«Как развить чувство ритма у детей» Консультация для родителей
консультация по музыке

Спутником человека на протяжении жизни является широкий спектр чувств и ощущений. Невозможно отыскать область, попав в которую, он избегает встречи с ритмом, сопровождающим его повсюду.

Прошли времена, когда ученым требовалось доказывать миру размер роли, играемой чувством ритма в жизни человека, ведь еще в животе матери ритм ее сердцебиения успокаивал младенца, выполнял для него роль колыбельной мелодией. Люди не успевают появиться на свет, но уже сталкиваются с ритмом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_razvit_chuvstvo_ritma_u_detey.docx27.56 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Как развить чувство ритма у детей»

 Консультация для родителей

Спутником человека на протяжении жизни является широкий спектр чувств и ощущений. Невозможно отыскать область, попав в которую, он избегает встречи с ритмом, сопровождающим его повсюду.

Прошли времена, когда ученым требовалось доказывать миру размер роли, играемой чувством ритма в жизни человека, ведь еще в животе матери ритм ее сердцебиения успокаивал младенца, выполнял для него роль колыбельной мелодией. Люди не успевают появиться на свет, но уже сталкиваются с ритмом.

Все мы знаем, что у  каждого человека свой музыкальный вкус, свои любимые песни, жанры и исполнители, истоки которого сформировались ещё в детстве. И многие не задумываются, что ритмом пронизана вся наша жизнь –стук человеческого  сердца, шум  морского прибоя, день сменяется ночью, а зима – летом, завтрак, обед, ужин и т.д. Ритм упорядочивает время и пространство, помогает человеку выполнять определённые функции, за которые отвечают  два полушария нашего мозга. Правое - отвечает за  интуицию и эстетику, воспринимает цвет, музыку, эмоции. Левое - работает в организованной  последовательности, где логика, анализ, языки, математика  в чётком порядке.

Как развить чувство ритма у ребёнка?

Как всегда, непринуждённо, легко, в форме игры!

От 0 до 6 месяцев

Приучать к ритмичной деятельности можно даже такого кроху!

Зарядка или массаж с потешкой

Регулярно делайте с малышом зарядку или массаж, напевая весёлую потешку и выполняя действия в такт. Например, после пробуждения говорите ему эти простые слова:

  • «Мы проснулись, мы проснулись!» (на слове «мы» разводим ручки ребёнка в стороны, а на слове «проснулись» скрещиваем их на груди)
  • «Сладко, сладко потянулись!» (на словах «сладко, сладко» ручки тоже разводим и скрещиваем, а на слове «потянулись» поднимаем их вверх)
  • «Маме с папой улыбнулись!» (Улыбаемся малышу)

Танцы с мамой или папой

Малыши очень любят, когда мама или папа вальсируют с ним на руках. Делайте это плавно и ритмично под соответствующую музыку. Кроха получит море позитива и заодно ощутит темп ваших движений в танце.

От 6 до 12 месяцев

Ребёнок такого возраста уже вовсю жаждет и сам задавать ритм. Не препятствуйте этому. Пусть у него будет возможность погромыхать кастрюлями и крышками, погремушками или молоточком. Покажите ребёнку, что ладошки и ножки тоже могут ритмично шуметь.

Потешка «Ладушки»

Ладушки, ладушки! (выпрямляем пальчики малыша на своей ладони) Где были? У бабушки! (соединяем его ручки ладошка к ладошке) Что ели? Кашку! (хлопнули в ладоши) Что пили? Бражку! (ещё раз)

Кыш, полетели, на головку сели! (прикасаемся ладошкой малыша к голове)

Игра «Ехал пан»

Усадите малыша на колени лицом к себе и покачивайте его взад-вперёд, приговаривая:

Ехал пан, ехал пан, Шагом-шагом, шагом-шагом, Ехал пан, ехал пан, Рысью-рысью, рысью-рысью, Ехал пан, ехал пан, Махом-махом, махом-махом.

После каждой фразы «Ехал пан» ускоряйте раскачивание крохи.

От 1 года до 2 лет

Как подружить с чувством ритма малыша-непоседу? При помощи музыки, стишков, песенок и движений.

Музыка

Ставьте малышу побольше классики и композиций со звуками природы. Например, произведения П. Чайковского:

  • «Щелкунчик».
  • «Спящая красавица».
  • «Лебединое озеро».

