Мастер класс «Развитие (поддержка) инициативности дошкольников посредством музицирования»в рамках XVI Всероссийских с международным участием научных чтений молодых исследователей, посвященных памяти В.И.Даля
презентация по музыке

Елена Александровна Дубкова

 

 

Мастер-класс как локальная технология демонстрирует один из видов деятельности музыкального воспитания дошкольников. Данная форма продуктивна для передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определённого содержания при активной роли всех участников занятия. Он состоит из заданий, которые направляют деятельность участников для решения поставленной педагогической проблемы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dalevskie_19_-_kopiya.pptx2.83 МБ
Файл master_klass_dalevskie_19.docx31.9 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие инициативности дошкольников посредством музицирования .

Слайд 2

«Самый лучший способ научиться – это смотреть на то, как работает мастер» Майкл Джексон Инициатива – почин, начинание, принятие человеком самостоятельного решения, форма проявления его общественной активности.

Слайд 3

М узицирование – доступная форма ознакомления ребёнка с миром музыки. Игра на инструментах (наряду с движением, речью и игрушками) является необходимым условием общего развития детей.

Слайд 4

Хотите тренировать свой мозг? Забудьте о приложениях, играйте на музыкальных инструментах!

Слайд 5

Игра на музыкальных инструментах влияет на структуру мозга, улучшает память, пространственное мышление и речевые навыки. Об этом говорится в исследованиях, результаты которых опубликовало издание The Guardian .

Слайд 6

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Вторая группа раннего возраста (2-3 года) учить различать звуки по высоте (высокое и низкое, тихое - громкое звучание колокольчика, фортепиано, металлофона)

Слайд 7

Младшая группа (3-4 года) знакомить детей с некоторыми детскими музыкальными инструментами: дудочкой, металлофоном, колокольчиком, бубном, погремушкой, барабаном а также их звучанием. Учить подыгрывать на детских ударных музыкальных инструментах.

Слайд 8

Средняя группа (4-5 лет) формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне.

Слайд 9

Старшая группа Учить детей исполнять простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах; знакомые песенки индивидуально и небольшими группами, соблюдая при этом общую динамику и темп. Развивать творчество детей, побуждать их к активным самостоятельным действиям.

Слайд 10

Подготовительная группа Учить играть на металлофоне, свирели, ударных и электронных музыкальных инструментах, русских народных музыкальных инструментах: трещотках, погремушках, треугольниках; исполнять музыкальные произведения в оркестре и в ансамбле.

Слайд 11

Проблема: Современные дети не знают как называются музыкальные инструменты , как они звучат, как выглядят и уж тем более не умеют на них играть. Игра на инструментах громкая, шумная, она мешает родителям, младшим детям в семье. Удобнее посадить ребенка у экрана телевизора, компьютера, телефона, что бы его не слышать и не видеть.

Слайд 12

К огда ребенок проявляет инициативу в игре на инструментах дома, родители ее не поощряют. Удобнее посадить ребенка у экрана телевизора, компьютера, телефона, что бы его не слышать и не видеть. И по - этому сначала свободная деятельность ребенка выглядит так, а спустя некоторое время – так.

Слайд 13

Дошкольное образовательной учреждение на сегодняшний день является единственной организацией, в которой дети имеют возможность играть на музыкальных инструментах самостоятельно (музыкальные уголки в группах ), под руководством педагогов (сольно, в ансамблях, в оркестре), проявляя инициативу.

Слайд 14

Цифровая система обучения. Метлов Николай Афанасьевич (16.1.1885, Москва – 1971, Москва) – педагог, музыкант; канд. педагогических наук. Разносторонне образованный, горячо и безраздельно преданный избранному делу Считал , что музыкальное воспитание и развитие ребенка должны осуществляться на протяжении всех ступеней его развития . Ему принадлежит идея организации детского оркестра (сначала шумового, потом смешанного). Н. А. Метлов провел большую работу по созданию и совершенствованию конструкции детских музыкальных инструментов, имеющих звукоряд,— металлофона и ксилофона . Цифровая система, предложенная в 30-е гг. Н. А. Метловым , в то время, может быть, была оправданной, но в дальнейшем стала использоваться реже, так как она приводит к механическому воспроизведению мелодии.

