальной импровизации предлагаю озвучить ребятам такой рассказ:  Настало утро, пропел петушок -… Стало слышно, как пастушок заиграл на дудочке - …Коровы стали собираться в стадо и замычали - …

       Очень понравилась ребятам игра «Лесное эхо». Малыши учились воспроизводить разные по силе звуки. Я объясняла им, что во всякой музыке есть звуки громкие и тихие. Ребята становятся друг против друга с музыкальными инструментами в руках. Те, кто играют первыми - играют громко, кто вторыми - играют тихо. Эту игру можно провести и без музыкальных инструментов,  используя при этом свой самый главный музыкальный инструмент – ладошки.  Ребята делятся на две группы и прохлопывают ритмический рисунок соответственно громко и тихо.

       Работая над песенным творчеством, использовала различные приемы, причем в определенной последовательности, так как ребята уже знакомы с младшей группы  с приемом игры с именами, то в средней группе эту работу продолжаю и начинаю с простого эпизода «Знакомство» или «День добрый». Дети с удовольствием пропевают своё имя или фамилию, имя мамы или папы.  Дальше мы предпринимаем попытки подражать звукам, которые дети не раз слышали. Вот трубит труба, созывая детей (ту – ру – ру), вот звучит барабан (трам – там – та). Кто хотел бы быть трубачом? А вот Кукла – её нужно уложить спать и спеть ей свою колыбельную (ля – ля – ля). Послушаем: кто лучше споёт – сочинит свою песенку, тогда её можно исполнить всем вместе. Затем говорю ребяткам: «Кукла любит танцевать! Давайте  споем ей плясовую» и предлагаю кому - либо спеть веселую песенку. Ребенок поет, а кукла в руках воспитателя пляшет. После этого кто - либо из детей передает на бубне веселый ритм – кукла шагает. Проводя такие игры, ребята в конце года уже могут самостоятельно придумать несложные мелодии марша, плясовой и колыбельной. Кроме названных приемов ввожу более сложные, например, музыкальные вопросы и ответы. Например, предлагаю детям задание «Как тебя зову?» или «Леша, ты где?». Приношу на занятие игрушки ( Петрушку, обезьянку или куклу – марионетку Машу) и говорю : «Ребята, у нас в гостях сегодня (например) обезьянка Анфиса. Она очень хочет с вами познакомиться, но не знает никого по имени. Давайте с ней познакомимся». Напоминаю при этом: «имена у вас разные и чтоб Анфиса лучше запомнила, постарайтесь, чтобы ваше имя прозвучало по – особенному, не похожее на другое». И каждый ребенок старается  придумать, сочинить свою песенку, исполнить ее, а Анфиса говорит, чье имя запомнила лучше всех.

               Работая над танцевальным творчеством в средней группе, использую двигательные игры, в которых дети творчески познают возможности своего тела: вращение, наклоны, приседания, поскоки, притопы и многие другие.  Предлагая игровые задания, могу их провести как с музыкальным сопровождением, так и без него. Проявляя фантазию и выдумку, ребенок может действовать самостоятельно или же следовать образу исполнения. Очень нравится ребятам игра – упражнение с превращением « На бабушкином дворе», «Лесная зверобика», «Заводные игрушки».  Движения выполняются под выразительный поэтический текст. Четверостишия необходимо читать в умеренном темпе, четко проговаривая слова, делая, где следует, речевые паузы и логические ударения. Это помогает развитию творческого воображения детей, а также способствует улучшению качества движения. Позже  на основе накопленных впечатлений в двигательной деятельности мы с ребятами придумали такие танцевальные композиции как: «Барыня», «Калинка» на русские народные мелодии. Прелесть этих мелодий заключается в том, что в них четко разграничены  музыкальные части. На первую часть мелодии ребята просто гуляют по разным дорожкам парами или по одному, при этом в руках у девочек платочки, а мальчики двигаются, держа руки на поясе. На вторую часть мелодии ребята сами уже начинают использовать те движения, которые мы разучили раньше, а многие при этом уже начинают придумывать свою пляску.  Эти пляски я начинаю вводить еще в младшей группе, только там импровизации создаются в соответствии с возрастом. Ребятам нравятся такого рода импровизации, где им предоставляется возможность самовыражаться, если сначала ребята двигаются спонтанно, сами по себе, то затем постепенно вовлекается в стихию коллективного движения.

        Дети средней группы хорошо справляются с музыкально-дидактическими играми.  Для развития динамического слуха использую игру « Тише - громче в бубен бей», где в зависимости от слов дети ударяют в бубен громко и тихо. Очень любят дети игру «Ну-ка, угадай-ка», она способствует развитию звуковысотного слуха, что необходимо для развития певческих импровизаций. Дети поочередно загадывают друг другу загадки:

       Гусь с гусятами живет                           Вот коза ведет козлят

       В доме на лужайке.                                Прямо на лужайку.  

