Главные вкладки

    Доклад по теме самообразования "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности"
    материал

    Анпилогова Маргарита Александровна

    Самообразование

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл samoobrazovanie_2020_god.docx19.51 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема самообразования: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности»

    Музыка, среди многих элементов системы воспитания, занимает одно из главных мест, по своей способности вызвать в ребенке творческую фантазию. Развитие творческих способностей происходит через восприятие музыки, умение ее слушать, анализировать, а также через активность ребенка, которая проявляется в разных видах муз. деятельности. Н. А. Ветлугина отмечает, что необходимым условием возникновения детского творчества является накопление опыта исполнительства. В процессе музыкальной деятельности у детей развиваются музыкальные способности (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, ребята приобретают необходимые навыки, умения, знания, для того чтобы иметь возможность выразить свои собственные муз. впечатления.

    Музыкальные занятия в детском саду вводят детей в мир волнующих, радостных переживаний, открывают им путь в мир прекрасного, но чтобы этого добиться, нужно развивать у детей способности, которые позволяют успешно проявлять себя в музыкальном творчестве. Прежде всего, нужно воспитывать у детей музыкальность и эмоциональность. 

    В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности:

    Музыкально-ритмические движения

    Слушание

    Пение

    Игра на детских музыкальных инструментах

    Рассмотрим подробнее каждый вид.

    Музыкально-ритмические движения.

    Данный вид музыкальной деятельности занимает важное место в

    развитии творческих способностей детей. Это объясняется «двигательной

    природой» детского воображения (Л. С. Выготский, и доступностью

    движения под музыку для детей на всех возрастных этапах, в том числе и

    на самых ранних. Кроме того, именно в муз. движении у детей возникают

    наиболее яркие эмоциональные реакции - радость, удовольствие, что

    являются важнейшим условием формирования творчества вообще и муз.

    творчества в особенности.

    Виды музыкально-ритмические движений:

    Музыкально-ритмические упражнения

    Танцы, пляски, хороводы

    Игры

    Музыкально-ритмические упражнения – это процесс разучивание с

    детьми отдельных танцевальных движений.

    Рассмотрим простейшее движение – хлопки. Воспитатель прохлопывает

    определенный ритм, дети повторяют. Затем выбранный ребенок

    придумывает свой ритм, прохлопывает, дети стараются повторить. Для

    большей понятности можно использовать карточки с одинаковым рисунком,

    но разные по размеру, разложенные в определенной последовательности.

    Большая картинка – долгий хлопок, маленькая – короткий. Дети

    похлопывают, воспитатель предлагает одному из детей выложить свою

    ритмическую последовательность.

    Следующий вид музыкально-ритмических движений – танцы, пляски,

    хороводы. Выделяют две группы: зафиксированные и свободные.

    К свободным танцам относятся пляски и хороводы, которые

    придумывают сами дети, используя знакомые элементы танцев. Вначале

    педагог помогает детям выбирать движения, под ту или иную музыку в

    соответствии с её характером, формой. Затем дети самостоятельно

    пробуют свои силы и без подсказки взрослого создают «свою» пляску. Детям

    младшего возраста можно предложить поплясать как медведи, зайчики,

    лисички, птички, снежинки и т. д. Для ребят постарше задание усложняется,

    например, передать настроение музыки в танце (радость, печаль, восторг,

    злость и прочее).

    Можно использовать атрибуты - ленточки, шарфики, платочки, листики,

    снежинки, предметы, помогающие изобразить тот или иной образ особенно

    выразительно.

    Музыкальные игры делятся на игры под инструментальную музыку

    (сюжетные и несюжетные) и игры под пение (хороводы и инсценировки).

    К сюжетным относятся такие игры как «Солнышко и дождик», «Птички и

    кошка» и т. д. Дети младшего возраста стараются передать в движении

    односложные образы – птички, мышки, зайчики и т. д. Ребятам постарше

    предлагается передать в движении взаимосвязь нескольких персонажей.

    Пример несюжетной игры:

    «Игра с бубном» - для мл. возраста. Воспитатель с бубном в руках

    говорит следующие слова: «Я по комнате хожу, а ребят не нахожу, буду в

    бубен я играть, выйдут детки танцевать», в это время дети сидят, закрыв

    глаза руками. Воспитатель бьет в бубен, дети танцуют.

