Формирование духовно-нравственных качеств личности детей 4-го года жизни через восприятие музыки
статья по музыке (младшая группа)

Духовно-нравственное воспитание - длительный процесс, который предполагает, внутреннее изменение каждого участника, но результат его может найти отражение не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее.  Особая роль в духовно - нравственном воспитании ребенка принадлежит музыке, ведь музыка развивает не только разум, она развивает и облагораживает чувства, и задача музыкального руководителя - средствами искусства научить мыслить, чувствовать, сопереживать, развивать не только интеллект, но и душу ребенка.

 

В настоящее время проблеме духовно-нравственного воспитания уделяется пристальное внимание. Это подчеркивается и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, где среди важнейших принципов определен принцип построения образовательного процесса в дошкольной организации на основе духовно-нравственных качеств и отмечается необходимость воспитания у дошкольников любви к своему краю и Отечеству, родному языку, своему народу, его культуре и народным традициям.

Приобщение к музыке одно из самых интересных и радостных занятий, так как она связана со многими сферами человеческой деятельности.Учиться можно не только музыке, но и через музыку, особенно в раннем возрасте. Понимание музыки приходит в результате вдумчивого слушания. Наблюдения и специальные исследования показывают, что ребенок с самого раннего детства должен дозировано слушать музыку. При этом дети быстрее овладевают речью, становятся более подвижными и активными в общении.

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально - экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания детей среднего дошкольного возраста связана, по крайней мере, с тремя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_prospekt_na_proverku.doc48 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство образования, науки и молодежной политики

Нижегородской области

ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»

                                                                             Студентка 4 курса,

                                                                                         специальность 44.02.01.

    Дошкольное образование,

                                                                      группа ДО-4Б,

                                                          КРАФТ

                                                                                 Елизавета Андреевна

Формирование духовно-нравственных качеств личности детей

4-го года жизни через восприятие музыки

План-проспект

Дзержинск – 2019г.

Духовно-нравственное воспитание - длительный процесс, который предполагает, внутреннее изменение каждого участника, но результат его может найти отражение не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее.  Особая роль в духовно - нравственном воспитании ребенка принадлежит музыке, ведь музыка развивает не только разум, она развивает и облагораживает чувства, и задача музыкального руководителя - средствами искусства научить мыслить, чувствовать, сопереживать, развивать не только интеллект, но и душу ребенка.

В настоящее время проблеме духовно-нравственного воспитания уделяется пристальное внимание. Это подчеркивается и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, где среди важнейших принципов определен принцип построения образовательного процесса в дошкольной организации на основе духовно-нравственных качеств и отмечается необходимость воспитания у дошкольников любви к своему краю и Отечеству, родному языку, своему народу, его культуре и народным традициям.

Приобщение к музыке одно из самых интересных и радостных занятий, так как она связана со многими сферами человеческой деятельности.Учиться можно не только музыке, но и через музыку, особенно в раннем возрасте. Понимание музыки приходит в результате вдумчивого слушания. Наблюдения и специальные исследования показывают, что ребенок с самого раннего детства должен дозировано слушать музыку. При этом дети быстрее овладевают речью, становятся более подвижными и активными в общении.

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально - экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания детей среднего дошкольного возраста связана, по крайней мере, с тремя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Как часто звучат в наше время слова «русская душа», «феномен русской души». Но не менее часто — «падение нравственности», «деградация общества». Говоря словами композитора Д. Б. Кабалевского, музыка - является могучим и ничем не заменимым средством формирования их духовного мира. [16] Восприимчивость к прекрасному не только обогащает ребенка, но и направляет его на добрые поступки.

Предназначение дошкольного возраста – не столько в овладении ребенком знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа Я, эмоциональной сферы и нравственных ценностей.