Марш и стишки

Маршируйте вместе с ребёнком, стоя к нему лицом и держа за руки, при этом рассказывая ему стихотворения. Например, вот это: Аист, аист длинноногий, Покажи домой дорогу! Топай правою ногой, Топай левою ногой, Снова — правою ногой, Снова — левою ногой, После — правою ногой, После — левою ногой.

Вот тогда придёшь домой!

От 2 до 3 лет

В таком возрасте ребёнок уже стремится подражать вам и другим людям. Тогда покажите ему пример, как действовать ритмично.

Повторяй за мной

Вы задаёте ритм одним способом, а ребёнок повторяет за вами другим способом. Например, вы хлопаете в ладоши, а малыш топает ножкой, вы стучите в барабан, а малыш — в бубен:

Вы: Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп.

Малыш: Топ-топ-топ-топ, топ-топ-топ.

Подобные занятия по развитию чувства ритма повышают шансы малыша достичь успехов в музыке.

Непослушный козлик

Может играть один ребёнок или несколько. Взрослый задаёт темп, произнося любой слог и выделяя некоторые из них силой голоса. Главное, чтобы это звучало ритмично, то есть в определённой последовательности. На слабые слоги малыш имитирует лягающегося козлика (машет ножкой назад), а на сильные — бодается, делая себе указательными пальцами рожки.

Например:

Та-та-ТА, та-та-ТА, та-та-ТА, та-та-ТА…

Или так:

ТА-та-та-та, ТА-та-та, Та-та-та-та, ТА-та-та…

От 3 до 5 лет

Усложняем упражнения, основанные на стихотворениях, песенках и движениях.

Маршируем активнее

Задача малыша — маршировать под ритм, который вы будете ему задавать. При этом выделяйте голосом определённые слова, слыша которые, ребёнок должен топнуть сильнее. Начинайте медленно, постепенно наращивая темп. Например:

РАЗ, два, ТРИ, четыре…

Затем начните считать по-другому:

РАЗ, ДВА, три, четыре…

Или так:

Раз, два, три, ЧЕТЫРЕ…

После того, как малыш начнёт легко справляться с заданием, предложите ему маршировать под ритмичную музыку. 3–4 минуты в день вполне достаточно.

Массаж и чувство ритма

Держа руки ребром ладони, скользите по спинке и напевайте:
 Я на скрипочке играю, тили – ли, тили - ли (при этом используя долгий ритм)
Пляшут зайки на лужайке, тили – ли, да тили – ли (в этот момент пощипывающие движения пальцами, т.е. частый ритм)
Тренди – брень на балалайке, тренди – брень, тренди – брень.
(также поглаживающие долгие ритмические движения руками по спинке ребёнка)
Пляшут зайки на лужайке целый день, да целый день (частый ритм)
А теперь на барабане бум, бум, бум, трам, там, там. (долгий ритм кулачками)
В страхе зайки разбежались по кустам, да по кустам. ( частый ритм)
 И так можно развивать ритм с любой знакомой песней, поём и хлопаем.

Стих или песня в сопровождении ритмичных звуков

Вспоминаем стихотворение или песню, которое малыш знает наизусть. Пусть расскажет его или споёт, при этом издаёт звуки в такт. Например, хлопает в ладоши или ударяет в барабан. Можно использовать бубен или ксилофон. Вы можете тоже подстроиться под его исполнение и делать более слабые хлопки в ладоши в другом темпе. Получится мини-оркестр.

Например, ребёнок стучит в барабан на следующих слогах:

В ле-СУ ро-ДИ-лась Ё-лоч-ка,

В ле-СУ о-НА рос-ЛА…

А вы хлопайте в ладоши на каждый слог:

В ЛЕ-СУ РО-ДИ-ЛАСЬ Ё-ЛО-ЧКА,

В ЛЕ-СУ О-НА РОС-ЛА.

Развитие мозга, через ритм

Палочки для суши, стаканчики с разной крупой, крышки от кастрюль, ложки.
Посмотрите, у меня бутылочка из-под йогурта, в ней фасоль. А вот баночки из-под акварельных красок в них сухие каштаны и морские ракушки.
Дать эти предметы каждому члену семьи (деду, бабе, маме, папе, сестрёнке, братишке) и под любую знакомую детскую мелодию играть на этих предметах.
Во-первых это сильный эмоциональный подъём всех.