       Кто там голос подает?                           Кто там голос подает?    

       Ну-ка, угадай-ка!                                   Ну-ка, угадай-ка!

       (говорят) Га-га-га!                                (говорят) Ме-ме-ме!

                                         Воронят своих зовет

                                         Ворон на лужайке

                                         Кто там голос подает?

                                         Ну-ка, угадай-ка!

                                         (говорят) Кар-кар-кар!

 Если загадка отгадана, то после слов воспитателя «лови»-загадывающие убегают.

       Кроме дидактических игр на занятиях использую речевые и пальчиковые  игры. Эти игры помогают развивать у детей мелкую моторику и   эмоциональную выразительность мимики и жестов.  Игра «Здравствуй», на слова Т.Сикачевой  :

 М.р.      Я здороваюсь везде –

Дома и на улице,

Даже «здравствуй» говорю

Я соседской ….

М.Р. и дети…..курице(вместе с взрослыми дети показывают из ручек «крылышки»)

Здравствуй, солнце золотое!    ( показывают «солнце»)

Здравствуй, небо голубое!        (показывают «небо)

Здравствуй, легкий ветерок!      (показываю «ветерок»)

Здравствуй, маленький дубок! (показывают «дубок»)

Здравствуй, Утро!                      ( жест вправо)

Здравствуй , День!                     ( жест влево)

Нам здороваться не лень           ( разводят руки в стороны)

Игра « Утром рано я встаю» И.Бодраченко.

 М.р Утром рано я встаю,

Свою песенку пою,

 И со мною дружно в лад

Подпевают…

Дети…..100 ребят!      (поднимают руки вверх, расставив пальцы).

Подпевают 100 ежей   (складывают руки в «замок», большие пальцы

                                       соединены, остальные выпрямлены- «ежик»),

  Подпевают 100 ежей  ( соединяют ладони, делают волнообразные

                                                            движения

                                    –«уж ползет», текст произносится громким шепотом),  

И поют зайчата             (приставляют ладошки к голове –«ушки зайчика»,

                                         текст произносится высоким голосом)

И поют ее лисята          (сгибают руки в локтях перед собой – «лисьи лапки»,

                                          текст произносится более низким голосом)

Утром рано мы встаем,

Хором песенку поем.

А о чем же в ней поется?

Как нам весело живется          (разводят руки в стороны)

  В течение года провожу музыкальные занятия в игровой форме, где включаю обязательно задания с элементами музыкально – игрового творчества. На занятиях использую игры: «Лесное эхо», «День добрый!», «Знакомство», игры переклички, « Ну-ка, угадай-ка!». Эти игры помогли детям в формировании певческих импровизаций, а главное более чисто интонировать мелодию. Такие игры как: «На бабушкином дворе», «Заводные игрушки», «Здравствуйте», « Утром рано я встаю» , способствуют развитию игрового творчества, умению владеть своим телом, ориентировки в пространстве, делают детей более раскрепощенными, что не маловажно при разучивании музыкально – ритмических движений. Помимо занятий занимаюсь с детьми индивидуально, в вечерние часы. Предлагаю им дидактические игры для развития воображения и фантазии. Игра «Настроение», помогает развить мимику и жесты. В игре «Эмоциональные грибочки», прошу повторить настроение забавного грибочка.

        Активное участие в организации игры проявляет воспитатель. Он организует игры, показывает их детям, а затем вместе играет. Только действуя вместе с воспитателем можно добиться определенных успехов в развитии творчества у малышей.

           В дальнейшем к моменту перехода малышей в старшую группу передо мной стояли уже следующие задачи:

 - продолжать совершенствовать умение импровизировать в песенном творчестве

 - добиваться, чтоб каждый ребенок активно проявлял себя в творческом процессе, мог проявить оригинальность и фантазию.

           В старшей группе я продолжила работу, начатую в младших группах. Работая над песенным творчеством, продолжаю предлагать детям сочинять колыбельные песенки, придумывать плясовые мелодии не слог «ля», Марш на слоги «трам-та-та». Очень нравится ребятам игры по принципу «Эхо» например, игра «Вот такая чепуха» музыка и слова И.Рыбкиной:

М.р. Мы ребята лучше всех,

Дети. Мы ребята лучше всех.

М.р. Каждый день поем и пляшем,

Дети. Каждый день поем и пляшем.

М.р. В музыкальном зале нашем,

Дети. В музыкальном зале нашем.

М.Р. Чтоб у деток голосок,

Дети. Чтоб у деток голосок.

М.р. Был то низок, то высок,

Дети. Был то низок, то высок

М.р.  Запищим мы как мышата,

Дети. Запищим мы как мышата.

М.р. А теперь как медвежата,

Дети. А теперь как медвежата.