    Для старшего возраста: перед детьми три инструмента – бубен,

    металлофон, маракас (могут быть и другие). Детям предлагается под звук

    каждого инструмента придумать движение. Для бубна – притопы (хлопки,

    прыжки, для металлофона (глиссандо) - взмахи руками (покачивание, для

    маракаса (кружение). Ребенок-ведущий играет на инструментах в разном

    порядке, дети выполняют выбранные движения.

    Слушание.

    Слушание музыки – активный творческий процесс, так как слышать,

    воспринимать музыку – это значит различать ее характер, следить за

    развитием образа, прочувствовать, осмыслить.

    Для успешного развития исполнительских и творческих способностей,

    необходимо обогащать музыкальные впечатления, через восприятие

    музыки.

    Для решения задач восприятия музыки используются следующие

    методы: наглядный, словесный, практический. Практич. метод заключается

    в сочетании восприятия музыки с практическими действиями: пластическая

    импровизация, оркестровка, графическое изображение мелодии, прием

    «цвет-настроение».

    Для детей мл. возраста нужно выбрать доступный муз. материал

    («Курочки и петушок», «Слон» К. Сен-Санс, Григ «Птичка», и др). Затем,

    предложить детям полетать как птички, ходить как слоны и т. д.

    Первоначально, по показу воспитателя, затем необходимо побуждать детей

    самостоятельно воспроизводить определенный образ.

    У детей старшего возраста спектр возможностей увеличивается.

    Например: игра на воображаемых инструментах.

    Прием «оркестровка». Ребята прослушивают муз. произведение,

    выбирают инструменты, соответствующие характеру звучания музыки. При

    повторном слушании дети стараются играть ритмично, в характере музыки,

    не заглушая общего звучания.

    Прием «цвет - настроение». После прослушивания произведения, детям

    предлагается выбрать карточку, подходящую по цвету к настроению муз.

    произведения. Можно предложить детям нарисовать то, что они услышали в

    музыке. (С. Прокофьев «Дождь и радуга», П. И. Чайковский «Баба Яга» и

    др.)

    Пение.

    Для проявления песенного творчества важным является накопление

    слухового опыта и развитие муз. -слуховых представлений. Разработана

    серия творческих заданий для развития песенного творчества:

    - импровизация имен, звукоподражаний, мелодий без слов;

    - импровизация муз. вопросов и ответов;

    - сочинение попевок контрастного характера на предлагаемый текст,

    сочинение попевок в определенном жанре.

    Для детей младшего дошкольного возраста можно предлагать задания,

    направленные на подражание звучания сигналов больших и маленьких

    детских игрушек, пения птиц, движения транспорта, в разном темпе и ритме;

    создавать игровые ситуации, в ходе которых педагог предлагает ребенку

    покачать куклу, напевая ей колыбельную на слова «баю-бай», или показать,

    как кукла танцует, находя соответствующие интонации.

    Могут быть такие творческие задания: петь самостоятельно, находя то

    высокие интонации (поет маленькая кукушка, мяукает котенок, лает

    маленькая собачка, то более низкие (поет большая кукушка, мяукает кошка,

    лает большая собака).

    Игровые задания на произнесение имен с различной эмоциональной

    окраской и интонацией (нежно, ласково, сердито, весело и пр., и с

    различной силой звука).

    Задания на импровизацию муз. вопросов и ответов. Педагог задает «муз.

    вопрос», а ребенок импровизирует "муз. ответ». Тексты вопросов и ответов

    могут предлагаться. Например, «Что-то Машеньки не слышно?» - «Погулять

    наверно вышла». «Мышка, мышка, что не спишь, что соломкою шуршишь?»

    - «Я боюсь уснуть, сестрица - кот усатый мне присниться». А могут быть

    ответы, придуманные самим ребенком.

    Стишки-попевки можно брать из сборников детских песен, загадок.

