Методы и приемы уподобления характеру звучания музыки
учебно-методический материал по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Буланова Светлана Евгеньевна

Выступление из опыта работына семинаре-практикуме  "Методика организации восприятия музыки-ведущего вида музыкальнгой деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл семинар-практикум31.33 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                              Городское  методическое  объединение

                                 музыкальных руководителей

                                         Семинар - практикум


ТЕМА: «Методы и приемы уподобления характеру звучания музыки»

                                                             

                                                             

                                                             

                                                           

                                                 

                                                             

                                              МДОАУ Детский сад №63

                                                                 Г. Орска

                                                                 Музыкальный руководитель

                                                                 Буланова Светлана Евгеньевна

                                                    Ноябрь 2019 г.

 Цель: познакомить музыкальных  руководителей  и специалистов ДОУ с методами и приемами развития музыкальных способностей в процессе музыкального восприятия  ( из опыта работы по программе «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой), повышать компетентность педагогов по разделу «Музыкальное воспитание»

Литература:  1. О.П. Радынова , Авторская программа  «Музыкальные        шедевры» , М., изд-во «Гном», 1999г.

                         2.О. П. Радынова  «Музыкальное развитие детей» в 2-х частях, Москва, «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997 г.

Оборудование: Музыкальный центр, ноутбук, учебное аудиопособие на  флэш-карте «Слушаем музыку», дидактические игры и пособия, детские инструменты.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

       Дошкольное детство -  благоприятный период для развития творчества, так как в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы: память, внимание, воображение,  восприятие, речь. Активно развиваются личностные качества, а на их основе – способности и склонности прежде всего в художественных видах деятельности: музыкальной, театрализованной, художественно-речевой.

Детям  необходимо  творить  и  переживать,  чтобы  понимать. Для того, чтобы  сделать  музыку  своим  личным  опытом,  надо «пребывать  в  ней» -  петь,  играть  на  инструментах,  танцевать,  самому  придумывать ,  сочинять,  переживая  при этом  чувство  восторга  и  удовольствия.      Главный залог успеха – это  совместное  творчество  с  детьми.

 

В своей педагогической деятельности я успешно использую методы и приемы, разработанные автором программы « Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой  для развития творческого  восприятия музыки.

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Участники при входе на семинар-практикум получают нотку определенного цвета(красный, синий, зеленый, желтый, фиолетовый) и для участия в практических упражнениях вызываются обладатели ноток конкретного цвета)

Цель: использование на практике методов и приемов для развития творческой активности в музыкальной деятельности по методике О.П. Радыновой, автора программы «Музыкальные шедевры»

1) ЦВЕТОВОЕ УПОДОБЛЕНИЕ (уподобление - соотнесение и подчинение характеру музыки   различных действий под музыку.)

Прослушивание  фрагментов музыкальных произведений:

     И. Бах «Шутка»

                                             Х. Глюк « Мелодия»

                                             А. Дворжак «Юмореска»

Дидактический материал: комплекты карточек разного цвета

Задание: поднять карточку того цвета, который соответствует звучанию музыки

2)СЛОВЕСНОЕ УПОДОБЛЕНИЕ (эмоционально-выразительные пояснения характера музыки, сравнения, метафоры, слова-образы, характеризующие смену настроений, поэзия, сказочно-сюжетная форма занятий) применяется в разном возрасте по-разному. Тихие, выразительные пояснения характера  музыки  могут сопровождать звучание музыки, предшествовать восприятию в виде альтернативных вопросов (дети 3 лет), следовать за восприятием, побуждая к осмыслению выразительности музыкального образа, отдельных разделов формы, тем интонаций (дети 3-7 лет). Поэзия, сказка развивают художественно-образное мышление, воображение, эмоциональную отзывчивость, побуждают детей к творчеству. Словесное уподобление развивает  образную речь, «словарь эмоций», с помощью которого ребенок может определить характер музыки, настроение музыкального произведения.

 Прослушивание фрагментов  музыкальных произведений:

                             А. Вивальди Концерт «Зима» 2-я часть из цикла «Времена года»

                              П. Чайковский «Осенняя песнь»

                              Р.Шуман  «Дед Мороз»

                              М. П. Мусоргский «Старый замок»

  Задание:     1.Найти слова, подходящие характеру музыки;

                     2.Выбрать из детских хрестоматий стихотворения, соответствующие характеру музыки.