М.р. Хи-хи-хи, ха-ха-ха,

Дети. Хи-хи-хи, ха-ха-ха.

М.р. Вот такая чепуха,

Дети. Вот такая чепуха.

У ребят в таких играх развиваются певческие навыки, звуковысотный  и динамический слух, что дает им свободу и раскрепощение в пении. Такие игры я обычно провожу как распевки перед исполнением  программных песен. Кроме таких заданий предлагаю детям закончить знакомую им мелодию («попасть в свой домик»), закончить песню небольшой фразой. Например, пою: «Гуси, гуси, где ваш дом?», а ребенок придумывает ответ на слова «возле речки под мостом», причем предлагаю им придумать свой вариант ответа. Появляются такие фразы как: « возле печки под столом», « на пенечке под кустом» - это лучшие варианты. Порой на начальном этапе у ребят вообще ничего не получается их фразы были настолько корявыми или ответы были одинаковыми, но проводя эту игру в течение года у некоторых ребят получались интересные ответы.

     Занимаясь с ребятами элементарным музицированием предлагаю придумать ритмический рисунок на нетрадиционных шумовых инструментах. Дети с удовольствием выполняют следующие творческие задания:

- постучать разными деревянными брусочками

- потрясти шумовые коробочки, постучать по ним пальцами

- придумать свой ритмический рисунок.

    Используя опыт полученный в средней группе продолжаю предлагать ребятам озвучивать мини – рассказы или стихи с помощью музыкальных инструментов. Шумовой аккомпанемент для детей – большое удовольствие. Легкие отрывистые звуки хорошо контрастируют со звучанием барабана, бубна или колокольчиков. Здесь важно подобрать парные инструменты: бубен и цимбалы, барабан и деревянные брусочки, колокольчики и скорлупки. Ребята садятся группами и на стихи «Едет матушка весна» аккомпанируют:

Едет матушка Весна    (звучит колокольчик)

По ровненькой дорожке    (звучат скорлупки)

Цоки-цоки-цоки-цок       (звучат скорлупки)

По ровненькой дорожке    (звучат скорлупки)

Едет матушка Весна  (звучит колокольчик)

По камушкам и кочкам (звучит барабан)

Цоки-цоки-цоки-цок     (звучит барабан)  

 По камушкам и кочкам (звучит барабан)

 Едет матушка Весна    (звучит колокольчик)

По горочкам высоким (звучит металлофон)

 Цоки-цоки-цоки-цок    (звучит металлофон)    

По горочкам высоким (звучит металлофон)

 Едет матушка Весна    (звучит колокольчик)

По полям высоким  (играют все инструменты)

 Цоки-цоки-цоки-цок   (играют все инструменты)

По полям высоким   (играют все инструменты).

Детей привлекает не только звучание инструментов, но и то, что они могут сами без чьей – либо помощи извлекать из них звуки. Эти навыки они получили, находясь еще в младшей группе. На таких занятиях дети преображаются, распахивают свои сердца, способные видеть музыку.

    Для развития танцевального творчества продолжаю предлагать ребятам  двигательные упражнения. К ним относятся игры с превращением: «Мы играем»,  «В гости к Винни-Пуху», «Тряпичные куклы», «Цветочек», «Незнайка», «Маятник», «Полоскание платочков»; игры – миниатюры: «Шалтай-Болтай», «Качели», «Любопытная варвара»; игры с пением: «Танец в кругу», «Если нравится тебе», «Пусть стоят на месте ножки», « Скворушки». Эти игры доставляют большое удовольствие исполнителям. Они учат детей пластичности, оживляют их фантазию и воображение, а также способствуют развитию слухового внимания. С помощью таких игр всегда можно организовать отдых ребенка, сделать его активным, а так же с удовольствием и пользой провести время. Использование таких упражнений дает возможность к дальнейшему развитию танцевального творчества. Здесь важно обращать внимание на выразительность танцевальных импровизаций, постепенно подготавливая детей к развернутой композиции. Имея уже не малый опыт танцевальных движений, я предлагаю детям придумать свою пляску. Ребятам очень нравится, что они могут предложить свои движения и проявляют все большую и большую активность. Всем известна пляска «Приглашение». Эту пляску мы начинаем разучивать, находясь еще в средней группе. Там все очень просто: выбирается солист, и он начинает приглашать на танец кого-либо, затем ребята выходят в центр зала и начинают танцевать, при этом выполняют простые движения: притопы ногами, затем кружение «лодочкой». Предлагая эту пляску в старшей группе, говорю ребятам, что они очень хорошо знают мелодию, может, мы придумаем новую пляску на эту мелодию. И вот тут идет тот самый творческий процесс, когда ребята предлагают свои варианты движений. Из всех предложенных выбираем самый лучший. Так вместо простых притопов мы  изобразили прыжки на одной точке, а вместо кружения «лодочкой»-«вертушку». Потом мы эту пляску показывали на празднике и говорили, что ребята сами придумали ее.

