Приём ритмодекламации в музыкальных играх с использованием методики И.Галянт
материал по музыке

Мастер-класс для воспитателей ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s_master-klass19g._3.docx31.19 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

МКДОУ «Детский сад № 24».

Приём  ритмодекламации в музыкальных играх с использованием методики И.Галянт

Мастер-класс для воспитателей ДОУ 30.01.19г.

  Музыкальный  руководитель: Ковш  Л. В.

Увельский муниципальный район.

с. Кичигино 2019г.

 Возможности музыки велики, и в связи с требованиями ФГОС,  необходимо как можно полнее использовать воспитательные, познавательные и развивающие функции музыкального искусства в формировании творческой личности.

У многих современных детей отмечается нарушение внутреннего ритма, нет баланса между процессами торможения и возбуждения в центральной нервной системе. Они не могут самостоятельно справиться со своей или чрезмерной активностью, или, наоборот, медлительностью, что, конечно, отражается и в речи. У одного «каша во рту», не успевает продумать предложение, которое хочет сказать, подобрать необходимые слова, согласовать их и правильно расставить. Другой - тянет слова, предложения, речь нечеткая. Таким детям необходимо помочь сначала отладить собственный организм, настроить правильный ритм собственного тела. В этом и должна помочь ритмика или приём ритмодекламации, который предлагает один из авторов программы «Радуга»

 И. Галянт.

Что - же такое ритмодекламация? В современной музыкальной методике обучения дошкольников, ритмодекламация рассматривается как одна из перспективных форм развития музыкального слуха, голоса, чувства ритма у детей.

Ритмодекламация – синтез музыки и поэзии. Это чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме.

 Игра для ребенка есть творчество. В данном случае это игра со звуками, словами, ритмом, а ритм есть жизнь, есть движение. И ребенок просто не мыслит себя вне движения в силу своего возрастного психофизического состояния.

   Ритмодекламацию можно определить как музыкально-педагогическую модель, в которой текст не поётся, а ритмично декламируется. Основная её цель – это, прежде всего, развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения. Главное правило ритмодекламации: каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи.

       Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т. п.), шумовых инструментов. Звучание мелодии, может сопровождаться различными движениями, что помогает детям телесно пережить ощущение темпа, динамики, ритма речи.

Двигаясь в заданном ритме и темпе, выполняя специальные упражнения, ребёнок учится владеть своим телом, чувствовать свой внутренний ритм, подстраиваться под внешние изменения. Он способен почувствовать и передать в движении такие средства музыкальной выразительности, как форма, темп, динамика.

Но он не просто двигается в такт музыке, а ещё и проговаривает ритмический рисунок.   До тех пор, пока ребёнок не услышит, как он говорит, и не научится контролировать свою речь, трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь. 

 

Вопрос воспитателям: Как вы думаете, коллеги, какие виды творческой деятельности относятся к ритмодекламации?

Ритмодекламация представлена различными видами творческой деятельности:

1.Игры речевые (логоритмические), пальчиковые:

Пальчиковая гимнастика способствует развитию мышечного аппарата, мелкой моторики,        повышает тактильную чувствительность, развивает чувство ритма, координацию движений.

2.Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые импровизации):
Такие игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием.

3.Декламация и телесная игра (хлопки, шлепки, топот и тд.)

 Эти речевые упражнения пронизаны идеей координации, которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», усиливающего ощущение темпа, динамики и способствует вокальной и речевой активности.

4.Ритмические игры с различными ударными инструментами (палочки, ложки и тд.)

Данные игры учат находить различные способы игры на инструментах, ритмично передают метр и ритм стиха.

      Таким образом, богатство метроритмических форм развивает у детей весь комплекс музыкальных способностей: музыкальную отзывчивость, эмоциональность, творческое воображение, эстетическое восприятие музыки, чувство уверенности в себе, осознание своей значимости в коллективе.

Ритмические игры  И. Галянт

Музыкальные игры:

В музыкальных играх идёт передача ярких художественных образов, вызывая у ребёнка живой интерес, побуждая активно искать соответствующие интонации в голосе, выразительную мимику, пластику движения.

  Гном, гном

Он придёт совсем неслышно в дом, дом.

Как зовут его, не знаешь? Гном, гном.

Он, наверно, очень добрый? Да, да.