                     3. Выбрать из предложенных стихотворений соответствующее характеру и настроению музыки.

                    А. С. Пушкин

…Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

          К нам в окошко застучит….

А. Плещеев

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Только зеленеет

Озимь на полях.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит..

Зашумели воды

Быстрого ручья,

Птички улетели

          В теплые края.

Трутнева Е. Ф.

Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах —
Это платье золотое
У берёзы на плечах.

Утром мы во двор идём —
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят… летят… летят…

Пролетают паутинки
С паучками в серединке.
И высоко от земли
Пролетели журавли.
Всё летит! Должно быть, это
Улетает наше лето…

Н. Некрасов

Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.

Глядит — хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?

Идет — по деревьям шагает,
Трещит по замерзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде…

 

Е. Тараховская

Он к бровям моим прирос,

Он залез мне в валенки.

Говорят, он — Дед Мороз,

А шалит, как маленький.

Он испортил кран с водой

В нашем умывальнике.

Говорят, он с бородой,

А шалит, как маленький.

Он рисует на стекле

Пальмы, звезды, ялики.

Говорят, ему сто лет,

А шалит, как маленький!

Наталья Жукова

Молчаливо стоит над обрывом

Старый замок, укрытый плющом,

И луна освещает уныло

 Его шпиль, серебристым дождём.

И потрёпаны серые башни,

И гуляет в них ветер босой,

Только призраки ходят бесстрашно,

          Совершая дозор свой ночной.

Сергей Заяицкий.

…Помнят своды замок старый,

Весь огнями озарённый,

И танцующие пары,

Шёпот нежный и влюблённый.

И тогда давало эхо

Беспрерывные ответы

Лишь на звук весёлый смеха,

          Лишь на звуки менуэта….

3) ТАКТИЛЬНОЕ УПОДОБЛЕНИЕ прикосновение к руке ребенка, моделирующее характер звучания музыки, во время звучания произведения и проговаривания слова, обозначающего настроение в музыке, с соответствующей звучанию интонацией. Применяется в основном  в раннем и младшем возрасте. Помогает детям ощутить эмоциональную выразительность музыкального образа, прочувствовать ее и связать слуховые впечатления со словесным обозначением настроения музыки, запомнить новое слово-образ, что ведет к осознанности восприятия музыки. Игровая форма применения этого приема способствует занимательности, проявлению интереса, положительному эмоциональному личностному контакту ребенка и взрослого.

Прослушивание фрагментов музыкальных произведений:

                                      А.Гречанинов «Материнские ласки»

                                      К. Сен – Санс «Куры и петухи»

                                      К. Сен-Санс «Слон»

Задание: найти и применить подходящие тактильные движения, соответствующие характеру музыки.

 

4)МИМИЧЕСКОЕ УПОДОБЛЕНИЕ  характеру звучания музыки-сосредоточенное внимание взрослого во время звучания произведения, выражение глаз, улыбка или серьезность, внешнее проявление увлеченности крайне важно для ребенка, так как служит для него своеобразным ориентиром, «путеводителем» в процессе восприятия музыки. Проявление значимости для взрослого ценности и красоты музыкального искусства способствует пониманию его значимости ребенком, который «заряжается» отношением к музыке взрослого, его чувствами.

Это пояснения характера музыки, в которых мимика, интонации голоса взрослого усиливают выразительность речи.

Прослушивание фрагментов музыкальных произведений:

                                      Г. Свиридов «Упрямец»,

                                      Г. Свиридов «Попрыгунья»

                                      Р. Шуман «Первая утрата»

Дидактический материал: игра «Забавный колобок»

 Задание: поднять карточку из дидактической игры «Забавный колобок», соответствующую звучанию музыки и передать мимикой своего лица характер музыки. ( примечание: дидактическая игра «Забавный колобок представляет собой набор карточек с изображением колобка, который выражает эмоции: радуется, удивляется, сердится , плачет и т.п.)

5) ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОЕ УПОДОБЛЕНИЕ – это передача характера музыки в рисунках, выкладывание формы произведения с помощью цветных  карточек, выбор соответствующей характеру иллюстрации, одновременное использование  разных видов художественной деятельности.

Прослушивание фрагментов музыкальных произведений:

                                         К. Сен –Санс «Лебедь», «Королевский марш льва»

                                         

                                         П. Чайковский «Подснежник»

                                         К. Дебюсси «Снег танцует»

 Задание: рассмотрев иллюстрацию, прослушав стихотворение, изобразить в движении музыкальный  персонаж.

