Главные вкладки

    Тренинг для педагогов «Слушать для того, чтобы слышать»
    методическая разработка по музыке

    Ленинг Ольга Анатольевна

     

    Тренинг для педагогов

    «Слушать для того, чтобы слышать»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл buklet.docx583.02 КБ
    Файл trening.docx22.82 КБ
    Файл trening_20.03.20g.pptx2.09 МБ

    Предварительный просмотр:

    10 способов активного слушания музыки

    Способ № 1. Отгадываем

    Перед тем, как слушать классическую музыку с ребенком, задается вопрос, ответ на который можно найти, внимательно слушая произведение. Вопросы могут быть самые разные: «продвинутые» вопросы о средствах музыкальной выразительности, особенностях мелодии, ритма или музыкальной формы, или очень простые — сколько раз прозвучали тарелки, когда музыка носила веселый или грустный характер. Вопросы определяются уровнем музыкальной подготовки взрослого или ребёнка, но принцип одинаковый: интересный вопрос и ответ, который можно найти при прослушивании музыкального отрывка.C:\Users\User\Desktop\s1200.jpg

    Способ № 2. Сравниваем

    Заключается он в следующем: я пою или играю на фортепиано знакомую ему мелодию и в какой-то момент ее чуть-чуть меняю. Задача ребенка ― услышать это изменение. Можно сравнивать самые разные характеристики: громкость, высоту звука, исполнение разными инструментами и так далее.

    Способ № 3. Сюжеты и образы

    Основа этого способа в том, что музыкальное произведение — это не просто красивое сочетание звуков. Каждый композитор закладывает в свое творение какую-то историю, эмоции и образы. С малышами лучше брать контрастные образы и придумывать интересный сюжет в соответствии с возрастом ребенка, а для взрослых образы могут лишь немного отличаться оттенками.

    Способ № 4. Фантазируем

    Этот способ очень интересный: активно развивает воображение, фантазию и правое полушарие мозга. Для него нужна тишина и несколько минут времени, когда вас никто не отвлекает. Закройте глаза и попробуйте представить себе картинку, которую навевает музыка. Малыши как раз очень легко включаются в такую игру.

    Способ № 5. Визуальная картинка

    Один из самых активных каналов восприятия информации у многих людей — это зрение. Поэтому использование визуальной картинки — ещё один способ слушать музыку, чтобы было интересно и ребенку, и взрослому. В этой роли могут выступать и фильмы, и спектакли, и музыкальные истории, а также мультфильмы. Здесь мы уже не фантазируем, а просто наблюдаем.

    Способ № 6. Нарисуем музыку

    Этот способ будет связан с фантазией и визуальной картинкой, но в нем мы выступаем не наблюдателями, а творцами. Включаем музыку и рисуем!

    Способ № 7. Увлекательная история

    Расскажи не только о музыкальном произведении, но и о том, что происходило в жизни композитора в то время, когда он писал свое творение. Это могут быть какие-то интересные малоизвестные факты, которые помогают посмотреть на произведение под другим углом зрения и достичь нужного результата — концентрации внимания.

    Способ № 8. Эмоции и музыка

    Как научиться слушать музыку, пропуская ее через сердце? Возьмите лист бумаги, включите музыку и запишите свои эмоции: восторг, порыв, напряжение или тревога, сарказм? Понаблюдайте за своими чувствами как бы со стороны иC:\Users\User\Desktop\d3ec729c72df41a1c120215a33e58e01.png

    зафиксируйте их в словах. 

    Способ № 9. Движемся и чувствуем музыку телом

    Это один из самых лучших способов активного слушания с малышами — движение! Мы подключаем наше тело, танец и через него соединяемся с музыкой.