Слайд 15

Обучение детей игре по нотам очень трудоемко, хотя иногда используется в практике. Далеко не все дошкольники овладевают нотной грамотой, если не ведется постоянная индивидуальная работа.

Слайд 16

Цветовая система, распространенная за рубежом, удобна для быстрого овладения детьми игрой на инструментах. Определенное цветовое обозначение (цветные клавиши, пластины металлофона) закрепляется за каждым звуком, например нота ля обозначается синим цветом, соль — голубым. Александр Скрябин первый «раскрасил» звуки в цвета.

Слайд 20

«Элементарное музицирование » с истема обучения Карл Орф немецкий композитор и музыкальный педагог. Дидактические идеи Орфа , развитые в творческом содружестве с Г. Кетман , были воплощены в новаторском подходе к музыкальному обучению детей, известному как « Орф-Шульверк ». Термин « Schulwerk » — немецкое слово, означающее «школьная работа». Музыка является основой и соединяет вместе движение, пение, игру и импровизацию.

Слайд 23

ТАРЯ – МАРЯ ( потешка ) Таря Маря в лес ходила. В лес ходила? В лес ходила? Таря Маря шишки ела. Шишки ела ? Н ам велела? Да ! Да! Да? Да? А мы шишек не едим! Таре Маре отдадим! Таре Маре, Таре Маре, Таре Маре отдадим! Таря Маря в лес пошла. В лес пошла? В лес пошла? И грибочка там нашла. Там нашла? Там нашла? Да? Да? Да! Да ! А грибочки мы едим. Таре Маре не дадим! Таре Маре, Таре Маре, Таре М аре не дадим!

Слайд 24

Педагогические технологии, используемые в музицировании для развития инициативности . Квест «По следам бременских музыкантов » Квест - приключенческая игра ( анг . Quest - поиски, анг . Adventure - приключение), требующая от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету.

Слайд 25

«Клубный час» Технология Натальи Петровны Гришаевой Это технология, в основу которой положено самоопределение ребенка в выборе различных видов деятельности.

Слайд 26

Проектная деятельность. Комплекс интегрированных занятий с логопедом «В стране звуков».

Слайд 27

Проведение тематический бесед, концертов в рамках социального партнерства . Воспитанники и выпускники нашего ДОУ являются учащимися музыкальных школ города.

Слайд 28

Электронное обучение - это система обучения при помощи информационных и электронных технологий. Существует определение, которое дали специалисты ЮНЕСКО (Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры): « e- Learning — обучение с помощью интернета и мультимедиа».

Слайд 29

Каждый музыкант в оркестре играет на своем инструменте , и много ли ему известно о тех сложных гармониях , что из этого рождаются? Он играет только свою, порой очень скромную партию. Но он знает, что симфония чудесна, чудесна, даже если никто ее не слышит, и он доволен тем, что в ней участвует. Уильям Сомерсет Моэм



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида  №21 «Золотой ключик»

Образовательная площадка

Мастер класс

«Развитие (поддержка) инициативности дошкольников посредством музицирования»

в рамках XVI Всероссийских с международным участием научных чтений молодых исследователей, посвященных памяти В.И.Даля

музыкальный руководитель

Е.А Дубкова

Канск 2019г.

Слайд 1

«Самый лучший способ научиться –

это смотреть на то, как работает мастер»

                                  Майкл Джексон

Мастер-класс как локальная технология демонстрирует один из видов деятельности музыкального воспитания дошкольников. Данная форма продуктивна для передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определённого содержания при активной роли всех участников занятия. Он состоит из заданий, которые направляют деятельность участников для решения поставленной педагогической проблемы.

Цель - распространение педагогического опыта, выражающееся в овладении участниками одного из видов деятельности музыкального воспитания дошкольников (игра на музыкальных инструментах).

Виды продуктивной деятельности  игра на музыкальных инструментах сольно, в ансамбле, в оркестре.