       Музыкальные игры таят в себе большие возможности для творческого проявления детей. Не маловажное значение в своей работе я придаю инсценированию игр и песен. В играх действия персонажей подсказывается изобразительным характером пьесы.  В игре «В лесу», ребятам предлагаю творчески исполнять роли, согласовывать движения с характером музыкального произведения:  

     Раннее утро в лесу. Тишина. Все звери еще спят. Только слышится шелест листьев- это деревья шепотом разговаривают. Где-то далеко закуковала кукушка. Все выше поднимается над лесом теплое солнышко.

      Проснулись лесные жители. Послышались чьи-то шаги, и из лесной чащи вышел медведь. Он прошел через полянку и скрылся за деревьями. Из-за кустов осторожно стали выглядывать зайчики – один, другой, третий….

      Выбежали они на полянку повеселиться. Хрустнула ветка – зайчики испугались и спрятались за кусты. Это возвращался медведь. Не заметил он зайчат, ушел, и они вновь запрыгали на полянке. Но вот наступил жаркий полдень. Всем захотелось отдохнуть. И в лесу снова стало тихо.

Эту игру я провожу на пяти занятиях: сначала мы слушаем содержание текста и музыкальное оформление, затем на следующем занятии пытаемся изобразить персонажей рассказа, обсуждаем, что было сделано правильно и не правильно. Проводя эту игру на последующих занятиях, продолжаю совершенствовать оттенки исполнения, ребята меняются ролями.

    Инсценировки песен связаны с их содержанием. Дети увлекаются сюжетом и возможностью самим играть, с удовольствием ищут средства для передачи образов. Очень хорошо для этого подходят русские народные песни: « Во сыром  бору  тропина», «Ой, вставала я ранешенько», «Как у наших у ворот».

    С большим  интересом дошкольники играют в музыкально- дидактические игры. Мои наблюдения за игровой деятельностью детей старшего дошкольного возраста показали, что в отличие от младших дошкольников они могут самостоятельно играть друг с другом в музыкально – дидактические игры, проявлять способность к импровизации. Для развития слухового внимания, динамического слуха, применяю игру «Тихо – громко запоем», «Колобок». Вырезанный из бумаги колобок, небольшие предметы, изображающие стог сена, елку, дерево, гриб, домик, все предметы расставлены на столе. Водящий отворачивается, а участники договариваются, за какую фигурку они спрячут колобка, затем зовут водящего, ребята поют текст:

Укатился колобок, колобок – румяный бок.

Как же нам его найти, к деду с бабой принести?

Ну-ка, Оля….(или другое имя) по дорожке походи

И по песенке веселой колобок отыщи.

Играющие поют любую знакомую песню. Водящий берет указку, водит ей по фигуркам. Если указка находится далеко от фигурки, за которой спрятан колобок, то все поют тихим голосом, если близко – громко. В ходе таких игр у ребят складываются дружеские отношения, проявляются черты характера. Поэтому вместе с воспитателями следим за игрой и в случае необходимости приходим ребятам на помощь.

      В результате проведенной работы дети старшей группы перешли в подготовительную к школе группу с хорошим  запасом знаний и умений. Основная задача в развитии творческих способностей детей подготовительной группы – это расширение опыта в творческих поисках во всех видах музыкальной деятельности.

    Для работы с дошкольниками подбираю специальный репертуар, отражающий доступные детям явления, выражающий разнообразные эмоции, включающий различные средства музыкальной выразительности.  Песни-упражнения способствуют постепенной выработке естественного легкого звучания, чистоты интонации в пении, облегчают работу над расширением песенного диапазона детского голоса, помогают добиться четкого произношения слов песен. В работе по развитию творческой активности  использую два типа упражнений, подводящих дошкольников к песенному творчеству.

     Первый тип упражнений включает следующие задания:

- определение, когда закончится звучание последнего звука мелодии

- услышать различные окончания двух почти одинаковых музыкальных фраз

Для таких упражнений использую метод «хлопка», т.е. ребята делают хлопок на окончание музыкальной фразы. Из репертуара предлагаю ребятам песни из русского народного творчества: «Ой, вставала я ранешенько», «Пошла млада за водой», «Во сыром бору тропина»  

- различие высоких и низких звуков

- различие направления движения мелодии вверх-вниз

Для таких упражнений использую музыкально-дидактические игры, например игра «Качели»: прослушав попевку, я даю задание ребенку определить по одному звуку, где находятся качели вверху или внизу. Если он определяет правильно, все хлопают. Игра повтори звуки»: раздаю детям карточки, на которых изображены три колокольчика разных по цвету, соответствующие звучанию того или иного колокольчика. Например, красный колокольчик-низкий звук, желтый-средний, зеленый-высокий. Когда на инструменте звучит низкий звук, то ребята поднимают красный колокольчик и т.д.

