Открытое занятие в старшей группе "Куклы разные нужны"
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)

Чипизубова Оксана Николаевна

Занятие будет интересно музыкальным руководителям ДОУ в контексте подготовки к ознакомлению детей с творчеством П. И. Чайковского.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект занятия для детей старшей группы

«Куклы разные нужны»

Цель: создать добрую атмосферу, развивать творческие способности у воспитанников, активизируя их в деятельности на занятии. 

Задачи:

  • знакомить детей с творчеством П.И.Чайковского, развивая умение оценивать прослушанные произведения, высказывать свои суждения о них;
  • расширять представления детей о чувствах человека, существующих в жизни и выражаемых в музыке;
  • продолжать формировать у детей певческие умения и навыки (певческое дыхание, дикцию, артикуляцию);
  • развивать речь, слуховое внимание, музыкальную память;
  • закреплять навыки выполнения  элементов русских плясок (выставление ноги на пятку, носок, «топотушки» - кружение, «тарелочки»);
  • развивать чувство ритма, координацию движений, выразительность, умение согласовывать свои действия друг с другом;
  • побуждать детей творчески передавать эмоционально - образное содержание музыки, развивая образное мышление;
  • воспитывать интерес к классической музыке.

Оборудование: музыкальный центр, ширма с изображением сказочного замка, стол с прикрытыми тканью куклами (бибабо, матрешки, соломенные, тряпичные, бумажные, кукла в русском сарафане, Буратино) «волшебная» палочка, портрет П.И.Чайковского на экране, ноты, фонограммы.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».

Ход занятия

Музыкальный руководитель встречает детей в музыкальном зале. М.Р.Здравствуйте, ребята! Как ваше настроение? Так приятно говорить друг другу слова приветствия, правда? Сегодня на наше музыкальное занятие пришли гости, а мы с вами знаем интересную игру - приветствие, которая называется «Здравствуй»! Давайте поприветствуем гостей и друг друга. Вы готовы? Что нам нужно сделать, чтобы было хорошим настроение? (Улыбнуться)

Логоритмическая игра «Здравствуй!»

Я здороваюсь везде, дома и на улице, - маршируем.
Даже здравствуй,  говорю - махи правой рукой в сторону, потянуться.

На соседней улице – в другую сторону.
Здравствуй, небо голубое, - поднимаем руки вверх, тянемся. 

Здравствуй, солнце золотое, - скрещивают кисти рук, расставив пальцы.

Здравствуй, легкий ветерок, - качаем поднятыми  вверх руками.

Здравствуй, маленький дубок, - соединяем запястья рук, разведя кисти рук.

Здравствуй, утро, - мягкий жест правой руки вправо.

Здравствуй, день, - такой же жест левой рукой влево.

Мне здороваться не лень - выполняют хлопки двумя руками.

Улыбнусь я снова – «рисуем руками» улыбку.

Будьте все здоровы! – раскрываем руки вперед, с легким наклоном. Хлопают.

М.Р. Молодцы, ребята! А теперь, с хорошим настроением мы можем отправиться в  путешествие. Согласны? Тогда, повторяйте за мной дружно все движения.

Под песню «Тропинка – торопинка» И. Ладонщикова дети выполняют музыкально – ритмические движения вместе с музыкальным руководителем: марш, легкий бег, приставной шаг, упражнение «змейка».

Подходят к ширме с изображением сказочного замка, перед ней - стол с прикрытыми тканью куклами.

М.Р. Посмотрите, куда мы с вами попали. Интересно, кто здесь живет? Тише, дети, что-то слышу… (прислушиваются) Вы потихоньку сядьте на ковер, чтобы никого не испугать. (Дети присаживаются на колени). Посмотрим, кто тут прячется? (Приподнимает легкое покрывало) … это игрушка, с которой любят играть все дети, про неё можно сказать:

Платье носит, есть не просит,

Всегда послушна, и с ней не скучно (кукла).

(Снимает покрывало, которым прикрыты куклы) Посмотрите, как много здесь кукол, они такие разные …красивые, …. 

Чтобы порадовать детей, взрослые всегда делали кукол. Как вы думаете, из чего можно сделать куклу? Из какого материала? (Ответы детей) 

В соответствии с ответами детей музыкальный руководитель и воспитатель демонстрируют кукол (из пластмассы, тряпочек, глины, фарфора, дерева, соломы, бумаги). 

С одними можно играть дома, с другими можно устраивать представления на улице. У многих народов есть свои любимые куклы. Например, у итальянского народа есть деревянная кукла Пиноккио.

А в нашей стране, какую вы знаете деревянную знаменитую куклу? (Буратино) А как называется сказка? (Золотой ключик) Какие там еще есть куклы? (Мальвина, Пьеро)

Хотите превратиться в кукол? Тогда, вставайте. Роль куклы Буратино будут исполнять мальчики, а роль Мальвины - девочки. Попробуйте потанцевать как Буратино и Мальвина. А я буду кукольных дел мастер. Сейчас я поищу волшебную палочку, ведь, если это сказочный замок, то она обязательно должна здесь быть! … (находит) Ну-ка,  мальчики, повернитесь, в Буратино превратитесь! А вы, девочки, повернитесь, и  в Мальвину превратитесь! (взмах)

Звучит музыка ……………….., дети импровизируют по очереди, выполняют танцевальные движения.

М.Р. Молодцы, ребята, как вы думаете, куклам понравились ваши танцы? (Ответы детей) А теперь опять кружитесь и в ребят все превратитесь!