Задачи

Обучающие - сформировать представления слушателей о классификации музыкальных инструментов, формах и приемах игры на них.

Развивающие – развивать слуховое восприятие (тембр, динамические оттенки, ритм), развивать мелкую моторику кистей рук (ручная умелость, плавность движений), мыслительную деятельность, внимание.

Воспитательные -  воспитывать дружеские взаимоотношения, умение работать в команде, бережное отношение к инструментам, произведением искусства.

Принцип мастер – класса: «Я знаю, как это делать. Я научу вас»

Алгоритм проведения (технологическая карта)  мастер – класса.

1. Презентация педагогического опыта педагога – мастера: 10 минут

обоснование основных идей педагогических технологий, применяемой на практике; демонстрация результативности деятельности воспитанников,  определение проблем и перспектив в работе.

2. Представление приемов обучения игре на музыкальных инструментах: 15 минут

3. Практическое музицирование: 30 минут

Учебное занятие со слушателями с демонстрацией приёмов эффективной работы.

4. Рефлексия. 10 минут

Результатом мастер – класса является прием развития (поддержки) инициативы музицирования, которую разработал «учитель-ученик» под руководством «учителя – мастера» с целью его применения в практике собственной деятельности.

1. Презентация педагогического опыта.

Сообщение сопровождается презентацией.

Слайд 2

Определение понятий:

Инициатива – почин, начинание, принятие человеком самостоятельного решения, форма проявления его общественной активности.

Инициатива для человека, способного самовольно определять необходимость выполнения или невыполнения того или другого действия, становится первостепенной характеристикой любого его поступка, определяемого понятием «авторство».

Слайд 3 

Игра на детских музыкальных инструментах – вид деятельности дошкольников - одна из самых доступных форм ознакомления ребёнка с миром музыки. Дети самовольно любят брать в руки инструменты, исследовать их и играть. Но в неорганизованной групповой деятельности детей их желание играть на инструментах быстро пропадает. Многоголосие громких, неритмичных звуков раздражают самих детей и взрослых, находящихся рядом в тот момент. Как поддержать инициативу музицирования?

 - Научить детей играть сольно, в ансамбле, оркестре.

Зачем заниматься музицированием?

Учиться играть на музыкальном инструменте – это одна из самых эффективных форм тренировки мозга.

Слайд 4 

Хотите тренировать свой мозг? Забудьте о приложениях, играйте на музыкальных инструментах.

В октябре 2014 года группа из более 100 видных нейрофизиологов и психологов написала открытое письмо о том, что «заявленный потенциал игр/приложений для прокачки мозга часто преувеличен и порой вводит в заблуждение». Ранее в этом году гиганта индустрии, компанию Lumosity, оштрафовали на два миллиона долларов. 

Игры и приложения для тренировки мозга не оправдывают рекламных обещаний. Но хорошо известно, что некоторые виды деятельности и определённый образ жизни способствуют здоровому состоянию мозга в целом и помогают сохранить остроту ума по мере того как мы становимся старше. Одно из таких занятий – музыка. Исследования показывают, что обучение игре на музыкальном инструменте полезно и для детей, и для взрослых.

      Слайд 5 

Игра на музыкальных инструментах влияет на структуру мозга, улучшает память, пространственное мышление и речевые навыки. Об этом говорится в исследованиях, результаты которых опубликовало издание The Guardian.

 Игра на музыкальных инструментах - сильный когнитивный стимулятор, который развивает мозг как ничто иное. Есть доказательства, что занятия музыкой улучшают рабочую память, речь и другие способности».

Слайд 6

Огромную роль в реализации этих задач играет наличие различных музыкальных инструментов и их использование в процессе работы с учетом возрастных возможностей детей.

Слайды 7, 8 , 9 , 10 младшей, средней, старшей, подготовительной групп.

Слайд 11

Проблема: Современные дети не знают, как называются музыкальные инструменты, как они звучат и как выглядят и уж тем более не умеют на них играть. А почему? Потому что взрослые и сами дети (которым мешают) подавляют инициативу.