Ко второму типу упражнений относятся различные распевания с определенным заданием:

- петь малую терцию вниз, в разных тональностях, например на звук «Ку-ку»

- петь звукоряд из пяти нот в нисходящем и восходящим движением, транспонируя его.     Для таких упражнений предлагаю детям музыкальную лесенку. Матрешка шагает по ступенькам лесенки и показывает направление мелодии или же играю мелодию в определенном направлении и предлагаю выложить нотки-цветочки на линеечках.

    Чтобы стимулировать детей к новой их деятельности использую специально написанные песни образцы. В них поется о каком – либо жизненном явлении. Здесь предлагаю ребятам закончить музыкальную фразу, изменив окончание  мелодии песни. Для этого хорошо подходят попевки: « Гуси, гуси, где ваш дом?» или «Зайчик, зайчик, где ты был?».  Анализируя простейшие импровизации, сочиненные детьми можно заметить, что это своего рода песенные разговоры. Для сочинения мелодий контрастного  характера, предлагаю ребятам простые  четверостишия и предлагаю спеть их грустно или весело, например: Дождик льет как из ведра, загрустила детвора.

                                                     Солнце ярко светит, веселятся дети.

Другой вариант:   Танечка идет, весело поет,

                                Танечка упала, всем нам грустно стало.

Предлагаю ребятам сочинить пьесы не только на заданный текст, но и спеть их в определенном жанре: марш-пляска - колыбельная. Для таких заданий подходят песни «Колыбельная», «Марш» в.г. Агафонникова, «Плясовая» Т.Ломовой.

     На основе приобретенного опыта дети приобщаются к музыкально – игровому, танцевальному творчеству в этой области. Здесь их творческие проявления особенно продуктивны. При передаче образных движений в хороводе или в игре у детей больше возможностей проявить свои способности и умения, самостоятельные и творческие действия. Далеко не всегда детям предлагается готовое содержание игры, хоровода, пляски. Нередко сами дети придумывают движения, а взрослый их затем только уточняет.

       Музыкально – игровое творчество формируется путем творческих заданий с постепенным их усложнением. Если в старшей группе детям предлагают задания по воплощению характерных движений отдельных персонажей, то в подготовительной группе предложить подобрать выразительные движения, передающие различные образы. Например, отметить, мягкие, вкрадчивые движения котика и резкие угловатые – козлика в игре «Котик и козлик» Е.Н.Тиличеевой. Для активизации игрового творчества использую игры и этюды, которые помогают развивать музыкальную память, ритмический ладотональный, мелодический, гармонический слух; совершенствуют жестикуляцию, творческую самостоятельность, умение перевоплощаться. Например, этюд «Все спят» (этюд на расслабление мышц): Ведущий ходит и видит:

                                                                      На дворе встречает он

                                                                      Тьму людей, и каждый спит:

                                                                      Кто как вкопанный стоит,

                                                                      Кто, не двигаясь, идет,

                                                                      Кто стоит, раскрывши рот.

Ведущий подходит к детям, застывшими в разных позах. Он пытается их разбудить, но все бесполезно: дети не просыпаются. Затем смена музыки и все повторяется.

Этюд «Фея сна» (для снятия психического напряжения). Дети сидят на полу на достаточно большом расстоянии друг от друга. К ним подходит девочка с тоненькой палочкой в руке – фея сна (если мальчик – волшебник). Фея касается плеча одного из играющих палочкой, тот засыпает (наклоняет голову, закрывает глаза). Затем фея обходит остальных детей, касаясь их волшебной палочкой, смотрит на детей (все спят), улыбается и тихонько уходит (играет тихая и спокойная музыка).

   Очень нравится ребятам игра «Зеркало». Это упражнение развивает  и обучает элементам техники выразительных движений, эмоций, внимания и интереса. Сначала игру разучиваем без музыки и только с одной парой играющих, остальные ребята оценивают точность «зеркала» и фантазию актера. В последствии это упражнение усложняется и дополняется разнохарактерными фрагментами музыкальных произведений. Ребята произносят: В доме есть у нас окно,

                     Но волшебное оно.

                     Кто к нему подойдет-

                    Тот себя в окне найдет.

Актер выполняет движения очень медленно, чтоб живое «зеркало» успело все отразить.

