Музей музыкальных инструментов
статья по музыке

Новикова Алла Геннадьевна

Сегодня во многих дошкольных образовательных учреждениях создание всевозможных музеев приобретает все большую популярность и становится неотъемлемой частью развивающей среды. Для детей дошкольного возраста это особенно актуально, так как именно в этом возрасте существенной особенностью детского восприятия является то, что дети лучше усваивают материал через осязание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx638.22 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:


«МИНИ-МУЗЕЙ

МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ»

C:\Users\Наташа\Desktop\Мои документы\фото садик\фото сад\музей муз инст\P1000080.JPG            C:\Users\Наташа\Desktop\Мои документы\фото садик\фото сад\музей муз инст\P1000073.JPG

Сегодня во многих дошкольных образовательных учреждениях создание всевозможных музеев приобретает все большую популярность и становится неотъемлемой частью развивающей среды. Для детей дошкольного возраста это особенно актуально, так как именно в этом возрасте существенной особенностью детского восприятия является то, что дети лучше усваивают материал через осязание.

Одним из направлений работы музейной педагогики дошкольного учреждения является проект «Музей музыкальных инструментов», цель которого – создание условий для формирования у дошкольников чувства эмоционального удовлетворения от знакомства с музыкальными инструментами и потребности в инструментальном музицировании.
Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

1. Расширять представления дошкольников о музыкальных инструментах России (внешний вид, устройство, тембр звучания, история возникновения).

2. Учить приемам звукоизвлечения и способам игры на ударных, струнных, духовых, клавишных и шумовых инструментах.  


3. Развивать творчество детей, побуждать их к активным самостоятельным действиям в процессе игры на детских музыкальных инструментах.
4. Воспитывать интерес к музыке и музицированию, бережное отношение к музыкальным инструментам.

Обобщая педагогический опыт Н.А.Рыжовой, Л.В.Логиновой, А.И.Данюковой по организации мини-музеев в дошкольных учреждениях и создании системы работы с детьми и родителями; Т.Э.Тютюнниковой, опирающейся на творческо-игровой потенциал детей в процессе общения с музыкальными инструментами, учитывая требования к разделу «Музицирование» программы по музыкальному развитию И.Каплуновой, И.Новоскольцевой «Ладушки», позволили разработать оригинальную систему познавательно-развивающих экскурсий с детьми дошкольного возраста, в которой органично сочетаются музыка и речь, музыка и художественно – творческая деятельность детей, музыка и движение, музыка и разнообразие игр в условиях образовательной деятельности.

 Проектная часть

Проект отличается творческим подходом к развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста, учитывает их психофизиологические особенности и строится на следующих принципах:

  • личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку, его музыкальным возможностям и способностям;
  • учета индивидуальных особенностей детей в ходе познавательно – развивающих экскурсий;
  • системного подхода в организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста;
  • интеграции разных видов художественно-творческой деятельности воспитанников;
  • ориентации на творческое осмысление музыки и музыкальной деятельности детьми дошкольного возраста, творческое самовыражение.

Проект «Мини-музей музыкальных инструментов» - долгосрочный, рассчитанный на весь учебный год, участниками которого являются дети среднего и старшего дошкольного возраста,  их родители и педагогический коллектив дошкольного учреждения.  

Система работы отражена в содержании деятельности по реализации проекта:

  • перспективное планирование, состоящее из четырех блоков: образовательная деятельность с детьми, мероприятия с педагогами, родителями, конкурсы и выставки
  • конспекты, включающие разнообразные методы и приемы: наглядный (рассматривание экспозиций, иллюстраций, фотографий, показ мультимедийных слайдов), словесный (описания, объяснения, указания, беседы, вопросы, рассказы, стихи и тексты, побуждающие к практической деятельности), разнообразие приемов организации слушательской, музыкально-исполнительской и музыкально-творческой деятельности дошкольников;
  • практические советы для воспитателей и родителей.

Технология проекта предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспонатами мини-музея, но и пробуждения творческой активности у детей – желания импровизировать на музыкальных инструментах, создавать музыку самим. Поэтому образовательная роль мини-музея значительна: это не только рассматривание музыкальных инструментов, но и занимательные рассказы и театральные миниатюры об истории их происхождения.

Ресурсное обеспечение

1) основной фонд мини-музея составляют подлинные музыкальные инструменты и музыкальные игрушки и шумовые инструменты, коллекция которых насчитывает около 30 видов;

2) вспомогательный фонд:

  • «Паспорта музыкальных инструментов», включающие в себя увлекательные беседы, загадки и кроссворды;
  • иллюстрации и фотографии с изображением музыкальных инструментов;
  • «Музыкальная азбука» - картотека дидактических игр, пальчиковой гимнастики, песенный репертуар о музыкальных инструментах;
  • «Музыкальная библиотека» - художественная литература о музыке и музыкальных инструментах;
  • раскраски с изображением музыкальных инструментов;
  • поделки и рисунки детей.

В рамках музейной педагогики используются разнообразные формы сотрудничества с родителями:

  • проведения досугов (совместные развлечения, праздники, семейные концерты);
  • «познавательное» сотрудничество (консультации, собрания, экскурсии по мини-музею);
  • «спонсорское» сотрудничество (приобретение экспонатов для музея, участие родителей в преобразовании окружающей среды).

Мини-музей музыкальных инструментов – это совместная творческая деятельность всего педагогического коллектива детского сада и родителей.

Критерии и показатели результативности образовательной деятельности

1.Знать названия инструментов, составляющие фонд мини-музея, определять их на слух по тембру.

2.Знать приемы и способы игры на инструментах.  

3. Знать расположение высоких и низких звуков на разных инструментах.

4. Уметь четко воспроизвести ритмический рисунок, сыгранный взрослым («подыграть музыканту»).

5. Уметь импровизировать на разных музыкальных инструментах мелодии на стихотворные тексты.

Заключение

    Внедрение данного проекта предполагает, что к концу учебного года у старших дошкольников реализуется их естественная потребность превратить внутреннюю насыщенность музыкой в продукт собственного творчества. Овладение элементарными навыками и способами игры на музыкальных инструментах, умение играть в ансамбле и импровизировать на них будут способствовать самостоятельной деятельности детей по сочинению оркестровок знакомых песен и народных мелодий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в музей музыкальных инструментов

Конспект НОД с детьми, образовательная область "музыка"  "Путешествие в музей музыкальных инструментов". Цель: развитие музыкальных и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста...

Музыкальное занятие "Музей музыкальных инструментов. Баян. Гармонь"

На занятии дети глубже знакомятся с историей гармошки и её разновидностью....

«В музее музыкальных инструментов» занятие

Цель занятия:Познакомить детей с музыкальными инструментами и их звучаниемРасширить  музыкальный  кругозорРазвитиь познавательный  интерес к музыкеРазвить слуховое  и зрительное...

Мини-музей музыкальных инструментов в ДОУ.

На протяжении нескольких лет в музыкальном зале нашего детского сада работает "Мини-музей музыкальных инструментов". Это новая форма работы по ознакомлением детей с музыкальными инструментами, жизнью ...

Экскурсия в мини - музей музыкальных инструментов

В НОД  формируем у дошкольников первичное представление о музее, знакомим детей с экспонатами музея,правилах поведения в мини - музее детского сада....