    Совместные танцевальные импровизации облегчают восприятие музыки детьми. Такие упражнения для развития музыкального слуха у детей можно использовать снова и снова, подбирая разные мелодии на вкус вашего малыша. C:\Users\User\Desktop\462320705322779463e8b660db2cff44--preschool-music-activities-music-clipart.jpg

    Способ № 10. Исполнение

    Слушать музыку для детей и взрослых — это замечательное занятие. Но еще лучше попробовать ее исполнить! Это самый эффективный из методов активного слушания. Если вы когда-либо пели какую-то песню или играли на музыкальном инструменте, учили наизусть, разбирали каждую фразу, то вы были не просто слушателем, а исполнителем. После того как вы решите перейти снова от роли исполнителя к слушателю, степень погружения в музыку будет максимальной. Вы словно придете в гости к близкому другу.

    Знаете ли вы, что человек усваивает:

    * 10 % того, что слышит

    * 50 % того, что видит

    * 70 % того, что проговаривает

    * 90 % того, что делает сам.

    .

    Какие же из этих способов можно использовать при обучении активному слушанию детей? Да практически все! Восприятие музыки детьми, конечно, зависит от возраста, образы должны быть простыми и понятными для ребенка, музыкальные отрывки должны быть короткими (максимум 1 минута), предварительно нужно подробно объяснить и показать, что нужно делать. 

    Слушание музыки как процесс развития музыкального слуха у детей несет огромный положительный эмоциональный заряд, он позволяет ребенку проживать собственные эмоциональные переживания, ведь музыка является основой личностного становления ребенка!

    C:\Users\User\Desktop\depositphotos_33148585-stock-illustration-border-out-of-music-signs — копия.jpg



    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное детское образовательное учреждение

    «Детский сад №15» города Алейска Алтайского края

    Тренинг для педагогов

    Тема: «Слушать для того, чтобы слышать»

    (Упражнения на развитие слухового внимания, с элементами арт-терапии)

    Муз.руководитель:

    Ленинг О.А.

    г.Алейск-2020г.

    Цель: Развитие способности слышать и дифференцировать звуки для увеличения слухового диапазона, с целью активизации мыслительных процессов.

    Задачи: Активизация участников, включение в работу, развитие навыков слушания.

    Оборудование: муз. центр, ноутбук, мультимедийное оборудование, презентация, запись с композициями А. В. Моцарта,  А. Вивальди, П.И. Чайковского; мягкие модули, бумага, ручки, кисти, непроливайки, карандаши, краски, столы и стулья, мольберт.

    Ход:

    Муз.р: Дорогие друзья, мы живем в мире звуков, которые окружают нас повсюду каждую секунду и влияют на нас намного больше, чем мы можем себе представить. В мире современных технологий: компьютеров, сотовых телефонов и множества другой техники мы становимся все менее чувствительными к звуковым раздражителям, что очень часто приводит к проблемам мышления, взаимопонимания и не способности слышать друг друга. Сегодня мы постараемся овладеть несколькими упражнениями, которые помогут увеличить нашу способность активно слышать. Для начала я предлагаю немного размяться!

    1.Разминка.

    Упражнения-приветствия «Повторение ритма» на стульях в кругу.
    Муз.р: А сейчас мы будем приветствовать друг друга одной и той же фразой «Здравствуйте, коллеги». Но вслух произносить ее мы не будем. Вместо этого мы будем отстукивать её в виде ритмичного рисунка разными способами, например, так… (отхлопывать в ладоши данную фразу в любом ритме).

    Эту же фразу можно изобразить в другом ритме, например, отстучать по коленкам, отщелкать пальцами. Можно скомбинировать начать с хлопков, закончить щелканьем. Приветствовать друг друга будем следующим образом - один участник отстукивает фразу, затем все повторяют её. Затем следующий участник отстукивает ту же фразу в своем ритме, мы повторяем. 
    Вывод: Это упражнения помогает нам более внимательно прислушиваться к сказанному друг другом, особенно к ритму и темпу говорящего.

    Упражнение 1 «Услышь тишину».

    Муз.р:   Предлагаю вам сесть на стулья, в удобной позе расслабиться, закрыть глаза и вслушаться в тишину и постараться услышать звуки в течение 1-2 минут.

    Муз.р: Предлагаю вам поделиться друг с другом услышанным. Как правило, звуковая информация и интерпретация звуков у всех получается разная.