    Работая над танцевальным творчеством отталкиваюсь от того опыта, которого ребята уже обрели, находясь в старшей группе. Ребята проявляют себя в свободных плясках, комбинируя знакомые танцевальные элементы. Свободная пляска может проводиться в форме перепляса – своеобразного соревнования, в котором побеждает, кто показал более интересные комбинации движений. Занимаясь танцевальным творчеством, продолжаю включать в занятия различные игры с пением, игры – миниатюры, которые мы разучивали в старшей группе. А в подготовительной группе совершенствуем их исполнение, работаем над выразительностью движений.  Имея уже достаточно богатый опыт ребятам несложно было создать такие танцевальные композиции как «Танец феечек», «Танец восточных красавиц», «Танец арбуза», «Танец кабачков», « Полька», «Во поле березка стояла», « Испанский танец», «Итальянский танец» и еще многие другие танцевальные композиции. Дети с увлечением импровизируют, и это творчество приносит им радость.  Наиболее удобным способом развития танцевального и игрового творчества детей является инсценирование  сказок, таких как  «Сказку о мухе и грибах»

 (на стихи П. Синявского), инсценировка «Секрет», сказка «Муха Цокотуха – именинница».

       В подготовительной группе  импровизация на детских музыкальных инструментах проявляется, как правило, в сиюминутном творчестве. Условие, обеспечивающие успешное инструментальное творчество  - владение навыка игры на инструментах. Здесь детям предлагаю придумать свою музыкальную фразу для предложенного инструмента, составить небольшую «партитуру» для оркестра: после прослушивания пьесы предлагаю отдельные части исполнить на тех или иных инструментах, проявляя при этом индивидуальность. Для успешного музицирования провожу с ребятами музыкально дидактические, игры к ним относятся игры для развития чувства ритма. Например «Наше путешествие» Воспитатель предлагает детям придумать небольшой рассказ о своем путешествии, которое можно изобразить на каком-либо музыкальном инструменте. « Послушайте сначала, что я вам расскажу, - говорит воспитатель. –Оля вышла на улицу, спустилась по лестнице (играет на металлофоне). Увидела подружку – она очень хорошо прыгала через скакалку. Вот так (ритмично ударяет в барабан). Оле тоже захотелось прыгать, и она побежала домой за скакалкой, перепрыгивая через ступеньки (играет на металлофоне). Вы можете продолжить мой рассказ или придумать свой».  Такой опыт у ребят уже есть, когда в старшей группе они учились обыгрывать стихи.

 Игра «Веселые матрешки». К ребятам в гости приходят несколько матрешек, которые пляшут по-  разному и хотят научить ребят. Каждая матрешка отстукивает свой ритм, который ребята повторяют, а затем придумываю свой. Для закрепления знаний о длительности звуков провожу игру «Воздушные Шары». Показываю ребятам медвежонка и говорю:

                   «Медвежонку в магазине

                    Много шариков купили

                    Разноцветных, разных, ярких.

                    Был он очень рад подарку,

                  Все на шарики  смотрел,

                  Даже песенку запел.

                  Мишка шарики купил,

                  С ними весело ходил. Вот!»

Дети повторяют попевку, отхлопывают ритм, определяют количество долгих и коротких звуков и выкладывают шариками ритмический рисунок.

  Для закрепления представления детей о ритимических отношениях звуков, умений точно воспроизводить заданный ритм играли в игру «Теремок», знакомой ребятам еще по младшей группе. В группе я показала им как настольный театр, прочитав ребятам стихи:

Стоит в поле теремок, теремок.

Он не низок, не высок.

Вот по полю, полю мышка бежит,

У дверей остановилась и стучит,-

Выстукиваю ритмический рисунок мышки. Помещаю на фланелеграф рисованную мышку. Дети должны повторить заданный ритм, запомнить его. Точно так же знакомлю детей и с другими персонажами игры: зайкой, лисичкой, волком, медведем.

Продолжая на следующих занятиях эту игру, дети вспоминали ритмический рисунок зверей, прохлопывали его. Кто угадал, тому дается возможность выложить на фланелеграфе фигурку. А вопрос «Кто-кто в теремочке живет?» ребята пропевали, придумывали свои интонации в соответствии с характером персонажа. Далее в эту игру вводись и музыкальные инструменты. К концу учебного года, т.е. на выходе дошкольников из детского сада приятно сознавать, что ребята достаточно раскрепощены, у них хорошо развит эстетический вкус, повышена активность их нравственного становления.

    Подводя итог сказанному, подчеркну, что импровизация как у детей, так и у взрослых возможна только на базе развития музыкального слуха, творческого воображения, а так же на основе свободного владения своим телом, то есть, когда движения не автоматизированы и не отвлекают внимание на технику их исполнения. Сочинительство – не самоцель, а сам процесс работы должен быть привлекательным, игровым и творческим.  Кроме того, формирование у детей творчества оказывает прямое влияние на развитие воображения, самостоятельной деятельности, нравственных качеств - доброжелательности, внимания друг к другу.

2.2.  Взаимодействие с воспитателями и родителями.