У него такая борода.

Он расскажет тихо сказку нам, нам.

Я ему медовый пряник дам, дам,

А потом станцуем гопачок-чок.

Он такой забавный старичок.

И на зонтике волшебном вдаль, даль

Улетит он, а прощаться жаль, жаль.

Я не буду больше плакать, нет, нет.

Передай ему, пожалуйста,

Привет. При-вет...(Дети эхом повторяют слова, можно использовать треугольник).

Дудалиача

Дудалиача, дудалиача,

Дудалиду, дудалиду.

Дудалиача, дудалиача,

Дудалиду, дудалиду.

Это так просто, это очень просто,

Дудалиду, дудалиду.

Это так просто, это очень просто,

Дудалиду, дудалиду.

(Каждую фразу поём по 2 раза, обыгрываем координационными, игровыми движениями)

Пальчиковые игры:

Пальчиковые игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актёрами являются пальцы. Работа над текстами с жестовыми рисунками способствует также активизации абстрактного и образно-ассоциативного мышления, развивается мелкая моторика пальцев.

Сороконожки  

Дети встают парами.

Две сороконожки бежали по дорожки.     Пальчики бегут по рукам к плечам.

Побежали, побежали                                  Руки встретились и сцепились за головой

 И друг дружечку обняли.                          друг друга.

Так друг дружечку обняли.                                    

Что едва мы их разняли.                                       Расцепляют руки.

Игры с палочками:

          Развивают у детей ритмический слух, память, реакцию, наблюдательность, коммуникативные      навыки.

 Скачите палочки

Вы скачите, палочки,               Стучать поочерёдно правой и левой палочками по полу.

Как солнечные зайчики.

Прыг-скок, прыг-скок,             Один раз стукнуть двумя палочками по полу.

Прискакали на лужок.             Стучать поочерёдно правой и левой палочками по полу.

Правой ножкой: топ, топ,        Стучать палочкой в правой руке по полу.

Левой ножкой: топ, топ.         Стучать палочкой в левой руке по полу.

На лавочку сели, песенку запели.     Поставить обе палочки на колени и качать.

Игры со звучащими жестами:

Звучащие жесты – это игра звуками своего тела, инструментами, которые дала человеку природа (притопы, хлопки, щелчки и тд.). Это способствует тренировки памяти, развивает чувство ритма и творческую активность коммуникабельность.

       Зима

Едем, едем на лошадке.    Дети щёлкают языком.

По дороге зимней, гладкой.    Дети щёлкают языком.

Сани все у нас скрипят. Скрип, скрип, скрип, скрип.    Трут ладошку о ладошку.

А бубенчики звенят. Динь, динь, динь, динь.    Трясут кистями рук.

Дятел на сосне стучит. Тук, тук, тук, тук.    Кулаком о ладошку.

Вьюга вокруг нас свистит.       Свист и качаем руками.

Ехали мы, ехали, наконец, доехали!     Развели руки в стороны.

Дружба

Дети встают парами.

Дружит дождик с тучкой.      Стучать кулачками друг с другом.

Дверца дружит с ручкой.      Поздороваться друг с другом за руки.

Дружит солнце с небом.        Перекрёстные хлопки друг с другом.

Колос дружит с хлебом.           Пощипать за плечи друг друга.

Лепесток с цветочком.           Сложить цветочек из ладоней.

Мамочка с сыночком.            Положить руки друг другу на щёки.

Дружит шок и дружит лад.     Положить руки друг другу на пояс.

Получился шоколад.               Подпрыгнуть порами на месте. 

Игры с инструментами:

Инструментальное музицирование – это творческий процесс восприятия музыки, в ходе которого формируется чувство ритма, темпа, динамики, развивается умение озвучивать музыкальными инструментами поэтические образы.

Кашка-ромашка

Дети делятся по подгруппам в зависимости от того, какие инструменты они выбрали: первая подгруппа - деревянные инструменты,  вторая – шумовые, третья -звенящие.

Каждая группа озвучивает своё слово с помощью своих инструментов, изменяя динамику, высоту, тембр голоса, настроение. Например, детям даются слова: кашка, ромашка, василёк. Слова могут меняться.

