Аналитический отчет музыкального руководителя
учебно-методический материал по музыке

отчет по самообразованию на тему: "Духовно- нравственное воспитание дошкольников".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskiy_otchet_po_smoobrazovaniyu.docx34.18 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 5 г.Вольска Саратовской области»

Улица Революционная, 29, Телефон: 7-10-39

Аналитический отчет музыкального руководителя

Олейниченко Анны Евгеньевны

по теме самообразования:

«Формирование патриотических чувств

детей старшего дошкольного возраста средствами музыки»

2019- 2020 учебный год

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй,

заботливый садовник укрепляет корень,

от мощности которого зависит жизнь растения

на протяжении нескольких десятилетий,

так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей

чувства безграничной любви к Родине».

В.А. Сухомлинский.

На современном этапе развития российского общества одной из главных задач образовательных учреждений является патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Ребёнок дошкольного возраста отличается большой эмоциональностью, его чувства господствуют над всеми другими сторонами жизни, определяя поступки, выступая в качестве мотивов поведения и выражая отношение к окружающему, поэтому роль детского сада в становлении личности юного гражданина уникальна

Цель: повысить свою профессиональную компетентность и систематизировать знания по вопросам формирования у детей патриотических чувств через музыку в условиях ФГОС ДО.

Задачи:

  • Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой современной научной и педагогической литературы по вопросу формирования у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств средствами музыки, курсов повышения квалификации, самообразования.
  • Активизировать работу с родителями: вовлечение родителей в совместные мероприятия по данной теме.
  • Разработать систему работы с педагогами.
  • Создать условия для полноценного развития каждого дошкольника.

Исходя из этого, невозможно переоценить и роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников.

Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить бережное отношение к природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений. Разнообразие тем охватывает то, что близко и доступно ребенку. Помимо этого, формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях.

1. Образ Родины в художественно- эстетическом развитии детей.

С точки зрения нравственного воспитания ребенка-дошкольника Родина – это, прежде всего воспитание трепетного отношения и уважения к матери.   Все дети любят своих мам.  Песни о маме устойчиво вошли в репертуар детского сада. Нет ни одной песни про маму, где бы не звучала ласковая, нежная, добрая мелодия, передающая нежность и любовь к единственной на свете мамочке…

В течении учебного года проводились праздники День Матери и 8 марта, на которых активно привлекали к участию наших мам. Они участвовали в конкурсах, танцевали вместе с детьми и играли.

Родина для ребенка- дошкольника – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Дети любят узнавать о том месте, где они родились и живут в настоящее время. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди - всё это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств.

В течении года мною были проведены консультации

с воспитателями:

  • «Нравственно- патриотическое воспитание дошкольника средствами музыки»;

  • «Какова роль русско- народной песни в наше время?»

  • «Влияние классической музыки на формирование патриотических чувств детей».

Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет и тема «Защитников Отечества». Это день воинской славы. Мы с ребятами чтим славные традиции нашей армии: беззаветную преданность Родине, постоянную готовность защищать её, верность военной присяге и Боевому Знамени! Эта тема очень любима детьми, особенно мальчишками. Песни военной тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них «Бравые солдаты» (муз. А. Филиппенко) и «Будем в армии служить» (муз. Ю. Чичкова, «Ты не бойся, мама» (Ю. Протасов). Они написаны в жанре марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми, как защитники нашей Родины.

Праздник 23 февраля мы проводим каждый год, это всегда торжественное мероприятие, которое я провожу в тесном контакте с инструктором по физкультуре. Она помогает мне в разучивании перестроений и подборе игр и эстафет. На празднике проводится много игр, в которых активное участие принимают папы.

2. Классическое культурное наследие.

Воспитание в детях любви к родине, своему народу и родной природе проводится на музыкальных занятиях, знакомя детей с произведениями русских классиков.

Русская музыкальная классика – это богатейшая сокровищница, достояние России. Ни одна страна мира не может представить такую блестящую плеяду великих композиторов. Можно и нужно знакомить детей с музыкой русских классиков. Приучать ребенка к классике нужно постепенно и начинать как можно раньше.

Играя на музыкальных инструментах, дети передают знакомые им образы. Например, металлофон – капель, трещотка – ветер, барабан – гром…

Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. Дети знакомятся с произведениями П.И. Чайковского из его «Детского альбома» и сюиты «Времена года», слушают произведения таких композиторов, как С. Прокофьев, А. Гречанинов, Г.Свиридов, Д.Кабалевский. Частично знакомятся с их биографией.

Особое внимание заслуживает творчество таких признанных композиторов как: Е.Зарицкая, Г. А. Струве, С. М. Соснин, А. Д. Филиппенко и другие. Это песни о родном крае, родной природе, о Родине, о детском саде, о защитниках отечества и т. д. В процессе музыкальных занятий слушание песен военных лет, о родной стороне способствует развитию у детей патриотических чувств, положительных эмоций, вызывает интерес к обычаям, традициям, культуре своего народа.

