Картотека музыкальных игр для детей дошкольного возраста
картотека по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Масликова Юлия Игоревна

Картотека музыкальных игр для детей разного дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_muzykalnyh_igr_dlya_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx29.13 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Картотека музыкальных игр для детей дошкольного возраста

Младшая группа

Тихие и громкие звоночки

Цель: Учить детей слышать и различать громкое и тихое звучание. Координировать свои движения, добиваясь тихого или громкого звучания.

Игровой материал: Колокольчики, браслеты-бубенцы, треугольники, звенелки-самоделки.

Ход игры: Дети выполняют игровые действия по пению ведущего.

                                Ты звени звоночек тише,

                                Пусть тебя ни кто не слышит.

                                Ты звени звоночек тише,

                                Пусть тебя ни кто не слышит.

                                Ты сильней звени, звонок,

                                Чтобы каждый слышать мог!

                                Ты сильней звени, звонок,

                                Чтобы каждый слышать мог!

На первую часть песенки дети звенят тихонько, чуть слышно.

На вторую часть песенки звенят громко, уверенно.

Где мои ребятки

Цель: Упражнять детей в восприятии и различении высоких и низких звуков. Развивать коммуникативные и творческие способности.

Игровой материал: Набор игрушек или картинок с изображением животных.

Ход игры:

1 вариант Воспитатель показывает игрушку или картинку с изображением кошки и  поёт на одном звуке низким голосом:

                  Где мои ребятки серые котятки?

                  Мяу-мяу-мяу!

                  Мяу-мяу-мяу!

Дети должны ответить: Мяу-мяу-мяу! Спеть высоким звуком. Далее игра продолжается с использованием других животных по тому же принципу.

2 вариант Воспитатель отбегает в угол групповой комнаты и поёт:                  

                  Где мои ребятки серые котятки?

                  Мяу-мяу-мяу!

                  Мяу-мяу-мяу!

Дети поют: Мяу-мяу-мяу! Спеть высоким звуком. И бегут к воспитателю. Воспитатель хвалит всех. Далее игра продолжается с использованием других животных по тому же принципу.

«Большие и маленькие ножки»

Цель: развивать координацию, ориентацию в пространстве, развить координацию слов с движениями, работать над темпом и ритмом речи; обогащать двигательный опыт детей; воспитывать желание выразительно двигаться;  быть аккуратным в движениях и перемещениях.


Ход игры: Возьмитесь за руки и идите по кругу, то медленно, громко топая ногами, то ускоряя ход и часто перебирая ногами.
Большие ноги 
Шли по дороге
Топ-топ, топ-топ
Маленькие ножки 
Бежали по дорожке
Топ топ топ топ топ, 
Топ топ топ топ топ

«Зайчата и лиса»

Цель: Развивать эмоции, выразительность движений, способность координировать движения с музыкой и текстом.

Ход игры: Дети поют:

1. По лесной лужайке разбежались зайки. (Дети легко бегут врассыпную)

Вот какие зайки, зайки-побегайки!

2. Сели зайчики в кружок, роют лапкой корешок. (Садятся на корточки и

Вот какие зайки, зайки-побегайки! «роют» землю)

Педагог:

Вдруг бежит лисичка, рыжая сестрички! («лисичка» бегает между зайцами)

Ищет, где же зайки, зайки-побегайки! («зайчики» разбегаются, лисичка их

догоняет)

Средняя группа

«Флажок»

Цель : учить детей стоять в кругу и выполнять действия , подпевать песенку.

Ход игры:  Дети стоят в кругу, в середине круга лежит флажок. Воспитатель с детьми идет по кругу и произносит текс. Выходит ребенок по тексту, поднимает флажок, затем, машет им и кладет  на место. Затем игра продолжается.

Дети встали в кружок

увидали флажок,

Кому дать, кому дать

Кому флаг передать

выйди, Саша в кружок,

Возьми Саша флажок


«Угадай, чей голосок»

Цель: Развитие слухового восприятия, умения различать голоса сверстников.

Ход игры: Один ребенок стоит в центре круга с закрытыми глазами. Дети идут по кругу со словами: 

«Мы собрались в ровный круг

Повернемся разом вдруг,

А как, скажем: (говорит первый ребенок)

«Скок - скок - скок, угадай, чей голосок?»

Водящий должен узнать ребенка по голосу. Ребенок, чей голос узнали, становится водящим. Дети идут в другую сторону.

 «Три цветка»

Цель: закрепление понятия о характере музыки, формирование эмоциональной отзывчивости.

Игровой материал: три цветка из картона (в середине каждого цветка на рисовано лицо – спящее, плачущее, радостное, изображающие три типа музыки: добрая, ласковая; грустная, жалобная; веселая, танцевальная.

Ход игры: Педагог вносит в группу волшебные цветы, которые хотят поиграть с детьми. Воспитатель включает музыку, предлагает детям определить характер музыки.