    Каждый человек слышит и воспринимает звуки по-разному, поэтому у вас различаются результаты услышанного.

    Упражнение 2 «Музыкальная разминка».

    Муз.р:   Следующее упражнение-это музыкальная разминка для активизации слуховых и мыслительных процессов, которая активизирует тело и улучшит поступление крови к головному мозгу. За основу я взяла спортивный дренаж замечательного педагога Татьяны Иосифовны Суворовой.

    Спортивный тренаж Т. Суворовой. 

    Муз.р: Вот мы с вами немного размялись, а сейчас предлагаю вам сделать самомассаж, массаж в парах шейно — воротниковой зоны и ушей, чтобы достичь эффекта расслабления, а так же посредством правильного выполнения игрового массажа благотворно влиять на внутренние органы нашего организма.

     

    Коммуникативный массаж «Шла купаться черепаха»

    Шла купаться черепаха     легкое постукивание пальцами по спине, плечам и шее

    И кусала всех от страха.     пощипывание

    Кусь, кусь, кусь, кусь!       щипки по спине  

    - Никого я не боюсь!          поглаживание руками

    Черепаха Рура в озеро нырнула    круговые движения по спине 

    И пропал..Эй!  Выгляни скорей! быстрое растирание вверх-вниз

    Упражнение 3 «Услышь, запомни, зафиксируй».

    «Голубенький, чистый подснежник – цветок,
    А подле сквозистый последний снежок.
    Последние слёзы о горе былом
    И первые грёзы о счастье ином».

                                                    Эпиграф из произведения А. Н. Майкова.

    Муз.р: Молодцы! А теперь предлагаю лечь на спину на ковер, расслабиться, закрыть глаза и послушать произведение замечательного русского композитора П.И. Чайковского «Апрель. Подснежник». Ощутите максимально полно воздействие звуков музыки на все тело и мысли. 

    Звучит произведение П.И. Чайковского

    Муз.р: Замечательно!  Высокие частоты музыки этого композитора очень благотворно воздействуют на мозговую активность, стимулируя и развивая её. Теперь необходимо зафиксировать на бумаге различными способами то, что вы услышали в музыке и какие образы у вас возникли.

    (Рисование красками или карандашами, описание, во время этой работы не заметно для всех фоном включить обзор  новостей Алтайского края) 2 стола с карандашами и красками

    Муз.р: Хорошо, сейчас отложите в сторону записи и расскажите, кто что услышал и понял, во время письменной работы?

    Ответы педагогов.

    Муз.р: Очень хорошим показателем способности слышать будет тот вариант, когда вы  услышали и поняли информацию, передаваемую в новостях, и это не отвлекало вас от работы над записями. Но, как правило, педагоги сосредотачиваются на своей работе и не могут параллельно воспринимать информацию, которая звучит, что говорит о недостаточно развитой способности слышать.

    Упражнение 4.

    Рисуночная арт-техника «Диалог на бумаге»
    Муз.р: Выстраивание профессиональных коммуникаций; анализ способов, которые участники применят в своей педагогической работе. Работа будет проходить в парах. Я предлагаю вам пообщаться между собой на бумаге, один из вас будет педагогом, другой родителем. Диалог будем вести на бумаге, т.е. используя только рисуночные и графические изображения. Воспользуйтесь карандашами и один на двоих лист бумаги. На общение вам отводится 2 минуты. Запрещается разговаривать во время задания. По окончании участники вывешивают работы на мольберт.


    Пара презентует свою работу, отвечая на вопросы:
    1.То, что изображено на рисунке, это диалог или два монолога?
    2.Это был разговор на равных, или здесь был ведущий и ведомый?
    3.Как вам кажется, стороны пришли к результату, они договорились?
    4.Вы удовлетворены процессом взаимодействия?
    Вывод: Установление контакта с родителями начинается с невербальных приемов взаимодействия. Умение слушать и слышать родителей и доведение этого умения до навыка – один из самых главных показателей мастерства педагога.