3. Фольклор, народная музыка. 

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.

             Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой
игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом,
бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Они просты и мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания. Русские песни становятся более понятными, 
доступными, когда  включают их в такую исполнительскую деятельность, как игра на детских музыкальных инструментах. Пение народных песен («Во кузнице», «Пошла млада за водой», др.) не только знакомит детей с национальными традициями народа, с его песенным прошлым, но и пробуждает чувство причастности к великой русской культуре.

Многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок широко используется на занятиях.

С музыкальным фольклором дети знакомятся и на досуговых праздниках. Например, летний традиционный праздник «На Иван-купало – обливай кого попало».
Каждый временной цикл (осенний, зимний, весенний) мы заканчиваем
тематическим праздником или развлечением. Уже стало традицией нашего
детского сада проводить “Праздник Осени”, «Масленица», «Весенние
забавы», «Гуляют ребятки в зимние святки», «Рождественские посиделки».

Детям приносит радость не только праздники и развлечения, но и подготовка к ним, в ходе которой они знакомятся с музыкальным материалом, историей, обычаями, бытом, костюмами, устным народным творчеством.

Примечательно, что вся русская классика неразрывно связана с русским народным музыкальным творчеством, буквально пронизана мотивами музыкального фольклора.

В течение года с родителями воспитанников были проведены беседы, консультации: «Влияние классической музыки на формирование патриотических чувств детей», «Влияние народной музыки на формирование патриотических чувств».

4. Историческое прошлое.

Важной частью моей работы по воспитанию любви к Родине является формирование у детей представлений о людях родной страны. В первую очередь следует вспомнить тех людей, которые прославили нашу Родину -  знаменитых ученых, изобретателей, врачей, композиторов, писателей, художников, путешественников; познакомить детей с лучшими качествами российского народа. Исходя из этого, чтобы воспитать достойного гражданина, патриота своей страны, пробудить в детях чувство любви к Родине, необходимо знание истории, исторического прошлого страны, подвигов людей, защитивших наше Отечество во время Великой Отечественной Войны.

Тема Великой Победы раскрывает величие подвига советского солдата, знакомит детей с песнями и музыкой тех лет. Происходит развитие познавательного интереса детей к русской истории через закрепление знаний о героях Российской армии в памятниках архитектуры родного города, посвящённых военной истории и памяти защитников Отечества.
      Особенно актуальная тема Войны в 2020г., поэтому наши воспитанники вместе с родителями и педагоги приняли активное участие в акциях, посвященных 75 лет ВОВ!

Заключение

Работа по формированию чувства любви к родному краю, стране более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Они не только большие и активные помощники детского сада, но и равноправные участники формирования личности ребёнка. 

Подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он напрямую связан с нравственностью и духовностью человека, их глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине.

Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Список используемой мной методической и справочной литературы:

1. Дорошук, Л.А. Произведения художественной литературы как средство воспитания основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста // Вестн. Шадринского государственного педагогического института. – 2010. – №2 (7).

 2. Васильев, Г.И. Исторические традиции как средство формирования патриотических чувств и поведения учащихся: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Якутск, 1999.

3. Любимова, Л.В. Педагогические условия использования народной культуры в процессе гражданского воспитания дошкольников [Текст]: дис. … канд. пед. наук / Л.В. Любимова. – Екатеринбург, – 2004.

 4. Лихачев, Б.Т. Педагогика: курс лекций. – М., 1992.

 5. Крупская, Н.К. Избранные педагогические произведения / Н.К. Крупская. – М.: Просвещение, 1965.

 6. Радина, Е.И. Ознакомление детей с явлениями общественной жизни  / Е.И. Радина; // Известия АПН РСФСР. Вып.34. – М., 1951.

7. Жуковская, Р.И. Игра и ее педагогическое значение. – М., 1975.

 8. Караковский, В.А. Воспитай гражданина: записки директора школы  / В.А. Караковский. – М.: Моск. рабочий, 1987.

 9. Козлова, С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с явлениями общественной жизни // Психологопедагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста: сб. науч. тр. – М., 1983.

10. Толмачева, В.В. Формирование социально-экологической направленности личности старшего дошкольника в трудовой деятельности: диссертация  канд. пед. наук. – Челябинск, – 2008.

11. ru.wikipedia.org 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитический отчет музыкального руководителя Королёвой Т.А. за 2014-15 учебный год.

Предлагаю этот документ как вариант отчётности музыкального руководителя за проделанную в течение учебного года работу....

Аналитический отчет музыкального руководителя о проделанной работе по теме: «Патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки»

       Музыкальное искусство  в педагогике является  важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка. Ввести маленьких  детей в прекрасн...

аналитический отчет музыкального руководителя Дмитриевой Т.В.

Аналитический отчетпо музыкально-художественной деятельностиза 2015-2016 учебный год музыкального руководителя                     ...