«Мышка в огороде»

Слова и музыка Е. Кузнецовой.

Цель: развитие творческих способностей, внимания, воображения, способности координировать движения с музыкой и текстом, подпевать воспитателю.

Ход игры: Дети образуют круг, берутся за руки (это – огород). В центре круга – ребёнок, изображающий мышку. У 5-6 детей, стоящих в хороводе, на голове маски (коронки) овощей. Дети двигаются по кругу, мышка бежит внутри круга в противоположную сторону.

«Мышка, мышка в огород пришла.

Мышка, мышка, что ты там нашла?»

Мышка (говорит): «Я нашла морковку!» (или называет любой другой овощ, который в данный момент есть в «огороде»)

Дети (поют):

«Мы морковку не дадим, пригодится нам самим!»

(грозят «мышке» пальчиком)

Варианты: «А мы репку не дадим…», «Огурец мы не дадим…» и т. д.

Мышка (говорит): «Я вас не послушаю и морковку скушаю!»

Ребёнок в маске моркови выбегает за круг, «мышка» пытается его поймать.

Если ребёнок в маске моркови успевает оббежать круг и занять своё место, значит «мышке» не удалось скушать морковку.

Затем выбирается другая «мышка». Маску моркови можно снять, чтобы в игре могли поучаствовать и другие дети - овощи.

При повторении игры в другой день можно поменять «набор» овощей.

Старшая группа

«Кто поёт?»

Цель: Развивать у детей способность различать регистры (высокий, низкий, средний).

Игровой материал: Три карточки из картона с изображением мамы, папы, сына.

Ход игры: Педагог рассказывает о музыкальной семье, показывает картинки и говорит, что все в этой семье любят музыку, но поют разными голосами. Папа – низким, мама – средним, сын – тоненьким, высоким. Педагог исполняет три пьесы и объясняет, что пьеса, звучащая в низком регистре, называется «Рассказ папы» (о военном походе); пьеса, звучащая в среднем регистре, называется «Колыбельная песня» (мама поёт сыну); в высоком регистре – «Маленький марш» (мальчик напевает и марширует). После повторного исполнения каждой из пьес дети отгадывают, чья музыка звучала, выбирают нужную картинку и показывают её, объясняя свой выбор.

Музыкальный материал: «Рассказ папы», «колыбельная песня», «Маленький марш» Г. Левкодимова.

«Ассоциации»

Цель: развитие музыкального слуха, воображения

Ход игры: Воспитатель ставит подобранные мелодии (3-4, не более). Это могут быть отрывки из классических произведений (на выбор: Э. Грин «Утро», П. Чайковкий «Буря» ч. 2, А. Вивальди «Осень», Моцарт «Вальс цветов», Бетховен «Лунная соната»). Дети должны слушать музыку и передать мысли и чувства, которые возникают у них во время прослушивания, ассоциативно. Возможно, кто-то устно расскажет о своих мыслях и чувствах, кто-то придумает стихотворение, нарисует небольшую картинку и т. д. Время прослушивания 5-7 минут. Если одного раза недостаточно, ведущий еще раз ставит мелодию.

«Как мы поили телят»

Цель: учить детей ходить хороводом, взявшись за руки,  и ходить друг за другом по кругу, выполнять прыжки, бегать на четвереньках. Развивать координацию движения, ловкость, терпение.

Ход игры: Дети идут по кругу, поют слова песни, выполняя движения.

Стало жарко, словно в печке, замолчали птицы.

Дети идут по кругу.

Мы телят погнали к речке – надо им напиться.

Идут по кругу друг за другом, взмахивая, воображаемой хворостиной.

Шарик пестрый -  пес дворовый,

Приседают.

Как на встречу бросится…

Прыжок в круг.

Разогнал телят пугливых, скачет, лает ,носится.

Бегут по кругу на четвереньках.

Уж ходили мы,  бродили по полям за стадом,

Идут по кругу.

Уж мы Шарика бранили так , что был не рад он.

Останавливаются, встают в круг лицом, грозят пальцем.

«Мишки и пчелы»

Цель: Развивать эмоции, выразительность движений, способность координировать движения с музыкой и текстом.

Ход игры: Дети – мишки встают в круг. В центре круга стоят 3-4 ребенка. Это «пчелы».

Дети- мишки, взявшись за руки, идут по кругу и поют, «пчелы» показывают движения.

На высокой кочке Дети соединяют руки над головой.

Стоит большая бочка Округляют руки перед грудью, показывая бочку.

Пчелы бочку стерегут, Вращают перед грудью указательными пальцами.

Мишкам меду не дают. Грозят пальцем.

Раз, два, три, четыре, пять!

Мишек будем догонять! Хлопают в ладоши. Топают ногами, поставив руки на пояс.

