Обучение детей дошкольного возраста игре на ложках
статья по музыке (старшая группа)

Расписная деревянная ложка с давних времён гостит не только на столах, она украшает игры, русские пляски, песни, музыкальные ансамбли, оркестры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_detey_igre_na_lozhkah.docx22.16 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Лиханова Евгения Егоровна

Музыкальный руководитель

МБДОУ д/с №100 «Белоснежка»

г.Якутск

Из опыта работы «Обучение детей дошкольного возраста игре на ложках»

Расписная деревянная ложка с давних времён гостит не только на столах, она украшает игры, русские пляски, песни, музыкальные ансамбли, оркестры.

Игра на ложках помогает развитию крупной и мелкой моторики, которая способствует совершенствованию мыслительных процессов и подготавливает руку к письму, что является прекрасным средством не только индивидуального развития, но и развития творческой инициативности, сознательных отношений между детьми.

Занятия в ансамбле расширяют сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышают его интерес к музыкальным занятиям, развивают  память, внимание, помогают преодолеть излишнюю застенчивость, скованность, расширяют музыкальное воспитание ребёнка.

Ложки относятся к группе шумовых ударных инструментов. Партии для ложек записываются как на нотном стане, так и на одной линейке, так называемой «нитке» без ключа и знаков.

Играть можно на двух и на трёх ложках. Численный состав ансамбля от 7-8 человек. Необходимо обращать внимание детей на то, что ансамбль смотрится хорошо только в том случае, если все участники держат ложки одинаково, на одном уровне. В ансамбле ложкарей необходимо всем играть в одном темпе, одновременно начинать и заканчивать игру, чётко простукивать ритм в одном темпе.

В работе с ансамблем можно выделить три этапа

Первый этап.

Знакомство детей с приёмами игры на ложках. Педагог должен сыграть на ложках, увлечь детей музыкой.

Второй этап.

Освоение техники игры, ритмическая тренировка. На этом этапе уделяется большое внимание координированным совместным действиям детей для игры в ансамбле. С этой целью можно провести следующие игры и упражнения:

1. Прохлопать в ладоши простой ритмический рисунка знакомой попевки,           песни, затем простучать этот ритм на ложках.

2. Игра «Музыкальное эхо».

Педагог простукивает ритм – дети повторяют. Можно предложить ребёнку простучать ритм – всем детям повторить.

3. Целесообразно вводить различные ритмические задания, используя карточки с ритмическим рисунком.

4. Ритмическая импровизация.

Педагог играет любую плясовую мелодию, а дети воспроизводят ритм.

Третий этап:

Выступление на праздниках, концертах.

Приёмы игры на ложках

При игре на ложках обращаем внимание детей на посадку: посадка на 1/2 стула (не глубокая посадка), ноги вместе – «стульчиком»,  спина ровная – выпрямленная. Ложки держатся правой  рукой у самого края черенков, между черенками вставлен указательный палец, выпуклостями ложки обращены друг другу (спинками  друг к другу). Зажим ложек не сильный.

Части ложки: ручка, чашечка, «пяточка».

Ложки в двух руках держат за ручки, удары приёмами:

1. «Ладушки»

Одновременно двумя руками «пяточкой» по «пяточке».

2. «Блинчики»

Ложки в горизонтальном положении, удары по «пяточке» левой ложки, потом по «пяточке» правой ложки.

3. «Тарелочки»

Руки вытянуты вперёд, скользящие удары «пяточкой» по «пяточке».

4. «Бубен»

Одна ложка опорная в согнутой в локте руке или вытянутой вперёд, другой ложкой удары по «пяточке».

5. «Часики»

Круговые движения руками перед собой.

6. Удары вправо-влево, вверх-вниз одновременно двумя ложками.

Все эти приёмы можно выполнять, поменяв положение ложек: одна ложка - за ручку (в правой руке), другая в левой руке приёмом «коробочка»  (чашечка зажата в ладони, ручка направлена вверх).

Удары «пяточкой» одной ложки по «пяточке» другой ложки. Ложки  можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном.

Приёмом «коробочка» можно передать цоканье копыт лошади, ударяя попеременно ложкой в правой руке по ручке и «пяточке» ложки в левой руке.

В следующем приёме обе ложки держат в правой руке тыльной стороной друг к другу следующим образом: одна между 1-ым и 2-ым пальцами, другая между 2-ым и 3-им, или использовать спаренные ложки.

Приёмы игры:

1.Ударяют по ладони левой руки: перед собой; справа; слева.

2. «Мячики» (выполняют сидя, нога на ногу). Удары по колену, ложки, как мячики, отскакивают. Ложки ставят между коленом и ладонью левой руки, согнутой перед грудью, локоть приподнят.

3. «Качалочка». Ладонь левой руки открыта вверх на уровне плеча. Удары по колену и по ладони, одновременно делать небольшие наклоны влево - вправо.

4. Сидя, ноги рядом, ударять по очереди по коленям (длительность восьмая), затем по ладони (длительность четвертная).