Слайд 12

Игра на инструментах громкая, шумная, она мешает родителям, младшим детям в семье. И когда ребенок проявляет инициативу в игре на инструментах дома, родители ее не поощряют. Удобнее посадить ребенка у экрана телевизора, компьютера, телефона, что бы его не слышать и не видеть.  

И по - этому сначала свободная деятельность ребенка выглядит так (слайд)

А спустя некоторое время – так (появляется картинка).

Слайд 13

Дошкольное образовательной учреждение, на сегодняшний день, является единственной организацией, в которой дети имеют возможность играть на музыкальных инструментах самостоятельно (музыкальные уголки в группах), под руководством педагогов (в ансамбле, оркестре), проявляя инициативу. Мы, как педагоги, поддерживая инициативу должны обучить воспитанников игре на инструменте сольно, в оркестре.

Чтобы обучить детей играть на инструментах, нужно самим уметь музицировать. Сегодня вам представиться эта уникальная возможность.

2. Представление систем обучения.

Существует несколько способов обучения игре на мелодических музыкальных инструментах: по нотам, по цветовым или цифровым обозначениям, по слуху. Рассмотрим каждый из них.

Цифровая система обучения.

Слайд 14

 Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах уже в 20-е гг. стал известный музыкальный деятель и педагог Николай Афанасьевич Метлов. Ему же принадлежит идея организации детского оркестра (сначала шумового, потом смешанного). Н. А. Метлов провел большую работу по созданию и совершенствованию конструкции детских музыкальных инструментов, имеющих звукоряд,— металлофона и ксилофона. Разработал цифровую систему обучения игре на музыкальных инструментах. Детей обучают играть по цифрам, наклеенным около каждой пластины металлофона, и записи мелодии в цифровом обозначении. Может моделироваться и обозначение длительности (длинные и короткие палочки и т. д.). Цифровая система, предложенная в 30-е гг. Н. А. Метловым, в то время, может быть, была оправданной, но в дальнейшем стала использоваться реже, так как она приводит к механическому воспроизведению мелодии.

Слайд 15

Обучение детей игре по нотам очень трудоемко, хотя иногда используется в практике. Далеко не все дошкольники овладевают нотной грамотой, если не ведется постоянная индивидуальная работа. Важно, чтобы дети понимали связь расположения нот на нотном стане со звучанием их в мелодии, исключив механическое воспроизведение нотных знаков.

Слайд 16

Цветовая система, (по Александру Скрябину «цветной слух») распространенная за рубежом, удобна для быстрого овладения детьми игрой на инструментах. Определенное цветовое обозначение (цветные клавиши, пластины металлофона) закрепляется за каждым звуком, например, нота ля обозначается красным цветом, соль — зеленым. Ребенок имеет запись мелодии в цветовом обозначении: используются цветные кружочки или цветное изображение нот, с ритмическим обозначением и без него. Играть по этой системе очень легко, но при таком способе игры (вижу зеленое обозначение ноты — нажимаю на зеленую клавишу) слух не участвует в воспроизведении мелодии, ребенок играет механически. Подобным способом детей обучают играть по цифрам, наклеенным около каждой пластины металлофона, и записи мелодии в цифровом обозначении (например, до — 1, ре — 2, ми — 3 и т. д.).

Выполнение практических заданий на слайдах 17, 18, 19

Оба способа обучения детей (с использованием цветовых и цифровых обозначений) позволяют легко и быстро получить нужный результат, но не имеют развивающего эффекта - слишком велика в этих способах доля механического воспроизведения мелодии.

Слайд 20 «Элементарное музицирование»

Система обучения К.Орфа

 «Каждый узнает лишь то, что сам пробует делать»

 Песталоцци

Речь, движение и музыка (телесно-эмоциональное знакомство). Включи ребенку веселую музыку и он запрыгает, захлопает, зазвенит погремушкой. Принцип - это развитие творческого начала. Дети должны не повторять, а создавать собственную детскую элементарную музыку. Педагог всегда в музицировании вместе с детьми. Он, конечно, наблюдает, помогает, но, в первую очередь показывает им образец музыкального поведения – того поведения, которое инстиктивно демонстрируют нам и сами дети, когда им не мешают это делать взрослые. В системе обучения К.Орфа нотную грамоту и цветовую систему знать не обязательно, отсюда и название «Элементарное музицирование».