Проблема духовно-нравственного воспитания человека средствами искусства, в частности музыкального, не раз выступала предметом изучения. Она рассматривалась с разных позиций и подходов в работах педагогов и психологов: Ш.А. Амонашвили, П.П. Блонского, Л.В. Выготского,

А.Н. Леонтьева, Б.Т. Лихачева, В.А. Сухомлинского, Б.М. Теплова, К.Д. Ушинского, И.Ф. Харламова, С.Т. Шацкого, а также в работах музыкантов-педагогов: Ю.Б. Алиева, О.А. Апраксиной, Л.Г. Арчажниковой, Н.Л.Гродзенской, Д.Б. Кабалевского, В.Н. Шацкой и др.

Выявленные противоречия и актуальность вопроса, определили выбор темы исследования.

Проблема: при наших условиях восприятие музыки будет способствовать формированию их духовно — нравственных качеств детей 4-го года жизни?

Объект исследования: процесс духовно-нравственного воспитания детей 4-го года.

Предмет исследования: формирование духовно — нравственных качеств детей 4-го года жизни через приобщение к восприятию музыки.

Цель исследования, выявить и экспериментально проверить значимость  музыки как средства духовно-нравственного воспитания детей 4-го года в процессе музыкальных занятий: слушания музыки, пения, игр, праздников и развлечений.

Гипотеза исследования: эффективность формирования духовно — нравственных качеств личности детей 4-го года жизни через восприятие музыки, может быть достигнута при следующих условиях:

- использование для восприятия детьми музыкальных произведений, отвечающих требованиям художественности и духовности;

- организация воспитательных музыкальных досугов, развлечений, праздников, викторин в повседневной жизни в дошкольной образовательной организации;

- использование традиционных воспитательных методов (обсуждение, викторина и т. д.) и нетрадиционных (инсценирование , кроссворд и т. д.) методов воспитания и закрепление впечатлений от прослушивания музыкальных произведений.

          Задачи:

  1. На основе анализа педагогической литературы выявить проблемы                      

духовно — нравственного воспитания младших дошкольников;

  1. Изучить влияние музыки на духовно — нравственное развитие и

воспитание личности ребенка;

  1. Определить формы организации музыкальной деятельности для

использования в повседневной жизни дошкольной организации с детьми 4-го года жизни;

  1. Выявить уровень сформированности духовно — нравственных

ценностей у детей младшей группы МБДОУ «Детский сад №132» г. Дзержинска;

  1. Организовать и провести серию музыкальных досугов, тгр,

развлечений, направленных на духовно — нравственное развитие детей 4 -го года жизни;

  1. Проанализировать эффективность педагогических воздействий

на духовно — нравственное развитие детей 4 — го года жизни.

        Для решения поставленных задач, в выпускной квалификационной работе использовались следующие методы исследования: общетеоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы, анализ понятиотийно-терминологической системы, анализ, синтез, обобщение, индукция и дедукция); эмпирические (констатирующий эксперимент: наблюдение, беседа, математическая обработка информации, опытная работа, изучение и обобщение педагогического опыта, экспертная оценка, наблюдение, диагностическая беседа).

Выпускная квалификационная работа состоит из 2-х глав:

В первой главе рассмотрены теоретические основы  духовно — нравственного воспитания детей 4-го года жизни средствами восприятия музыки.

Во второй главе выпускной квалификационной работы проведено опытно-практическое исследование по формированию духовно — нравственных качеств личности детей 4-го года жизни через восприятие музыки.

Новизна, заключается в том, что в исследовании выявляются основные особенности формирования духовно-нравственных понятий, определены теоретические основы для решения проблемы формирования духовно-нравственных понятий у детей 4-го года жизни, выявлены психолого-педагогические характеристики детей подготовительной группы, проведен анализ современной ситуации по вопросам духовно-нравственного воспитания в детском саду.

Тип работы - опытно-практический.

Ожидаемые результаты, создать и адаптировать модель  формирования духовно — нравственных качеств личности детей 4-го года жизни через восприятие музыки.

Практическая значимость заключается в разработке и апробировании модели развития духовно-нравственных ориентиров, которые внедрены в практическую деятельность МБДОУ «Детский сад №132»