Поезд

Дети по желанию выбирают музыкальные инструменты и встают друг за другом (в вагончики) по группам инструментов: первый вагон – деревянные инструменты, второй - шумовые инструменты, третий звенящие инструменты. Поезд идёт, дети играют в ритм звучащей музыки. Ведущий заходит в первый вагон (проверяет билеты), играя на каком-нибудь инструменте определённый ритмический рисунок. Дети первого вагона повторяют за ведущим. Далее ведущий идёт к следующим вагонам. Движение поезда можно сопровождать детской песенкой.

Почему же ритмодекламация как вид музыкальной деятельности так нравится всем детям, почему даже плохо поющие ребята с огромным желанием исполняют эти модели?

Во-первых, передача таких ярких музыкально-художественных образов вызывает у ребёнка живой интерес, побуждает активно искать соответствующие интонации в голосе, выразительную характерную мимику, пластику движения.

Во-вторых, это доступность и удобство исполнения данных моделей. Опора здесь на речевое интонирование даёт возможность равноценного участия в процессе. Даже дети с плохой координацией слуха и голоса с удовольствием исполняют ритмодекламации, не испытывая неуверенности в себе.

Именно благодаря ритмодекламации, у таких ребят возникает интерес к музыкальной деятельности, в частности, к пению, музыка начинает увлекать, активно развивается музыкальный слух, координация голоса, творческие способности.

    

    Участникам педагогического взаимодействия, педагог предлагает встать в круг, через выполнение определенных движений дать оценку не только содержанию мастер-класса, а также оценить возможность применения приёма ритмодекламации в музыкальных играх с учётом детей разного возраста.

Могут быть предложены следующие движения:

  • присесть на корточки - очень низкая оценка, негативное отношение;
  • присесть, немного согнув ноги в коленях, — невысокая оценка, безразличное отношение;
  • стоя, руки по швам — удовлетворительная оценка, спокойное отношение;
  • поднять руки вверх, хлопая в ладоши, - высокая оценка, позитивное отношение;

Каждый участник, после того как педагог называет тот или иной компонент состоявшегося взаимодействия, по своему усмотрению производит какое-либо движение.


Список использованной литературы.

1.  Боровик, Т.А. О ритмодекламации / Т.А. Боровик. // Музыкальный руководитель. – 2004. – № 5. – С. 23-28.

2. Лопухина, И. Логопедия. Речь, ритм, движение / И. Лопухина. – СПб., 1997. – 119 с.

3. Программа музыкального развития детей  дошкольного и младшего школьного возраста «Орфей» / И.Г. Галянт, Т.Л. Митрофанова, С.Н. Ерохина. – Челябинск, 1997. – 1988г.

4.И.Г.Галянт  Методическое пособие для специалистов ДОО Музыкальное развитие детей  Москва «Просвещение». 2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Музыкальные игры с использованием звучащих жестов для развития чувства ритма"

Краткие теоретические вопросы о развити чувства ритма детей дошкольного возраста и возможности использовать музыкальные игры в условиях совместной деятельности восптателя и детей в режимных моме...

«Музыкальные игры с использованием звучащих жестов для развития чувства ритма»

Консультация для воспитателей для организации совместной деятельности с предлагаемым практическим материалом....

"Музыкальные игры с использованием казачьих атрибутов" буклет

Музыкальные игры, которые можно использовать во время проведения казачьих праздников. Как говорится в поговорке «Смекалка во всяком деле казака выручает», так и я предлагаю всем  в кр...

Формы занятий с детьми в МКДОУ "Детский сад "Улыбка" г. Щигры по развитию технологии музыкального воздействия с использованием методики Сергея и Екатерины Железновых "Музыка с мамой"

Формы занятий с детьми в МКДОУ "Детский сад "Улыбка" г. Щигры по развитию технологии музыкального воздействия с использованием методики Сергея и Екатерины Железновых "Музыка с мамо...

Музыкальные игры с использованием ИКТ

Консультация для родителей об использовании информационно-коммуникационных технологий в музыкальных играх с дошкольниками...

Консультация для педагогов и родителей на тему: «Музыкальные игры с использованием здоровье сберегающих технологий»

Взаимодействие и просветительская работа  с родителями. Взаимодействие и просветительская работа  с родителями производится посредством проведения консультаций, собраний на темы здоровь...

Статья: "Музыкальные игры и использование их возможностей для развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

Музыкальные игры и использование их возможностей для развития творческих способностей детей дошкольного возраста...