Введение игровых технологий в музыкальную деятельность детей дошкольного возраста».
статья по музыке

Игровые технологии являются неотъемлемой частью современных образовательных тенденций. Применение современных технологий создаёт необходимые условия для усвоения новых знаний, умений и навыков в ведущей для них форме деятельности — в игре.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учрежд        ение

                     «Детский сад №119»

Тема: «Введение игровых технологий в музыкальную деятельность детей   дошкольного возраста».

Выполнила: Байрамова Ольга Геннадьевна,

              музыкальный руководитель,  

              ВКК.

Аннотация: Игровые технологии являются неотъемлемой частью современных образовательных тенденций. Применение современных технологий создаёт необходимые условия для усвоения новых знаний, умений и навыков в ведущей для них форме деятельности — в игре.

                                           

                           Воронеж, 2019 г.

                                             

                                              Дитя - что сундук:

                                              что положишь, то и достанешь.

                                                           поговорка.

     Детство – это мир фантазии, выдумки, игры. Игра – психолого-

педагогическое средство, которое позволяет всесторонне влиять на развитие детей. Наиболее полезны игры  имеющие направленность на развитие познавательных способностей, памяти, мышления, внимания. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др. Игровые технологии представляют огромный интерес для педагогов. Воспитание музыкальной культуры детей проходит посредством развития музыкальных способностей, которые появляются в процессе музыкальной деятельности. Чем разнообразнее и активнее деятельность детей, тем успешнее осуществляется развитие их музыкальных и творческих способностей. Игра вызывает радость, особенно в сочетании с музыкой, которая углубляет эти радостные переживания.

   Педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью  и соответствующим ей педагогическим результатом. И здесь нам на помощь приходят педагогические технологии.

     Технология – наука о мастерстве в переводе с греческого. (Tehne  - искусство, мастерство, умение; Logos – закон, наука).  Технология–последовательность методов и приемов, ведущих к результату педагогического процесса в форме педагогических игр. Игровая технология – это целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажами  

     Не существует монотехнологии,  использующей только один фактор, метод, принцип - педагогическая технология всегда комплексна. В педагогической игре четко поставленная цель обучения и соответствующий  ей педагогический результат, которые могут быть обоснованы и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

     Игровой сюжет – это особым образом скомбинированные события и явления реальной жизни ребёнка. Чем старше ребёнок, тем богаче опыт его переживаний и представления об окружающей действительности..

     Музыкальное искусство -- наиболее эффективное педагогическое средство обогащения сюжетов детских игр, - эмоционально, динамично , побуждает к фантазированию и игре.

     Какова целесообразность использования игровых технологий в музыкальном воспитании?

- более легкое усвоение и запоминание материала;

- позитивные эмоции от игр, желание повторить их  в самостоятельной деятельности;

В процессе игр дети приобретают специальные знания, умения навыки.

Повышается  уровень развития у детей познавательной активности, творческих способностей.

      Игровые технологии на развитие восприятия.

Ранний этап музыкального развития ребенка особенно важен на осознании воспринимаемой музыки. Большую роль играет эмоциональная отзывчивость на музыку в процессе игры. Очень важно, чтобы детские эмоции были направлены на музыку, на ее художественные образы в единстве с игровыми. Например, игровая ситуация на развитие восприятия: «Нам игрушки принесли» ( назвать музыкальный инструмент, который сейчас звучит).

     Игровые технологии направлены на развитие внимания.

В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиться на задании, даже если оно не очень интересно, но этому необходимо учить детей, снова используя игровые приемы. «Небо, воздух, земля» (переключение слухового внимания, речевой слух, быстрота реакции). «За подснежниками» (сосредоточенность внимания, фонематический слух). «Веселые лягушки» (двигательно-слуховая координация). «Не опоздай!» – развитие наблюдательности и динамического слуха.

     Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. В этом детям помогают игры - драматизации, спектакли, музыкальные игры.1.Игры – драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает на пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. 2. Игры – драматизации с куклами бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. 3. Импровизация.  Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.  Музыкальные игры – драматизации объединяют в себе музыкальное движение, пение, художественное слово, мимику и пантомиму, подчиняя их главной задаче – созданию художественного образа.

  Игровые технологии направлены на развитие мышления ребенка.

Развитие мышления ребенка происходит при овладении тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим. Примером может быть игра «По тропинке» - произвольные действия, согласованные с музыкой (или игрой на любом детском музыкальном инструменте, пении)

Наглядно-действенное мышление развивается в процессе использования игровых приемов и методов обучения в ходе осуществления действий с предметами и игрушками.

Образное мышление - ребенок умеет сравнивать, выделять самое существенное в произведениях и может осуществлять свои действия, ориентируясь не на ситуацию, а на образные представления – игра «Лягушата» (метроритм двухдольного размера, дикция). На развитие образного и логического мышления направлены многие дидактические игры: «За малиной», «Музыкальное лото», «Музыкальный домик», «Звенящие колокольчики», «Подбери музыку» и др. Логическое мышление формируется в процессе обучения ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения. Игра «Как их зовут?» учит развивать слуховое внимание, умение анализировать. С помощью игровых технологий развиваются творческие способности ребенка. В том числе, развитие творческого мышления и воображения. Можно использовать игры: «Придумай зарядку», «У зеркала» - предложить детям ролевую гимнастику у зеркала. В самостоятельной деятельности дошкольники с удовольствием фантазируют и придумывают задания:- нахмуриться как король; ребенок, у которого отняли игрушку; улыбнуться как: собака своему хозяину, мать младенцу; младенец матери; кот на солнце; сесть как: пчела на цветке; наказанный Буратино; обиженная собака. и другие. Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, у детей формируется гибкое, оригинальное мышление. Сочиняя музыкальные истории, сказки дети получают опыт, который позволит им играть затем в игры- придумки, игры – фантазирования: «Изображайка», «Прогулка по волшебному лесу»

     Условия  реализации  игровых  технологий:

- создание интегративной музыкально-игровой среды;

- организация предметно – пространственной развивающей  среды;

- музыкальный репертуар, отвечающий  программным требованиям и требованиям  ФГОС.

 Задачи:

-приобщать детей к музыкальной культуре, расширять их музыкальный кругозор;

-развивать музыкально-сенсорные способности детей;

- прививать интерес к самостоятельной музыкальной деятельности (игровой, исследовательской, исполнительской).

         Этапы   реализации педагогических технологий

1. Создание условий для реализации этапов педагогической технологии.

2. Обогащение опыта детей новыми музыкальными впечатлениями и образами в ходе слушания музыкальных  произведений; обогащаем сюжеты игр; обучаем детей умениям переноса сюжета в игру, с последующим развитием.

     Значение игровых технологий невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит феномен, что являясь развлечением, отдыхом, они способны перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании.

Ключевые слова: игра, игровые, технологии, развитие, ребенок, мышление, педагог, воспитание.
                       Список литературы:
1. Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1084/

2. Вавилова Л.Н., Кузина Т.С. Методические рекомендации/ Под общ. ред. В.М.. Паниной. – Кемерово: Изд-во ГОУ «КРИРПО», 2007.- 94 с.

3. Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. Практико-ориентированная монография – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 128 с.

4. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие/ М.Г. Ермолаева. – 2-е изд., доп. – СПб.: СПб АППО, 2005. – 112 с.

5. Кайюа Р. Что такое игра. // Курьер «ЮНЕСКО», 1980. - № 2, с. 67

6. Кукушин В.С., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального образования/ Под общ. ред. В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н\Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 592 с.

7. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии: учебное пособие. – М.6 МПУ, Рос. пед. агентство. 1996. – 269 с.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.