          Работа с коллективом дошкольного учреждения – очень важный участок деятельности музыкального руководителя. Основная задача этой работы состоит в том, чтобы достичь лучших результатов в развитии творческих способностей детей. Организатором творческого процесса может быть и воспитатель. При этом я прошу воспитателей не навязывать свои оценки к происходящему, а дать возможность детям самим проявлять эмоциональную активность, а воспитатель должен занять место помощника и друга. Качество работы воспитателя зависит не только от способностей и опыта работы в данной области. Большую роль здесь играет умение музыкального руководителя учитывать особенности характера каждого воспитателя: подбодрить застенчивых и вселить в них уверенность в своих силах, найти такую форму замечаний, которая не задевает самолюбия и вызывает желание исправить допущенные ошибки. В ходе подготовки к праздникам и развлечениям с воспитателями разучивается двигательный и песенный материал. Воспитатели принимают непосредственное участие в инсценировках на праздниках, развлечениях, конкурсах в качестве действующих лиц, сказочных персонажей, кукловодов (при постановки кукольных спектаклей). Так  у нас появились замечательные герои на праздниках: Золушка, Лунтик, Коза, Лиса Алиса и Кот Базилио, Дед Мороз, Снегурочка и многие другие персонажи, кроме того, у коллектива детского сада, кроме воспитателей появилось огромное желание поучаствовать в утренниках. Только совместными усилиями музыкального руководителя, воспитателя и зачастую родителей и всего коллектива, решаются вопросы, связанные с изготовлением декораций, костюмов, необходимых атрибутов и бутафории.

      На прогулке, во время игр, в процессе работы, в ходе занятий музыка служит прекрасным дополнением к содержанию наблюдений, анализу и оценке того или иного вида деятельности. На занятиях по развитию речи воспитателям рекомендую использовать речевые игры, игры с именами. Песенки и игры включаются в занятия по физкультуре, что способствует активизации дыхательной системы и улучшению кровообращения. На целевых прогулках дети прислушиваются к шуму автобуса, машины. На экскурсии в лес воспитатель может предложить детям послушать музыку леса: шорох листьев, стук дятла, пение птиц, шум ветра.

    На занятиях в вечерние часы предлагаю воспитателям проводить с ребятами музыкально – дидактические игры, при этом на начальном этапе провожу их сама,  потом вместе с воспитателем, а затем уже они сами проводят такие игры самостоятельно. Поощряя игры – драматизации, воспитателю следует обращать внимание на активность детей группы и обязательную смену ролей.  Для этого провожу индивидуальную работу с ними.

   Успех в работе по развитию творческих способностей детей может быть достигнут только при тесном взаимодействии с родителями дошкольников, поскольку те знания, которые ребёнок получает в детском саду, должны подкрепляться в условиях семьи. Поэтому убеждаю родителей в необходимости создания условий для творческой активности детей, провожу для них консультации « Организация   музыкальной среды дома», « Пойте ребёнку песни». На консультациях родители стали чаще интересоваться вопросами музыкально – творческого воспитания в семье. Их волновали такие вопросы, есть ли у ребёнка способности к творчеству? Как помочь сыну или дочери проявить себя в играх? Нужно ли учить детей сочинять песенки? Проблемам творчества были посвящены и открытые занятия. Родители, которые в основном видели своих детей на праздниках, удивлялись: они и не предполагали, что их дети умеют придумывать несложные мелодии, импровизировать движения к танцам, играм. Отличительной особенностью проводимых мной занятий является наличие домашнего задания, которое рассчитано на активную помощь родителей. Это делается для того, чтобы закрепить полученные знания и в то же время вовлечь родителей в учебный процесс. Родители помогают детям делать инструменты для домашнего оркестра, шумовые инструменты для музыкального  уголка в детском саду. Некоторые родители поддерживают своих детей в их творческих проявлениях. Например, делятся в беседе, что они с дочкой организовали дома свой кукольный театр, папа смастерил ширму. Дети любят сочинять дома песенки, и у них появился интерес к песенному творчеству. Ребята любят импровизировать дома различные танцы, изображают балерину или восточную красавицу, фею или танцуют дома с шарфиком. Всё это навело меня на мысль о том, что неплохо бы организовать выставку творческих работ и поделок, где будут представлены домашний кукольный театр, самодельные музыкальные инструменты, рисунки.   

Результативность работы по использованию импровизационно-творческих     игр в музыкальной деятельности.
Проводя не первый год, диагностические исследования музыкальных способностей детей, могу сделать вывод, что за последние пять лет, уровень развития детей в этом направлении значительно вырос, дети становятся более раскрепощенными, коммуникативными, умеющими не только подражать другому, но и проявить себя в различных видах музыкальной деятельности. Считаю, что это заслуга всего педагогического коллектива, так как программа ДОУ соответственно ФГОС направлена на развитие творческой, разносторонне развитой личности. Необходимо продолжать вести работу в системе, для достижения желаемого результата учитывая индивидуальные особенности детей.
Для этого в планировании музыкальной деятельности творческому развитию детей уделено много внимания.
Как уже отмечалось во всех видах музыкальной деятельности, таких как пение, слушание, игра на инструментах, ритмические движения, дети могут проявить свои творческие способности, лучше, хуже, зависит от индивидуальных особенностей ребенка, но наша задача помочь ребенку раскрыться, не нарушая его индивидуальности. Анализируя результаты своей работы по использование импровизационно-творческих игр в музыкальной деятельности, я убедилась в правильности выбранных мной направлений:

  1.    Участвуя в творческом процессе, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, звуки, музыку, а умело поставленные  педагогом вопросы побуждают их думать, анализировать, проявлять при этом инициативу и самостоятельность в творческом поиске. В процессе игр, которые являются основным видом деятельности дошкольника, в интересной и непринужденной форме, решались многие музыкальные задачи. Игры дарят детям радость и возможность проявить свои эмоции, способствуют развитию у них познавательных интересов и эмоциональной сферы, воспитанию волевых и нравственных качеств
  2. Как в любом детском коллективе, у нас были дети робкие и застенчивые, которые на начальном этапе вообще молчали, но посещая музыкальные занятия постепенно у них появилось желание осознанно проявить инициативу, у них появилась та самая раскрепощенность и свобода в творческом поиске.

Поэтому именно творческая деятельность помогает решить многие педагогические задачи, касающиеся формированию личности ребенка, его интеллектуального и художественно – эстетического воспитания. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу, познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Заключение.
Творчески развиваться ребенок может только в атмосфере доверия, доброжелательности и взаимного уважения. Важно, чтобы дети не теряли интереса к занятиям музыкальной деятельности. Все упражнения, которые предлагаются детям для овладения определенными знаниями, умениями и навыками должны носить игровую форму. Здесь важно чувство меры, вариативность, чередование воспроизводящих и творческих действий детей, слушание музыки. Используя игровые приемы и единый сюжет, можно выстроить целостное музыкальное занятие.
Дошкольный возраст — период, который обуславливает особую легкость обучения таким видам художественной деятельности, как балет, танец, музыка. Организм ребенка в этот период отличается легкой податливостью к внушаемости и подражательности. Ребенок играет для себя, а не для зрителей, поэтому, перевоплощаясь в образ, он искренне переживает изображаемые события. Врожденные артистические задатки детей, игру которых отличает «вера и правда», необходимо развивать.
"Надо развивать творческое начало у всех, чтобы мир не оставался таким, какой он есть, а преображался. Преображался к лучшему."
Джанни Родари

Литература:

1. Асафьев Б.В. О музыкально – творческих навыках у детей./Б.В.Асафьев. – М.: Просвещение, 1990г

Метлов Н.А. ''Музыка детям'' :Пособие для воспитателя и музыкального руководителя. - М., ''Просвещение'', 1985 г.

   2. Л.Гераскина Ожидание чуда Выпуск1,2. Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2007г

 Зимина А.Н. Музыкальные игры и этюды в детском саду. М.,2002г

3.Развитие музыкально-художественного творчества старших дошкольников: рекомендации, конспекты занятий / Скопинцева О. А. ; под. Ред. Г. В. Стюхиной. – Волгоград: Учитель, 2010.

 4.Радынова О.П. « Музыкальное воспитание дошкольников», М.: Издательский центр «Академия», 2000.

  1. //Музыкальный руководитель №3 – 2004г, с.13
  2. //Музыкальный руководитель№8 – 2008г, с.2
  3. //Дошкольное воспитание№6 – 1994г, с.89
  4. //Дошкольное воспитание№8 – 1997г, с.116
  5. //Дошкольное воспитание№6 – 2002г, с.117
  6. Праздники в детском саду (спортивные, сезонные, тематические, вечера – развлечения, музыкально – сюжетные игры)/Г.А.Лапшина. Волгоград 2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование импровизационно-творческих игр в музыкальной деятельности (из опыта работы)

Использование импровизационно-творческих     игр в музыкальной деятельности (из опыта работы)...

Доклад на тему :"Использование ИКТ в деятельности музыкального руководителя."

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №26  «Земляничка» г.Лениногорск.   Доклад на тему Использование ИКТв деятельности му...

Доклад: "Особенности использования ИКТ в различных видах музыкальной деятельности детей дошкольного возраста"

Использование современных информационно-коммуникационных технологий в   учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – это одна из самых новых и актуальных пр...

Доклад ДОКЛАД на тему: « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТОВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» .

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких дет...

Методическое объединение музыкальных работников и воспитателей Образовательной Организации . Доклад на тему :"Использование игрушки в различных видах музыкальной деятельности дошкольников".

В целом назначение любого вида искусства - это отражение действительности в художественных образах, и то, как ребенок научится их воспринимать, размышлять о них, декодировать идею художника, ком...


 

Комментарии

Спасибо. Заходите ко мне на страничку