ПРИЛОЖЕНИЕ 6. .Познавательно речевое развитие на музыкальных занятиях по средствам малых фольклорных форм: потешки, прибаутки, песенки, считалки.
презентация по музыке

Межевых Наталья Витальевна

ДОКЛАД С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждения дошкольного образования  Налобихинский детский сад «Незабудка»

                                   Доклад

Познавательно речевое развитие на музыкальных занятиях по средствам малых фольклорных форм: потешки, прибаутки, песенки, считалки.

Педсовет от 23.11. 2016г.

Подготовила и провела

 музыкальный руководитель

Межевых Н.В.

I квалифицированная  категория.

Налобиха  2016г.

Цели: раскрыть необходимость использования на музыкальных занятиях малых фольклорных форм.

Задачи:

  • Приобщать детей к русским народным  традициям и культуре  через развитие речи средствами малых форм фольклора.
  • Учить отвечать на вопросы по характеру песни и её содержанию.
  • Обогатить словарный запас детей. Развивать образную и связную речь детей.
  • Развивать чувство юмора.
  • Узнавать знакомые потешки, прибаутки песенки по иллюстрациям.

У нашего народа, как и у любого другого, есть бесценное богатство — его опыт, его фольклор. Малые фольклорные формы: пестушки, потешки, прибаутки, дразнилки, считалки, небылицы, сказки.  Все старославянские  «игры для самых маленьких» не игры вовсе, а лечебные процедуры.

        Потешки. Их главное назначение – подготовить ребенка к познанию окружающего мира в процессе игры. В большинстве случаев потешки связаны с движениями, пляской и отличаются бодрым и жизнерадостным ритмом. Слово в потешке неразрывно связано с жестом. Оно является главным и ведет за собой жест.

     Роль потешек - в том, что они учат воспринимать коротенький сюжет, воплощенный в художественном слове, и это является как бы подготовительным этапом для восприятия в дальнейшем сказки. Кроме того, потешки развивают детскую фантазию, пробуждают интерес к новым словообразованиям.  

      Сменяют потешки, прибауткиЭто рифмованные выражения, чаще всего шуточного содержания, употребляющиеся для украшения речи, для того, чтобы развеселить, потешить, рассмешить себя и своих собеседников. Своим содержание они напоминают маленькие сказочки в стихах. Как правило, в прибаутке дана картина какого-либо яркого события, стремительного действия. Это отвечает деятельностной натуре ребенка, его активному восприятию действительности.

     Пение – один из важнейших видов музыкальной деятельности. Пение давно используется как одно из реабилитационных средств для заикающихся и для тех, кто имеет другие нарушения речи. Оно способствует развитию психических процессов и свойств личности (внимание, мышление, воображение), расширению кругозора; нормализации деятельности  периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного).  Пение требует четкой работы артикуляционного аппарата (губ, языка, это, конечно, помогает развитию четкой дикции ребенка.)  Пение способствует развитию речи детей за счёт расширения словаря и улучшения произносительной стороны, это – звукопроизношение и ритмико-мелодическая сторона: темп, ритм, тембр, динамика.

       Яркий образ, смешной сюжет, доступная для малышей мелодия потешек и прибауток, создают на музыкальных занятиях, лёгкую непринуждённую атмосферу. Дети с удовольствием слушают и повторяют за музыкальным руководителем, знакомые с младенчества мелодии. В исполнении на фортепиано, или в оранжировке они звучат для детей по новому. Так как  во многих потешках герои животные, то дети с удовольствием добавляют звукоизобразительный момент: «Ку-ка-к-ре-ку», «Ме-е-е» и т. д. Часто в потешках, прибаутках, особенно в считалках используется набор звуков: «чики-чики-чикалочки», «Цынцы-брынцы», «Каля-баля»  и т.д., что в игровой форме способствует автоматизации звука. Далее, используя звучащие жесты либо  детские шумовые инструменты любую маленькую потешку можно превратить в концертный номер.

  На первом этапе музыкальный руководитель знакомит детей с иллюстрациями. Дети рассматривают картинки, выясняют в беседе  сюжет какой потешки (прибаутки) изображён на картинке и пропевают её с музыкальным руководителем. Так же музыкальный руководитель объясняет новые или непонятные детям слова. На следующем занятии, предполагается, дети, увидев иллюстрацию уже сами будут называть, пытаться пропеть потешку.

  1. Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь,

Голосисто поешь,

Ване спать не даешь?

2. Ладушки, ладушки,

- Где были?

- У бабушки!

- Что ели?

- Кашку!

- Что пили?

- Бражку!

Кашка масленька,

Бражка сладенька,

Бабушка добренька.

Попили, поели,

Полетели, полетели, полетели!

На головочку сели!

Сели,

Посидели,

И опять полетели!

  1. Сорока-ворона кашу варила,

        На порог скакала, гостей созывала

  1. Солнышко, солнце,

Выгляни в оконце,

Там твои детки

кушают конфетки.

  1. Идет коза рогатая,
    За малыми ребятами
    Ножками топ-топ,
    Глазками хлоп-хлоп.
    Кто каши не ест,
    Молока не пьет,
    Того забодает, забодает, забодает.

  1. Жили у бабуси

Два весёлых гуся.

Один серый, другой белый.

Два весёлых гуся.

Мыли гуси лапки в луже у канавки.

Один серый, другой белый

Спрятались в канавке.

Вот кричит бабуся: «Ой. Пропали гуси.

Один серый, другой белый

Гуси, мои гуси.

Выходили гуси,

Кланялись бабусе.

Один серый, другой белый

Кланялись бабусе.

  1. Чики чики чикалочки
    Едет Тит на палочке,
    А Дуня на тележке,
    Щелкает орешки.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное развитие детей по средствам малых фольклорных форм устного народного творчества.

Описание опыта работы по теме "Познавательное развитие детей третьего года жизни по средствам млых фольклорных форм устного народного творчества" ...

Конспект музыкального занятия с использованием малых фольклорных форм для младшего дошкольного возраста.

Хочу предоствить конспект занятия по музыкальному воспитанию малышей. здесь изложены наиболее интересные приемы, которые, на мой взгляд, помогут сформировать у малышей понятие об окружающем мире через...

Статья из опыта работы «Развитие речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм»

Статья из опыта работы «Развитие речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм»...

«Развитие речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм»

     Ранний возраст – период активного становления художественного  восприятия. Дети широко знакомятся с малыми формами фольклора, начиная  с колыбельных песенок,...