    Муз.р: Коллеги, сегодня, на тренинге мы освоили несколько упражнений на увеличение способности слушать, слышать, и понимать, которые с легкостью можно применять в любое удобное время. Это даст возможность научиться осознанно дифференцировать звуковое многообразие и активизировать способность слышать и мыслить, что так важно в нашей работе.

    По окончании тренинга проводится рефлексия – игра «Волшебные ноты».

    На большой магнитной доске изображен нотный стан. Каждому участнику тренинга предлагается прикрепить к нему ноту, которая отражает его эмоционально-чувственное состояние после состоявшегося взаимодействия (ноты радость, просветление, грусть, тревога, удовольствие, наслаждение, воодушевление, удивление, безразличие, умиротворение)

    Напоследок педагогам раздаются буклеты «10 способов активного слушания музыки».


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Тренинг для педагогов « Слушать для того, чтобы слышать». Подготовила: муз.руководитель Ленинг О.А.

    Слайд 2

    Цель : Развитие способности слышать и дифференцировать звуки для увеличения слухового диапазона, с целью активизации мыслительных процессов. Задачи: Активизация участников, включение в работу, развитие навыков слушания.

    Слайд 3

    Упражнение-приветствие «Повторение ритма» Вывод: Это упражнения помогает нам более внимательно прислушиваться к сказанному друг другом , особенно к ритму и темпу говорящего .

    Слайд 4

    Упражнение 1. «Услышь тишину» Вывод : Каждый человек слышит и воспринимает звуки по-разному, поэтому у вас различаются результаты услышанного.

    Слайд 5

    Упражнение 2. «Музыкальная разминка» Вывод: Музыкальная разминка необходима для активизации слуховых и мыслительных процессов, она активизирует тело и улучшит поступление крови к головному мозгу.

    Слайд 6

    Коммуникативный массаж «Черепаха » Шла купаться черепаха легкое постукивание по спине, плечам и шее И кусала всех от страха . пощипывание Кусь , кусь , кусь , кусь ! щипки по спине - Никого я не боюсь! поглаживание руками Черепаха Рура В озеро нырнула круговые движения по спине И пропал..Эй ! Выгляни скорей! быстрое растирание ладонями вверх-вниз

    Слайд 8

    Упражнение 3. «Услышь, запомни, зафиксируй» Вывод: Очень хорошим показателем способности слышать будет тот вариант, когда информация услышана и понята. Но , как правило, участники сосредотачиваются на своей работе и не могут параллельно воспринимать информацию, которая звучит, что говорит о недостаточно развитой способности слышать.

    Слайд 9

    Упражнение 4. Рисуночная арт-техника « Диалог на бумаге» Вывод: Установление контакта с родителями начинается с невербальных приемов взаимодействия. Умение слушать и слышать родителей и доведение этого умения до навыка – один из самых главных показателей мастерства педагога.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тренинг для педагогов "Умение слушать и слышать"

    Всегда ли мы слышим о чем нам хотят сказать?В этом тренинге мы попробуем научится слышать человека и непросто слушать....

    Педагогам на заметку:Для того чтобы понять, как развиваются те или иные творческие способности, необходимо познакомиться с особенностями личности творческого человека.

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИДля того чтобы понять, как развиваются те или иные творческие способности, необходимо познакомиться с особенностями личности творческого человека.Н...

    Тренинг с педагогами "Азбука общения и умение слушать"

    Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....

    Это стоит того, чтобы быть прочитанным детям.

    Дорогие родители! Вы, наверное, хотите, чтобы ваши дети росли добрыми, отзывчивыми, дружелюбными. А как привитьэти качества? Конечно, своим личным примером, доброй атмосферой в семье. И конечно же, в ...

    Тренинг для педагогов: «Чтобы лучше себя понять и счастливее всем стать»

    Цель тренинга: развитие чувства эмпатии, укрепление психологического здоровья педагога....

    Интеллектуальное развлечение для детей старшего дошкольного возраста "Для того чтоб кем-то стать, надо очень много знать"

    Развлечения - это самая привлекательная деятельность для детей. В ходе развлечений гораздо быстрее закрепляются полученные ранее знания, развиваются творческие способности, их интелект, воля, общитель...