Представители системы - современные авторские методики Т.Э. Тютюнниковой, Т. А. Боровик, В.А. Жилина.

Выполнение практических заданий на слайдах 21, 22, 23.

Слайд 24

Педагогические технологии, используемые в музицировании, для развития инициативности.

Квест  «По следам бременских музыкантов» рассказать.

Слайд 25  «Клубный час» рассказать.

Слайд 26 Проектная деятельность. Комплекс интегрированных занятий с логопедом «В стране звуков» рассказать.

Слайд 27 Развлечения по ознакомлению с музыкальными инструментами (русские народные инструменты), концерты музыкальной школы рассказать.

Слайд 28 Электронное обучение:

Компьютерные музыкально-дидактические игры.

Презентация «Использование символов г.Канска в музыкально-ритмических схемах».

1. «Музыкальный магазин».

2. «На чем играют звери».

Обучение игре на детских музыкальных инструментах при помощи компьютерного музыкально-дидактического материала (ритмическое видео) проиграть.

3. «Озорная полечка».

4. «Зайки и белочки».

5. «Белка, еж, козленок, птичка, заяц».

6. «В кастрюлю шагом марш».

7. «Федорино горе».

8. «Федорино горе 2».

9. «Бубенцы».

10. «Ритмы новогодние» на шарики и конфетки.

11. «Мышка и мишка» треугольник, бубен.

12. «Ромашковые ритмы» бубен, ложки.

13. «Курочка Ряба»

14. Юмористический оркестр «Маша и медведь».

Презентации об инструментах (русских народных, современных, деревянно-духовых, медно-духовых) рассказать.

 

3. Практическое музицирование: 20 минут

Учебное занятие со слушателями с демонстрацией приёмов эффективной работы.

Оркестр по программе «Ладушки» И.Каплуновой, И.Новоскольцевой.

1. «Лягушонок» музыка и слова М.Лазарева

2. «Детская полька» М. Глинка

3. «Игра с бубном» Л.Шварца

4. «Мы желаем счастья вам» музыка С.Намина

5. «Песня старого извозчика»  музыка  Н.Богословского, слова  Я.Родионова 

4. Рефлексия.

Подведение итогов. Обмен мнениями. Пожелания. Предложения.

Слайд 29 На экране заключительный слайд презентации с цитатой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС «Развитие речи у дошкольников посредством обучения рассказыванию по картине»

Демонстрация опыта работы обучения рассказыванию по картине детей дошкольного возраста....

Мастер-класс «Развитие логического мышления дошкольников посредством логико-математических игр»

На каждом возрастном этапе формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для разв...

Мастер - класс «Развитие эмоционального мира дошкольника посредством творческого самовыражения»

Данный мастер - класс может использоваться как на  воспитаетлем на занятиях в детском саду, так и родителями при домашнем досуге. Довольно интересный материал как для детей, так и для взрослых. В...

Мастер-класс "Развитие словесного творчества дошкольников посредством составления поэтических текстов"

Презентация мастер-класса "Развитие словесного творчества дошкольников посредством составления поэтических текстов"....

Мастер - класс "Развитие социальной активности дошкольников посредством составления родословного древа"

В материале представлено теоретическое обоснование  актуальности ведения работы по развитию социальной активности дошкольников поспедством составления родословного древа.  Практический матер...

Мастер-класс «Развитие речи младших дошкольников посредством пальчиковых и театрализованных игр»

В современных условиях, при подготовке ребенка к обучению в школе и дальнейшей жизни в социуме, мало вооружать его определенной суммой знаний, необходимо развивать связную речь то есть умение общаться...

Мастер-класс: "Развитие речи старших дошкольников посредством LEGO - комплектов "Построй свою историю"

Цель: создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов в процессе активного игрового взаимодействия по освоению развивающих методов работы по развитию речи дошкольников.Задачи:Поз...