Воспитатель вместе с музыкальным руководителем обнаруживает, что одна кукла грустная, не веселая. Дальше - кукла в руках у воспитателя.

М.Р. Ребята, как вы думаете, что случилось?

Ответы детей (останавливаемся на ответе «заболела»)

Да, наверное, вы правы, эта кукла заболела. Скажите, музыка может передать разные настроения? А вы знаете, что музыка может рассказать о болезни? Сейчас я вам сыграю музыкальное произведение, которое называется «Болезнь куклы». Его написал великий русский композитор Петр Ильич Чайковский (показ портрета).

Петр Ильич очень любил детей и для них писал много разнообразной музыки. Специально для детей он сочинил «Детский альбом». Сейчас, мы с вами послушаем его произведение, «Болезнь куклы». Когда вы будете слушать, попробуйте определить, какой характер и настроение этой музыки. Походите ближе к пианино, садитесь.

Дети присаживаются на колени (на стулья) перед пианино.

Слушание пьесы «Болезнь куклы» П.И.Чайковского

Вопросы для детей:

Какое настроение произведения?  - грустное, печальное, нежное. 

Какие чувства вызывает эта мелодия у вас? (…)

Что бы вы хотели сделать после прослушивания этой мелодии? (…)

Да, пьеса печальная, грустная, нежная. Девочка горюет, что ее кукла заболела, вздыхает, гладить ее, хочет утешить. Может быть, это слышатся вздохи? Или даже слезы капают из ее глаз? (Повтор фрагмента 1 части) Сможете движениями передать характер этой музыки? Наверное, они должны быть нежными, как будто девочка гладит, жалеет, ласкает заболевшую куклу.

Но, вы не грустите! Кукла скоро поправится. Мы можем ей помочь!

Кукла Бедная больна.

Просит музыку она.

Спойте, что ей нравится,

И она поправится…

Ребята, давайте исполним для нашей куклы веселую песенку, и она обязательно поправится. Петь будем стараться, как всегда, красиво, а для этого надо подготовить язычок и распеться. Посмотрите, кого я вам изображаю? (изображает кошечку, лакающую молоко, рука – чашечка, затем выполняют вместе.)

Распевки «Кот и мышка», «Стрекоза и рыбка».

Песня (из выученного материала)

М.Р. Молодцы, ребята. Кукле стало намного лучше, вы ей помогли своей веселой песней. Мне кажется, она улыбается.

Ребята, посмотрите, во что одета кукла. Что вы можете о её костюме сказать? (Ответы детей) Да, эта кукла одета в русский национальный костюм, правильно. Как вы думаете, какая музыка бы ей понравилась? (русская народная) Давайте встанем врассыпную и вспомним некоторые движения русских плясок.

М.Р. (?) Каблучками я стучу, ковырялочку учу.

Качалочка качается,

А дети улыбаются. (“Качалочка”)

В гости к нам пришли  зверюшки,

Им покажем топотушки!

Постучим мы ножками,

Протопчем к ним дорожку мы!

Каблучками я стучу, пляску русскую учу,

Пляска русская моя замечательная! (топотушки)

Руки шире, руки шире, раз и два и три четыре

Вправо хлоп и влево хлоп

…..

Бей в ладоши, не зевай, как в тарелки ударяй! (Хлопки “тарелочки”)

Ставлю ногу на носок,

А потом на пятку!

И три раза постучу,

Глядя на ребяток!

«КОВЫРЯЛОЧКА»

Ковырялочку, ребята,

Я хочу вам показать!

Вы попробуйте за мною

Все движенья повторять!

А теперь вы можете самостоятельно выполнить любое плясовое движение.

Русская народная мелодия «Ах, вы сени!»

Дети выполняют знакомые движения, после – звучит песенка «Тропинка – торопинка», дети машут рукой куклам, прощаются. Воспитатель прикрывает кукол тканью.

Музыкальный руководитель ведет детей в круг, «возвращаемся» в сад.

М.Р. Ну, вот, мы и вернулись из путешествия. Вам было интересно? Что нового вы узнали? А что вам понравилось больше всего? С каким произведением вы сегодня познакомились? Какой композитор написал?

А как вы думаете, куклам интересно было с вами?

Песенка - прощание «До свидания!» - «ловим» добрый звук, «слушаем» и поем - до свидания: до1 – до1 – ми1 – соль1 – до2.

Дети с воспитателем уходят в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие в старшей группе "Все профессии важны, все профессии нужны"

За основу взято занятие воспитателя ДОУ  - Вазыковой (инициалы к сожалению не запомнила), внесла свои коррективы, скажем так приспособила для себя. Получилось очень содержательно и интересно, со ...

Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе «Разные профессии».

Задачи: -Систематизировать знания детей по ознакомлению с профессиями.-Показать значение трудовой деятельности в жизни человека.-Воспитывать уважение и доброе отношение к людям различных профессий.-Ра...

Конспект открытого занятия "Овощи и фрукты нам нужны, витаминами разными они полны"

Тема "Овощи и фрукты нам нужны, витаминами разными они полны"...

Конспект открытого занятия в старшей группе на тему «Такие разные дома»

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о своём доме;Задачи:- создавать условия для формирования доброты, дружелюбия, доброжелательности.- закреплять знания о частях дома;- совершенствовать ра...

Конспект открытого занятия в старшей группе по теме «Все профессии нужны, все профессии важны». (Старшая группа)

Конспект открытого занятия в старшей группе по теме «Все профессии нужны, все профессии важны». (Старшая группа) Подготовительная работа: знакомство с различными профессиями, чтение стихов...