Конспект музыкального занятия для детей подготовительной к школе группы "Зимушка хрустальная"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)

Буробина Елена Александровна

Представленное занятие для старшего дошкольного возраста включает в себя "Систему обучения игре на детских музыкальных инструментах"К.Орфа. Занятие доминантное, игра на детских музыкальных инструментах включается в каждую из частей занятия. Занятие проводится в зимний период, предполагается как итоговое, после накопления определённого изченного детьми материала. К занятию прилагается анализ, который включает в себя методы и приёмы, используемые педагогом.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                 

Конспект доминантного занятия

«Зимушка хрустальная»

(подготовительная к школе группа)

Музыкальный руководитель:
Буробина Елена Александровна

 детский сад №6

2017год

Программное содержание:

- формировать у детей интерес к творческим импровизациям в различных видах музыкальной деятельности;

- продолжать воспитывать культуру слушателя, исполнителя, импровизатора;

- воспитывать эстетический вкус детей, избирательное отношение к окружающим звукам;
- воспитывать культуру речи детей в подборе описательных характеристик музыкальных произведений, звуковых импровизаций, художественных образов;

-  привлекать внимание детей к красоте звучания стеклянных звуков: познакомить детей с динамическими оттенками звучания предметов, музыкальных инструментов: ff ,f , p,  pp, а также с постепенным усилением и ослаблением силы звука;

- закрепить выразительное, эмоциональное исполнение песни: обращать внимание на слаженность в исполнении, динамические оттенки, певческую дикцию;

- формировать способы импровизации окончания мелодии, начатой взрослым;

- содействовать яркой выразительности исполнения движений в процессе взаимодействия музыкально-игровых образов в хороводе, музыкально-ритмическом движении, игре;

- развивать тембровый слух, чувство ритма, ассоциативное мышление, воображение;

- развивать представление о различных жанрах музыки, в том числе театрально-драматических.

Подготовленность детей:

-  детям знакомы музыкальные инструменты,  приемы игры на них;

- сформированы первичные навыки песенных, игровых, танцевальных и инструментальных импровизаций.

Подготовка педагога:

- составление конспекта занятия на основе методики, предложенной        

- подбор музыкального репертуара, музыкальных инструментов, звучащих предметов, дидактического и наглядного материала для занятия, атрибутов.

Ход занятия:  

Педагог: Ребята, вы  любите путешествия? Почему? Я хочу пригласить вас в чудесное волшебное ледяное царство Зимушки-Зимы, в ее хрустальный замок, ледяные, зеркальные покои.

-Тихо, тихо, не шумите, зимы звуки не спугните,
В этом зале, здесь, сейчас музыка звучит для вас.

Звучит «Танец феи Драже» (П.И.Чайковского из балета «Щелкунчик»)

Дети змейкой идут по залу, выполняют импровизационные движения в соответствии с содержанием текста, характером музыки.

-Провела зима над нами ледяными рукавами,

И посыпались снежинки, словно белые пушинки.

-Вьюга, вьюга закружила, и пурга заворошила.

Педагог предлагает использовать атрибуты для выразительности импровизаций.

Все успокоилось, и вот – зима в гости вас зовет.

Дети проходят на стулья.

Рассказ о стеклянных, хрустальных музыкальных предметах, приемах игры на них, использовании  динамических оттенков:p,  Pp.

Педагог предлагает совместную инструментальную  импровизацию прослушанного музыкального произведения.

Проводит анализ творческой деятельности детей:
- Какие музыкальные инструменты помогли изобразить музыку зимы?

- Какой силы должны быть ледяные звуки?

- Как вы считаете, у всех ли получилась музыка зимы?

Педагог говорит о том, что звуки зимы можно передать и голосом.

Звуковые имитации – «Иней», «Сосульки».

Распевка с элементами импровизации  «Голоса зимы»:

               Метель гудит, в трубе шумит.

               Очень страшно одному,

               А метель  все …….                     «У-У-У».

Педагог предлагает детям исполнить хоровод «Зимняя песенка» ( Е.Тиличеевой)              
Предлагает для импровизации во время вступления нескольким детям на выбор музыкальные инструменты.

-Дети, скажите, как музыкальное сопровождение помогало в исполнении хоровода?

Теперь Зимушка с нами поиграет, музыкальные загадки загадает.

           Проводится игра «Угадай, на чем играю».
Анализ игры.

- Скажите, какие еще зимние песни вызнаете и можете исполнить в ледяном царстве?

  «Почему медведь зимой спит? ( Л.Книппер – А.Коваленко).