    Дидактическая игра «Времена года в цвете и звуке». Четыре времени

    года - это прямоугольники разного цвета. Ребенку предлагают исполнить

    песню, соответствующую времени года, которую он выберет. При этом

    можно себе аккомпанировать на любом музыкальном инструменте. Можно

    исполнять на слог, а остальные дети определяют, о каком времени года

    пелось.

    Игра на детских музыкальных инструментах.

    Интерес к данному виду деятельности у ребенка возникает практически с

    самого рождения (погремушка). Существуют различные способы

    применения игры на детских музыкальных инструментах:

    - озвучивание,

    - оркестровка,

    - контрастные сопоставления.

    Для озвучивания с помощью детских музыкальных инструментов могут

    применяться

    - Стихотворения

    - Сказки

    - Рассказы о явлениях природы, о животных

    - Рассказы, сочиненные детьми

    - Рассказы по репродукциям

    Приведем несколько примеров.

    1. Для ребят младшего возраста воспитатель может рассказать и

    озвучить «Сказку про лягушонка КВАК»:

    Лягушонок КВАК пошёл гулять. Вдруг на него упала капелька дождя

    (ударяет по пластинке металлофона 1 раз).

    Тучка закрыла солнышко, стало темно, и на лягушонка капнуло ещё

    несколько капель (ударяет несколько раз).

    В начале капельки капали редко (редкие удары, а затем дождик

    разошёлся не на шутку и капельки полились одна за другой всё чаще и

    чаще. Дождь усилился (частые удары).

    Лягушонок прыгнул в озеро и стал ждать, когда кончится дождь. Вскоре

    дождь кончился, и опять выглянуло солнышко”.

    После такого прочтения сказки ребенку предлагается исполнить свою

    мелодию дождя.

    2. Можно предложить ребятам исполнить на металлофоне песенку

    петушка («Ку-ка-ре-ку», прохлопать в бубен ритм своего имени.

    Для ребят старшего возраста творческие задания усложняются.

    3. Озвучивание стихотворений.

    С. Я. Маршак «Апрель»

    Апрель! Апрель! – треугольник

    На дворе звенит капель. – глиссандо по металлофонам

    По полям бегут ручьи,

    На дорогах лужи. – музыкальный молоточек

    Скоро выйдут муравьи

    После зимней стужи. Тихое шуршание любым предметом

    Пробирается медведь – трещотка

    Сквозь лесной валежник. – маракас

    Стали птицы песни петь – свистулька

    И расцвел подснежник. – колокольчик

    Такой способ знакомства с литературой будет вызывать у детей более

    яркий эмоциональный отклик, способствовать лучшему запоминанию

    содержания произведения.

    Широко применяются различные виды контрастных сопоставлений:

    - контраст в пределах одного жанра – сочинение разных по характеру

    песен, танцев, маршей, например, боевого и шутливого;

    - контраст в пределах одного названия – сочинение двух разных по

    характеру пьес, например, птичка поет весело и грустно;

    - контраст в пределах одного настроения – передача возможных его

    оттенков (веселое, торжественное и веселое, нежное; светлая грусть и

    грусть-жалоба.

    Таким образом, дети могут, опираясь на приобретенный музыкальный опыт, по своему выразить музыкальные впечатления, развить творческие способности.

    Развитие творческих способностей детей является актуальной задачей в

    современной педагогической практике. Творческое развитие ребенка

    теснейшим образом связано с искусством и, в частности, с музыкой. Платон

    в свое время говорил, что музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу

    крыльями, способствует полету воображения.

    Поэтому с первых лет жизни ребенку необходимо участие в музыкальном

    творчестве через различные формы музыкальной деятельности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщение опыта работы на тему «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных видов продуктивной деятельности»

    Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема челове­ческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общ...

    Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности.

    Развитие творческих способностей и формирование гармоничной личности ребенка происходит через восприятие музыки, умение ее слушать и анализировать, а также через активность ребенка, которая проявляетс...

    Проектная деятельность на 2014-2015у.г. Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»

    «Я не волшебник, я только учусь…»(Возрастная группа: 6-7 лет)   Что может быть главней на свете,                          ...

    Развитие творческих способностей и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности

    В презентации представлен опыт работы музыкального руководителя МБДОУ № 30 Соколовой Е.А. по развитию творческих способностей и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста через различные виды музы...