6). ТЕМБРОВО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ УПОДОБЛЕНИЕ  применяется в виде оркестровки, выбора выразительного тембра инструмента, соответствующего эмоциональному содержанию музыкального образа,  разделу формы. В младшем возрасте (дети 3 лет) обсуждаются выразительные возможности музыкальных инструментов, применяются совместные с педагогами действия с музыкальными инструментами и игрушками (ударные, колористические, шумовые). Дети 4-5 лет с помощью взрослого решают поисковые ситуации- выбирают инструменты для оркестровки, меняют инструменты в соответствии с изменениями характера музыки. Дети 6-7лет в состоянии играть и на звуковысотных инструментах, выполняют проблемные задания самостоятельно, проявляя свое отношение к музыке, чувство музыкальной формы, творческие способности. Оркестровка -это привлекательнейшая для детей деятельность, способствующая ярким эмоционально-оценочным проявлениям.  

Темброво-инструментальное уподобление предполагает выбор инструментов, соответствующих содержанию музыки и последующую оркестровку музыкального произведения с помощью этих инструментов.

Прослушивание фрагментов музыкальных произведений:

                                          Э. Григ «Шествие гномов»

                                          А. Гречанинов « Вальс»

                                          П. И. Чайковский «Танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик»

Оборудование: металлофоны, треугольник, колокольчики, литавры, барабаны, бубны, погремушки, ложки, трещотки

 Задание: аранжировать музыкальные произведения  с помощью детских  инструментов

7). МОТОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОЕ УПОДОБЛЕНИЕ эмоционально-образному содержанию музыки (мелкая моторика рук, дирижерский жест, ритмо-пластика, образные и танцевальные движения)  предполагает передачу характера музыки в каждый момент ее звучания(различению выразительных интонаций, акцентов, пауз, динамических, темповых, регистровых, тембровых особенностей, изменений характера звучания) является наиболее универсальным и действенным средством развития эмоциональной отзывчивости, музыкального мышления, творческого воображения ребенка. Этот метод удовлетворяет потребность ребенка в движениях, побуждает детей к «экспериментированию», способствует увлеченности, положительному эмоционально-оценочному отношению к музыке, глубине ее восприятия, развитию творческой активности.

Прослушивание фрагментов музыкальных произведений:

                                           П. И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»

                                         А. Вивальди  Концерт «Зима» 1 часть

                                         П. И. Чайковский «Подснежник» фрагмент

                             

Оборудование: ленточки, шарфики

Задание: передать в движениях характер музыки.

3. ВЫВОД:

 Применение вышеуказанных методов и приемов в процессе музыкального восприятия позволяет заинтересовать детей, активизировать проявления эмоциональной отзывчивости, художественно-образного мышления, воображения, развивать их музыкальные и творческие способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ "КАК ОКРАСИТЬ ВОДУ?". ОПЫТЫ С ВОДОЙ. Методы и приемы: 1. Игровой: фокусы с водой 2. Практический: опыты. 3. Словесный: беседа с детьми, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера.

Помочь детям выявить свойства воды: вода может иметь разную температуру нагревания, а также растворять некоторые вещества. Наглядно показать, что вода прозрачная  не имеет запаха, но может приобр...

«Откуда берутся звуки музыки?» - использование нетрадиционных методов и приемов в процессе обучения детей игре на детских музыкальных инструментах

laquo;Откуда берутся звуки музыки?» - использование нетрадиционных методов и приемов в процессе обучения детей игре  на детских музыкальных инструментах...

«Игровые методы и приемы визуального восприятия музыки»

Восприятие музыки – очень сложный эмоциональный, психофизический и интеллектуальный процесс. Для того чтобы ребенок понимал музыкальный язык, а тем более имел способности выражать его в исполнит...

Официальные документы. Удостоверение о повышении квалификации от 15.01.2021г. ООО "Центр Развития педагогики" г. Санкт- Петербург. "Преподавание музыки в дополнительном образовании: методы и приемы обучения и воспитания детей" (108часов)

Официальные документы. Удостоверение о повышении квалификации от 15.01.2021г. ООО "Центр Развития педагогики" г. Санкт- Петербург. "Преподавание музыки в дополнительном образовании: мет...

фоновое звучание музыки в ДОУ

Когда и какая музыка должна звучать? Есть ответ на вопрос....