Дети, я предлагаю устроить для зимушки музыкальный театр. Вы поддерживаете мою идею? Что же нам для этого необходимо?

Ребята, я предлагаю с помощью музыкальных инструментов изобразить характер, настроение героев песни.
- Какие инструменты, на ваш взгляд нам подойдут?

- Что похоже на шаги медведя?

- Как можно изобразить стук дятла?

- С помощью чего можно показать шум леса?

 Музыкальный театр.
Анализ детской деятельности:

 - Скажите, с помощью чего мы создали музыкальный театр?

 -  Удалась ли нам наша затея?

 -  Что можно изменить в следующий раз?

Дети, зиме так понравился наш ледяной театр, что она тоже захотела с нами поиграть в « Театр ледяных фигур».

Анализ игры.

Ребята, ваш веселый смех, музыкальные звуки разбудили солнышко от зимнего сна.

       Солнце просыпается, лучами заливается,
      Природу будит ото сна, в гости к нам идет … (весна).

- Скажите, как можно зазвать весну в наше зимнее царство?

 - Какая по характеру «Веснянка»?

- Какие музыкальные приемы использовал композитор для создания весеннего настроения?

Исполняется песня «Веснянка» (Н.Никитина)

Анализ:

- Дети, сегодня мы с вами побывали в удивительном путешествии – в мире звуков, которые были и в ледяном царстве зимы, и в лучах солнышка, и в звуках леса и его обитателей.

 - Что вам запомнилось больше всего? Почему?

-  Какие новые знания вы почерпнули из нашего путешествия, чему научились?

- Чем вам особенно понравилось заниматься?

- Для чего нужны музыкальные инструменты?

- Почему люди учатся играть на музыкальных инструментах?

- Где вам пригодятся эти умения?

Самоанализ доминантного занятия для детей подготовительной к школе группы

«Зимушка хрустальная»

   Данное занятие составлено на основе пособия Скопинцевой О.А. «Развитие музыкально-художественного творчества старших дошкольников: рекомендации, конспекты занятий». Выбор доминантного занятия – а доминанта - творческая деятельность проходила через все части занятия,  был обусловлен тем, что творческая деятельность дает педагогу уникальную возможность превратить пассивного созерцателя в активную личность. Занимаясь творческой деятельностью, ребенок научится принимать нестандартные решения, творчески мыслить. При составлении занятия были использованы элементы проблемного обучения, а также приемы и методы, развивающие творческий потенциал старших дошкольников, музыкальные и общие способности: оригинальное образное мышление, воображение, эмоциональную отзывчивость.

   Программное содержание занятия включает в себя три вида задач: воспитательные-

- формировать у детей интерес к творческим импровизациям в различных видах музыкальной деятельности;

- продолжать воспитывать культуру слушателя, исполнителя, импровизатора;

- воспитывать эстетический вкус детей, избирательное отношение к окружающим звукам;
- воспитывать культуру речи детей в подборе описательных характеристик музыкальных произведений, звуковых импровизаций, художественных образов;

образовательные-

-  привлекать внимание детей к красоте звучания стеклянных звуков: познакомить детей с динамическими оттенками звучания предметов, музыкальных инструментов: ff ,f , p,  pp, а также с постепенным усилением и ослаблением силы звука;

- закрепить выразительное, эмоциональное исполнение песни: обращать внимание на слаженность в исполнении, динамические оттенки, певческую дикцию;

- формировать способы импровизации окончания мелодии, начатой взрослым;

- содействовать яркой выразительности исполнения движений в процессе взаимодействия музыкально-игровых образов в хороводе, музыкально-ритмическом движении, игре;

развивающие-

- развивать тембровый слух, чувство ритма, ассоциативное мышление, воображение;

- развивать представление о различных жанрах музыки, в том числе театрально-драматических.

    Структура занятия выстраивалась следующим образом:

В вводной части был использован прием  погружения в игровую атмосферу, ему предшествовали вопросы, определяющие интерес и желание  детей к участию в игре-путешествию. Мне кажется, что данные приемы способствовали настрою и вниманию детей. Вопросы способствовали мотивации к развитию игровой ситуации с детьми. Интерес детей к теме занятия поддерживался оформлением зала (иллюстрации зимних пейзажей, декорации ледяного царства, атрибуты).

     Художественное слово, используемое в течение всего занятия, помогало детскому восприятию языка музыки, самовыражению детей в ритмических, инструментальных и песенных импровизациях.
Восприятие музыки, ритмические движения, импровизации на тему «Танец феи Драже» П.И.Чайковского.
   