Во-вторых коммуникабельное развитие ребёнка, в третьих родственная близость:

«Мы вместе!» Попробуем?
«Жили у бабуси (ложками), два весёлых гуся (кубиками)
Один серый, другой белый (крупой в баночках из-под йогурта)
Два весёлых гуся (все вместе)

Как ни парадоксально, но развитие мозга у ребёнка связано с музыкой и её восприятием, особенно с развитием  чувства  ритма.
Поэтому поощряйте пение ребёнка, найдите время для совместного семейного  исполнения, это формирует ребёнка как личность, организует его самостоятельность, повышает его интеллект, и укрепляет семью и здоровье близких.  Это как часы, стоит им остановиться, мы сразу сбиваемся с ритма.
Удачи и здоровья вашей семье.

Памятка для родителей,

которые хотят развить у детей чувство ритма

  • Старайтесь использовать любой подручный предмет, которым можно отстукивать ритм песенки, стихотворения или слова.
  • Научите играть в ваши игры друзей ребёнка.

Помните:

  1. Чем чаще вы будете играть с ребёнком в музыкальные игры, тем быстрее ребёнок будет развиваться, и у него появится интерес к музыке.
  2. Если говорить с ребёнком спокойным голосом, правильно и чётко произнося слова, исправляя его речь, произнося по слогам слово, то ребёнок научится чувствовать ритмику слов. Он быстрее научится читать, и  ритмические игры будут для него более понятными.
  3. Только заинтересованностью можно добиться успеха в музыкальном развитии ребёнка. Нужно широко использовать игровые ситуации и следить, чтобы ребёнок не переутомлялся, не начал скучать.

Игры, развивающие чувство ритма

  • Научи матрёшку танцевать

Игровой материал: большая и маленькая матрёшки.

Ход игры: «Большая матрёшка учить танцевать маленькую»,- говорит взрослый и отстукивает ритмический рисунок большой матрешкой по столу. Ребёнок повторяет этот ритм маленькой матрёшкой.

  • Сыграй песенку

Игровой материал: любые шумовые инструменты и игрушки (ложки, маракасы, палочки, кубики, бубен, ксилофон и т.п.)

Ход игры: Взрослый предлагает ребёнку сыграть знакомую попевку или небольшую песенку («Петушок», «Андрей-воробей», «Солнышко»)

  • Раз, два, три, ну-ка повтори

Ход игры: Дети стоят в кругу, хлопают в ладоши и говорят: «Раз, два, три, ну-ка повтори! Ну-ка не зевай! За мной (Катей, Ваней, Сашей и др.) повторяй!» Ребёнок, которого назвал взрослый, отхлопывает любой несложный ритм, все дети его повторяют.

Варианты игры:

  1. Хлопать можно в ладоши, по коленям, по плечам, а также притопывать, щелкать пальцами.
  2. Повторять могут не все, а только тот, на кого укажет взрослый.
  • Паровозик

Ход игры: Дети встают «паровозиком» друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего. Последний в цепочке отстукивает ритм на плече того, за кем стоит. Тот передаёт ритм следующему ребёнку. Последний участник, стоящий впереди всех, отхлопывает ритм в ладоши. Этот ритм сравнивают с первоначальным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как развить чувство ритма у ребенка?

Игры с мамой для развития ритмического слуха «Музыкальный котик и песик» Я- котик музыкальный, Я музыку люблю. Послушайте, ребята, Как нежно я пою (2 удара по коленям...

Развиваем чувство ритма у ребенка вместе с родителями

В домашних условиях родители могут использовать музыкально-ритмические игры и развивать музыкальные способности ребенка дома....

«Как развить чувство ритма у детей»

Консультация для родителей...

Интерактивная музыкально-дидактическая игра на развите чувства ритма "Весенние ритмы"

Интерактивная музыкально-дидактическая игра на развите чувства ритма "Весенние ритмы" для старших дошкольниковРитмослоги:Задание для детей:1.Прохлопай и произнеси ритмослогами ритмические ка...

Памятка родителям, которые хотят развивать у детей чувство ритма. Игры, развивающие чувство ритма.

Памятка родителям, которые хотят развивать у детей чувство ритма.Игры, развивающие чувство ритма:«Научи матрешку танцевать»;«Сыграй попевку»;«Раз, два, три, ну – ка...