Мишки убегают, «пчелы» стараются «ужалить».

Подготовительная группа

«Внимательные зверушки»

Цель: Развитие тембрового слуха, слухового внимания.

Игровой материал. Плоскостные изображения зайцев, медведей, лисиц по одному набору на каждого ребенка группы; детские музыкальные инструменты: бубен, музыкальный молоточек, погремушка.

Ход игры: дети сидят за столами. Перед каждым ребенком набор плоскостных фигурок, изображающих зверушек. Педагог говорит: «Дети, сейчас ваши зверушки пойдут гулять по лесу, но не все сразу, по очереди. Для этого надо внимательно слушать, какой инструмент звучит. Если бубен - пойдут гулять медведи. Если погремушка - пойдут гулять лисички, а если зазвучит музыкальный молоточек – зайчики». Педагог несколько раз играет на указанных инструментах. В соответствии с заданием дети отбирают из своего набора то медведя, то лису, то зайца и имитируют их движение.

«Музыкальный магазин»

Цель: Развитие чувства ритма, творческих способностей детей.

Игровой материал: Детские музыкальные инструменты (металлофон, бубен, музыкальный молоточек, ложки, погремушки и т. д.)

Ход игры: покупатель просит прослушать звучание инструмента, который он хочет купить. Ребенок, исполняющий роль продавца играет на этом инструменте несложный ритмический рисунок и предлагает покупателю попробовать самому звучание выбранного инструмента. Покупатель повторяет за продавцом ритмический рисунок.

Игра помогает развитию самостоятельной деятельности детей и проводится в свободное от занятий время.

«Два веселых гуся»

Цель: способствовать развитию умения комбинировать образные и танцевальные движения, создавая музыкально-игровой образ в развитии по тексту песни, развитие у детей музыкально-игровых импровизаций, исполнительских умений и творческих способностей.

Ход игры : Ребята сегодня я вам хочу предложить поиграть в игру «Два весёлых гуся», но для этого мы должны разделиться на певцов,которые исполняют песню, на действующих персонажей, которые инсценируют её, и зрителей, которые оценивают исполнение. При повторном инсценировании песни играющие меняются ролями.

1. Жили у бабуси

Два весёлых гуся,

Один-серый,

Другой-белый,

два весёлых гуся (Покачивание из стороны в сторону.

«пружинки» по очереди)

2. Мыли гуси лапки

В луже у канавки,

Один-серый,

Другой-белый,

Спрятались в канавке (Выставляют по очереди ноги на пятку. Присесть, закрыв лицо руками)

3. Вот кричит бабуся:

«Ой,пропли гуси!

Один-серый,

Другой-белый,

Гуси мои,гуси!» (Пальцы рук у висков,покачивание головой вправо-влево. «Бабуся плачет»,Потирая кулачками глаза)

4. Выходили гуси

Кланялись бабусе,

Один-серый,

Другой-белый,

Кланялись бабусе (Покачивание из стороны в сторону. «пружинки» по очереди, «бабуся гладит гусей»)

«Волшебный сундучок»

Цель: закреплять слова, характеризующие настроение музыкального произведения и музыкальный образ. Способствовать адекватному применению знаний о музыке в анализе музыкального произведения.

Материал: цветные фишки.

Ход игры: Волшебный сундучок, накрытый ярким шёлковым платком, стоит на столике. Педагог обращает внимание на звучащую механическую музыку, и предлагает найти место, откуда она слышна. Дети находят волшебный сундучок. Педагог предлагает детям прослушать разные музыкальные произведения и положить в волшебный сундучок слова, которыми можно рассказать о её настроении. За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку. Если прозвучит «неправильное слово» - сундучок захлопывается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние музыкально-игровой деятельности на формирование музыкально-эстетической культуры детей дошкольного возраста (обобщение и распространение собственного педагогического опыта в сфере формирования музыкально-эстетической культуры детей).

В данной публикации автор изложил накопленные знания и изученный материал  с целью обобщения и распространения собственного педагогического опыта в сфере формирования музыкально-эстетической...

Мастер-класс для музыкальных руководителей «Музыкально-дидактические игры в интегрированной музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для музыкальных руководителей «Музыкально-дидактические игры в интегрированной музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста»...

Картотека русских народных музыкальных игр для детей дошкольного возраста

Картотека русских народных музыкальных игр для детей дошкольного возраста...

Картотека "Русские народные музыкальные игры для детей дошкольного возраста". Автор:Котова Л.А.

Картотека "Русские народные музыкальные игры для детей дошкольного возраста". Автор: Котова Л.А....

Картотека кубанских музыкальных игр для детей дошкольного возраста

Картатека предназначенна для педагогов групп казачьей направленности, чтобы могли донести до детей  национальный колорит обычаев, своеобразие языка ,формы и содержания разговорнях текстов....