 Использование  различных атрибутов стимулировало детское творчество, развивало воображение, т.к. перед детьми стояла проблемная ситуация: с помощью каких движений и атрибутов можно наиболее точно и выразительно изобразить: падающие снежинки, вьюжные вихри. Анализ деятельности детей……
При анализе музыкального произведения решалась смежная задача – воспитание культуры речи.

      Совместная  инструментальная импровизация на музыкальных предметах и инструментах способствовала закреплению знаний о динамике звучания музыкальных предметов pp. В данной части занятия  мною детям был предоставлен выбор музыкального предмета или инструмента и способ исполнения. Также каждый из детей был привлечен к анализу деятельности,  как самого себя, так и других детей. Таким образом, решались воспитательная, образовательная и развивающая задачи (пример).

      Использование игровых технологий К.Орфа, Э.Нотдорфа в разделе      Певческая деятельность задействовало механизмы творческого мышления, привело к решению воспитательной задачи – воспитание у детей интереса к процессу сочинительства, чувства собственной значимости, самореализации. Распевки. Музыкально-театральная импровизация «Почему медведь зимой спит». «Веснянка». Анализ деятельности детей…..

Танцевально – игровая деятельность.

    Все занятие было объединено общей темой – темой Зимы. Тема являлась как бы носителем игрового образа. Игровые задания я предлагала детям от лица Зимы, что поддерживало игровую ситуацию, интерес детей, увлеченность занятием. Общность темы занятия и сезона времени способствовало более тонкому и понятному восприятию детей материала занятия - изображение ледяных фигур, эмоциональное исполнение хоровода «Зимняя песенка», так как дети могли опираться на собственный опыт и наблюдения. Анализ деятельности детей……

Музыкально-дидактическая игра, игра на детских музыкальных инструментах.
  Игра «Угадай, на чем играю» способствовала закреплению названий музыкальных инструментов, приемов игры на них. Включение инструментальных импровизаций в части занятия способствовало формированию исполнительской и  творческой компетентности детей.

При проведении занятия учитывался уровень музыкального развития детей и степень их активности. Сочетание этих данных в каждом ребенке качественно своеобразно. Хорошие музыкальные способности далеко не всегда сопровождаются активностью детей. И наоборот, некоторые инициативные дети плохо интонируют, неритмично, невыразительно двигаются. При формировании творчества мне было важно проследить значение  для его продуктивности различных особенностей личности ребенка и его музыкальных данных. Для этого я провела данное занятие с подгруппой детей. Во время занятия  мною осуществлялась личностно-ориентированную модель общения с каждым из детей, индивидуальный и дифференцированный подход (выбор заданий разной степени сложности).

Анализ занятия способствовал установлению межпредметных связей (- Где вам пригодятся эти умения?)

После каждой части занятия проводился анализ и самоанализ детской деятельности, где дети могли почувствовать значимость каждого  из видов, увидеть, проанализировать успехи свои и товарищей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Путешествие в страну фантазий» Конспект интегрированного занятия у детей подготовительной к школе группы №6

Развивать фантазий, нестандартное мышление, выделять противоречивые свойства предметов и явлений.  Упражнять в составлении описаний по представлению, формировать умение пользоваться формула...

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной к школе группы По теме «Путешествие по «Золотому кольцу» (интеграция ОО «Коммуникация», ОО «Художественное творчество», ОО «Музыка»)

В рамках методического объединения по теме "Интеграция воспитательно-образовательного процесса" было проведенно открытое занятие "Путешествие по Золотому кольцу России". Цель занятия формировать чувст...

Конспект музыкального занятия с детьми подготовительной к школе группы.

Конспект тематического занятия с детьми подготовительной к школе группы "Как хорошо уметь дружить"...

музыкальное занятие для детей подготовительной к школе группы, с использованием говорящей ручки "Знаток"

Цель: способствовать развитию творческих способностей детей в различных видах           музыкальной деятельности. Повысить мотивацию к разучивани...

конспект открытого музыкального занятия для детей подготовительной к школе группы.

конспект музыкального занятия составлен с целью приобщения детей к творчеству великих русских композиторов, а так же, для закрепления понятий : темр, темп, ритм, динамика....

Конспект музыкального досуга для детей подготовительной к школе группы «ПОЮ ТЕБЕ, МОЙ МОНЧЕГОРСК!»

Представлен конспект тематического музыкального досуга для детей подготовительной к школе группы в целях воспитания нравственности, патриотизма и любви к малой родине....

Конспект открытого музыкального занятия для детей подготовительной к школе группы «Точка, точка, запятая»

Открытое музыкальное занятие для подготовительной группы на тему "Танцевально-игровая деятельносить как средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста"...