5. «Соседи»:

- ударять ложками по ладони левой руки и по плечу соседа слева.

- ударять ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа.

- «раз» удар по колену, «два» удар по ладони слева, «три» удар по колену,

«четыре» удар по левой ладони, вытянутой вправо с наклоном туловища     вправо.

- «раз» удар по колену, «два»- по локтю левой руки.

- сидя нога на ногу, «раз» - удар по ладони,  «два»- по колену, «три»-по ладони, «четыре»-по пятке левой ноги.

Приёмы игры  на ложках в парах

1.Сидя в полуоборота друг к другу: один держит ложки в двух руках чашечкой к себе на уровне плеч, другой ударяет по ложкам партнера одновременно или попеременно каждой ложкой (ритм четвертные или восьмые).

2. Поменять положение рук: согнуть в локтях перед собой, чашечкой вниз. Партнёр ударяет по ложкам сверху – вниз (ритмы разные).

3. «раз» - удар в свои ложки, «два» - по ложкам друг друга

4. «Ладушки»

 «раз» - удар в свои ложки,

 «два» - правой  ложкой по правой ложке друг друга,

 «три» - удар в свои ложки,

 «четыре» - левой ложкой по левой ложке друг друга.

Эти приёмы можно выполнять в положении стоя друг напротив друга.

Приёмы игры на ложках в сочетании с танцевальными движениями

Дети держат ложки в двух руках.

Два удара в ложки, три перетопа на месте.

«Часики»

а) два удара в ложки, три перетопа с полуповоротом вправо,

б) снова два удара в ложки, три перетопа с полуповоротом далее вокруг себя.

в) повторить два удара в ложки, три перетопа с полуповоротом далее вокруг себя.

г) два удара в ложки, тремя перетопами вернуться в исходное положение.

3. «Самоварчик»

а) «раз» - удар в ложки,

б) «два» удар по коленям, одновременно сделав небольшую «пружинку» ногами,

в) три перетопа.

4. «Ковырялочка»

а) «раз», «два» - правой ногой выполняют движение: носок, пятка,

б) три перетопа  с одновременным ударом в ложки.

Повторить тоже самое с левой ноги.

5. «Распашонка»

а) «раз» удар в ложки,

б) с поворотом корпуса вправо выставить правую ногу на каблук - руки развести в стороны.

Схема обучения  игре на ложках дошкольников.

I занятие:

1.        Прослушивание записи мелодии на CD диске.

2.        Определяем её характер, отмечаем динамические оттенки: громкое и тихое звучание.

3.        Прослушивание мелодии в фортепианном исполнении – аккомпанемент, воспитатель исполняет ритмический рисунок на ложках.

II занятие:        

1.        Игра на ложках без музыкального сопровождения, отработка индивидуальной техники исполнения, определённого рисунка.

2.        Отработка темпа мелодии.

III - IV занятие:        

1.        Закрепление полученных навыков.

2.        Игра в парах, по подгруппам.

V занятие:        

1.        Закрепление полученных навыков.

2.        Игра в парах, по подгруппам, отработка динамических оттенков.

VI занятие:        

1. Закрепление полученных навыков.

2.  Включение в игру всей группы.

VII занятие:        

1.Выполнение движений на одном уровне.

2.Учим одновременно начинать и заканчивать игру.

VIII занятие:        

1. Развитие чувство ансамбля, активность детей.

2. Игра с музыкальным сопровождением и без него с включением в игру ударных инструментов (трещоток, музыкальных молоточков, треугольников).

       

Чтобы повысить интерес к занятиям, устраивают соревнования между подгруппами ложкарей.

       Соединяют игру на ложках с пением, танцевальными движениями, используют и другие инструменты: трещотки, треугольники, бубны, ксилофоны, рубель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме"Обучение детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах"

Представлен опыт работы по обучению дошкольников игре на музыкальных инструментах....

Методическая разработка мастер-класса «Обучение детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах».

Привлекая воспитателя к работе с детьми, необходимо в первую очередь подготовить его самого....

Конспект открытого занятия по теме «Обучение детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах в детском саду»

Игра на музыкальных инструментах влияет на познавательное развитие дошкольников и развитие творческих способностей....

Обучение детей дошкольного возраста игре на детских музыкальных инструментах.

В своей работе я особое внимание уделяю игре на детских музыкальных инструментах. В 2013 году обобщила опыт своей работы по этой теме и представила презентацию на районном методическом объединение....

Презентация "Обучение детей дошкольного возраста игре на детских музыкальных инструментах в кружке "Оркестр"

В презентации представлены цель, задачи, формы организации, методы и приемы, диагностические методы в работе кружка "Оркестр"...

Обучение детей дошкольного возраста игре

Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах открывает перед ними новый мир звуковых красок, стимулируется интерес к инструментальной музыке. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные...

Обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы как способ развития интеллектуальных способностей детей.

В статье раскрыта одна из инновационных технологий -обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы.Предлагаются этапы ознакомления детей с шахматами....